Внеурочные формы организации текущей учебной работы.

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Наряду с уроком в общеобразовательных учреждениях используются и другие формы учебной работы. Основное распространение получили такие формы, как экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и пр.).
Экскурсия. Одной из наиболее интересных для учащихся форм обучения является экскурсия. Экскурсия – форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения познакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.
В зависимости от дидактической цели выделяют: вводные экскурсии, проводимые перед непосредственным изучением нового материала; текущие и итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала. По предметному содержанию экскурсии можно разделить на естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие, производственные и др.
В школьной практике обучения экскурсии проводятся не часто, и поэтому лучше, чтобы одна экскурсия содержала в себе информацию сразу по нескольким учебным предметам, чтобы учащиеся могли составить полную картину реальной действительности. Такие экскурсии называются комплексными. Например, можно проводить экскурсию в лес, изучая виды растущих там деревьев и одновременно устно решая математические задачи, главными героями которых являются изучаемые деревья. Гармонично включаются в такие экскурсии рассказы учителя о своем крае и его истории, об экологических проблемах данной территории.
Экскурсии обычно планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные дни, свободные от других занятий. В каждой школе составляется план экскурсий, в него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Чаще всего все экскурсии связаны с изучением материала, заложенного в программе по предметам.
При проведении экскурсии выделяют три этапа: а) предварительную подготовку к экскурсии на уроках; б) выезд учащихся к изучаемому объекту и проведение запланированного объема учебной работы по теме занятия (сбор природного материала, рисунки, чертежи и т.д.); в) работа с собранным материалом и подведение итогов экскурсии.
При подготовке к экскурсии учитель проводит тщательное изучение объекта экскурсии, места ее проведения, определяет ее цели и задачи. После этого учитель выбирает содержание материала и виды деятельности, которые учащиеся будут осваивать при подготовке, во время и после окончания экскурсии. Учитель выбирает методики показа и рассмотрения объекта экскурсии, способы вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр.
В подготовку входит и обучение учащихся способам сбора материала: приемам ведения записей, зарисовок, основам фотографирования, звукозаписи рассказов экскурсовода и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок и сроки их выполнения, время, отводимое на экскурсию и сбор материала. До экскурсии учитель распределяет творческие задания для учащихся: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарий и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и основам техники безопасности.
Экскурсия может длиться от 40 – 45 мин до 2 – 2,5 часов. В этот промежуток не входит время, затрачиваемое учащимися на дорогу. Обычно время экскурсии определяется характером предмета экскурсии, содержанием и сложностью материала и, конечно, возрастом учащихся.
Закончиться экскурсия может итоговой беседой. Однако на последующих после экскурсии уроках учитель должен возвращаться к ней, использовать полученные в ходе ее материалы и знания учащихся, а если возможно, то провести повторение и обобщение изученного на экскурсии материала.
Домашняя работа. Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий во внеурочное время. Основными задачами, стоящими перед домашней работой как формой организации учебной работы, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта самостоятельной работы.
Домашнее задание обычно включает в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику; б) выполнение устных упражнений; в) выполнение письменных упражнений; г) выполнение творческих работ; д) проведение наблюдений (за природой, поставленным опытом и др.).
Цели заданий, которые учитель задает на дом, могут быть различными. Одни задания рассчитаны на выполнение тренировочных упражнений для ускоренной выработки практических умений и навыков, другие – на определение и преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным, уже пройденным темам. Третьи включают в себя творческие задания повышенной трудности для развития у учащихся творческих способностей, исследовательских умений.
Несмотря на то, что все представленные выше цели важны и достижение их необходимо для выполнения домашнего задания, однако объем заданий на дом ограничен.
Факультативные и дополнительные занятия. Наряду с обязательными учебными занятиями в школах используются и разнообразные формы учебной работы, проводимой вне рамок учебных занятий (расписания уроков). Такие формы учебных занятий называются внеклассными или внеурочными.
В первую очередь к внеклассным занятиям относятся факультативные занятия. Как самостоятельная форма организации текущей работы они появились в конце 60-х – нач. 70-х гг. во время проведения очередной реформы системы образования, затрагивающей в основном содержание школьного образования. Факультативные занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посещение осуществляется на добровольной основе.
Факультативные занятия призваны решать следующие задачи:
 удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов;
 развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности;
 способствовать развитию исследовательских умений, индивидуальных особенностей, творческих способностей учащихся.
Помимо учебных занятий, обязательных для всех учащихся, специально для слабоуспевающих учащихся проводятся дополнительные занятия. Дополнительными занятиями называют сверхпрограммные занятия с одним или группой учащихся по дополнительной отработке пройденного на уроках материала.
Форма и время проведения дополнительных занятий жестко не регламентируется. Это может быть занятие-консультация, на которой учитель еще раз излагает новый материал для тех, кто не понял его на уроке; или беседа с 2- 3 учащимися по тематике классной работы, в которую включено выполнение письменных заданий. Время таких занятий может быть и 20 мин, и 1 час. Возможно и выполнение учащимися самостоятельной работы.
Другие формы внеклассной учебной работы. Принято считать, что внеклассная работа носит для учащихся добровольный характер и призвана удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы, а для их проведения не требуется полного состава класса. Считается также, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов. К таким формам внеклассной учебной работы относят предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
Предметные кружки и научные общества создаются на добровольных началах из учащихся одной параллели или же, если желающих немного, из учащихся соседних классов (5 – 6, 7 – 8 классов и т.д.). В них входят учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, имеющие склонность к рисованию, лепке, техническому творчеству, проведению опытной работы по биологии, химии, физике и т.д. Ведут работу кружков учителя-предметники.
Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся. Содержанием их деятельности могут быть изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, моделирование, разработка проектов, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью великих ученых, писателей, деятелей культуры.
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества организуются для повышения познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (математике, физике, химии, родному и иностранному языкам, литературе) и развитию их творческих способностей, исследовательских умений. Проведение этих форм внеклассной работы готовится заранее, составляется план проведения таких мероприятий по школе, проводится серия подготовительных мероприятий, учащимся задаются задания, открыто проводится выявление школьников – победителей. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них интерес к учебному предмету. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся. Олимпиады, конкурсы, выставки могут иметь как внутришкольный уровень, так и региональный, международный.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.