Принято считать, что чем умнее человек, тем больше вероятности, что он добьется успеха в жизни. Однако в действительности все далеко не так однозначно.
По мнению американского психолога Дэниела Гоулмена, эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей. Он пишет: «У меня был друг, который, несмотря на выдающиеся умственные способности, вечно прогуливал лекции, болтался без дела и еле-еле окончил институт. Он и сейчас не у дел... С тех пор я не раз убеждался в том, что ум сам по себе не сулит удачи в жизни. Школьные медалисты иногда становятся средними студентами. А обладатели блестящих дипломов не могут найти свое место в жизни. В этом и заключается проблема: академические знания никак не соотносятся с реальными жизненными трудностями. Вся система образования направлена на приобретение теоретических знаний и начисто игнорирует эмоциональное развитие человека, набор тех качеств, которые только и дают ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один человек процветает, а другой только топчется на месте. Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым».
Гоулмен является автором термина «коэффициент умственного развития» (IQ). Составляющие этого коэффициента — целеустремленность, умение подчинить свои эмоции достижению цели, способность разобраться в себе, своих чувствах и умение сопереживать и помогать другим людям.
По мнению американских психологов, эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:
«1. Способность в любой момент распознать свои чувства есть краеугольный камень эмоциональной одаренности. Те, кто хорошо себя знает, лучше справляются со своей жизнью. Они с большей уверенностью принимают и мелкие, и жизненно важные решения, начиная с того, что надеть на работу, и кончая тем, за кого выйти замуж или на ком жениться.
2. Умение себя успокоить, утихомирить, ублажить, стряхнуть беспричинное беспокойство, тягостное настроение или раздражительность — один из основополагающих навыков эмоциональной грамотности. Те, кому этого навыка недостает, постоянно испытывают психологический дискомфорт, в то время как обладающие им гораздо скорее приходят в себя после стрессов и неприятностей.
3. Очень важно уметь нацелить свои чувства на достижение поставленной цели. Эмоциональный самоконтроль кроется в подоплеке достижений любого рода.
4. Чуткие люди, способные понимать, что испытывают другие, лучше настроены на запросы и нужды общества. Они преуспевают быстрее остальных, особенно в таких областях, как медицина, управление, преподавание».
Для оценки IQ можно использовать и небольшой тест, приведенный в «АиФ Здоровье» (естественно, что этот тест, так же как и другие, дает лишь некоторый, очень приблизительный и «усредненный», ответ на поставленный вопрос. В жизни, конечно же, все гораздо сложнее. Поэтому не воспринимайте его слишком серьезно, его функция скорее развлекательно-вспомогательная. Но в то же время результат теста — повод задуматься).
Ответьте «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы:
1. Когда дети заняты каким-то своим делом, я не обращаюсь к ним за помощью, так как уверен, что это бесполезно.
2. Узнав, что кто-то из моих старых знакомых приехал ненадолго из другого города, я, несмотря на загруженность, выкрою время и встречусь с ним.
3. Как правило, я определяю, в хорошем или плохом расположении духа находится человек, по одному взгляду.
4. Чтение колонок криминальной хроники в газетах или просмотр теленовостей могут надолго выбить меня из колеи.
5. В хорошем настроении я бываю чаще, чем в плохом.
6. При разговоре с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее беседа закончилась.
7. Никогда не умел (не умела) кататься на коньках, но думаю, если бы захотел (захотела), научился (научилась) бы.
8. Я прекрасно себя чувствую в кругу своих друзей.
9. Прежде чем взяться за какое-либо дело, я сначала составлю план, продумаю, с чего начну.
10. Поломка автомобиля, телевизора или холодильника может заставить меня растеряться, а то и впасть в отчаяние.
Подведите итоги: если вы ответили положительно на пункты 2, 3,4, 5, 7, 8, 9, то вас можно поздравить: коэффициент эмоционального развития у вас довольно высок. Если же положительно вы ответили на 1,6, 10 пункты, то это уже несколько печальнее и по поводу своего эмоционального развития стоит задуматься, а может быть, даже пересмотреть свои взгляды на жизнь.
По мнению американского психолога Дэниела Гоулмена, эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей. Он пишет: «У меня был друг, который, несмотря на выдающиеся умственные способности, вечно прогуливал лекции, болтался без дела и еле-еле окончил институт. Он и сейчас не у дел... С тех пор я не раз убеждался в том, что ум сам по себе не сулит удачи в жизни. Школьные медалисты иногда становятся средними студентами. А обладатели блестящих дипломов не могут найти свое место в жизни. В этом и заключается проблема: академические знания никак не соотносятся с реальными жизненными трудностями. Вся система образования направлена на приобретение теоретических знаний и начисто игнорирует эмоциональное развитие человека, набор тех качеств, которые только и дают ключ к разгадке того, почему при одинаковых умственных способностях один человек процветает, а другой только топчется на месте. Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым».
