Если вы левша или знаете кого-нибудь из них, вы замечали, что левшам приходится приспосабливаться к жизни в этом мире, поскольку мы живем в правостороннем мире.
96 процентов людей праворукие, и, естественно, все вещи — от дверных ручек, замков, отверток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде — предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жизни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев мира, были левшами.
В то время как некоторые родители расстраиваются, если их дети — левши, большинство медицинских авторитетов считают, что благоразумнее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки — это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.
Итак, что же делает большинство людей праворукими?
Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат — большинство людей праворукие. Поэтому считалось, что у левши что-то не в порядке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большинство людей праворукие, потому что мозг большинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей левое полушарие мозга господствует, поэтому правая половина их тела более искусна и лучше развита. Наша правая рука работает лучше, чем левая рука.
У левшей мозг развит в противоположном направлении. Правое полушарие мозга доминирует, поэтому левая половина тела работает лучше. Она работает так же хорошо, так же искусно. Это чистая случайность, что они левши. И не нужно делать из этого проблему!
96 процентов людей праворукие, и, естественно, все вещи — от дверных ручек, замков, отверток, автомобилей, музыкальных инструментов и машин до таких мелочей, как пуговицы на нашей одежде — предназначены для праворуких людей. Но тем не менее большинство леворуких людей, кажется, живут довольно хорошо. И конечно, есть примеры левшей, которые добивались в жизни очень многого. Например, Леонардо да Винчи и Микеланджело, двое из величайших гениев мира, были левшами.
В то время как некоторые родители расстраиваются, если их дети — левши, большинство медицинских авторитетов считают, что благоразумнее ничего не исправлять. Лучшее развитие левой руки — это не дефект человека, поэтому ребенка не надо бранить или наказывать и не надо делать никаких усилий, чтобы стараться превратить его в праворукого. Таково мнение авторитетов.
Итак, что же делает большинство людей праворукими?
Долгое время думали, что мы праворукие из-за таких вещей, как тренировка, традиции, и как результат — большинство людей праворукие. Поэтому считалось, что у левши что-то не в порядке, потому что они не могут делать вещи так, как делают другие. Сегодня считается, что большинство людей праворукие, потому что мозг большинства людей функционирует в определенном направлении. Одна половина мозга доминирует над другой половиной. Левое полушарие мозга контролирует функции правой половины тела, а правое полушарие мозга контролирует функции левой половины тела. И у большинства людей левое полушарие мозга господствует, поэтому правая половина их тела более искусна и лучше развита. Наша правая рука работает лучше, чем левая рука.
У левшей мозг развит в противоположном направлении. Правое полушарие мозга доминирует, поэтому левая половина тела работает лучше. Она работает так же хорошо, так же искусно. Это чистая случайность, что они левши. И не нужно делать из этого проблему!
Все мы встречали людей, которые заикаются. К таким людям надо относиться с пониманием и сочувствием, но, к сожалению, находится много таких людей, включая и шутников, которые считают это предметом для насмешек.
Заикание или запинание происходит, когда органы речи испытывают определенные спазмы, так что вдруг становится невозможно произносить слова, а в речи возникают паузы. Это часто случается при повторении в быстром темпе отдельных звуков, на которых и происходит остановка.
Есть много степеней заикания. В некоторых случаях это только незначительные затруднения при произнесении отдельных звуков или слогов с ними. В крайних же случаях мышцы языка, горла, лица, и даже те, что связаны с дыханием, вовлекаются в спазм.
Нормальная речь, которую большинство из нас производят, даже не задумываясь об этом,— довольно сложная процедура. Необходима самая точная координация гортани, щек, языка и губ. Когда эта координация не производится с достаточной точностью, появляется запинание.
Заикание редко проявляется до 4—5 лет. Причиной его появления могут быть некоторые физические нарушения или сильный эмоциональный стресс, волнение. В некоторых случаях, похоже, заикание может быть преодолено обучением медленному чтению и проговариванию, с тщательным произнесением каждого слога. Человека надо также научить, как регулировать дыхание во время речи. Особое внимание обращается на звуки и комбинации звуков, которые вызывают особые затруднения, и дефект может быть в большинстве случаев преодолен с помощью серий упражнений на чтение. В любом случае лечение должно осуществляться специалистами в этой области, и, кроме того, эмоциональная основа заикания тоже требует серьезного внимания.
Заикание или запинание происходит, когда органы речи испытывают определенные спазмы, так что вдруг становится невозможно произносить слова, а в речи возникают паузы. Это часто случается при повторении в быстром темпе отдельных звуков, на которых и происходит остановка.
Есть много степеней заикания. В некоторых случаях это только незначительные затруднения при произнесении отдельных звуков или слогов с ними. В крайних же случаях мышцы языка, горла, лица, и даже те, что связаны с дыханием, вовлекаются в спазм.
Нормальная речь, которую большинство из нас производят, даже не задумываясь об этом,— довольно сложная процедура. Необходима самая точная координация гортани, щек, языка и губ. Когда эта координация не производится с достаточной точностью, появляется запинание.
