Кто придумал марки?

Энциклопедии » Всё обо всем
Хотелось ли вам когда-нибудь узнать, почему они называются «почтовыми марками»? Для отве­та на этот вопрос нам нужно вернуться в старину, когда посылки и письма перевозились через всю страну эстафетой. Станции, где один посыльный передавал почту следующему, назывались «поста­ми» («post»). Соответственно, английское слово «postage» означало почтовую службу.

Слово «марка» (англ. «stamp» — оттиск) проис­ходит от способа, которым запечатывались пись­ма. На письмо капали воск и, пока он не успел затвердеть, делали на нем оттиск печати или кольца. Это устанавливало личность отправителя письма.

Идея использования марок при доставке кор­респонденции была впервые предложена в 30-х годах XIX века англичанином Роландом Хиллом. Он считал, что с вводом марок объем почтовой корреспонденции резко возрастет, а значит, уве­личится доход государства. Он предложил также большие нововведения, связанные с ценой от­правки писем.

До этого времени цена отправки письма зави­села от числа листов в письме и расстояния, на которое оно отправлялось. Чем дальше шло пись­мо, тем выше была цена его пересылки за каж­дый лист. Хилл предложил ввести стандартный тариф на отправку писем, зависящий только от веса. Расстояние, на которое оно отправлялось, не должно было браться в расчет.

Первой страной, которая в 1840 году начала использовать почтовые марки, была Великобрита­ния. Отсюда эта идея очень быстро распространи­лась на другие страны, в частности, Швейцарию, где почтовые марки были введены в Цюрихе и Женеве. Страной, которая первой сделала это в Западном полушарии, были не Соединенные Штаты, а Бразилия! Там марки были выпущены в 1843 году, а Соединенные Штаты последовали этому примеру в 1847 году. Однако фактически некоторые местные почтмейстеры и частные аме­риканские службы по пересылке писем выпускали свои собственные марки с 1842 года, пока прави­тельство не взяло эту функцию на себя.

Как произошли шахматы?

Энциклопедии » Всё обо всем
Вероятно, нет такой игры, о которой так мно­го и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королем среди игр. Шахматы так­же, вероятно, старейшая из известных игр, неко­торые утверждают, что им около 5000 лет!

Мы знаем, что слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мертв». Но персы ли создали шахматы? Опреде­ленно этого не знает никто.

Дело, в том, что происхождение шахмат в раз­ное время приписывалось грекам, римлянам, ва­вилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу.

Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то мог быть захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие мы играем сейчас. «Рокировка» была но­вой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад.

Королева в шахматах имеет, может быть, са­мую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый ми­нистр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лиша­етесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигу­рой на доске! Только около 500 лет назад коро­леве была дана ее сегодняшняя сила.

Ладьи и кони, похоже, не изменялись годами. Кстати, английское название ладьи — «рук» — происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».

Сегодня в шахматы играют во всем мире, и мил­лионы людей с интересом следят за международны­ми турнирами, которые проводятся регулярно.

Кто придумал игральные карты?

Энциклопедии » Всё обо всем
Сегодня в восьми из каждых десяти домов Ве­ликобритании играют в карточные игры, но и в остальных, если хорошенько поискать, можно найти карточную колоду. Игра в карты настолько привычна большинству из нас, что нам даже ка­жется, что они существовали всегда.

Возможно, игральные карты были известны со времени создания человеком изобразительного искусства. Их история уходит так далеко в про­шлое, что никто не может сказать точно, когда и где они появились впервые.

Долгое время считалось, что игральные карты были изобретены китайцами, так как раньше бу­мажные деньги и игральные карты в Китае были практически идентичны. Мы знаем, что игральные карты существовали в Китае тысячу лет назад! Но все же в настоящее время нет ясности, кому от­дать приоритет изобретения карт: китайцам, егип­тянам, арабам или индусам.

С самого своего появления карты стали одним из способов предсказания судьбы. Вполне воз­можно, что для этой цели они использовались до того, как стали применяться для различных азарт­ных игр. В средние века с помощью игральных карт колдуны предсказывали будущее.

Когда игральные карты попали в Европу? Не­которые считают, что их привезли из своих похо­дов крестоносцы. Другие говорят, что через сара­цин они попали в Испанию или Италию, третьи — что цыгане привезли их в Восточную Европу. Несомненно, однако, что игральные кар­ты были известны в Европе с XIII века.

