Кто изобрел мяч?

Энциклопедии » Всё обо всем
Никто не знает, кто первым начал играть в мяч, но было это еще в доисторические времена. Каждая цивилизация, от первобытных времен до наших дней, играла в игры, используя различные виды мяча.

Некоторые древние народы плели мяч из тро­стника, другие использовали для игры кожу, на­битую пером птиц. Позднее грекам и римлянам пришла в голову прекрасная идея — использовать воздух. Надутый воздухом кожаный мяч, называ­емый «фоллис», использовали для метания и лов­ли. Они также надували мяч больших размеров, которым играли в разновидность футбола или другие игры, где мяч пинали ногами.

Мячи изготавливались из разнообразных мате­риалов, имевшихся в большом количестве в дан­ной стране. Североамериканские индейцы, напри­мер, были охотниками, поэтому они играли в мяч, сделанный из оленьих шкур. Японские дети играли мячами из плотной ткани, опутанной ве­ревкой.

Рассказывают, что Колумб встретил в Цент­ральной Америке индейцев, игравших в твердые мячи, изготовленные из каучука. Он взял не­сколько таких мячей с собой в Европу и, таким образом, познакомил европейцев с отскакиваю­щими резиновыми мячами.

Многие из современных игр с мячом возникли как религиозные или магические церемонии. Час­то игры в мяч основывались на старых представ­лениях о войне, богах, дьяволах, жизни и смерти.

Египтяне были среди первых людей, кто про­водил обрядовые игры в мяч. Каждую весну две большие группы людей участвовали в состязании, выступая на стороне своих богов. В игре исполь­зовали круглый деревянный мяч и изогнутые пал­ки. Задача состояла в том, чтобы провести мяч в ворота противоположной команды. Команда, дей­ствовавшая более слаженно и настойчиво, одер­живала победу во имя своего бога.

Сколько лет спортивным прыжкам в воду?

Энциклопедии » Всё обо всем
Человек, вероятно, научился прыгать в воду вскоре после того, как научился плавать. Он на­чал прыгать в воду сразу же, как обнаружил, что может попасть в воду с земли.

После того, как человек научился прыгать, он, вероятно, начал нырять в воду вперед головой. Но лишь в конце XIX века возникло акробатиче­ское или художественное ныряние.

Гимнасты из таких стран, как Швейцария, Германия и Финляндия, совершенствуя свою ак­робатическую технику, обнаружили во время тре­нировок, что в воду прыгать мягче, чем на землю или маты. Как результат этих практических уп­ражнений, появился новый вид спорта — прыжки в воду.

К 1904 году возник большой международный интерес к этому спорту. Было достаточно разнообразных видов прыжков в воду, чтобы прове­сти состязания по этому виду во время Олимпий­ских Игр того года. Состязание было названо «высокие прыжки в воду в программе Олимпий­ских Игр».

Каждый прыжок, разрешенный на соревнова­ниях, имеет оценку, основанную на трудности ис­полнения. С первых Олимпийских соревнований по прыжкам в воду, проведенных в 1904 году список типов прыжков в воду продолжает изме­няться. Устаревшие типы прыжков снимаются, а новые добавляются.

Прыжки с вышки — это прыжки без подкид­ной доски. Они обычно совершаются с высокой площадки. При прыжках с трамплина использует­ся длинная доска, которая легко гнется. Прыжки с трамплина появились после прыжков с вышки. Они совершаются с меньшей высоты, чем прыжки с вышки.

Сегодня соревнования по прыжкам в воду -очень популярный вид спорта в школах и коллед­жах. Многие прыгуны в воду, кто принимает уча­стие в соревнованиях во время учебы, продолжа­ют соревноваться многие годы потом.

Как появилось плавание?

Энциклопедии » Всё обо всем
Человеку не дано от природы умение плавать, как многим животным. Естественно, человек дол­жен был научиться плавать, наблюдая за живо­тными, которые плавают благодаря инстинкту.

Первый человек вынужден был научиться пла­вать, чтобы выжить в суровых условиях.

Первый способ плавания, который освоил че­ловек, известен под названием «грести по-со­бачьи», то есть имитируя плавание собаки. Но потом человек захотел найти такой способ плава­ния, который давал бы ему больше возможности координировать движения рук и ног, а также спо­собность долго держаться на поверхности воды. И вот более двух тысяч лет тому назад человек ос­воил новый вид плавания, известный как брасс. Этот вид все еще используется многими людьми для преодоления больших дистанций в открытой неспокойной воде.

Следующий вид плавания, которому научился человек, был боковой. В нем движение ног напо­минали взмах ножниц. Потом человек научился плавать саженками. Этот вид плавания позволял развивать большую скорость.