Заикание редко проявляется до 4—5 лет. Причиной его появления могут быть некоторые физические нарушения или сильный эмоциональный стресс, волнение. В некоторых случаях, похоже, заикание может быть преодолено обучением медленному чтению и проговариванию, с тщательным произнесением каждого слога. Человека надо также научить, как регулировать дыхание во время речи. Особое внимание обращается на звуки и комбинации звуков, которые вызывают особые затруднения, и дефект может быть в большинстве случаев преодолен с помощью серий упражнений на чтение. В любом случае лечение должно осуществляться специалистами в этой области, и, кроме того, эмоциональная основа заикания тоже требует серьезного внимания.
До XVI века к глухонемым относились очень жестоко. К ним относились как к идиотам, неспособным к умственному развитию, их запирали в психиатрические лечебницы или даже убивали.
Но в XVI веке итальянский врач Джером Кардан выдвинул идею обучения глухонемых при помощи письменных образов.
Как результат его работы, почти через 100 лет был изобретен пальцевый алфавит, подобный используемому сегодня. Используя пальцевый алфавит, глухонемой при помощи пальцев составляет буквы и слова. Он также пользуется знаковым языком. Например, движение указательного пальца поперек губ означает: «Ты не говоришь мне правду». Легкий удар по подбородку тремя пальцами означает: «Мой дядя». При помощи этого алфавита некоторые глухонемые могут «говорить» до 130 слов в минуту.
Но многие учителя глухонемых полагают, что использование знакового языка и пальцевого алфавита — не самый лучший метод. Он вынуждает глухонемых общаться только с себе подобными. Эти учителя используют метод, известный как «устное обучение». При этом методе глухие обучаются понимать, что им говорят, и даже говорят сами.
В наше время многие глухие и плохо слышащие учатся понимать, что им говорят, глядя на губы говорящего. Они учатся говорить сами, следя за губами и ощущая голос учителя, а затем имитируя эти движения.
Слуховые аппараты используются все больше и больше. В школах и классах для глухих и плохо слышащих детей используются коллективные слуховые аппараты. У каждого ребенка есть индивидуальные наушники, так что сила звука и тон могут регулироваться. Учитель говорит через микрофон, а дети слушают его так же, как если бы слушали радио с помощью наушников.
Но в XVI веке итальянский врач Джером Кардан выдвинул идею обучения глухонемых при помощи письменных образов.
Как результат его работы, почти через 100 лет был изобретен пальцевый алфавит, подобный используемому сегодня. Используя пальцевый алфавит, глухонемой при помощи пальцев составляет буквы и слова. Он также пользуется знаковым языком. Например, движение указательного пальца поперек губ означает: «Ты не говоришь мне правду». Легкий удар по подбородку тремя пальцами означает: «Мой дядя». При помощи этого алфавита некоторые глухонемые могут «говорить» до 130 слов в минуту.
Но многие учителя глухонемых полагают, что использование знакового языка и пальцевого алфавита — не самый лучший метод. Он вынуждает глухонемых общаться только с себе подобными. Эти учителя используют метод, известный как «устное обучение». При этом методе глухие обучаются понимать, что им говорят, и даже говорят сами.
В наше время многие глухие и плохо слышащие учатся понимать, что им говорят, глядя на губы говорящего. Они учатся говорить сами, следя за губами и ощущая голос учителя, а затем имитируя эти движения.
Слуховые аппараты используются все больше и больше. В школах и классах для глухих и плохо слышащих детей используются коллективные слуховые аппараты. У каждого ребенка есть индивидуальные наушники, так что сила звука и тон могут регулироваться. Учитель говорит через микрофон, а дети слушают его так же, как если бы слушали радио с помощью наушников.
Тип вашего голоса зависит главным образом от ваших голосовых связок. Голосовые связки состоят из эластичных волокон. Вы можете сравнить их с очень хорошими скрипичными струнами.
Голосовые связки могут быть напряжены или расслаблены. Более того, ваши голосовые связки могут принимать любую из 170 различных позиций. Когда поток воздуха, который вы выдыхаете, ударяет по голосовым связкам, они начинают вибрировать. Эта вибрация производит звуковые волны.
Если голосовые связки расслаблены, они могут вибрировать со скоростью примерно 80 раз в секунду и в результате порождают низкий звук. Если они напряжены, то вибрируют чаще, возможно, до 1000 раз в секунду и порождают короткие звуковые волны, то есть высокий звук.
У ребенка короткие голосовые связки. Поскольку они производят короткие воздушные волны, у ребенка высокий звонкий голос. Когда ребенок растет, становятся длиннее и голосовые связки. Из-за того что они становятся длиннее, голос становится ниже. Средняя длина мужских голосовых связок больше, чем женских, поэтому мужские голоса ниже.
У мальчиков рост происходит очень быстро, и гортань меняется тоже так быстро, что они не могут к этому привыкнуть и контролировать ее работу. Поэтому очень часто мы говорим о том, что у подростков «ломается голос».
