1. Педагогика как наука. Основные методологические принципы.
2. Возникновение и развитие педагогики. Народная и научная педагогика.
3. Объект, предмет и задачи педагогики.
4. Основные педагогические категории: обучение, воспитание, образование.
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
1. Термин педагогика употребляется сегодня, как
* Сфера человеческой деятельности (профессиональная и непрофессиональная;
* Учебная дисциплина;
* Наука
1. Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика".
Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку:
* Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Предмет педагогики двуедин и включает в себя педагогическую систему (подходы к выработки цели, содержания, форм, методов) и педагогическую деятельность (учебно-воспитательная, научно-исследовательская, управленческая).
2. Возникновение и развитие педагогики. Народная и научная педагогика.
3. Объект, предмет и задачи педагогики.
4. Основные педагогические категории: обучение, воспитание, образование.
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
1. Термин педагогика употребляется сегодня, как
* Сфера человеческой деятельности (профессиональная и непрофессиональная;
* Учебная дисциплина;
* Наука
1. Педагогика - эта наука об обучении, воспитании и образовании человека. Она возникла, как самостоятельная наука в 17 веке и связано это с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, который написал трактат "Великая дидактика".
Для определения педагогики как науки важно установить ряд факторов, которые характеризуют ее как и любую другую науку:
* Как и всякая наука, педагогика, имеет свой предмет, методы исследования, основные категории и общественную значимость. Предмет педагогики двуедин и включает в себя педагогическую систему (подходы к выработки цели, содержания, форм, методов) и педагогическую деятельность (учебно-воспитательная, научно-исследовательская, управленческая).
Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. («Все мы одиноки, и нет нам прощения...») Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе.
Зарубежные социологи рассматривают семью' как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку.
Семья- ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе.
Зарубежные социологи рассматривают семью' как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
Начало изучения семейных отношений можно отнести к 20-30 годам 20 вв.(США), 60-70 г 20 вв. возник вопрос о выделении в самостоятельную науку.
Семья- ячейка общества (малая соц. Группа), важнейшая форма организации семейного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (родители, дети, родители супругов).
Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я бы.) добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?».
Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Длительность уроков не регламентируется (от одной до несколько минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я бы.) добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?».
Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
Какими методами обучения математике пользовались в древности, точно неизвестно, но есть основания полагать, что методы эти были догматическими, бездоказательными. Рукописи египтян содержали такие указания: «Делай это так или делай это, как принято...», в древней Индии: «Смотри, смотрите», Греции: «Что и требовалось доказать».
Арифметические сборники того времени представляют перечень практических указаний о том, как производятся те или иные арифметические вычисления.
В России ХVІІІ-ХІХ веках представления о методах преподавания математики можно получить по первой русской «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого, написанной в 1702 г.
Вопросы содержания, методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве, нашли отражение в педагогических системах воспитания Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.
Они пришли к выводу, что детей нужно обучать математике, высказали предположения о методах обучения и воспитания в семье, разработали книги и пособия.
Арифметические сборники того времени представляют перечень практических указаний о том, как производятся те или иные арифметические вычисления.
В России ХVІІІ-ХІХ веках представления о методах преподавания математики можно получить по первой русской «Арифметике» Леонтия Филипповича Магницкого, написанной в 1702 г.
Вопросы содержания, методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве, нашли отражение в педагогических системах воспитания Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и др.
Они пришли к выводу, что детей нужно обучать математике, высказали предположения о методах обучения и воспитания в семье, разработали книги и пособия.
Количественные представления у детей дошкольного возраста формируются через понимание множества - это так называемый дочисловой период. Задача этого периода подвести ребенка к пониманию количественных отношений.
Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками. Эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами. Получаемые при этом ощущения передаются в кору головного мозга и служат основой формирования представления о неопределенной множественности разных явлений. Отсюда вытекает вывод о том, что необходимо у младших дошкольников сформировать представление о множестве как структурно-целостном единстве и научить видеть и четко воспринимать каждый элемент множества.
Переход от восприятия неопределенной множественности к восприятию множества имеет несколько этапов.
На первом этапе необходимо, чтобы дети воспринимали все промежуточные элементы множества между крайними.
На втором этапе формируют у детей представление о множестве как структурно-целостном единстве.
На третьем этапе - формируют и расширяют представления детей об однородном составе элементов, вводя родовые понятия.
На четвертом этапе необходимо учить детей действовать с различными группами, объединять их по разным признакам.
Ребенок окружен различными множествами, выраженными не только предметами, но и звуками. Эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами. Получаемые при этом ощущения передаются в кору головного мозга и служат основой формирования представления о неопределенной множественности разных явлений. Отсюда вытекает вывод о том, что необходимо у младших дошкольников сформировать представление о множестве как структурно-целостном единстве и научить видеть и четко воспринимать каждый элемент множества.
Переход от восприятия неопределенной множественности к восприятию множества имеет несколько этапов.
На первом этапе необходимо, чтобы дети воспринимали все промежуточные элементы множества между крайними.
На втором этапе формируют у детей представление о множестве как структурно-целостном единстве.
На третьем этапе - формируют и расширяют представления детей об однородном составе элементов, вводя родовые понятия.
На четвертом этапе необходимо учить детей действовать с различными группами, объединять их по разным признакам.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.
Формирование у детей дошкольного возраста геометрических представлений имеет огромное значение для сенсорного и умственного развития детей.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлены методики ознакомления детей с геометрическими фигурами. Созданные Ф. Фребелем «Дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой предметов.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - мышление, память - строятся на основе образов восприятия.
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, в частности, их формах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия. В процессе сенсорного восприятия выделенные свойства предметов, в нашем случае эта форма предмета, становятся объектом специально организованного восприятия, в результате которого происходит успешное овладение ими и создается основа для эффективного формирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, трудовой, продуктивно-творческой).
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлены методики ознакомления детей с геометрическими фигурами. Созданные Ф. Фребелем «Дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой предметов.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - мышление, память - строятся на основе образов восприятия.
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятия происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах, в частности, их формах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия. В процессе сенсорного восприятия выделенные свойства предметов, в нашем случае эта форма предмета, становятся объектом специально организованного восприятия, в результате которого происходит успешное овладение ими и создается основа для эффективного формирования различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, трудовой, продуктивно-творческой).
Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предметов.
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей. Дифференцировка же основных пространственных направлений обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая, по сути, и является «чувственной системой отсчета».
Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево.
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей. Дифференцировка же основных пространственных направлений обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая, по сути, и является «чувственной системой отсчета».
Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево.
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.
Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.
Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.
Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности - это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.
В условиях современного общества педагоги, художники, искусствоведы всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами изобразительного искусства создаёт условия для развития их художественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобразительную деятельность детей, чтобы она носила активный и творческий характер.
Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство познания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Также необходимо учить детей специальным приёмам изображения, способам использования различных изобразительных материалов.
Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.
Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство - средство познания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Также необходимо учить детей специальным приёмам изображения, способам использования различных изобразительных материалов.
Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
Теория и методика музыкального воспитания детей - одна из учебных дисциплин, осваиваемых на факультетах дошкольного воспитания педагогических ВУЗов, готовящих специалистов в области дошкольной педагогики и психологии.
Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опирается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музыкального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание - науку о музыке, рассматривающую её в теоретическом и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию - науку, изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию - исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.
Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, которые определяют содержание теории и методики музыкального воспитания детей.
Эстетика как наука является методологической основой эстетического, а, следовательно, и музыкального воспитания.
Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и искусство.
Содержание курса теории и методики музыкального воспитания опирается, прежде всего, на эстетику, раскрывающую сущность музыкального искусства и особенности художественно-образного освоения мира; музыкознание - науку о музыке, рассматривающую её в теоретическом и историческом плане как особую форму художественного познания; музыкальную психологию - науку, изучающую развитие музыкальности, музыкальной одаренности; а также на музыкальную социологию - исследующую конкретные формы существования музыки в обществе. Он тесно связан с общей и дошкольной педагогикой, педагогической и детской психологией, анатомией, физиологией. Все эти науки являются теоретическими основами музыкального воспитания.
Рассмотрим более подробно некоторые теоретические основы, которые определяют содержание теории и методики музыкального воспитания детей.
Эстетика как наука является методологической основой эстетического, а, следовательно, и музыкального воспитания.
Эстетический способ познания мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты и нравственности». В процессе труда зародилось и искусство.