Следующий вид плавания был назван «тред­жен», по имени англичанина Джона Треджена, который изобрел его в 1783 году. Этот стиль со­стоит из чередующихся гребков рук и ударов ног типа «ножницы». Джон Треджен установил боль­шое количество рекордов в плавании, используя этот стиль, и многие люди приняли его.

Следующий стиль, к которому мы подошли,— стиль «кроль». Он назван так потому, что очень похож на ползание. Он был привезен в Англию в 1902 году Ричардом Кавиллем, который научился ему в Австралии, где этот стиль широко исполь­зовался местными жителями. Сначала он был на­зван «австралийский кроль». Люди, плававшие этим стилем, установили так много рекордов, что кроль был признан самым скоростным среди всех стилей плавания.

Плавание высоко ценилось в Древней Греции и Риме и рассматривалось как часть тренировки воинов.

Когда люди начали исследовать подводное пространство?

Энциклопедии » Всё обо всем
Первым подводным исследователем был, на­верное, человек, который искал под водой что-нибудь съестное.

Сотни тысяч лет назад люди умели ловить ры­бу. Эти древние рыбаки жили на берегах озер в Африке. Они набрасывались на рыбу и ловили ее руками. Это заставляло людей учиться плавать. Затем пловцы научились задерживать дыхание и нырять. Первые погружения происходили недале­ко от берегов озер и морей, там, где было глубо­ко и вода была чистой. Постепенно ныряльщики осваивали все большие и большие глубины.

Они находили и выносили из воды различные интересные и полезные предметы. Это были и съедобные моллюски, и красивые цветные корал­лы и ракушки, которые использовали в качестве украшений или продавали. Еще 4000 лет назад индейцы глубоко ныряли у берегов Перу и доста­вали из воды двустворчатые раковины мол­люсков, которые были одним из любимых куша­ний.

В то же самое время — тысячи лет назад — на другой стороне земного шара люди добывали уст­риц из глубин Персидского залива, но не для еды. Ныряльщикам нужны были жемчужины, которые находились внутри раковины в мягкой части тела устрицы. Как и сейчас, жемчужины использова­лись в качестве украшения.

Древних греков и турок иногда называют ро­доначальниками современного ныряния. Они на­чали проводить исследования губчатых в Эгей­ском море более двух тысяч лет назад, и то, что они узнали, до сих пор важно.

Они выявили, что чем больше воздуха они вдыхали прежде, чем нырнуть, тем дольше они могли оставаться под водой. В конечном итоге кому-то пришла в голову мысль, что надо брать с собой дополнительный запас воздуха в приспо­соблении, которое они называли водным пузырем.

Пузырь делали из шкуры козла, овцы или свиньи. Затем его смазывали маслом, и он стано­вился водонепроницаемым. Все, кроме одного от­верстия, крепко сшивалось. Ныряльщик надувал бурдюк и с тяжелым камнем, который удерживал его под водой, опускался вниз. Теперь он некото­рое время мог работать под водой, и, по мере не­обходимости, вдыхал воздух из бурдюка.

Откуда взял начало военно-морской флот?

Энциклопедии » Всё обо всем
Знаете ли вы о том, что первоначально в со­став военно-морского флота страны входили все корабли, включая и военные, и торговые, и рыбо­ловные? В настоящее время слово «флот» стало обозначать боевые корабли, а также те, которые помогают вести боевые действия.

Первые флоты возникли тогда, когда воору­женные люди племени или города выходили в море на самых больших, какие только у них были, кораблях, чтобы сразиться с врагом и при­крыть свою территорию с моря. Такими корабля­ми были обычно рыболовные или торговые суда. Позднее появились корабли, приспособленные специально для морского боя.

Во времена древних греков и римлян вместо торговых округлых были построены удлиненные корабли, которые имели большую скорость дви­жения. Когда персы угрожали нападением на Афины в 483 году до нашей эры, греки увеличи­ли свой флот с 50 до 100 удлиненных кораблей. К концу 5 века до нашей эры этот флот увели­чился до 300, а позднее даже до 360 и стал насто­ящим военно-морским флотом! В мирные времена эти военные корабли стояли на стапелях или в укрытиях в бухтах.

Самые древние военные корабли представляли из себя многовесельные галеры, и каждая требо­вала большого количества гребцов. Эти огромные гребные галеры использовались для тарана других кораблей или для взятия вражеских кораблей на абордаж.