Хотя в общем высота голоса взрослых зависит от длины голосовых связок, каждый голос относится к определенному тембру. Голоса можно разделить на шесть групп: бас, баритон и тенор у мужчин; альт, меццо-сопрано и сопрано у женщин.
Особенности человеческого голоса зависят от многих других вещей, особенно от таких, как трахея, легкие, носоглотка и тому подобное. У людей с красивыми голосами резонирующие пространства имеют определенную форму, и люди знают, как управлять своим голосом с их помощью.
Голосовые связки могут быть напряжены или расслаблены. Более того, ваши голосовые связки могут принимать любую из 170 различных позиций. Когда поток воздуха, который вы выдыхаете, ударяет по голосовым связкам, они начинают вибрировать. Эта вибрация производит звуковые волны.
Если голосовые связки расслаблены, они могут вибрировать со скоростью примерно 80 раз в секунду и в результате порождают низкий звук. Если они напряжены, то вибрируют чаще, возможно, до 1000 раз в секунду и порождают короткие звуковые волны, то есть высокий звук.
У ребенка короткие голосовые связки. Поскольку они производят короткие воздушные волны, у ребенка высокий звонкий голос. Когда ребенок растет, становятся длиннее и голосовые связки. Из-за того что они становятся длиннее, голос становится ниже. Средняя длина мужских голосовых связок больше, чем женских, поэтому мужские голоса ниже.
У мальчиков рост происходит очень быстро, и гортань меняется тоже так быстро, что они не могут к этому привыкнуть и контролировать ее работу. Поэтому очень часто мы говорим о том, что у подростков «ломается голос».
Хотя в общем высота голоса взрослых зависит от длины голосовых связок, каждый голос относится к определенному тембру. Голоса можно разделить на шесть групп: бас, баритон и тенор у мужчин; альт, меццо-сопрано и сопрано у женщин.
Особенности человеческого голоса зависят от многих других вещей, особенно от таких, как трахея, легкие, носоглотка и тому подобное. У людей с красивыми голосами резонирующие пространства имеют определенную форму, и люди знают, как управлять своим голосом с их помощью.
Какое первое слово произносит ребенок? Ответ знают все — «мама»! Нам это кажется такой простой вещью, не так ли? Но в действительности это очень сложный процесс, требующий многих эталонов развития. И ведь ни одно другое живое существо на земле не способно совершить это!
Давайте рассмотрим этот процесс шаг за шагом. Когда ребенок рождается, его мозг подобен чистому листу бумаги. Там ничего нет. Области мозга, что получают чувственные впечатления, еще ничего не получили. Глаза ребенка открыты, но нервы между глазами и мозгом еще не развиты, поэтому мозг ничего не регистрирует.
Через месяц или два эти нервы развиваются, и теперь ребенок «видит» свою мать. В результате того, что он видит тот же самый объект снова и снова, зрительные центры памяти в мозге развиваются. Образ матери регистрируется в центрах памяти младенца. И ребенок, таким образом, «узнает» свою мать.
Как только мать видит, что это произошло, она указывает на себя, говоря одновременно «мама». Сначала ребенок не может слышать, но потом слуховые нервы развиваются, и он слышит слово «мама». Благодаря повторению у ребенка формируется слуховая память этого звука. Малыш запоминает и «понимает» слово «мама».
Теперь матери нужно научить ребенка говорить. Повторяя слово «мама» снова и снова, она этого добивается. Совершается соединение в мозге образа мамы в зрительных центрах и слова «мама» в слуховых центрах. Это называется ассоциацией. Сейчас ребенок не только узнает мамино лицо, но также думает о слове «мама», когда видит ее. Он опознает ее. Затем ребенок начинает подражать матери. Он формулирует слово, сначала не говоря его. После многих попыток сказать слово ребенок может заставить голосовые связки двигаться, когда он видит мать. Наконец он сможет сказать: «Мама!»
И, конечно, гордая мать говорит: «Мой ребенок уже разговаривает!»
Давайте рассмотрим этот процесс шаг за шагом. Когда ребенок рождается, его мозг подобен чистому листу бумаги. Там ничего нет. Области мозга, что получают чувственные впечатления, еще ничего не получили. Глаза ребенка открыты, но нервы между глазами и мозгом еще не развиты, поэтому мозг ничего не регистрирует.
Через месяц или два эти нервы развиваются, и теперь ребенок «видит» свою мать. В результате того, что он видит тот же самый объект снова и снова, зрительные центры памяти в мозге развиваются. Образ матери регистрируется в центрах памяти младенца. И ребенок, таким образом, «узнает» свою мать.
Как только мать видит, что это произошло, она указывает на себя, говоря одновременно «мама». Сначала ребенок не может слышать, но потом слуховые нервы развиваются, и он слышит слово «мама». Благодаря повторению у ребенка формируется слуховая память этого звука. Малыш запоминает и «понимает» слово «мама».