Гоулмен является автором термина «коэффициент умственного развития» (IQ). Составляющие этого коэффициента — целеустремленность, умение подчинить свои эмоции достижению цели, способность разобраться в себе, своих чувствах и умение сопереживать и помогать другим людям.
По мнению американских психологов, эмоциональные способности могут быть выражены в следующих навыках:
«1. Способность в любой момент распознать свои чувства есть краеугольный камень эмоциональной одаренности. Те, кто хорошо себя знает, лучше справляются со своей жизнью. Они с большей уверенностью принимают и мелкие, и жизненно важные решения, начиная с того, что надеть на работу, и кончая тем, за кого выйти замуж или на ком жениться.
2. Умение себя успокоить, утихомирить, ублажить, стряхнуть беспричинное беспокойство, тягостное настроение или раздражительность — один из основополагающих навыков эмоциональной грамотности. Те, кому этого навыка недостает, постоянно испытывают психологический дискомфорт, в то время как обладающие им гораздо скорее приходят в себя после стрессов и неприятностей.
3. Очень важно уметь нацелить свои чувства на достижение поставленной цели. Эмоциональный самоконтроль кроется в подоплеке достижений любого рода.
4. Чуткие люди, способные понимать, что испытывают другие, лучше настроены на запросы и нужды общества. Они преуспевают быстрее остальных, особенно в таких областях, как медицина, управление, преподавание».
Для оценки IQ можно использовать и небольшой тест, приведенный в «АиФ Здоровье» (естественно, что этот тест, так же как и другие, дает лишь некоторый, очень приблизительный и «усредненный», ответ на поставленный вопрос. В жизни, конечно же, все гораздо сложнее. Поэтому не воспринимайте его слишком серьезно, его функция скорее развлекательно-вспомогательная. Но в то же время результат теста — повод задуматься).
Ответьте «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы:
1. Когда дети заняты каким-то своим делом, я не обращаюсь к ним за помощью, так как уверен, что это бесполезно.
2. Узнав, что кто-то из моих старых знакомых приехал ненадолго из другого города, я, несмотря на загруженность, выкрою время и встречусь с ним.
3. Как правило, я определяю, в хорошем или плохом расположении духа находится человек, по одному взгляду.
4. Чтение колонок криминальной хроники в газетах или просмотр теленовостей могут надолго выбить меня из колеи.
5. В хорошем настроении я бываю чаще, чем в плохом.
6. При разговоре с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее беседа закончилась.
7. Никогда не умел (не умела) кататься на коньках, но думаю, если бы захотел (захотела), научился (научилась) бы.
8. Я прекрасно себя чувствую в кругу своих друзей.
9. Прежде чем взяться за какое-либо дело, я сначала составлю план, продумаю, с чего начну.
10. Поломка автомобиля, телевизора или холодильника может заставить меня растеряться, а то и впасть в отчаяние.
Подведите итоги: если вы ответили положительно на пункты 2, 3,4, 5, 7, 8, 9, то вас можно поздравить: коэффициент эмоционального развития у вас довольно высок. Если же положительно вы ответили на 1,6, 10 пункты, то это уже несколько печальнее и по поводу своего эмоционального развития стоит задуматься, а может быть, даже пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Раньше считалось, что эрозию надо обязательно прижигать, чтобы она не перешла в рак. Подобные прижигания повторялись несколько раз подряд.
Однако выяснилось, что этот метод дает больший по сравнению с другими методами процент осложнения в виде последующего эндометриоза, болевого синдрома, нарушения процесса родового акта в последующих родах и т. д. Поэтому в настоящее время врачи рекомендуют молодым женщинам использовать прижигание в очень редких случаях.
А для лечения эрозии шейки матки сегодня широко применяются другие методы, такие как химическая коагуляция, лазероко-агуляция и криокоагуляция.
Результаты исследования опровергают распространенное мнение о том, что если женщине прижгли эрозию, то она может быть спокойна: рака у нее не будет. Увы, множественные воздействия на шейку матки, если они проводятся без соответствующих показаний, не предотвращают развитие рака шейки матки. И даже напротив, если врач не определил правильно, что именно было на шейке, и прижег — это, наоборот, может вызвать распространение процесса. Специалисты отмечают, что зачастую именно после множественных прижиганий образуется лейкоплакия.