В устройстве древнегреческого и древнерим­ского флота было много общего с современно­стью. У греков был капитан, специалист по пару­сам, много младших офицеров, моряков и греб­цов, а также, солдаты и моряки, которые участво­вали в схватке. У римлян всегда был отряд сол­дат, которых называли «классики», и они имели особую приписку для службы на флоте.

Сегодня, конечно, флот — это очень сложная структура, включающая корабли десятков типов и систему их обеспечения.

Кто первым сделал паруса?

Энциклопедии » Всё обо всем
Давным-давно человек сделал это великое от­крытие, хотя никто не знает конкретно, когда это случилось. Оно давало возможность лодке легко плыть вперед в том направлении, куда дул ветер.

Все, что для этого требовалось,— это прикрепить кусок кожи, материи или еще что-нибудь подобное на палку. С таким парусом лодка про­двигалась вперед легко, и не надо было грести.

Конечно, настоящий парусный корабль имеет и другое преимущество: он может плыть и против ветра. Для этого надо знать, как менять курс или двигаться зигзагообразно. Много времени прошло до того, как появилось умение управлять паруса­ми на кораблях.

Много стадий было на этом пути. У древних египтян корабли были с веслами и с огромными парусами. Сначала их корабли плавали только по Нилу, но позднее они стали выходить и в море. Но они поднимали паруса только при попутном ветре.

Греки и римляне изобрели корабль, который назывался галера. Рабы сидели на веслах, а парус поднимали только при попутном ветре.

Другой корабль, который они изобрели, назы­вался «круглым» и использовался для перевозки грузов. Сначала эти корабли имели только одну мачту с одним большим парусом. Но в эпоху христианства на этих кораблях появилась допол­нительная мачта и парус на носу, а иногда был также и маленький марсель.

Эти корабли все еще не могли идти против ветра, но некоторые из них могли брать ветер, который дул сбоку.

Викинги также изобрели парусники и к 800 году нашей эры имели корабли с большими квад­ратными парусами.

Что из себя представляли первые океанские пароходы?

Энциклопедии » Всё обо всем
Большинство путешествий через океан совер­шается сегодня по воздуху, хотя океанские лайне­ры все еще курсируют. Трансатлантические путе­шествия на лайнерах начались в 1816 году. Пер­вой компанией, пустившей суда по расписанию, была компания «Черный шар» из Нью-Йорка. Ее корабли курсировали между Нью-Йорком и Ли­верпулем. Вскоре стали появляться и другие ли­нии.

Первые лайнеры ходили под парусами. Их на­зывали почтовыми, потому что они возили почту и захватывали пассажиров. Корабли были не очень комфортабельными: пассажиры первого класса ехали в маленьких каютах, а пассажиры четвертого класса не имели кают совсем. Они спали на койках из грубых досок в отведенных для этого узких и низких местах под палубой.

На некоторых пароходных линиях пассажиры четвертого класса должны были иметь с собой продукты. Каждый пассажир должен был предъ­явить свой запас продуктов, прежде чем ему разрешали сесть на пароход. Требуемый запас про­дуктов включал большое количество печенья, му­ки, картофеля, чая, сахара, патоки, два окорока, оловянный котелок, сковороду, кружку, чайник, нож, вилку и ложку. Для того, чтобы обеспечи­вать других пассажиров молоком и продуктами, на большинстве почтовых кораблей были корова и выводок цыплят.

Первым пароходом, который пересек Атланти­ку, был американский корабль «Саванна». В 1819 году он совершил путешествие из Саванны, штат Джорджия, в Ливерпуль за 29 дней. «Саванна» почти весь путь шла под парусами, и только ког­да стихал ветер, она шла на парах.

Паруса оставляли на всех первых пароходах, так как моряки не доверяли силе пара. Они боя­лись, что паровой двигатель сломается посередине океана или вдруг не хватит топлива.

Один из самых известных пароходов имел гребные колеса и гребные винты. Это был паро­ход «Великий житель Востока». Он был 210 мет­ров в длину, 25 метров в ширину и на протяжении сорока лет оставался самым большим кораб­лем в мире

Кто сделал первую лодку?

Энциклопедии » Всё обо всем
Что бы вы сделали, если бы, живя у воды, ни­когда не видели лодки и никогда не слышали о ней? Вам бы, наверное, захотелось переплыть ре­ку или поплыть по течению, и вы бы, вероятно, начали искать что-то такое, что удерживало бы вас на воде.

Вот так, судя по всему, первобытный человек и открыл для себя, что если связать вместе не­сколько кустов или стволов деревьев и использо­вать палку или ветку в качестве шеста или весла, то можно переплыть озеро или реку. Так роди­лась идея создания лодки.