Теперь матери нужно научить ребенка говорить. Повторяя слово «мама» снова и снова, она этого добивается. Совершается соединение в мозге образа мамы в зрительных центрах и слова «мама» в слуховых центрах. Это называется ассоциацией. Сейчас ребенок не только узнает мамино лицо, но также думает о слове «мама», когда видит ее. Он опознает ее. Затем ребенок начинает подражать матери. Он формулирует слово, сначала не говоря его. После многих попыток сказать слово ребенок может заставить голосовые связки двигаться, когда он видит мать. Наконец он сможет сказать: «Мама!»
И, конечно, гордая мать говорит: «Мой ребенок уже разговаривает!»
Если бы этот вопрос имел простой ответ, типа формулы, которую можно выучить, каждый комик знал бы его. Но смех — это сложный процесс, и лучшие из существующих ныне объяснений его — всего лишь теория.
Мы знаем, конечно, что смех — это выражение многих чувств и что он присущ только людям. Психологи до сих пор изучают две основных стороны этой проблемы: что заставляет людей смеяться? Какова функция или цель смеха? Когда вы начинаете размышлять о том, что заставляет людей смеяться или что люди считают смешным, вы думаете как психолог или философ! Вы начинаете интересоваться реакцией людей по отношению к другим людям в разнообразных ситуациях. Например, почему люди смеются, когда она видят неуклюжесть или некоторые виды слабости или несовершенства в другом человеке.
Существует одно из объяснений смеха, заключающееся в том, что мы вдруг замечаем некоторое несоответствие вещей, которые обычно не могут быть совместимы. Большой толстый мужчина, надевший крошечную шляпу, или очень низенький мужчина, танцующий с высокой женщиной,— примеры этому. Но эта теория не объясняет многие другие причины смеха. Например, мы смеемся, разглядывая комиксы или слушая выступления юмористов. Почему это происходит?
С физической точки зрения смех полезен для нас Он — хорошая профилактика для наших легких, отдушина для выхода избытка нашей энергии. Смех имеет также большую социальную важность. Мы обычно смеемся, когда находимся в группе. Согласно этой теории, смех используется социальными группами как способ выражения мнения по поводу поведения людей и как способ заставить этих людей действовать в соответствии с нашими стандартами.
Мы знаем, конечно, что смех — это выражение многих чувств и что он присущ только людям. Психологи до сих пор изучают две основных стороны этой проблемы: что заставляет людей смеяться? Какова функция или цель смеха? Когда вы начинаете размышлять о том, что заставляет людей смеяться или что люди считают смешным, вы думаете как психолог или философ! Вы начинаете интересоваться реакцией людей по отношению к другим людям в разнообразных ситуациях. Например, почему люди смеются, когда она видят неуклюжесть или некоторые виды слабости или несовершенства в другом человеке.
Существует одно из объяснений смеха, заключающееся в том, что мы вдруг замечаем некоторое несоответствие вещей, которые обычно не могут быть совместимы. Большой толстый мужчина, надевший крошечную шляпу, или очень низенький мужчина, танцующий с высокой женщиной,— примеры этому. Но эта теория не объясняет многие другие причины смеха. Например, мы смеемся, разглядывая комиксы или слушая выступления юмористов. Почему это происходит?
С физической точки зрения смех полезен для нас Он — хорошая профилактика для наших легких, отдушина для выхода избытка нашей энергии. Смех имеет также большую социальную важность. Мы обычно смеемся, когда находимся в группе. Согласно этой теории, смех используется социальными группами как способ выражения мнения по поводу поведения людей и как способ заставить этих людей действовать в соответствии с нашими стандартами.
Знали ли вы когда-нибудь людей, которые боялись высоты или закрытых пространств? Есть люди, которые боятся толпы или боятся, что до них дотронутся другие. Есть название такому поведению — «реакция невроза страха», и мы говорим, что у такого человека невроз страха, или фобия.
Что-то не в порядке у таких людей? Они больны? Нет, но они страдают неким нервным расстройством. Что-то сильно напугало или расстроило их в прошлом. Такие люди стремятся бороться с этим расстройством (его можно назвать «эмоциональной болью») так же, как мы стараемся избавиться от физической боли.
Все мы реагируем на эмоциональные расстройства: плачем, краснеем, покрываемся потом. Но некоторые люди, которые чувствуют этот эмоциональный стресс более сильно и чья сила сопротивления слабее, реагируют на эти стрессы необычным образом. Такая реакция называется невротической. Она может развиться в фобию, в невроз страха, проявляющийся в боязни определенных вещей: высоты или замкнутых пространств. Интересно, что фобия возникает по поводу обстоятельств, которых достаточно легко избежать. Действительно, никто же не заставляет людей взбираться на высокие места или оставаться одним в закрытых помещениях. И чем больше он их избегает, тем лучше он себя чувствует.
Но почему же у отдельных людей, например, появляется боязнь высоты? Дело в том, что такой человек боится чего-то еще или был напуган чем-то, когда был ребенком. Это может быть отец, которого он любил и боялся одновременно, но даже не хотел допустить мысли, что боится отца. Поэтому возник страх высоты, которая ассоциировалась с образом отца. Все это кажется очень трудным, не так ли? Но живой человек и его поведение — это очень сложный вопрос!
