Сущность проблемного обучения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Процесс учения, как творческий процесс включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов из решения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

Проблемное обучение является не абсолютно новым типом обучения в педагогической практики, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистерве, Ушинский и др. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистевег).

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления; при этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы

– стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;

– воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;

– знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.

Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности.

Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы

– стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;

– воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;

– знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.

Проблемное обучение соответствует целям воспитания активной, творческой личности.

Некоторые классификации существующих педагогических технологий

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Существуют различные классификации технологий. Например, М.В. Кларин на основе анализа инновационных моделей обучения в зарубежной педагогической практике выделяет четыре модели учебно-воспитательного процесса:

§ обучение как усвоение заданных образцов;

§ обучение как дискуссия;

§ обучение как игра;

§ обучение как исследование.

Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.

Г.К. Селевко выделил классы педагогических технологий, которые имеют различную концептуальную основу:

§ личностную ориентацию педагогического процесса;

§ активизацию и интенсификацию деятельности учащихся;

Из истории становления понятия педагогической технологии

Наука » Педагогика » Общая педагогика
«Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, ремесло, умение и logos – учение, наука) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» (Советский энциклопедический словарь, -- М., 1994. – С. 1329). В Словаре русского языка С.И. Ожегова (М., 1994. – С. 692) отмечается: «Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».

Технология – термин производственный. Однако распространение достижений научно-технического прогресса в различные области знаний и практики, проникновение технологического подхода в непроизводственную сферу жизнедеятельности общества выступают важнейшими общемировыми тенденциями социального развития.

Анализ зарубежной и отечественной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации образовательного процесса и управления им позволяет выделить этапы формирования понятия педагогической технологии: педагогическая техника, аудивизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, научная организация труда учителя и школьника, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, информационная технология, модульное обучение, педагогическая технология (в безмашинном и автоматизированном вариантах).

Причины технологизации образовательного процесса школы:

1) недостаточный уровень готовности выпускников школ жить и работать в динамично меняющемся обществе. Действительно, традиционные методики обучения и воспитания, направленные на усвоение учащимися готовых ЗУНов, не создают условия для формирования у них коммуникативных, проектировочных, оценочных, рефлексивных умений, которые и составляют суть так называемых универсальных способностей или компетенций личности. Именно интеллектуальные, коммуникативные, информационные и другие виды компетенций личности позволяют ей успешно разрешать нестандартные ситуации в новых условиях;

Внеурочные формы организации текущей учебной работы.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Наряду с уроком в общеобразовательных учреждениях используются и другие формы учебной работы. Основное распространение получили такие формы, как экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и пр.).
Экскурсия. Одной из наиболее интересных для учащихся форм обучения является экскурсия. Экскурсия – форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения познакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.
В зависимости от дидактической цели выделяют: вводные экскурсии, проводимые перед непосредственным изучением нового материала; текущие и итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала. По предметному содержанию экскурсии можно разделить на естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие, производственные и др.
В школьной практике обучения экскурсии проводятся не часто, и поэтому лучше, чтобы одна экскурсия содержала в себе информацию сразу по нескольким учебным предметам, чтобы учащиеся могли составить полную картину реальной действительности. Такие экскурсии называются комплексными. Например, можно проводить экскурсию в лес, изучая виды растущих там деревьев и одновременно устно решая математические задачи, главными героями которых являются изучаемые деревья. Гармонично включаются в такие экскурсии рассказы учителя о своем крае и его истории, об экологических проблемах данной территории.
Экскурсии обычно планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные дни, свободные от других занятий. В каждой школе составляется план экскурсий, в него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Чаще всего все экскурсии связаны с изучением материала, заложенного в программе по предметам.

Урок – основная форма организации текущей учебной работы.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 мин.), планом работы и составом учащихся.
Урок направлен на достижение триединой цели: обучить (образовательная или дидактическая цель), воспитать (воспитательная цель), развить (развивающая цель).
К дидактическим (или образовательным) относятся:
 четкое определение задач каждого урока;
 формирование у школьников знаний, умений и навыков;
 оптимальное информационное наполнение урока;
 внедрение новейших педагогических технологий;
 рациональное сочетание различных видов, форм и методов обучения;
 творческий подход к формированию структуры урока;
 сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной работой учащихся;
 обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.
Воспитательные цели и требования к уроку включают:
 формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
 воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно-необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, внимательности, работоспособности, самостоятельности и др.

