Основные достижения в жизни подростка

Наука » Психология » Возрастная психология
Тенденция к личностному развитию.
Стремление к освоению всего диапазона соц пространства.
Стремление к рефлексии на свой внутренний мир.
Понимает необходимость послушания и дисциплинированности.
Учится межличностным взаимоотношениям. К концу периода количество переходит в качество (у подростков с углубленной рефлексией).
Формируется стремление быть и считаться взрослым.
Прошлое ощущается как ценность.

Социальная ситуация в жизни подростка

Наука » Психология » Возрастная психология
Живет в семье, учится в школе, но ситуация трансформируется в его сознании – новые ценностные ориентации, интенсивная рефлексия на себя и общество. Испытывает потребность в обособлении своего Я от семейного МЫ. Меняется отношение к учебной деятельности. Его больше занимает общение со сверстниками. Он постигает разные формы взаимодействия. В стенах школы создаются условия для формирования личности подростка. Происходит расширение соц условий бытия подростка и в пространстве и в духовном плане.
Зацикленность на отстаивании своих прав. Выполнение обязанностей кажется чем-то из детства. Я уже взрослый и могу нарушать. Нужно привести к идее, что ему самому это надо. Не осознает, что любая свобода несет за собой ответственность.

Личность ребенка младшего школьного возраста

Наука » Психология » Возрастная психология
Имя. Акцент с имени переходит на фамилию (связано с классным журналом). Может произойти отрицание фамилии (связано со страхом ответа у доски). Появляюся прозвища (не несут смысловой нагрузки как у подростков).
Сигналы:
• Просит называть другим именем
• Отказывается произносить фамилию
Варианты компенсации: уход в болезнь, слезы, маленький тиран.
Притязание на признание. Стараются привлечь внимание, завоевать любовь первого учителя. Иногда учитель становится более значимым, чем родители. В норме мнение учителя важнее мнения родителя. Дети стремятся попасть в группу звезд, в группу тех, кого одобряет учитель. Ребенок впервые сталкивается с объективным основанием оценки самого себя. Если это основание есть – развивается рефлексия. Очень важно чтобы родители правильно реагировали на плохие отметки.
Может наблюдаться стойкое снижение самооценки (зацикливание на отметках, ситуация класса и т.п.):
• Ребенок все воспринимает собственное неумение как собственную «плохость», но есть желание и вера в самоисправление
• Добавляется отсутствие веры, нежелание расти
• Добавляется отсутствие желания быть хорошим
В более старшем возрасте ребенок может выбрать любой способ компенсации. Варианты компенсации:
• Активный: агрессия, неадекватно завышенная самооценка, стремление к лидерству
• Пассивный: неуверенность, сомневающееся поведение, уход в болезнь, в лень.

Особенности умственного развития в младшем школьном возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Рефлексия, анализ и и планирование (поиск и построение системы возможных действий) определяют перестройку познавательной и личностной сферы детей. Уч д-ть должна вводить ребенка в систему теор знаний и обеспечить развитие основ теор сознания и мвшления.
+ выготский обучение – развитие.
Появляется чутье к языковым явлениям, ребенок начинает входить в образно-знаковые системы. Речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. Овладение контекстной речью.
Различает цвет, форму, величину, положение в пространстве.
Любознательность. Основной вид мышления – образное. Отличается эгоцентризмом из-за отсутствия знаний.
Внимание. Организует длительное внимание на интересном ему объекте.
Память. Учится запоминать произвольно, понимание явл.условием для запоминания.
Воображение. Вначале опирается на какие-либо предметы, но постепенно необходимость во внешней опоре исчезает, предмет преобразуется и ему придается новый смысл. Развитие В.явл.способом выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