Что-то не в порядке у таких людей? Они больны? Нет, но они страдают неким нервным расстройством. Что-то сильно напугало или расстроило их в прошлом. Такие люди стремятся бороться с этим расстройством (его можно назвать «эмоциональной болью») так же, как мы стараемся избавиться от физической боли.
Все мы реагируем на эмоциональные расстройства: плачем, краснеем, покрываемся потом. Но некоторые люди, которые чувствуют этот эмоциональный стресс более сильно и чья сила сопротивления слабее, реагируют на эти стрессы необычным образом. Такая реакция называется невротической. Она может развиться в фобию, в невроз страха, проявляющийся в боязни определенных вещей: высоты или замкнутых пространств. Интересно, что фобия возникает по поводу обстоятельств, которых достаточно легко избежать. Действительно, никто же не заставляет людей взбираться на высокие места или оставаться одним в закрытых помещениях. И чем больше он их избегает, тем лучше он себя чувствует.
Но почему же у отдельных людей, например, появляется боязнь высоты? Дело в том, что такой человек боится чего-то еще или был напуган чем-то, когда был ребенком. Это может быть отец, которого он любил и боялся одновременно, но даже не хотел допустить мысли, что боится отца. Поэтому возник страх высоты, которая ассоциировалась с образом отца. Все это кажется очень трудным, не так ли? Но живой человек и его поведение — это очень сложный вопрос!
Хранение информации — это память, а запоминание тесно связано с обучением.
Психологи издавна старались объяснить, как люди запоминают и почему они забывают многие вещи, которые они учили. Но ни один еще не нашел ответы на эти вопросы. Согласно одной теории, когда человек учит что-то, происходят некоторые физические изменения. В мозгу остается определенный след. Соответственно воспоминания, или следы, могут покидать мозг, просто угасать со временем. Ваше отношение к тому или иному событию тоже влияет на то, будете ли вы его помнить или нет. Вообще люди склонны забывать вещи, которые неприятны или огорчительны, и помнить то, что приятно.
Мозг может заучить различные виды заданий. Высокоорганизованный мозг может заучить более сложные задания. В простейшем мозгу обучение очень примитивное. Люди показывают наибольшие умственные способности.
Но как и где мозг хранит информацию, которую мы называем памятью? Как мы уже сказали, ученые еще не могут полностью объяснить это. Человеческий мозг очень сложен по своему строению. Кора человеческого мозга — это извитая, сморщенная, спутанная поверхность большей части головного мозга.
Когда эти области возбуждали слабым электрическим током, у человека высвобождались приобретенные знания. Эти стимулы заставляли мозг воспроизводить знания, которые были заложены в него в прошлом. Известно, что повреждение определенных областей головного мозга приводит к потере памяти.
Но являются ли они теми местами в мозге, где хранится информация, мы не знаем. Также мы не знаем, как информация хранится. Некоторые ученые думают, что хранение информации — это химический процесс: отдельные нервные клетки несут химически закодированную информацию. Другие ученые полагают, что память — это результат некоторых постоянно происходящих изменений в структуре нерва. Итак, память — это все еще тайна!
Психологи издавна старались объяснить, как люди запоминают и почему они забывают многие вещи, которые они учили. Но ни один еще не нашел ответы на эти вопросы. Согласно одной теории, когда человек учит что-то, происходят некоторые физические изменения. В мозгу остается определенный след. Соответственно воспоминания, или следы, могут покидать мозг, просто угасать со временем. Ваше отношение к тому или иному событию тоже влияет на то, будете ли вы его помнить или нет. Вообще люди склонны забывать вещи, которые неприятны или огорчительны, и помнить то, что приятно.
Мозг может заучить различные виды заданий. Высокоорганизованный мозг может заучить более сложные задания. В простейшем мозгу обучение очень примитивное. Люди показывают наибольшие умственные способности.
Но как и где мозг хранит информацию, которую мы называем памятью? Как мы уже сказали, ученые еще не могут полностью объяснить это. Человеческий мозг очень сложен по своему строению. Кора человеческого мозга — это извитая, сморщенная, спутанная поверхность большей части головного мозга.
Когда эти области возбуждали слабым электрическим током, у человека высвобождались приобретенные знания. Эти стимулы заставляли мозг воспроизводить знания, которые были заложены в него в прошлом. Известно, что повреждение определенных областей головного мозга приводит к потере памяти.
Но являются ли они теми местами в мозге, где хранится информация, мы не знаем. Также мы не знаем, как информация хранится. Некоторые ученые думают, что хранение информации — это химический процесс: отдельные нервные клетки несут химически закодированную информацию. Другие ученые полагают, что память — это результат некоторых постоянно происходящих изменений в структуре нерва. Итак, память — это все еще тайна!