Формы организации и средства обучения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Понятие о формах организации обучения и сущность способов и систем обучения, видов учебной деятельности ученика, форм организации текущей учебной работы учащихся
Понятие «метод обучения», сущность которого рассматривалась в главе 9, характеризует внутреннюю, содержательно-процессуальную сторону учебного процесса. Категория «форма организации обучения» или «организационная форма обучения» как дидактическое понятие означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает порядок и режим взаимосвязи участников образовательного процесса. (Слово «форма» в переводе с латинского означает «наружный вид, внешнее очертание»). Следовательно, педагогическая форма – это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов (В.С. Безрукова). Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления (И.Ф. Харламов).
Часто категории «метод» и «форма» употребляются как синонимы; одна и та же форма может применяться в различных методах обучения или выступать в виде метода и наоборот.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся (или способу обучения), месту учебы, продолжительности учебных занятий. По первому критерию выделяются коллективная, групповая, парная и индивидуальная формы, которые реализуются в различных системах обучения. По месту учебы различают школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т.п., а ко вторым – домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д. По длительности времени обучения различают классический урок (45 минут), спаренное занятие (90 минут), а также уроки «без звонков» – произвольной длительности.

Сущность и содержание методов обучения.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Как следует из вышепредставленного материала, методы обучения определяются в различных классификациях с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики.
Рассмотрим оптимально подходящую для использования в педагогической практике классификацию методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса: методы организации учебно-познавательной деятельности (УПД) учащихся; методы стимулирования УПД обучающихся; методы контроля и диагностики эффективности УПД, социального и психического развития учащихся. Эти группы методов поэтапного обучения, индивидуально усвоенные учителем, становятся основой его творческой методической системы. Представим более детально указанные группы методов.
I. Методы организации УПД:
1) получения новых знаний

Приемы:
а) рассказ:
сообщение плана рассказа; вопрос учителя, вопрос учителя, обращенный к учащимся во время рассказа; рассуждения учителя; анализ излагаемых фактов и примеров, сопоставление различных явлений;
б) лекция:
представление плана лекции; выделение основных мыслей или ведущих идей, понятий; конспектирование; составление схематической модели излагаемого материала;
в) работа с книгой:

Активные методы и формы обучения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Активные методы могут выступать в учебном процессе в качестве
- форм его организации;
- методов педагогического воздействия;
- содержания обучения (как деятельностный компонент содержания обучения, включающий способы мышления и действий, опыт творческой деятельности, которыми должен овладеть учащийся).
Особенности и характеристики активных методов обучения:
1) обязательная активизация мышления и вынужденная активность обучаемого в учебном процессе;
2) устойчивая и длительная активность обучаемых, что обеспечивает их постоянную вовлеченность в учебный процесс;
3) учебная работа учащихся приобретает характер самостоятельной творческой деятельности по решению задач; повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся;
4) постоянное взаимодействие учащихся и учителя в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса;
5) рефлексия учащимися результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.
Активные методы обучения, наиболее широко применяемые в школе:
– методы проблемного обучения;
– лабораторная работа;
– практикумы;
– эвристическая лекция;
– метод анализа конкретных ситуаций;

Выбор методов обучения

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Результаты ряда исследований (М.И. Махмутов, А.Н. Алексиюк, Ю.К. Бабанский и др.) позволили определить ряд факторов, влияющих на выбор учителем методов обучения на уроке:
1. Цель и задачи обучения; уровень обученности, который необходимо достигнуть.
2. Содержание учебного материала (объем, уровень сложности) и принцип его отбора.
3. Закономерности обучения и соответствующие им дидактические принципы.
4. Уровень учебной подготовленности учащихся, их мотивации учебно-познавательной деятельности учения.
5. Индивидуальные особенности и реальные учебные возможности учащихся (возраст, работоспособность, учебная тренированность, выносливость и др.).
6. Отведенное для обучения время (продолжительность изучения раздела, темы).
7. Материально-технические, организационные условия обучения.
8. Тип и структура учебного занятия.
9. Применение методов обучения на предыдущих уроках.
10. Характер взаимодействия и стиль общения педагога и учащихся, которые сложились в процессе учебного труда (передача «готовых знаний» или совместный поиск, сотрудничество и ли авторитарность).
11. Количество учащихся в классе.
12. Уровень профессиональной компетентности учителя.

Основные направления обновления содержания школьного образования

Наука » Педагогика » Общая педагогика
1. Гуманизация образования предполагает создание в обществе правовых, материальных, психолого-педагогических условий, направленных на:

- признание в одинаковой мере высшей ценностью личность каждого участника образовательного процесса;

- защиту достоинств, прав и свобод личности в учебном процессе;

- бережное отношение к ребенку и научное изучение его личности.

2. Демократизация образования обеспечивает расширение прав, образовательного выбора учителей, учащихся и их родителей; активное их участие в управлении делами своих коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления.

3. Повышение культуросообразности школьного образования предполагает:

- максимальное использование в обучении школьников культуры той среды, к которой принадлежит учебной заведение (культуры нации, страны, региона);