Первоначально было много различных видов игральных карт. Распространены были, например, фигурные карты (их в колоде было 22, и среди них не было цифр) и цифровые карты (в этой колоде было 56 карт — и ни одной картинки). Французы первыми создали колоду из 52 карт. Они использовали цифровые карты и сохранили короля, даму, валета из фигурных карт. Эту 52-карточную колоду переняли англичане.

Самые ранние карты рисовались вручную, но с развитием резьбы по дереву игральные карты стали дешевле и очень быстро распространились среди простого народа.

Кто изобрел телевидение?

Энциклопедии » Всё обо всем
Телевидение, как вы знаете, довольно слож­ный технический процесс. Истоки его уходят да­леко в прошлое. Можно с уверенностью сказать, что огромное число людей причастно к его разви­тию и совершенствованию. Таким образом, теле­видение не было изобретено одним человеком.

Цепь событий, приведших к изобретению те­левидения, началась в 1817 году, когда шведский химик Йенс Берцелиус открыл химический эле­мент селен. Позже было обнаружено, что количе­ство электрического тока, проводимого селеном, зависит от количества света, которое воздействует на него. Это свойство называется «фотоэлектри­чеством».

В 1875 году это открытие помогло американ­скому изобретателю Г. Керри сделать первую не­совершенную телевизионную систему, для кото­рой он использовал фотоэлектрические элементы. Предмет фокусировался сквозь линзу на блок фо­тоэлектрических элементов таким образом, что каждый элемент как бы «контролировал» количество электричества, проходящее в лампу накали­вания. Неясные очертания предмета, спроектиро­ванного на фотоэлектрические элементы, затем высвечивались на поверхности лампы накалива­ния.

Следующим шагом было изобретение в 1884 году Полом Нипкоу «развернутого изображения». Это достигалось при помощи диска с отверстиями, который вращался перед фотоэлектрическими элементами, и другого диска, вращавшегося перед зрителями. Но сам принцип был тот же, что и у Керри.

В 1923 году была осуществлена первая прак­тическая передача изображения по проводам, и сделали это Бэрд в Англии и Дженкинс в Соеди­ненных Штатах.

Затем произошел огромный скачок в развитии телевизионных камер. Владимир Зворыкин и Фил Фарнсуорт независимо друг от друга сконструировали камеры, известные как «иконоскоп» и «изобразительно-передающая трубка». К 1945 го­ду обе эти передающие трубки были заменены более совершенными.

В современных телевизорах используется так называемая «катодно-лучевая трубка». В этой трубке имеется электронная пушка, которая ска­нирует изображение экрана точно так же, как лу­чи делают это в передающей телевизионной ка­мере, и в результате мы видим изображение.

Конечно, это не объясняет вам в деталях, как именно действует телевидение, но дает вам пред­ставление о том, как много различных открытий должны были совершиться различными людьми в разных странах, чтобы сделать возможным совре­менное телевидение.

Какой кинофильм был первым?

Энциклопедии » Всё обо всем
Самое удивительное в истории развития кино, что первые открытия в этой области были сдела­ны людьми, которых кино само по себе не инте­ресовало: они просто хотели изучить движения животных.

Даже Томас Эдисон, который в 1893 году усовершенствовал так называемый «кинетоскоп», думал о нем как о забаве. Но было много и других людей, которые, увидев в этих открытиях огром­ные возможности для развлечения, стали делать фильмы.

Вначале это были просто съемки чего-то дви­жущегося: волн прибоя, бегущих лошадей, резвя­щихся детей, прибывающих на станцию поездов. Первый фильм, который имел сюжет, был выпу­щен в Эдисоновских лабораториях в 1903 году. Это был фильм «Великое ограбление поезда», и он вызвал общенациональную сенсацию.

Первый стационарный кинотеатр в Соединен­ных Штатах открылся в ноябре 1905 года в Питс­бурге, штат Пенсильвания. Он был прекрасно оформлен. Владельцы назвали его «синематогра­фом» («cinema» — «кино»). Вскоре по всей стране были открыты другие синематографы.

Одним из самых известных первых киноре­жиссеров и продюсеров был бывший актер Д. Гриффит. Он первый начал двигать камеру во время съемок сцены, а также усовершенствовал технику монтирования, открыл крупный план и многое другое в искусстве кино. В 1914 году Гриффит снял «Рождение нации», один из самых зрелищных фильмов всех времен. Этот фильм о гражданской войне стоил более 750 000 долларов и был самым дорогим фильмом, снятым к тому времени.

Голливуд стал киностолицей после того, как Сэсил де Милл и Джесс Лэски начали снимать там фильм под названием: «Белый муж индиан­ки». В скором времени в Голливуд стали переез­жать другие кинокомпании. Развитие современно­го кино бурно набирало темпы.

Где и когда появились крикет и бейсбол?

Энциклопедии » Всё обо всем
Считается, что крикет родился в Англии в XV веке; во всяком случае, определенно известно, что здесь в него тогда играли. Объявления о кри­кетных матчах помещались в газетах в начале XVIII века. Первый зарегистрированный чемпио­нат графства по крикету был проведен в 1719 году. К 1750 году установились размеры крикетного поля между линиями подачи — 20 метров и двухспицных воротец — 56 сантиметров в высоту и 15 сантиметров в ширину. Не существовало никаких ограничений для биты, которая была очень мало похожей на современную. Рисунки того времени изображают игроков, одетых в белые рубашки бриджи и чулки, в разнообразных головных убо­рах, впрочем, в основном в цилиндрах.

Важную роль в истории крикета сыграл Уимблдонский клуб, основанный в 1750 году. Слава маленькой деревни в Гэмпшире вспыхнула вне­запно, когда ее команда нанесла поражение сбор­ной остальной Англии. Подача мяча в то время производилась только снизу, что скоро перестало представлять угрозу для защищающихся.

«Крикетная Площадка Лордов», существующая с 1781 года, также сыграла историческую для крикета роль. В 1814 году она была переведена на свое нынешнее место, где Мэрилбонский Кри­кетный Клуб учредил свою штаб-квартиру. Этот клуб, основанный в 1788 году, стал законодате­лем мод в крикете. К началу XIX века были уста­новлены окончательные размеры крикетных воро­тец: 69 сантиметров на 23,5 сантиметра. Отбиваю­щие имели большое преимущество над боулерами (подающими) до тех пор, пока в 40-х годах не стала популярна круговая подача мяча. Верхняя подача не была признана вплоть до 1864 года.

Международный крикет начался с матчей в Австралии в 1877 году, когда туристическая груп­па из Англии потерпела поражение от сборной Австралии. Первый международный матч по кри­кету в Англии был сыгран в 1880 году, и, за иск­лючением военных лет, международные матчи с тех пор продолжаются.

В 1907 году американская комиссия изучила происхождение бейсбола, намереваясь раз и на­всегда положить конец спорам на эту тему. В 1908 году в опубликованном ею сообщении гово­рилось, что бейсбол является исключительно аме­риканской игрой, не имеющей ничего общего ни с одной иностранной, и что создал его Даблдей.

Однако некоторые посчитали, что эта комис­сия не старалась по-настоящему исследовать про­исхождение бейсбола, а задалась целью доказать, что это американская игра. В защиту такого мне­ния было собрано много доказательств. Вот неко­торые из них. Само название «бейсбол» использо­валось для обозначения популярной английской игры, которая известна с XVIII века. В книге, опубликованной в Англии в 1744 году и перепе­чатанной в Соединенных Штатах в 1762 и 1787 годах, изображается игра в бейсбол, в которой можно узнать игрока с битой на базе, позади него кетчера (ловящего мячи), питчера (подающего) и две стартовые площадки. По существу, в книгах, опубликованных до 1830 года, было много упо­минаний не только о бейсболе, но также и о бей­сбольных клубах.

Когда появился бокс?

Энциклопедии » Всё обо всем
Многие люди склоняются к мнению, что бокс должен быть объявлен вне закона. В истории бок­са это случалось много раз. Довод его противни­ков таков: это слишком жестокий, даже варвар­ский вид спорта.

Интересно, как бы они реагировали, увидев первые боксерские поединки, которые происходи­ли в Древней Греции на Олимпиадах и других со­ревнованиях! Некоторые из тогдашних правил бокса были очень похожи на современные. Но было одно большое различие: вместо перчаток бойцы надевали так называемый цестус. Это была накладка из кожи, обитая свинцовыми или брон­зовыми пластинками. Удар цестусом, как вы дога­дываетесь, мог быть просто сокрушительным!

После падения Римской империи бокс исчез и не появлялся вновь, пока не был возрожден в Ан­глии в начале XVIII века. Вскоре он стал очень модным спортом, и так продолжалось на протя­жении более чем 100 лет.

Бои проводились голыми кулаками. Многие из них длились несколько часов. Разрешались борьба и броски. Раунд заканчивался только тогда, когда одному из бойцов удавалось сбить противника с ног, а время отдыха между раундами могло коле­баться. Эта жесткая схватка продолжалась до тех пор, пока один из бойцов в начале очередного раунда оказывался уже не в состоянии выйти в центр ринга.

Естественно, что бокс в такой жестокой форме окончательно восстановил против себя обществен­ное мнение. Для спасения этого вида спорта надо было что-то менять. С этой целью стали приме­нять перчатки, набитые чем-нибудь мягким, на­пример ватой. Затем понемногу старые правила делались все более гуманными. И, наконец, в 1867 году был сделан важный шаг: маркиз Куинсберри предложил свод правил, которые пошли на пользу боксу и вернули ему былую популярность. В частности, продолжительность каждого раунда ограничивалась тремя минутами. Перерыв между раундами должен был длиться одну минуту. Эти правила были приняты во всем мире и практиче­ски действуют по сегодняшний день.

До XX века боксом занимались, можно ска­зать, в двух странах: Англии и Соединенных Штатах. Но с тех пор бокс успел широко распро­страниться по всему миру, и сегодня это — один из самых популярных на Земле видов спорта.

Как баскетбол получил свое название?

Энциклопедии » Всё обо всем
Угадайте, какая игра в Соединенных Штатах имеет больше зрителей, чем любая другая? Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что это бас­кетбол.

Баскетбол часто называют «интернациональной игрой», так как в него играют в каждой цивили­зованной стране. Однако баскетбол, в отличие от некоторых других игр, не развивался постепенно на протяжении веков. Он был изобретен одним человеком, Джеймсом Нейсмитом, канадцем по происхождению, в 1891 году.

Нейсмиту хотелось заинтересовать какой-ни­будь новой игрой студентов Спрингфилдской спортивной школы в штате Массачусетс. Он сое­динил индейскую игру лакросс, похожую на хок­кей, с британским футболом, чтобы получилась игра, в которую можно было играть в помещении.

В игре, которую придумал Нейсмит, нельзя было пользоваться палкой, как в лакроссе, или бить по мячу ногой, как в футболе. Мяч здесь пе­редается от игрока к игроку или ведется одним игроком и бросается в цель только руками. Сна­чала в качестве цели использовалась подвесная плетеная корзина, поэтому Нейсмит назвал игру «баскетболом» («баскет» по-английски означает «корзина»).

В баскетболе, как и во многих других играх, место игрока определяется его специфическими способностями. Те, кому хорошо удается добы­вать очки меткими бросками, обычно использу­ются в нападении, где они ведут атаку на кольцо соперника.

Центровой игрок, как правило, очень высокого роста. Он должен уметь передать мяч товарищу по команде во время начального подбрасывания мяча. Его рост также должен давать команде «контроль щита», что означает держать мяч в по­ле зрения, когда он отскакивает от кольца или щита после неточного броска.

Защитники должны всячески мешать форвардам соперника выигрывать очки, поэтому они должны быть подвижными, хитрыми и успевать в то же время принимать участие в атаках своей команды.

Как начались бытовые танцы?

Энциклопедии » Всё обо всем
Танцы существовали в той или иной форме практически с первых шагов человечества. Перво­бытные люди в танцах изображали животных или силы природы, и религиозные танцы были частью истории человечества с самых первых ее страниц.

Но бытовые танцы — это совсем другое. Это занятие для получения максимального удовольст­вия. Удивительно, но этот вид танцев также имеет длинную историю. Уже древние греки были в во­сторге от танцев как развлечения. К примеру, Аристотель считал танцы полезными, так как они передавали характерные особенности поведения людей. Гомер также высоко ценил бытовые тан­цы.

В то же время выдающийся римский оратор Цицерон так сказал о танцах: «Здравомыслящий человек, если только он не выжил из ума, не тан­цует ни один, ни в чьем-либо обществе, так как танцы — спутник распущенности, беспутства и похоти». Представьте только, что он сказал бы о рок-н-ролле!

У греков танцы были составной частью всех пиров и праздников. Их приверженцами были ве­ликие Сократ и Платон, что показывает, насколь­ко глубоко вошли танцы в жизнь древней Элла­ды.