Каждый организм, будь то растение, рыба, животное или человек, имеет сходство со своими родителями, но тем не менее отличается от них. Например, дети могут походить на одного родителя или на другого, но обычно они имеют некоторые черты каждого из родителей. Все дело в том, что родители передают детям определенные свойства, а дети «наследуют» их. Итак, наследственность — это изучение того, как потомство приобретает сходство со своими родителями.
Единицу наследственности называют «ген». Гены — это большие молекулы, найденные в ядрах как клеток спермы, так и яйцеклеток.
Внутри ядра каждой клетки находятся длинные тонкие спирали или нити. Они называются хромосомами и несут гены.
Поскольку хромосомы встречаются парами, их гены тоже парные. Хромосомы клетки могут содержать сотни тысяч пар генов. Каждая генная пара контролирует один или несколько признаков организма, таких, как цвет волос, форма носа, размер тела и т.д.
Существует много законов наследственности, что означает, что процесс происходит в определенных направлениях. Например, каждый признак, который наследуется, зависит от простого «фактора», а каждый фактор ведет себя независимо. Поскольку определенные признаки наследуются от родителей, это не означает, что любая другая особенность также неизбежно будет унаследована. Другими словами, факторы или гены не имеют отношения друг у другу.
Некоторые гены несут доминирующие, а другие несут признаки рецессивные. Например, гены определяющие кудрявость волос, доминируют над генами прямых волос. Когда оба родителя кудрявые, они обычно имеют и кудрявых детей. Но если каждый родитель несет рецессивный ген прямых волос, некоторые дети могут быть с прямыми волосами.
Ученые изучили такие человеческие признаки, как цвет глаз, волос и кожи, так что они обычно могут сказать, как такие признаки унаследуются людьми, чьи семейные истории известны в течение нескольких поколений.
Единицу наследственности называют «ген». Гены — это большие молекулы, найденные в ядрах как клеток спермы, так и яйцеклеток.
Внутри ядра каждой клетки находятся длинные тонкие спирали или нити. Они называются хромосомами и несут гены.
Поскольку хромосомы встречаются парами, их гены тоже парные. Хромосомы клетки могут содержать сотни тысяч пар генов. Каждая генная пара контролирует один или несколько признаков организма, таких, как цвет волос, форма носа, размер тела и т.д.
Существует много законов наследственности, что означает, что процесс происходит в определенных направлениях. Например, каждый признак, который наследуется, зависит от простого «фактора», а каждый фактор ведет себя независимо. Поскольку определенные признаки наследуются от родителей, это не означает, что любая другая особенность также неизбежно будет унаследована. Другими словами, факторы или гены не имеют отношения друг у другу.
Некоторые гены несут доминирующие, а другие несут признаки рецессивные. Например, гены определяющие кудрявость волос, доминируют над генами прямых волос. Когда оба родителя кудрявые, они обычно имеют и кудрявых детей. Но если каждый родитель несет рецессивный ген прямых волос, некоторые дети могут быть с прямыми волосами.
Ученые изучили такие человеческие признаки, как цвет глаз, волос и кожи, так что они обычно могут сказать, как такие признаки унаследуются людьми, чьи семейные истории известны в течение нескольких поколений.
Большинство из нас знает, что сердце — это насос. Оно перекачивает кровь в нашем теле, делая таким образом возможной жизнь.
Но что это за изумительный насос! С каждым ударом сердце выталкивает около 100 кубических сантиметров крови. За день это составляет около 10 000 литров крови, которая перекачивается через кровеносные сосуды. За среднюю продолжительность жизни сердце перекачивает около 250 миллионов литров крови!
Каждый удар человеческого сердца происходит примерно за 0,8 секунды. Сердце делает около ста тысяч ударов в день и столько же отдыхает между ударами. В целом этот отдых составляет 6 часов за весь день.
То, что мы называем «ударом» сердца, есть сокращение и расслабление мышц. Во время сокращения кровь выталкивается, во время расслабления в сердце поступает новая порция крови. Но это происходит не простым путем, как, например, вы можете разжать или сжать кулак. Сокращение происходит волнообразно, начинаясь в нижней части сердца и двигаясь вверх.
Что обеспечивает биение сердца? Исходит ли откуда-нибудь импульс для сокращения и расслабления? Или это происходит самостоятельно? Это один из самых загадочных вопросов биологии, и многое здесь еще остается в тайне. Давайте я расскажу вам об одном интересном эксперименте, который известен сотни лет.
Предположим, вы взяли куриное яйцо и поместили его в инкубатор на 26 часов. Теперь откроем его и при помощи увеличительного стекла изучим те пленки в яйце, из которых позднее разовьется сердце цыпленка. Вы увидите, что эти пленки бьются! Даже до того, как пленки стали сердцем, они уже бьются!
А теперь предположим, вы убираете эти пленки и позволяете им расти в благоприятной среде. Если вы разрежете растущее сердце на шесть частей, каждая часть будет продолжать сокращаться с той же частотой.
Как это объяснить? Мы не знаем. Все, что мы можем сказать, это то, что сердце имеет определенную характеристику автоматического сокращения. А один из секретов жизни — почему бьется сердце — остается загадкой!