Особенности общения со старшими в младшем школьном возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Происходит разочарование в идеальности родителей => появляются фантазии (меня подменили). Если Эдипов комплекс завершен неуспешно, то ребенок тяжело идет в школу. Требования, кот предъявляют ребенку родители и несоответствие способностей может привести к регрессу в прошлое и нарушению психологического здоровья, к психосоматическим реакциям. У родителей может сформироваться страх в отношении власти учителя. Проекция ожиданий родителя на своего ребенка. Актуализация школьных страхов родителей (ОЙ, я в всегда не любил историю) закладывает в ребенка страх.
Общение с учителем. В норме либидо переходит от родителей к учителю. Появляются первые соц страхи (страх не соответствовать нормам). Учитель ответственен за то, чтобы страх ребенка не перерос в невротический.
В общении с родителями у мл шк формируется представление о желанной и нежеланной для него семь, представление о поло-ролевом поведении. Ребенок примеряет на себя роль, кот он выполняет родитель. Затем он или принимает ее, либо отталкивает.
Дети постепенно принимают способность дифференцировать значимых взрослых, т.е. различать достоинства и недостатки, сравнивать своих и других родителей. Интересуется статусом своей семьи. Через общение со сверстниками форм соц «Я» ребенка, т.е. представление о себе о св месте в ситуации соц отношений.

Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу

Наука » Психология » Возрастная психология
Вводит ребенка в нормированный мир отношений, требует организованной произвольности, дисциплины. Ужесточает условия жизни ребенка. Происходит стандартизация условий жизни ребенка.
Ребенок оказывается в ситуации сплошных обязанностей, права уходят на задний план. Обязанности регламентируют ситуацию учебы. Школа и дом – где ребенок обязан, улица – где право имеет. Важно уделять внимание воспитанию межличностного общения.

Особенности развития личности ребенка дошкольного возраста в ситуации депривации.

Наука » Психология » Возрастная психология
Депривация - псих.состояние, которое возникает в случае неудовлетворения психических потребностей человека в достаточной мере.
в дошкольном возрасте важно накопление знаний о мире, становление личности ребенка.
Виды депривации и ее последствия:
-материнская - дефицит внимания родителей. Активно проявл.в детских домах, если ребенок достаточно долго не находится в эмоц.контакте с разными людьми, то он становится к ним неравнодушным. разлука с близкими может привести к задержке умственного развития.
-партенальная депривация (отсутствие отца). Ребенок страдает от недостатка авторитета, дисциплины. Может развиться слабая личность.
-социальная депривация - отсутствие усвоения соц.ролей, самореализации.

Развитие личности в дошкольном возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Имя. Ребенок уже понимает, что имя не единично, но при этом оно индивидуально.
Если ребенок не отзывается на свое имя, не произносит при знакомстве – первый сигнал тому что скорее всего идет неприятие ребенком себя. Могут начать проявляться различные комплексы. Происходит знакомство с отчеством. Отчество для них – элемент взрослой жизни, попытка приблизиться к миру взрослых. Дети начинают заботиться о своем внешнем виде. Ребенок учится выражать эмоции. Эгоцентризм.
притязание на признание. Помимо того что ребенок продолжает претендовать на доверие взрослых, в схему притязания на признание включаются ровесники.
Прежде всего ребенок четко фиксирует отношение к нему взрослых людей. В норме ребенок стремится заслужить поощрение и избежать наказания.
Сверстники.
Сначала ребенок начинает хотеть быть как все: Всем купили такие игрушки, и мне надо купить.
После, ребенок хочет быть лучше всех.
В притязании на признание появляется ложь.. Происходит формирование и появление первых идеалов «Я». Это проявление любви к неким сказочным героям.
1. Ребенок начинает идентификацию с этим героем.
2. Идентификация с существующими в обществе идеалами (Пример - тимуровцы).
Идеалы появляются и формируются через систему воспитания. Дети выбирают физически более сильных героев – это связано с компенсацией детских страхов, навязанных родителями (взрослыми). Моменты выбора героев – сигналы о процессе развития. Попытка отбросить весь внешний мир, а вместе с ним и маму (из-за гиперопеки)
3.Ложная идентификация.
4. Отсутствие идеалов вообще.

Идентификация и обособление в общении дошкольника

Наука » Психология » Возрастная психология
В общении через подражание ребенок усваивает способы взаимодействия друг с другом. Ребенок широко пользуется идентификацией и обособлением. Стремясь получить похвалу и т.п. он полностью погружается в общение, стремясь показать самостоятельность – ребенок обособляется. Включенность механизма идентификации-обособления открыта и не маскируется. Постепенно ребенок учится пользоваться этим механизмом и впоследствии может научиться использовать внешние проявления для манипулирования людьми, эксплуатировать эти проявления в корыстных целях.
Идентификация в форме сочувствия. На примере сказок. Ребенок идентифицирует себя с персонажем, сочувствует тем, кто попал в беду. Дети стремятся защитить «+»героев от плохих.
Знакомясь с человеческими действиями и чувствами, ребенок склонен приписывать их всему.

Основные достижения раннего возраста

Наука » Психология » Возрастная психология
По Мухиной.
Овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.
Эти достижения проявляются в:
-телесной активности,
- координированности движений и действий,
- прямохождении,
- развитии соотносящих и орудийных действий,
- бурном развитии речи,
- развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков,
- развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления,
- развитии воображения и воли,
- выделении своего «Я»,
- появлении чувства личности.

Общлшение в младенчестве. Эмоционально-экспрессивная функция в общении

Наука » Психология » Возрастная психология
Постепенно включается сотрудничество, обогащаются средства общения. Взгляды и улыбки дополняются указательным жестом и просящими интонациями, появляются первые слова. Активно формируются предпосылки усвоения речи.
Возникают звуки:
- гуканья (2-4 мес)
- гуления (4-6)
- лепет (повторные слоги)
- облегченные слова (дай, нет, на)
После 6 мес появляется способность понять обращенную к нему речь. Чем больше социальных ситуаций общения, тем лучше формируется речь.
В 6-6,5 мес ребенок может связать предмет с его названием. В7,5 мес наблюдаются первые двигательно-ориентировочные реакции. В 9 мес ребенок может подать предмет, кот у него попросили.
По Мухиной.
Удовольствие от общения с взрослым обнаруживается в комплексе оживления. Эмоциональное общение с взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка. К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому обрадуется, чужого испугается.
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромную положительное значение для развития ребенка, может привести и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно быть рядом с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать от него внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его оставят одного хотя бы на минуту.
Наиважнейшее средство общения – экспрессивные действия (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции).

Младенчество. Общая характеристика

Наука » Психология » Возрастная психология
Ведущий тип деятельности: эмоциональное коммуникация с родителям (до первых полгода – по личностным мотивам, вторые полгода – по деловым).
Новообразования:
1. к 1 году жизни ребенок произносит первые слова (происходит складывание структуры речевого действия).
2. ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия). Отсутствие дифференциации социальной и предметной ситуации.
3. формирование общности ребенка и взрослого (в первую очередь с матерью). Это происходит к концу 1 года в результате эмоционального общения.
По лекции.
Происходит активное развитие рецепторной и двигательной сферы. 1,5 мес – импульсивные действия малыша сопровождает комплекс оживления. 2,5 – 4 мес – период преддействий. Увидев предмет, ребенок длительно фиксирует взгляд, затем начинает ощупывать кисти рук, не делая движений в сторону предмета. Только после того как предмет вложен в руку зрительные и осязательные ощущения сливаются в одно. Только после этого появляются неловкие и неточные движения рук в сторону предмета. Действие хватания формируется к 5-5,5 мес. К 7-10 мес формируется активное манипулирование с предметом. После 6 мес ребенок учится садиться, ползать, вставать, переступать ножками, держась за что-нибудь. Около 9 мес начинается хождение. Важно, чтобы сформировалась зрительно-двигательная координация.
Возможные нарушения:
1. Тревожная привязанность к матери. Активное или пассивное реагирование на уход матери. Имеет свойство сохраняться во времени. Актуализируется в детском саду. Причины:
- наличие слишком активной мамы
- большое кол-во игрушек и отсутствие эмоционального контакта с мамой
- недостаточная двигательная активность
2. Нарушение сексуальности. Фиксация на стадии оральной сексуальностью проявляется в превышении оральной зоны над другими.
Причины:
- чрезмерное «+» или «-»подкрепление всего, что связано с оральной зоной.