С понятиями «задатки» и «способности» тесно связано понятие «одаренность». Из представленного понимания способностей естественным образом вытекает следующее определение одаренности: одаренность - это качественно-своеобразное сочетание способностей личности, обеспечивающее высокий уровень успешности ее деятельности. Иными словами, одаренность есть понятие, отражающее эффективные состав и структуру присущей конкретной личности системы способностей. «Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других» [653, с. 247]. Понятие одаренности заостряет вопрос о делении способностей на общие и специальные.
Эта проблема, во-первых, есть проблема доказательности наличия в реальности общих способностей; во-вторых, это вопрос о степени общности общих способностей; в-третьих, это вопрос о правомерности отождествления понятий «одаренность» и «общая способность» и, наконец, это вопрос о «наследственности - приобретенности» общих способностей (и одаренности), распространяющийся и на специальные способности.
Первый аспект проблемы проявляется как альтернатива единодушно признаваемому всеми положению о бесспорности реальности специфических способностей у каждого конкретного человека. Напомним, что в исследованиях интеллекта эта проблема конкретизирована двояко. Во-первых, в признании рядом ученых интеллекта в целом как одной из разновидностей общей способности человека наряду с такими разновидностями, как креативность и обучаемость (например, [246]). Во-вторых, в выделении в структуре интеллекта (в рамках психометрических иерархических теорий интеллекта) «фактора G» и «факторов S». Первый фактор признается «общей» основой интеллекта (иногда и называется «общим интеллектом»), а «факторы S» признаются его производными. Поскольку интеллект является психическим свойством человека (и высших животных), постольку «общий интеллект» есть «общая способность» личности. Кстати сказать, признание наличия у человека общих способностей стимулирует включение проблемы способностей в область интересов общей психологии. Отрицание общих способностей предопределяет отнесение всей области изучения способностей к сфере интересов психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
Второй аспект проблемы общих способностей связан с поиском ответа на вопросы: 1) общая способность (как характеристика конкретной личности) - это обобщение (следствие) или общая основа (причина) совокупности специальных способностей; 2) общая способность - это основа (или обобщение) всей имеющейся у личности совокупности специальных способностей или отдельных комплексов способностей к какой-либо деятельности? Положительный ответ для первого случая признает наличие у человека одной общей способности, для второго - нескольких (например, многими исследователями в качестве таковых предлагаются интеллект, креативность и обучаемость).
Третий аспект проблемы (при определенном решении по первым двум аспектам) связан с определением степени сходства или различия психических сущностей, обозначаемых терминами «одаренность» и «общая способность». Все три первых аспекта рассматриваемой проблемы, имея необозримый объем литературы, не имеют на сегодняшний день общепринятых решений. Для более тщательного знакомства с проблемой общих способностей отсылаем читателя к работам Б. М. Теплова [785], К. К. Платонова [597], В. Д. Шадрикова [871, 872], Д. Н. Завалишиной [261], В. Н. Дружинина [245, 246].
Четвертый аспект проблемы общих способностей является преломлением более общей проблемы двухфакторной модели детерминации природы человека применительно к более частной проблеме способностей (как в отношении вклада «наследственности и среды», так и в отношении «биологического и социального» в человеке). Этот аспект более или менее определенно разрешается введением понятия «задатки»: задатки - это природная основа способностей, наследуемая генетически, а способности - это результат развития задатков в определенных средовых условиях (природных и, что для людей еще важнее, социальных). Тем не менее до сих пор с переменным успехом продолжается противоборство изначально сформировавшихся в психологии способностей концептуальных подходов (чего мы касались раньше при рассмотрении феномена интеллекта как одной из важнейших способностей человека): 1) биологическая детерминация (теория наследственности, в своей четкой формулировке восходящая к Ф. Гальтону); 2) социально-средовая детерминация через воспитание (в явственном определении восходящая к К. А. Гельвецию (1715-1771); 3) диалектическое единство влияния обоих факторов - природного и социального [подход базируется на идеях диалектического материализма и в наиболее завершенном виде реализован в работах отечественных ученых советского периода нашей истории. Доминирующий вариант этой реализации исходит из положения, что способности формируются из задатков в процессе деятельности при благоприятных социальных условиях).