И еще об одном заблуждении. Многие женщины считают, что при эрозии могут помочь тампоны соблепиховым маслом. Однако врачи категорически против подобных средств. По их мнению, применение тампонов (с алоэ, облепиховым маслом и проч.) при любых видах эрозии является чрезвычайно вредным. Объясняется это тем, что все эти вещества относятся к биостимуляторам и могут нарушить процессы клеточной дифференци-ровки тканей и стимулировать предраковые процессы в шейке матки.
Однако выяснилось, что этот метод дает больший по сравнению с другими методами процент осложнения в виде последующего эндометриоза, болевого синдрома, нарушения процесса родового акта в последующих родах и т. д. Поэтому в настоящее время врачи рекомендуют молодым женщинам использовать прижигание в очень редких случаях.
А для лечения эрозии шейки матки сегодня широко применяются другие методы, такие как химическая коагуляция, лазероко-агуляция и криокоагуляция.
Результаты исследования опровергают распространенное мнение о том, что если женщине прижгли эрозию, то она может быть спокойна: рака у нее не будет. Увы, множественные воздействия на шейку матки, если они проводятся без соответствующих показаний, не предотвращают развитие рака шейки матки. И даже напротив, если врач не определил правильно, что именно было на шейке, и прижег — это, наоборот, может вызвать распространение процесса. Специалисты отмечают, что зачастую именно после множественных прижиганий образуется лейкоплакия.
И еще об одном заблуждении. Многие женщины считают, что при эрозии могут помочь тампоны соблепиховым маслом. Однако врачи категорически против подобных средств. По их мнению, применение тампонов (с алоэ, облепиховым маслом и проч.) при любых видах эрозии является чрезвычайно вредным. Объясняется это тем, что все эти вещества относятся к биостимуляторам и могут нарушить процессы клеточной дифференци-ровки тканей и стимулировать предраковые процессы в шейке матки.
Нередко можно слышать, что для профилактики рака яблоки нужно есть вместе с семечками. Считается, что в семечках яблока имеются вещества, которые предотвращают возникновение раковых заболеваний. Мало того, в любом семени сконцентрированы биологически активные вещества, витамины, ферменты. Все это несомненно полезно для человека. Но есть одно «но». Заблуждаются те, кто советует съедать все семечки яблока. Дело в том, что в них находится и синильная кислота, являющаяся ядом. А потому нужно съедать в день не больше четырех семечек яблока — в этом случае они будут приносить только пользу.
« СТблоко от яблони далеко не падает» — гла-,/1сит старая поговорка. Ее мы любим повторять, когда рассуждаем о том, что дети наследуют умственные способности родителей. Однако эту поговорку опровергают французские исследователи. В результате проводившегося исследования они установили, что умственное развитие детей не зависит напрямую от наследственной предрасположенности. Оказывается, коэффициент интеллектуальных способностей («ай-кью») может повышаться в случае, если дети «попадают в хорошие руки».
Ученые давно уже предполагали, что это возможно, но французским специалистам впервые удалось установить это научным путем. Они исследовали 65 детей в возрасте от4 доблет. Все они провели раннее детство в неблагополучных семьях, и их индивидуальный умственный коэффициент в результате проведенных тестов не превышал 85 (средний уровень— около 100).
Эти же дети были заново обследованы психологами и генетиками спустя пять-десять лет. Они вновь прошли тестирование, и оказалось, что у значительного большинства детей умствен н ы и коэффи ци ент зам етно повысился. Причем удалось выявить четкую зависимость: чем лучше социально-экономические условия семьи, тем более прогрессироват коэффициент интеллекта детей.
Ученые отметили, что у детей, чьи приемные семьи были более обеспеченными, «ай-кью» достиг практически нормального уровня. У остальных он тоже поднялся, но не столь значительно.
Главный вывод исследований французских ученых заключается в следующем: в четыре-шесть лет умственные показатели еще не сформировались и могут эволюционировать. Как заявил Мишель Дюйм из парижского Центра семейной терапии: «Мы доказшш, что изменение внешних условий может способствовать повышению уровня интеллектадетей. Так что перед педагогом стоит задача найти средство для реализации этой идеи».
Тот же Мишель Дюйм считает: «Американские ученые пытаются выделить ген интеллекта, но я занимаю скептическую позицию на этот счет. Даже если это им удастся, мы знаем теперь, что «ай-кью» можно повысить путем изменения окружающей ребенка обстановки».