Такой лодкой, состоящей из связанных друг с другом плавающих предметов, был плот. Но он был неудобен, так как он не мог быстро двигаться и на него заливалась вода.

Поэтому первобытный человек начал искать более маневренное средство, чтобы при этом в него не заливалась бы вода. Он придумал исполь­зовать в качестве лодки выдолбленное бревно. На нем можно было передвигаться гораздо быстрее, и оно совершенно не пропускало воду. Но на такой лодке нельзя было перевозить столько, сколько на плоту, и она к тому же легко опрокидывалась.

Первобытный человек старался усовершенст­вовать «выдолбленную» лодку. Для увеличения скорости он сделал нос и корму, бокам лодки придал выпуклую форму для большей устойчиво­сти и выровнял днище. Затем он изобрел киль и старался поднять бока лодки при помощи планок.

Между тем те, кто все еще продолжали пла­вать на плотах, тоже начали их усовершенство­вать. Они настелили из досок пол на плотах, а для большего удобства и защиты построили на плоту платформу (она была предком палубы). Они надстроили бока и подняли вверх заднюю и переднюю стороны плота. И получилась лодка, которая позднее стала ковчегом, или плоскодон­ной лодкой, или джонкой (это все виды плоско­донных лодок).

Со временем плоты и выдолбленные лодки стали иметь много общего. Закономерным было соединение лучших качеств каждой из них, в за­висимости от того, какая лодка была нужна. Итак, мы можем сказать, что известные нам се­годня лодки — это результат развития обеих опи­санных идей первобытного человека.

Когда изобрели колесо?

Энциклопедии » Всё обо всем
Колесо — одно из важнейших достижений че­ловека. Когда колес не было, люди клали тяже­лые грузы на сани и тащили их сами или запряга­ли в них быков.

Известно, что самые первые колеса были сде­ланы в Месопотамии (современный Ирак) в 3500—3000 годах до н.э. Они были двух видов: гончарный круг и колесо для телеги. Гончарный круг был предком наших, шкивов, водяных колес, шестеренок часового механизма, других двига­тельных машин.

Первые телеги представляли собой сани, по­ставленные на колеса, которые были скреплены осями. На это людей подтолкнула практика, когда приходилось под сани класть бревна, которые иг­рали роль катков. Сани катились вперед, а катки, по которым сани уже проехали, подкладывались спереди.

Древние колеса были крепко прикреплены к своей оси. Колеса и ось составляли одно целое. Когда телега с такими колесами поворачивала, внешнее колесо ехало дальше, чем внутреннее.

Поэтому колесо обязательно скользило или бук­совало.

Более позднее изобретение — прикрепление оси к экипажу и свободный ход колес, что позво­ляло ехать быстро и легче делать поворот.

Первыми экипажами были крестьянские теле­ги, военные колесницы, царские катафалки и свя­щенные повозки богов.

Ранние телеги и колесницы были двух— и че­тырехколесными. Но первые четырехколесные экипажи были непрактичны. Передняя и задняя оси крепились к корпусу. Так как ни та, ни дру­гая оси не могли двигаться, экипаж не мог делать крутых поворотов. 2000 лет назад изобрели пере­днюю управляемую ось, с помощью которой эки­паж мог поворачивать влево и вправо.

Во втором тысячелетии до нашей эры в Юго-Западной Азии изобрели колеса со спицами.

Когда была изобретена стиральная машина?

Энциклопедии » Всё обо всем
Стиральные машины известны всем, но для многих они все еще предмет роскоши. До того, как появились стиральные машины, белье дома стирали в деревянной или оцинкованной ванне. Его терли на рифленой стиральной доске. Затем белье выжимали и вешали на веревку сушить­ся.

Одну из первых стиральных машин сконструи­ровал Гамильтон Смит из Питсбурга, штат Пен­сильвания, в 1858 году. Эта машина управлялась рукояткой, которая вращала лопасти, расположенные внутри лохани. Была и другая стиральная машина, которая имитировала стирку на стираль­ной доске. Но все эти машины не пользовались успехом. Белье часто запутывалось, завязывалось узлом или рвалось. В 1907 году была изобретена стиральная машина с мотором. К 1912 году почти все домашние стиральные машины приводились в движение электричеством.

Баки первых стиральных машин делали из де­рева. Затем их стали делать из металла: меди, оцинкованной стали, алюминия и цинка. К 1961 году практически все баки стали покрывать фар­форовой эмалью, так как такие машины могли выдерживать действие сильных стиральных по­рошков и любую температуру воды.

Мешалка была изобретена в 1922 году. Боль­шинство из них представляло из себя конус с не­сколькими плавниками на нижнем конце. Мешал­ка перемешивала белье сверху вниз и из стороны в сторону. Полностью автоматизированная сти­ральная машина появилась в 1937 году.

Большинство стиральных машин стирают 3—4 килограмма белья. Они потребляют около 150 литров воды за одну стирку, а температура воды поддерживается на уровне 55—70 градусов.

Первая действующая сушилка была изготовле­на в 1930 году. Комбинированная стиральная ма­шина с отжимом была впервые представлена на рынке в 1953 году.

Кто сделал первые часы?

Энциклопедии » Всё обо всем
Когда мы говорим о часах, мы имеем в виду прибор для измерения времени. Но человеку спо­собы отсчета времени были известны задолго до того, как он изобрел такие приборы.

Восход и заход солнца были первыми показа­телями времени. Увеличение и уменьшение теней от палок, камней и деревьев также служило для определения времени. Движение звезд тоже слу­жило человеку чем-то вроде гигантских часов. Он заметил, что по мере того как проходила ночь, становились видимыми различные звезды.

Древние египтяне делили ночь на двенадцать временных периодов, соответствующих восходу 12-ти звезд. Они и день делили аналогично, и на­ши 24-часовые сутки основаны на египетском де­лении дня и ночи. Египтяне также сделали тене­вые часы — бруски дерева с указателями. В ко­нечном итоге эти теневые или солнечные часы, имеющие 12 периодов для деления дня, и были первыми часами.

Следующими видами часов были водяные и огненные. Свеча с нарезками отсчитывала время по мере сгорания от нарезки к нарезке. А в водя­ных часах тарелка с маленьким отверстием на дне помещалась на воду. После определенного времени плавающая тарелка наполняется водой и тонет. Около 2000 лет назад человек изобрел еще один вид часов — песочные. Они состояли из двух полых стеклянных сосудов, соединенных так, что песок мог пересыпаться из одного в дру­гой. Верхний сосуд был наполнен песком в таком количестве, что он высыпался в отверстие в тече­ние часа.

Где-то в 140 году до нашей эры греки и рим­ляне применили зубчатое колесо для усовершен­ствования водяных часов. Поплавок, помещенный в сосуд, поднимался, когда вода текла тонкой струйкой в сосуд. Он был соединен с зубчатым колесом. Колесо поворачивало стрелку, которая постепенно двигалась от одной часовой отметки к другой. А через 1400 лет изобрели первые меха­нические часы. Груз был привязан к бечевке, она поворачивала катушку, которая в свою очередь двигала оси зубчатых колес и шестеренок. Колеса поворачивали стрелку на циферблате.

Когда изобрели очки?

Энциклопедии » Всё обо всем
Оглянитесь вокруг, и вы увидите, что значи­тельное число людей носит очки. Мы так привык­ли видеть людей в очках, что трудно представить то время, когда их не было. Людям с плохим зре­нием приходилось справляться с этим кто как мог.

Никто не знает наверняка, когда изобрели оч­ки. В 1266 году Роджер Бэкон, английский мо­нах, который проводил много интересных экспе­риментов, нашел способ увеличения букв в книге, чтобы их было легче читать. Он просто клал на книгу кусочек стеклянного шара! Конечно, это не помогало так, как помогают очки.

Первые очки можно увидеть на портрете кар­динала, который был нарисован в 1352 году в Италии. На нем были две заключенные в рамки линзы, соединенные перекладиной.

Когда начали появляться печатные книги, очки становились необходимостью для многих людей, и их использование получило большое распростра­нение. В XVI столетии их делали в большом ко­личестве в северной Италии и южной Германии.

В 1784 году Бенджамин Франклин изобрел бифо­кальные очки, которые представляют собой два различных вида линз в одной и той же оправе.

Чтобы понять, как очки помогают человеку лучше видеть, нужно знать, что представляют из себя глаза. Глаз имеет форму шара с небольшой выпуклостью впереди. В центре этой выпуклости находится зрачок, через отверстие которого луч света проникает в темную внутренность глаза. Луч света проходит через отверстие в зрачке к хрусталику. Хрусталик фокусирует свет, давая изображение видимого предмета на задней сторо­не глазного яблока. Здесь есть перегородка из светочувствительных клеток, которая называется сетчаткой.

У некоторых людей глазное яблоко немного вытянуто спереди назад: у других глазное яблоко слишком короткое и хрусталик не может фокуси­ровать четкое изображение на сетчатку. Очки как бы дают глазу дополнительный хрусталик, кор­ректирующий работу хрусталика глаза так, что на сетчатку фокусируется четкое изображение. И вы видите лучше!