Эта проблема, во-первых, есть проблема доказательности наличия в реальности общих способностей; во-вторых, это вопрос о степени общности общих способностей; в-третьих, это вопрос о правомерности отождествления понятий «одаренность» и «общая способность» и, наконец, это вопрос о «наследственности - приобретенности» общих способностей (и одаренности), распространяющийся и на специальные способности.
Первый аспект проблемы проявляется как альтернатива единодушно признаваемому всеми положению о бесспорности реальности специфических способностей у каждого конкретного человека. Напомним, что в исследованиях интеллекта эта проблема конкретизирована двояко. Во-первых, в признании рядом ученых интеллекта в целом как одной из разновидностей общей способности человека наряду с такими разновидностями, как креативность и обучаемость (например, [246]). Во-вторых, в выделении в структуре интеллекта (в рамках психометрических иерархических теорий интеллекта) «фактора G» и «факторов S». Первый фактор признается «общей» основой интеллекта (иногда и называется «общим интеллектом»), а «факторы S» признаются его производными. Поскольку интеллект является психическим свойством человека (и высших животных), постольку «общий интеллект» есть «общая способность» личности. Кстати сказать, признание наличия у человека общих способностей стимулирует включение проблемы способностей в область интересов общей психологии. Отрицание общих способностей предопределяет отнесение всей области изучения способностей к сфере интересов психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
Второй аспект проблемы общих способностей связан с поиском ответа на вопросы: 1) общая способность (как характеристика конкретной личности) - это обобщение (следствие) или общая основа (причина) совокупности специальных способностей; 2) общая способность - это основа (или обобщение) всей имеющейся у личности совокупности специальных способностей или отдельных комплексов способностей к какой-либо деятельности? Положительный ответ для первого случая признает наличие у человека одной общей способности, для второго - нескольких (например, многими исследователями в качестве таковых предлагаются интеллект, креативность и обучаемость).
Третий аспект проблемы (при определенном решении по первым двум аспектам) связан с определением степени сходства или различия психических сущностей, обозначаемых терминами «одаренность» и «общая способность». Все три первых аспекта рассматриваемой проблемы, имея необозримый объем литературы, не имеют на сегодняшний день общепринятых решений. Для более тщательного знакомства с проблемой общих способностей отсылаем читателя к работам Б. М. Теплова [785], К. К. Платонова [597], В. Д. Шадрикова [871, 872], Д. Н. Завалишиной [261], В. Н. Дружинина [245, 246].
Четвертый аспект проблемы общих способностей является преломлением более общей проблемы двухфакторной модели детерминации природы человека применительно к более частной проблеме способностей (как в отношении вклада «наследственности и среды», так и в отношении «биологического и социального» в человеке). Этот аспект более или менее определенно разрешается введением понятия «задатки»: задатки - это природная основа способностей, наследуемая генетически, а способности - это результат развития задатков в определенных средовых условиях (природных и, что для людей еще важнее, социальных). Тем не менее до сих пор с переменным успехом продолжается противоборство изначально сформировавшихся в психологии способностей концептуальных подходов (чего мы касались раньше при рассмотрении феномена интеллекта как одной из важнейших способностей человека): 1) биологическая детерминация (теория наследственности, в своей четкой формулировке восходящая к Ф. Гальтону); 2) социально-средовая детерминация через воспитание (в явственном определении восходящая к К. А. Гельвецию (1715-1771); 3) диалектическое единство влияния обоих факторов - природного и социального [подход базируется на идеях диалектического материализма и в наиболее завершенном виде реализован в работах отечественных ученых советского периода нашей истории. Доминирующий вариант этой реализации исходит из положения, что способности формируются из задатков в процессе деятельности при благоприятных социальных условиях).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи