Личностная культура как акмеологический феномен

Наука » Психология » Акмеология
Общепринятыми значениями понятия «культура» являются следующие: культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

Культура как творческая деятельность во всех сферах бытия и сознания характеризуется диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоение культурного наследства) и направлена на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

Культура по природе своей изменчива.

Можно выделить три основных подхода к исследованию культуры: аксиологический, деятельностный и личностный.

Согласно аксиологическому подходу, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А.А. Зварыкин, Г.П. Францев, Н.Э. Чавчадзе);

Акменология в личностном развитии человека

Наука » Психология » Акмеология
Феномен акменологии и его главные характеристики

Взрослость во всех проявлениях своей природной и социальной сути человека оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление гражданской активности, сокращение объема и содержания родительских обязанностей, выключение из сферы профессионального труда.

При таком понимании акме - это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.

Вместе с тем в акмеологии понятие «акме» используется в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья, когда его поведение как личности оказывается относительно наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение конкретного результате его творчества.

Опыт изучения жизненных перспектив личности в современной науке

Наука » Психология » Акмеология
Концепции:

1. сценарный подход

«никогда, всегда, после того как, перед тем как, снова и снова»...

2. социология жизненных планов

объективные факторы пути человека и тесные связи с субъектами, причинами (место обучения, жизненные ориентации). Жизненные планы содержат ориентацию на определенное соц-ое положение и отражают возможности его достижения

3. психосоциология/ клиническая социология принцип социоклинического и социобиографического аспектов анализа, с использованием многопричинности, множественных лроблематизацнй. Взаимности влияния диалектической причинности и т.д.

Принцип детерминизма развития

Наука » Психология » Акмеология
Одним из основных принципов в акмеологическом понимании развития человека является принцип детерминизма.

Важными особенностями акмеологической трактовки принципа детерминизма являются: поступательный, созидательный характер развития; определяющая роль личности как системообразующего фактора развития; важная роль механизмов саморазвития, самоорганизации, саморегуляции; гармоничное сочетание внутренней и внешней детерминации поведения и деятельности личности как необходимое условие созидательного характера процесса функционирования и развития личности.

Но сегодня проблема социальной детерминации - особенно для акмеологии — выступает совсем в другом качестве. Еще Б.Г. Ананьев сформулировал, предвидя недалекое будущее, идею о необходимости подготовить человека к жизни, а не только передать необходимую систему знаний. Социальная детерминация в современном, особенно российском обществе заключается не в ее определенности, а, напротив, в неопределенности, в изменчивости, противоречивости, непрогнозируемости. Социальная детерминация в настоящее время — это социальные проблемы, стоящие перед личностью, а не простые и категорические руководства.

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ

Наука » Психология » Акмеология
Индивид — человек как единичное природное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.

Рассматривая людей как индивидов, т. е. как элемент природы, мы можем выделить основные биологические особенности, которые, характеризуя вид в целом, всем людям даны от рождения и вместе с тем очень важны для их дальнейшего формирования в качестве личностей и субъектов. Человеческий вид характеризуется следующим:

Человек — существо общественное, самой природой предназначенное для бытия в социуме.

Персонифицированное сообщество людей имеет Иерархическую структуру независима от произвола, поскольку там, где произвол полностью отсутствует, она всегда устанавливается спонтанно. Формирование иерархий свойственно не только людям^ используется в природе как универсальный способ. Иерархия представля ет собой единую систему - все ее члены между собой связаны но не равны. Стремление к равенству скорее культурный феномен, оно противно природе, человеческой в том числе.

Роль А. А. Бодалева в акменологии

Наука » Психология » Акмеология
А. А. Бодалев в своем научном творчестве выделился в двух основных направлениях: психология общения и акмеология. Определенным итогом работы в области акмеологии является монография посвященная феномену акме и некоторым условиям его формирования «Вершина в развитии взрослого человека характеристики и условия достижения», автор обращает внимание на роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития. Исследуется взаимосвязь акме и индивидуальности человека, акме и популярности, акме и проблемы саморазвития, акмеологии и педагогики и т.д.

Роль Б. Г. Ананьева в акменологии

Наука » Психология » Акмеология
Б. Г. Ананьев (1907-1972) более 30 лет назад в своей работе «Человек как предмет познания» ставит задачу: наука обязана показать, что представляет собой человек, достигший своего расцвета в своем психологическом и физическом развитии. Также, какой путь каждый человек должен одолеть, чтобы подняться на возможно более высокую для него ступень в физическом совершенстве и состояться как яркая личность, как действительно талантливый субъект деятельности как богатая духовно и самобытная индивидуальность.

Он выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в исследовании системного характера. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказал необходимость комплексного изучения психики, разработал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Он изучал индивидуальность как систему, интегрирующую разноуровневые свойства индивида, личности. Субъекта. Начал изучение проблем старения и зрелости. В его исследованиях были получены данные о гетерохромности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости, тем самым было положено начало акмеологии в нашей стране. «О проблемах современного человекознания» (1967г., переиздается до сих пор) в ней Ананьев:

Взаимодействие акмеологии и конфликтологии в изучении и развитии профессионального творчества

Наука » Психология » Акмеология
Акмеология изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на продуктивности его профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т.п.) на различных возрастных этапах жизни. Одним из ключевых вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления, науки и изобретательства, предпринимательства, образования и т.п.
При этом необходимо преодолеть шаблоны возрастного (восходящего к педологии) подхода к акмеологической проблематике. Согласно ему, продуктивность профессионального творчества трактуется как кумулятивный эффект, производный от раскрытия возрастных возможностей человека, хотя и обусловленных социальными факторами (образованием, карьерой и др.).
Альтернативой служит предлагаемый мной [20] системно-функциональный подход к акмеологии, согласно которому она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом се культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного (т.е. диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, ибо они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучают макро- и микроаспекты творчества. Конфликтология исследует проблемно-конфликтные ситуации микроразвития творческого потенциала, а акмеология - процессы и результаты его макроразвития.

Формы сотрудничества ДУ с семьей.

Наука » Педагогика » Дидактика
Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам работы с родителями относятся:

- родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы.

- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

- родительская конференция.

- тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

- Проведение конкурсов – вечеров вопросов и ответов.

- день открытых дверей

Основные задачи ДУ в работе с семьей.

Наука » Педагогика » Дидактика
Сотрудничество детского сада и семьи.

Основные задачи:

1.Оказание профессиональной помощи семье в воспитании личности ребенка.

2.Повышение психолого – педагогической компетентности родителей.

3.Повышение общего уровня культуры родителей.

4.Гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей. Оптимизация детско – взрослого общения.

5.Компенсация недостающего социализирующего влияния детей в неблагополучных семьях.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Роль и функции семьи в воспитании ребенка. Характеристика типов семьи.

Наука » Педагогика » Дидактика
Семья – социальный институт формирования личности.

Две ветви воспитания – это семейное и общественное.

Современная семья должна выполнять следующие функции:

1.Репродуктивная – рождение детей.

2.Рекреативная – семья должна оказывать материальную и морально – психологическую помощь старшим членам семьи, детям.

3.Регулятивная (нравственно - нормативная). Муж – глава семьи, жена – хранительница очага, дети – любящие родителей.

4.Воспитательная – ведущая функция.

5.Коммуникативная – умение общаться

6.Хозяйственно – экономическая.

Структура и содержание перспективного и перспективно-календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста

Наука » Педагогика » Дидактика
В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.

Структурные компоненты перспективно-календарного плана:

- Годовые задачи;

- список использованных источников;

- список детей по подгруппам (меняется 2р в год);

- циклограмма совместной деят-ти педагога с детьми (утро, 1прогулка, 2 прогулка, вечер);