Но что это за изумительный насос! С каждым ударом сердце выталкивает около 100 кубических сантиметров крови. За день это составляет около 10 000 литров крови, которая перекачивается через кровеносные сосуды. За среднюю продолжительность жизни сердце перекачивает около 250 миллионов литров крови!
Каждый удар человеческого сердца происходит примерно за 0,8 секунды. Сердце делает около ста тысяч ударов в день и столько же отдыхает между ударами. В целом этот отдых составляет 6 часов за весь день.
То, что мы называем «ударом» сердца, есть сокращение и расслабление мышц. Во время сокращения кровь выталкивается, во время расслабления в сердце поступает новая порция крови. Но это происходит не простым путем, как, например, вы можете разжать или сжать кулак. Сокращение происходит волнообразно, начинаясь в нижней части сердца и двигаясь вверх.
Что обеспечивает биение сердца? Исходит ли откуда-нибудь импульс для сокращения и расслабления? Или это происходит самостоятельно? Это один из самых загадочных вопросов биологии, и многое здесь еще остается в тайне. Давайте я расскажу вам об одном интересном эксперименте, который известен сотни лет.
Предположим, вы взяли куриное яйцо и поместили его в инкубатор на 26 часов. Теперь откроем его и при помощи увеличительного стекла изучим те пленки в яйце, из которых позднее разовьется сердце цыпленка. Вы увидите, что эти пленки бьются! Даже до того, как пленки стали сердцем, они уже бьются!
А теперь предположим, вы убираете эти пленки и позволяете им расти в благоприятной среде. Если вы разрежете растущее сердце на шесть частей, каждая часть будет продолжать сокращаться с той же частотой.
Как это объяснить? Мы не знаем. Все, что мы можем сказать, это то, что сердце имеет определенную характеристику автоматического сокращения. А один из секретов жизни — почему бьется сердце — остается загадкой!
Все мы неосознанно знаем, что должны дышать. Но почему необходимо дышать всем живым растениям и животным? Причина очень проста. С помощью дыхания мы из воздуха получаем кислород. Без этого газа жизнь не может существовать.
Когда мы выдыхаем воздух, он уже другой, чем при вдыхании. Проходя через нашу дыхательную систему, часть кислорода поглощается, одновременно объем углекислого газа и воды увеличивается.
Природа имеет постоянный запас кислорода для нашего дыхания. Фактически из года в год происходят небольшие изменения в количестве кислорода и углекислого газа, находящихся в воздухе. Это происходит потому, что углекислый газ, который мы выдыхаем, поглощается растениями. Они выделяют кислород, в котором мы нуждаемся.
Дыхание состоит из двух частей: наружного и внутреннего дыхания. Наружное дыхание — это то, о чем большинство из нас думает, когда мы говорим о дыхании. Оно состоит из вдоха и выдоха. Вдыхание означает втягивание воздуха через рот, нос или одновременно через то и другое. Выдыхание означает удаление воздуха через те же каналы, но воздуха, в котором примерно пятая часть кислорода заменена на равный объем углекислого газа. Это происходит в легких.
Внутреннее дыхание — противоположность внешнему. Кислород, взятый из воздуха легкими, доставляется в ткани тела красными кровяными клетками. В тканях этот кислород сжигает определенные пищевые продукты, делая их пригодными для использования организмом. Кровь забирает отходы, включая воду и углекислый газ. Они возвращаются кровью в легкие для выдоха. Из-за того что изменения в соотношении газов (кислорода и углекислого газа) происходят как в легких, так и в тканях, требуется большая площадь поверхности, чтобы осуществлять этот обмен. Площадь легких у взрослых, например, равна примерно 3 кв. м. Большая часть этой площади сохраняется в резерве, так как мы потребляем в 8-10 раз больше кислорода во время работы, чем, когда мы отдыхаем. Если нам нужно больше кислорода, мы дышим глубже или чаще.
Разные живые существа дышат с разной частотой. Это зависит от объема кислорода, в котором они нуждаются.
Новорожденный ребенок дышит с частотой один раз в секунду, а в возрасте 15 лет дыхание происходит уже около 20 раз в минуту. Слон дышит 10 раз в минуту, собака — 25 раз в минуту.
Когда мы выдыхаем воздух, он уже другой, чем при вдыхании. Проходя через нашу дыхательную систему, часть кислорода поглощается, одновременно объем углекислого газа и воды увеличивается.
Природа имеет постоянный запас кислорода для нашего дыхания. Фактически из года в год происходят небольшие изменения в количестве кислорода и углекислого газа, находящихся в воздухе. Это происходит потому, что углекислый газ, который мы выдыхаем, поглощается растениями. Они выделяют кислород, в котором мы нуждаемся.
