Развитие личности в дошкольном возрасте

Наука » Психология » Возрастная психология
Имя. Ребенок уже понимает, что имя не единично, но при этом оно индивидуально.
Если ребенок не отзывается на свое имя, не произносит при знакомстве – первый сигнал тому что скорее всего идет неприятие ребенком себя. Могут начать проявляться различные комплексы. Происходит знакомство с отчеством. Отчество для них – элемент взрослой жизни, попытка приблизиться к миру взрослых. Дети начинают заботиться о своем внешнем виде. Ребенок учится выражать эмоции. Эгоцентризм.
притязание на признание. Помимо того что ребенок продолжает претендовать на доверие взрослых, в схему притязания на признание включаются ровесники.
Прежде всего ребенок четко фиксирует отношение к нему взрослых людей. В норме ребенок стремится заслужить поощрение и избежать наказания.
Сверстники.
Сначала ребенок начинает хотеть быть как все: Всем купили такие игрушки, и мне надо купить.
После, ребенок хочет быть лучше всех.
В притязании на признание появляется ложь.. Происходит формирование и появление первых идеалов «Я». Это проявление любви к неким сказочным героям.
1. Ребенок начинает идентификацию с этим героем.
2. Идентификация с существующими в обществе идеалами (Пример - тимуровцы).
Идеалы появляются и формируются через систему воспитания. Дети выбирают физически более сильных героев – это связано с компенсацией детских страхов, навязанных родителями (взрослыми). Моменты выбора героев – сигналы о процессе развития. Попытка отбросить весь внешний мир, а вместе с ним и маму (из-за гиперопеки)
3.Ложная идентификация.
4. Отсутствие идеалов вообще.

половая идентификация. В начале дошкольного возраста у ребенка появляется повышенный интерес к своему и противоположному полу. Помимо интереса появляются первые теории рождения детей. Присутствует магический способ мышления (Девочки - это мальчики, у которых чего-то не хватает или за что-то наказали…). Следовательно, появляется комплекс Электры и Эдипов комплекс. Если нет одного из родителей, комплекс будет проявляться сильнее, но по-другому. Это период глубокого внутреннего конфликта для ребенка: у мальчиков это конфликт между нарциссической привязанностью к члену и страхом его потерять
Девочкам присуща внутренняя обида на маму за отсутствие члена и завистью мальчикам. В норме происходит идентификация с Эдиповым соперником (у девочек – мама, у мальчиков с папой), которая позволяет перенесения желаний на будущее.
Основные возможные искажение Эдипового развития и их причины.
1. Фактическое отсутствие родителя противоположного пола. В данном случае дети могут остаться на фазе пред-Эдиповых отношений, либо пройдут Эдипов комплекс, но будут проходить его более болезненно. Отсутствие соперника может привести к формированию чувства собственной эротической непривлекательности. Может появиться страх разочаровать любимый объект или потерять его. Таким людям сложно найти партнера и сохранить его.
2. Наличие конфликтов между родителями. Вместо Эдипового конфликта, ребенок начинает испытывать более тяжелый конфликт – конфликт «Лояльность». Конфликт «Лояльность» - ребенок оказывается в ситуации, когда родители ругаются, бьют друг друга и т.д. В Этом случае есть 2 возможных пути: 1.Идентификация с родителем противоположного пола, дающая возможность любить объект любви в себе самом (нарциссизм). 2. Идентификация с родителем своего пола, но при этом с разрушением Эдиповых отношений. Нарушение Эдипового развития может привести к различным невротическим симптомам: Страхам, фобиям, изменениям поведения. Часто они начинают проявляться только в школе. Вербальные проявления внутренних конфликтов: Рассказ ребенка о полной семье, когда заведомо известно, что одного родителя нет, когда просят сказать, с кем живет, а начинает перечислять всех родственников.
психологическое время личности. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать преимущества того или иного возраста. Дети 3-4 лет, как правило, говорят, что они уже взрослые, будущее у них не дифференцированно. Они не могут видеть промежуточные стадии взрослости. Специфическое отношение к старости: дети считают, что приход старости определяется собственным желанием человека. Тут нет страха смерти. В 5-6 лет можно наблюдать снисходительное отношение к своему прошлому (раньше я плохо разговаривал, не мог одеваться…) Постепенно к концу школьного возраста все меньшее количество детей считают себя взрослыми. В норме – дети рассматривают себя как изменяющихся в лучшую сторону. Старшему дошкольному возрасту свойственна оптимистичность восприятия себя. К концу дошкольного возраста появляется представление о ступенчатом характере развития жизни. Актуализируется представление о смерти и актуализируется страх смерти. Начинает прорисовываться короткая временная перспектива (туалет, после НГ…)
психологическое пространство личности права и обязанности. Существует направленность на осознание своих обязанностей через осознание норм в отношениях со сверстниками. Появляются нормы бытового плана. В процессах взаимодействия с другими детьми, вырабатываются и усваиваются различные нормы и обязанности. Игры с правилами сопровождают младший школьный возраст и начало школьного.
Правила игры делятся на 2 группы:
1. Правила, регламентирующие содержания, объем и последовательность игровых действий.
2. Правила, которые служат предотвращению разногласий при столкновении игровых интересов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.