В настоящее время французские исследователи намерены изучить влияние новой обстановки на интеллект в случае, когда детей усыновляют в 6— 10 лет, чтобы понять, возможна ли эволюция «ай-кью» в более позднем возрасте.
Ученые давно уже предполагали, что это возможно, но французским специалистам впервые удалось установить это научным путем. Они исследовали 65 детей в возрасте от4 доблет. Все они провели раннее детство в неблагополучных семьях, и их индивидуальный умственный коэффициент в результате проведенных тестов не превышал 85 (средний уровень— около 100).
Эти же дети были заново обследованы психологами и генетиками спустя пять-десять лет. Они вновь прошли тестирование, и оказалось, что у значительного большинства детей умствен н ы и коэффи ци ент зам етно повысился. Причем удалось выявить четкую зависимость: чем лучше социально-экономические условия семьи, тем более прогрессироват коэффициент интеллекта детей.
Ученые отметили, что у детей, чьи приемные семьи были более обеспеченными, «ай-кью» достиг практически нормального уровня. У остальных он тоже поднялся, но не столь значительно.
Главный вывод исследований французских ученых заключается в следующем: в четыре-шесть лет умственные показатели еще не сформировались и могут эволюционировать. Как заявил Мишель Дюйм из парижского Центра семейной терапии: «Мы доказшш, что изменение внешних условий может способствовать повышению уровня интеллектадетей. Так что перед педагогом стоит задача найти средство для реализации этой идеи».
Тот же Мишель Дюйм считает: «Американские ученые пытаются выделить ген интеллекта, но я занимаю скептическую позицию на этот счет. Даже если это им удастся, мы знаем теперь, что «ай-кью» можно повысить путем изменения окружающей ребенка обстановки».
В настоящее время французские исследователи намерены изучить влияние новой обстановки на интеллект в случае, когда детей усыновляют в 6— 10 лет, чтобы понять, возможна ли эволюция «ай-кью» в более позднем возрасте.
Раньше считалось, а некоторые считают и до сих пор, что язвой желудка и 12-перстной кишки болеют только люди после 40 лет. На самом же деле болеют язвой и тридцатилетние, и двадцатилетние, а предвестники болезни выявляются еще раньше. Медики отмечают, что в наше время не редкость дети 10—12 лет, у которых выявляются язвенный дефект слизистой оболочки желудка или луковицы 12-перстной кишки.
До недавнего времени принято было считать, что язва желудка — результат стресса и чрезмерного приема острой пищи. Теперь же стало ясно, что эта точка зрения, мягко говоря, ошибочна. Шведские и американские ученые выявили, что причина возникновения язвы — бактерия «Хеликобактер пилори», носителем которой является практически каждый из нас. Однако язва развивается примерно у 20% людей.
Была выявлена и интересная закономерность: чаще всего это заболевание возникает у тех, кто имеет третью группу крови, что объясняется особым строением ее красных кровяных телец.
Профессор Вашингтонского университета в городе Сент-Луис Дуглас Берг считает, что теперь на повестке дня стоит создание дешевой и эффективной вакцины, способной предотвращать язвенную болезнь, а в конечном счете и рак желудка.
До недавнего времени принято было считать, что язва желудка — результат стресса и чрезмерного приема острой пищи. Теперь же стало ясно, что эта точка зрения, мягко говоря, ошибочна. Шведские и американские ученые выявили, что причина возникновения язвы — бактерия «Хеликобактер пилори», носителем которой является практически каждый из нас. Однако язва развивается примерно у 20% людей.
Была выявлена и интересная закономерность: чаще всего это заболевание возникает у тех, кто имеет третью группу крови, что объясняется особым строением ее красных кровяных телец.
Профессор Вашингтонского университета в городе Сент-Луис Дуглас Берг считает, что теперь на повестке дня стоит создание дешевой и эффективной вакцины, способной предотвращать язвенную болезнь, а в конечном счете и рак желудка.
Так действительно считалось до самого недавнего времени, пока в 1983—84гг. два молодых австралийских врача Дж. Р. Уоррен и Б. Дж. Маршалл не обнаружили на слизистой оболочке желудка неизвестные микроорганизмы, названные впоследствии микробом «Хеликобактер пилори».
Австралийские медики заявили, что именно с этим микроорганизмом язвенная болезнь и гастриты сочетаются в 100% случаев.