Дыхание состоит из двух частей: наружного и внутреннего дыхания. Наружное дыхание — это то, о чем большинство из нас думает, когда мы говорим о дыхании. Оно состоит из вдоха и выдоха. Вдыхание означает втягивание воздуха через рот, нос или одновременно через то и другое. Выдыхание означает удаление воздуха через те же каналы, но воздуха, в котором примерно пятая часть кислорода заменена на равный объем углекислого газа. Это происходит в легких.
Внутреннее дыхание — противоположность внешнему. Кислород, взятый из воздуха легкими, доставляется в ткани тела красными кровяными клетками. В тканях этот кислород сжигает определенные пищевые продукты, делая их пригодными для использования организмом. Кровь забирает отходы, включая воду и углекислый газ. Они возвращаются кровью в легкие для выдоха. Из-за того что изменения в соотношении газов (кислорода и углекислого газа) происходят как в легких, так и в тканях, требуется большая площадь поверхности, чтобы осуществлять этот обмен. Площадь легких у взрослых, например, равна примерно 3 кв. м. Большая часть этой площади сохраняется в резерве, так как мы потребляем в 8-10 раз больше кислорода во время работы, чем, когда мы отдыхаем. Если нам нужно больше кислорода, мы дышим глубже или чаще.
Разные живые существа дышат с разной частотой. Это зависит от объема кислорода, в котором они нуждаются.
Новорожденный ребенок дышит с частотой один раз в секунду, а в возрасте 15 лет дыхание происходит уже около 20 раз в минуту. Слон дышит 10 раз в минуту, собака — 25 раз в минуту.
Это, вероятно, один из серьезнейших вопросов, который может задать человек, и одна из величайших тайн, стоящих перед ним.
Ученые обнаружили, что все живое состоит из материи, называемой протоплазмой. Они могут вывести химическую формулу протоплазмы, взять молекулы различных элементов и составов, соединить их и создать материалы, подобные протоплазме. Но то, что получится,— не живое.
Все, что может человек сделать,— это исследовать живые существа на земле, всех размеров и видов, где бы они ни жили, и найти, что они имеют общего. Затем мы можем сказать, что эти общие качества определяют жизнь.
Давайте посмотрим, что это за общие качества. Все живые организмы должны иметь возможность расти. Они растут до вполне определенных размеров и форм. Котенок становится кошкой, желудь вырастает до дуба. Для некоторых живых существ требуется немного времени, чтобы полностью вырасти, а секвойе — тысячи лет. Но все живое растет.
Все организмы могут восстанавливать и заменять свои части. Омар может отрастить новую клешню, у людей восстанавливается кожа или кости, дерево выращивает новые листья.
Еще одна особенность, относящаяся только к живым существам,— это способность воспроизводства. Если бы ее не существовало, живые существа исчезли бы с земли, так как стали бы старыми и умерли. Животные, рыбы, птицы, насекомые, растения — все производят потомство.
Живые существа способны адаптироваться к окружающей среде. Человек это может сделать лучше, чем другие живые существа, благодаря своему мозгу, сознанию. Но растения способны на это только в ограниченной степени.
Живые организмы также могут реагировать на раздражители. Это означает, что если что-то извне воздействует на них, то они могут реагировать на это. Когда вы нюхаете продукты, вы реагируете, а цветы растут только по направлению к свету.
Конечно, все сказанное не дает вам ответ на вопрос, что значит жизнь, но в целом описывает качества тех предметов, которые нужно считать «живыми».
Ученые обнаружили, что все живое состоит из материи, называемой протоплазмой. Они могут вывести химическую формулу протоплазмы, взять молекулы различных элементов и составов, соединить их и создать материалы, подобные протоплазме. Но то, что получится,— не живое.
Все, что может человек сделать,— это исследовать живые существа на земле, всех размеров и видов, где бы они ни жили, и найти, что они имеют общего. Затем мы можем сказать, что эти общие качества определяют жизнь.
Давайте посмотрим, что это за общие качества. Все живые организмы должны иметь возможность расти. Они растут до вполне определенных размеров и форм. Котенок становится кошкой, желудь вырастает до дуба. Для некоторых живых существ требуется немного времени, чтобы полностью вырасти, а секвойе — тысячи лет. Но все живое растет.
Все организмы могут восстанавливать и заменять свои части. Омар может отрастить новую клешню, у людей восстанавливается кожа или кости, дерево выращивает новые листья.
Еще одна особенность, относящаяся только к живым существам,— это способность воспроизводства. Если бы ее не существовало, живые существа исчезли бы с земли, так как стали бы старыми и умерли. Животные, рыбы, птицы, насекомые, растения — все производят потомство.
Живые существа способны адаптироваться к окружающей среде. Человек это может сделать лучше, чем другие живые существа, благодаря своему мозгу, сознанию. Но растения способны на это только в ограниченной степени.
Живые организмы также могут реагировать на раздражители. Это означает, что если что-то извне воздействует на них, то они могут реагировать на это. Когда вы нюхаете продукты, вы реагируете, а цветы растут только по направлению к свету.
Конечно, все сказанное не дает вам ответ на вопрос, что значит жизнь, но в целом описывает качества тех предметов, которые нужно считать «живыми».