Механизмы развития и психологической защиты

Наука » Психология » Введение в психологию
Исследования процесса развития личности, факторов, оказывающих на него влияние, помогло выявить специфические механизмы, при помощи которых среда и наследственность влияют на ее содержание.

В результате исследований, проводившихся в разных психологических направлениях, было выявлено несколько основных механизмов развития - интериоризация, идентификация, отчуждение, компенсация, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компонент (эмоциональное заражение, опосредование и т. д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл.

Кроме механизмов развития, учеными были выделены и механизмы психологической защиты, помогающие процессу развития и оптимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) отклонения на этом пути. Эти ведущие механизмы - конформизм, уход, агрессия, вытеснение, сублимация, проекция, регрессия, рационализация - частично связаны между собой и дополняют друг друга.

О механизме интериоризации писали многие ученые, анализировавшие способы присвоения и использования человеком значимых в его культуре понятий. Ведущее место этот механизм развития занимал в теориях Сеченова, Выготского, Торндайка, Уотсона, Штерна. Идея о том, что интериоризация связана прежде всего с прямым подкреплением действия (положительным или отрицательным), была пересмотрена в работах А. Бандуры.

Я-концепция, образ я и идентичность

Наука » Психология » Введение в психологию
В современной психологии существует несколько понятий, достаточно тесно соотносящихся между собой и по своему содержанию, и по структуре. Это понятия «самосознание», «образ я», «я-концепция» и «идентичность».

Самосознание является одним из первых понятий в классической психологии, определяющих способность человека осознавать свои мысли и переживания. Часто, особенно при анализе развития психики, говорят о соотношении сознания и самосознания, подчеркивая разницу между способностью людей осознавать окружающую действительность и себя. При этом подразумевается, что человек способен не только осознать, но и сформировать представления об окружающем мире и себе, воссоздать их образ. Совокупность образов окружающей действительности являются основой образа, или картины мира, существующей у человека. Совокупность представлений о себе складывается в я-концепцию или образ я, причем, в образ я входят не только осознаваемые в данный момент личностные качества, мысли и переживания, но и бессознательные мотивы, стремления и представления о своих особенностях и характерных чертах. Большая осознанность представлений о себе, своих способностях и потребностях, входящих в я-концепцию, не означает, что ее содержание, так же, как содержание самосознания, полностью осознанно. Тот факт, что традиционно, образ я связывается с глубинной психологией, а я-концепция - с гуманистической психологией, говорит о том, что различия между этими очень близкими (почти тождественными) понятиями не в содержании, но в степени осознанности представлений о себе - большей в я-концепции, чем в образе я. Однако и в том и в другом случае значительная часть содержания остается неосознанной - вообще или в конкретный период времени.

Общая характеристика состояния проблемы личности в современной психологии

Наука » Психология » Введение в психологию
Анализ разнообразных теорий личности показывает, что учеными, принадлежавшими к психоаналитическому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые факты и положения этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксальным концепциях классического психоанализа), основные открытия этого направления составляют ядро современной концепции личности.

Оценивая гуманистические теории личности, необходимо отметить, что они впервые обратили внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны человека, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для ее саморазвития и самосовершенствования.

Появление новых тенденций в развитии психологии в конце ХХ века, направленных на конвергенцию лучших достижений разных психологических школ, нашли отражение и в содержании теорий личности, так как их трансформация происходит в логике не только одного направления, но более комплексного подхода к психологии личности. В современной науке намечается тенденция к сближению позиций разных ученых в понимании структуры личности, механизмов и движущих сил ее развития.

Классификация способностей

Наука » Психология » Введение в психологию
В психологии способностей используются в зависимости от принятого основания к их дифференциации следующие основные классификации.

I. По широте (степени общности):

1) общие;

2) специфические (специальные).

II. По развитости и значимости в деятельности:

1) ведущие (основные, доминирующие);

2) вспомогательные (неосновные, дополнительные).

III. По степени актуализации

1) актуальные;

2) потенциальные.

Способности как способы реализации функций психики

Наука » Психология » Введение в психологию
Представляется, что часть проблем в психологии способностей могла бы быть снята или хотя бы упроститься, если взглянуть на феномен способностей в несколько ином ракурсе: не столько через призму деятельности (зачастую понимаемой ограниченно: как лишь социальная деятельность - трудовая и связанные с нею игровая и учебная), сколько через призму функций, исполняемых психикой человека. И в этом вопросе мы солидарны с В. Н. Дружининым, который писал: «Разумнее было бы предположить, что способности связаны с какими-то общими сторонами функционирования психики, которые проявляются не в конкретных деятельностях или группах деятельностей, а в общих формах внешней активности (поведения) человека» [246, с. 14].

При таком подходе способности соотносятся как с глобальными функциями психики (способствование повышению активности взаимодействия со средой, психическое отражение и общение), так и с функциями более низких уровней общности: познавательными, регуляционными, интеграционными. И далее по пути конкретизации функций: перцептивные, мыслительные, мнемические, эмоциональные, волевые, творческие, аттенционные. И еще дальше по специфике психических функций: способности зрительные, слуховые, кинестетические, способности к фантазированию, к выработке и принятию решений, способности к эмоциональному отклику и сочувствию, способности к запоминанию или воспроизведению запомнившегося, к концентрации или переключению внимания и т. д. Таким образом, совокупность способностей каждого человека предстает в виде многоуровневой (иерархизированной по вертикали) и многообразной по составу (координированной по горизонтали) системы множества способностей.

Одаренность и проблема общих способностей

Наука » Психология » Введение в психологию
С понятиями «задатки» и «способности» тесно связано понятие «одаренность». Из представленного понимания способностей естественным образом вытекает следующее определение одаренности: одаренность - это качественно-своеобразное сочетание способностей личности, обеспечивающее высокий уровень успешности ее деятельности. Иными словами, одаренность есть понятие, отражающее эффективные состав и структуру присущей конкретной личности системы способностей. «Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других» [653, с. 247]. Понятие одаренности заостряет вопрос о делении способностей на общие и специальные.

Эта проблема, во-первых, есть проблема доказательности наличия в реальности общих способностей; во-вторых, это вопрос о степени общности общих способностей; в-третьих, это вопрос о правомерности отождествления понятий «одаренность» и «общая способность» и, наконец, это вопрос о «наследственности - приобретенности» общих способностей (и одаренности), распространяющийся и на специальные способности.

Склонности и задатки

Наука » Психология » Введение в психологию
Способности связаны с направленностью личности в форме склонности, определение которой дано выше. Наличие у личности склонности (как ее избирательной направленности на определенную деятельность, предрасположенности к этой деятельности) значительно помогает развитию соответствующих способностей.

Способности формируются из задатков. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности организма (и в первую очередь нервной системы), определяющие природную основу способностей как психических свойств личности. Задатки не специфичны для конкретных видов и форм деятельности. Но понятно, что полностью «нейтральными» отношения между задатками и видами деятельности быть не могут. Так, особенности зрительного анализатора, ясно, скажутся на способности к визуальной деятельности, слухового - к музыкальной, речевых центров - к поэтической и т. д.

Способности как условие успешности деятельности

Наука » Психология » Введение в психологию
Несмотря на давний интерес человечества к собственным способностям, до сих пор в науке нет единой точки зрения на то, что такое способности и как их выявлять и оценивать. Большинство ученых связывают способности с успешностью деятельности и придерживаются следующего их определения, восходящего к Б. М. Теплову [785]: способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения им той или иной деятельности. Способности человека (как и любое свойство любого объекта реальности) обнаруживаются в процессе его взаимодействия с окружающим миром, т. е. в деятельности как характерной форме существования личности. Причем наиболее явственно способности обнаруживаются при освоении деятельности, когда можно выяснить, насколько человек быстро, легко и прочно овладевает способами организации и осуществления эффективной деятельности. На этом факте многие исследователи делают особый акцент, говоря о способностях в первую очередь как о готовности к деятельности (готовности не в смысле психологической установки, а в смысле естественной предрасположенности к усвоению приемов и способов исполнения деятельности), тем самым подчеркивая выведение из состава способностей таких феноменов, как знания, умения и навыки (ЗУН).

«Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.

Общее представление о характере

Наука » Психология » Введение в психологию
Характер (от греч. charakter - отпечаток, чеканка) - макрохарактеристика личности, отражающая совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, проявляющихся в типичных для данной личности способах поведения. Характер формируется в деятельности и общении на основе биологических особенностей человека.

По лаконичности и точности передачи сущности характера трудно превзойти С. Л. Рубинштейна. Поэтому для общего понимания этого психологического феномена предоставим слово классику отечественной психологии.

«Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, определенным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними, им противоречащие, другие. Но всякая определенность - это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-то. …Определенность, составляющая сущность характера, может образовываться у человека по отношению к тому и в отношении того, что ему не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, определяющего мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает.

Общая характеристика направленности

Наука » Психология » Введение в психологию
Направленность личности - это макрохарактеристика личности, отражающая стержневой вектор ее деятельности и поведения, детерминируемый присущей ей системой устойчиво доминирующих внутренних побудителей, определяющих избирательность ее отношений и социальной активности. Понимание направленности как вектора включает не только пространственный аспект тенденций поведения человека (куда устремлены его помыслы и действия), но и силовой их аспект (какова энергетика этих устремлений).

Система побудителей (иногда говорят «побуждений», что не совсем точно), детерминирующая направленность личности, является ведущим компонентом более емкого структурного образования психологической организации человека, именуемого мотивационной сферой, куда включается весь спектр внутренних (психологических и психофизиологических) побудителей к действиям, а не только доминирующие. К главным составляющим этой сферы обычно относят потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, систему ценностей, психологические установки, склонности, убеждения и ряд других психических образований вплоть до мировоззрения. Большинство из этих явлений в той или иной мере уже освещалось при изложении психических процессов (в частности, при изложении регуляционных процессов - аффектов и воли). Однако в контексте феномена личности целесообразно обратиться к ним еще раз.

Общая характеристика темперамента

Наука » Психология » Введение в психологию
Темперамент (от лат. temperamentum - соразмерность, надлежащее соотношение частей) - макрохарактеристика личности, отражающая систему ее индивидуально-своеобразных свойств психики, детерминированных нейродинамической организацией и определяющих динамику ее психической деятельности.

От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм психической деятельности, интенсивность психических свойств (сила эмоций, активность воли и т. п.), направленность психической деятельности (внутрь - интроверсия или наружу - экстраверсия).

Основные свойства темперамента

Сензитивность - характеризует силу раздражителя, необходимую для возникновения психической реакции, и скорость ее возникновения.

Реактивность - степень непроизвольности реакции на раздражители одинаковой силы для разных людей.

Активность - энергичность воздействия на внешний мир при достижении цели (целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность).

Соотношение реактивности и активности (уравновешенность - неуравновешенность ).

Примеры структурных моделей личности

Наука » Психология » Введение в психологию
Ниже приведем наиболее, по нашему мнению, существенные и влиятельные в истории психологии модели структуры личности (или структурные модели личности).

Модель З. Фрейда

Эта модель представляет собой триединство личностных подсистем: Я (Ego) - Оно (Id) - Сверх-Я (Super-ego). Психологическая сущность и функции каждой из этих частей (или, как обычно их называют, инстанций) личности, а также их взаимодействие подробно описаны выше. Поэтому ограничимся комментарием одного из наиболее последовательных приверженцев фрейдовского учения Герберта Нюнберга, который так охарактеризовал единство этих трех инстанций личности человека: «Гармония между тремя силами - Ид, Эго и Супер-эго - зависит от надежности синтетической функции Эго и его способности служить промежуточным звеном между требованиями реальности и требованиями внутреннего мира (психическими производными от инстинктов, а также Супер-эго). Часто существует скрытый конфликт между силами личности - конфликт, который сохраняется до тех пор, пока посредничество Эго не смягчит его. Однако если ослабнет синтетическая функция Эго, конфликт может стать явным» [546, с. 320]. Эти внутренние конфликты, обусловленные противостоянием сознательного и бессознательного в психике человека, могут приводить к неврозам.