Поначалу медицинские «светила» и авторитеты восприняли эту информацию «в штыки» и не поверили молодым ученым. Тогда Маршалл повторил подвиг Луи Пастера. После проведения тщательного обследования (га-строскопия, биопсия и др.), показавшего, что у него нет никаких заболеваний желудка, он, вырастив культуру Хеликобактера, выпил ее. Через две недели после приема «коктейля с микробами» он заболел тяжелейшим гастритом.
До этого традиционная медицина утверждала, что желудок самостерилизуется, поскольку соляная кислота губительна для бактерий. Однако эксперимент Маршалла показал, что Хеликобактер сам выделяет ферменты, которые нейтрализуют соляную кислоту, вследствие чего микроб не погибает в желудке, а, наоборот, ведет себя достаточно агрессивно. Разрушая защитный слой желудка, Хеликобактер открывает путь соляной кислоте и тем самым провоцирует возникновение язвы.
После открытия Хеликобактера прошло уже 16 лет. Уже никто не оспаривает вредоносное действие этого микроба. И современная противоязвенная терапия невозможна без воздействия на Хеликобактер.
Открытие Хеликобактера поставило под сомнение утверждение, что язва и гастрит — наследственные заболевания. В настоящее время считается, что генетический компонент лишь провоцирует болезнь, тогда как она передается инфекционным путем.
Интересно, что Хеликобактер, возможно, ответственен еще и за некоторые случаи мигрени. Итальянские врачи обследовали 225 человек, страдающих мигренью, и у половины нашли в желудке эту бактерию. После недельного курса антибиотиков у 84% лечившихся бактерия исчезла, а с ней у четверти страдальцев исчезли и головные боли. У большинства остальных приступы мигрени ослабились и стали реже.
Австралийские медики заявили, что именно с этим микроорганизмом язвенная болезнь и гастриты сочетаются в 100% случаев.
Поначалу медицинские «светила» и авторитеты восприняли эту информацию «в штыки» и не поверили молодым ученым. Тогда Маршалл повторил подвиг Луи Пастера. После проведения тщательного обследования (га-строскопия, биопсия и др.), показавшего, что у него нет никаких заболеваний желудка, он, вырастив культуру Хеликобактера, выпил ее. Через две недели после приема «коктейля с микробами» он заболел тяжелейшим гастритом.
До этого традиционная медицина утверждала, что желудок самостерилизуется, поскольку соляная кислота губительна для бактерий. Однако эксперимент Маршалла показал, что Хеликобактер сам выделяет ферменты, которые нейтрализуют соляную кислоту, вследствие чего микроб не погибает в желудке, а, наоборот, ведет себя достаточно агрессивно. Разрушая защитный слой желудка, Хеликобактер открывает путь соляной кислоте и тем самым провоцирует возникновение язвы.
После открытия Хеликобактера прошло уже 16 лет. Уже никто не оспаривает вредоносное действие этого микроба. И современная противоязвенная терапия невозможна без воздействия на Хеликобактер.
Открытие Хеликобактера поставило под сомнение утверждение, что язва и гастрит — наследственные заболевания. В настоящее время считается, что генетический компонент лишь провоцирует болезнь, тогда как она передается инфекционным путем.
Интересно, что Хеликобактер, возможно, ответственен еще и за некоторые случаи мигрени. Итальянские врачи обследовали 225 человек, страдающих мигренью, и у половины нашли в желудке эту бактерию. После недельного курса антибиотиков у 84% лечившихся бактерия исчезла, а с ней у четверти страдальцев исчезли и головные боли. У большинства остальных приступы мигрени ослабились и стали реже.
Многие родители дают своим детям есть яичную скорлупу, для того чтобы «косточки были крепкими» и для профилактики кариеса. Однако на сегодняшний день, по крайней мере в стоматологии, нет убедительных данных о пользе яичной скорлупы для профилактики кариеса — остается под вопросом, попадает ли кальций из скорлупы в кровь, тем более в зубы? Поэтому стоматологи предпочитают другие методы борьбы с кариесом.
В то же время яичная скорлупа может использоваться для профилактики у детей рахита, а также у людей любого возраста при ломкости ногтей, остеопорозе, травмах костей.
В то же время яичная скорлупа может использоваться для профилактики у детей рахита, а также у людей любого возраста при ломкости ногтей, остеопорозе, травмах костей.
Способности (СП) – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.
*Теплов занимался пробле-мой способностей более 50 лет и считал их индивидуально- типо-логическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1. Под способностями пони-мают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3. Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже вырабо-таны у человека.
*Теплов занимался пробле-мой способностей более 50 лет и считал их индивидуально- типо-логическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1. Под способностями пони-мают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3. Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже вырабо-таны у человека.
Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. В психологии различают понятия язык и речь.
Речь – это процесс общения людей посредством языка.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык является продуктом общественноисторического развития. В языке выделяют:
* лексику – определенная система значений слов;
* грамматику – система различных форм слов и словосочетаний;
* фонетику – система звукового состава, свойственного конкретному языку.
Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.
Речь – это процесс общения людей посредством языка.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык является продуктом общественноисторического развития. В языке выделяют:
* лексику – определенная система значений слов;
* грамматику – система различных форм слов и словосочетаний;
* фонетику – система звукового состава, свойственного конкретному языку.
Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.
1. Игра – (дошкольное детство), вид деятельности, заключающийся в воспроизводстве детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Служит одним из важных средств физического, умственного и нравственного воспитания. Идет освоение социальной роли по средством игры. Игра с 3х лет, до 3х лет – элементы игры.
2. Грезы – (свойство подросткового возраста), воображение создает образы не связанные с волей, направленное на воплощение их в жизнь.
3. Мечта – (с ранней юности – всю жизнь), мечта. В отличии от грез, активна и выступает в качестве побудительной причины, хотя может и не осуществится или быть отсрочена.
4. Творчество – вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляют основу творчества. Цель творческой деятельности – создание вещей. Уровни творчества (по Уоллесу):
1. подготовка – зарождение идеи.
2. созревание – концентрация, «стягивание» знаний.
3. озарение – интуитивное схватывание искомого результата.
4. проверка – соотношение с целью.
2. Грезы – (свойство подросткового возраста), воображение создает образы не связанные с волей, направленное на воплощение их в жизнь.
3. Мечта – (с ранней юности – всю жизнь), мечта. В отличии от грез, активна и выступает в качестве побудительной причины, хотя может и не осуществится или быть отсрочена.
4. Творчество – вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляют основу творчества. Цель творческой деятельности – создание вещей. Уровни творчества (по Уоллесу):
1. подготовка – зарождение идеи.
2. созревание – концентрация, «стягивание» знаний.
3. озарение – интуитивное схватывание искомого результата.
4. проверка – соотношение с целью.
Этапы развития идентичности:
1. Оральносенсорная стадия или младенчество (012 мес.) – базальное доверие или недоверие к миру.
2. Мышечноанальная стадия или раннее детство (13 года) – автономия или стыд и сомнение. Идентичность – «Ясам».
3. Локомоторногенетальная стадия или возраст игры (36 лет) – инициативность или вина. Социум требует от ребенка активности.
4. Латентная стадия или школьный возраст (612 лет) – трудолюбие или неполноценность. Идентичность: «Я то, чему научился», важность общения или несостоятельность в коммуникациях.
5. Подростковый возраст – эгоидентичность или ролевое смешение. Превращение во взрослого человека.
6. Стадия интимности или молодость (2035 лет) – интимность или изоляция.
7. Зрелость (356065 лет) – стремление к достижениям или застой.
8. Поздняя зрелость или старость (после6065 лет) – эгоинтеграция (личностная целостность) или отчаяние.
1. Оральносенсорная стадия или младенчество (012 мес.) – базальное доверие или недоверие к миру.
2. Мышечноанальная стадия или раннее детство (13 года) – автономия или стыд и сомнение. Идентичность – «Ясам».
3. Локомоторногенетальная стадия или возраст игры (36 лет) – инициативность или вина. Социум требует от ребенка активности.
4. Латентная стадия или школьный возраст (612 лет) – трудолюбие или неполноценность. Идентичность: «Я то, чему научился», важность общения или несостоятельность в коммуникациях.
5. Подростковый возраст – эгоидентичность или ролевое смешение. Превращение во взрослого человека.
6. Стадия интимности или молодость (2035 лет) – интимность или изоляция.
7. Зрелость (356065 лет) – стремление к достижениям или застой.
8. Поздняя зрелость или старость (после6065 лет) – эгоинтеграция (личностная целостность) или отчаяние.
Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако область психического шире области сознательного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Развитие проблемы бессознательного было связано с психоанализом. * З. Фрейд разработал теорию психоанализа.
Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).
Личность человека по Фрейду включает 3 структурных компонента:
1. Ид – представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовольствия инстинктивных побуждений.
Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).
Личность человека по Фрейду включает 3 структурных компонента:
1. Ид – представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовольствия инстинктивных побуждений.