Танцы как общественное искусство были изве­стны в Египте более 4000 лет назад! Ими было принято увеселять гостей на пирах. В Индии так­же искусство танца существовало как форма раз­влечения с древности, хотя многие из танцев и имели религиозное содержание. Другой страной, где бытовые танцы существовали с давних вре­мен, является Испания. Здесь многие танцеваль­ные па, возможно, были арабского происхожде­ния.

Страной, где по-настоящему стало развиваться то танцевальное искусство, каким оно нам извест-

но сегодня, является Франция. Хотя корни мно­гих танцев можно проследить и в других странах именно во Франции они были доведены до совер­шенства. Трудно переоценить роль в этом Екате­рины Медичи, которая обожала танцевальное ис­кусство. Очень быстро из Версаля любовь к тан­цам распространилась в частные дома.

При Людовике XIV искусство салонного танца достигло больших высот. Организовывались вели­колепные балетные спектакли, и лучшие компо­зиторы того времени создавали свою музыку именно для придворных танцев.

Кем создано фортепьяно?

Энциклопедии » Всё обо всем
Знали ли вы о том, что, за исключением орга­на, фортепьяно — самый сложный музыкальный инструмент? Название «фортепьяно», или, как го­ворили раньше, «пианофорте», буквально можно перевести так: «тихо-громкий». Это предполагает богатую гамму звуков, которые способно издавать фортепьяно.

И все же этот очень сложный инструмент про­изошел от простейшего «монохорда» — ящика с одной-единственной струной, на которую были нанесены музыкальные интервалы. Такие «звуко­вые ящики» были также у цимбал и псалтериона во времена Ветхого Завета. Играющий перебирал струны, пощипывая их.

Приблизительно в 1000 году н.э. Гвидо д'Арецц изобрел передвижную подставку для мо­нохорда и увеличил количество клавиш и струн. В таком виде инструмент был распространен вплоть до XVI века.

Одним из самых привлекательных инструмен­тов, полученных усовершенствованием монохор­да, был клавикорд. В нем появилась медная де­таль -- «колок». Его давление производило вибра­цию струн, и, как результат, достигался звук инс­трумента, который мог усиливаться или ослаб­ляться по воле музыканта.

Наиболее близок к клавикорду был спинет — продолговатый инструмент с диапазоном в четыре октавы, звучание которого также достигалось пе­ребором струн.

В середине XVII века популярным стал клаве­син. Инструмент этот крупнее и клавикорда, и спинета и обычно имеет две клавиатуры. По форме он похож на большое фортепьяно. Звук из его струн извлекается при помощи крохотных перы­шек.

И, наконец, в 1709 году Бартоломео Христофори придумал систему молоточков и применил ее для создания на основе клавесина нового инст­румента — фортепьяно. Использование молоточ­ков позволило навсегда покончить со скрипучим звуком, которого нельзя избежать в более прими­тивных инструментах. Первым композитором, ко­торый ввел фортепьяно в широкое употребление, был Бетховен.

Какой музыкальный инструмент был первым?

Энциклопедии » Всё обо всем
Об этом существует легенда, но это не более чем фантазия. Согласно греческой мифологии, первый музыкальный инструмент — пастушью дудку — изготовил бог Пан. Однажды на берегу он выдохнул сквозь тростник и услышал, как его дыхание, проходя по стволу, произвело печальное причитание. Он разрезал ствол на неравные час­ти, связал их вместе, и вот уже у него был пер­вый музыкальный инструмент!

Истина в том, что мы не можем назвать пер­вый музыкальный инструмент, так как все перво­бытные люди во всем мире, похоже, создавали ту или иную музыку. Это обычно была музыка с ка­ким-то религиозным значением, и зрители стано­вились ее участниками. Они танцевали, барабани­ли, хлопали и пели вместе с ней. Это делалось не просто для удовольствия. Эта примитивная музы­ка составляла значимую часть жизни людей.

Легенда о Пане и тростнике позволяет предпо­ложить, как человек додумался до того, чтобы сделать столько разнообразных музыкальных инс­трументов. Возможно, он имитировал звуки при­роды или использовал ее предметы вокруг себя, чтобы создавать свою музыку.

Первые музыкальные инструменты были удар­ными (типа барабана). Позже человек изобрел духовые инструменты, сделанные из рогов живо­тных. Из этих примитивных духовых инструмен­тов развились современные медные духовые инст­рументы. По мере того, как человек развивал свое музыкальное чувство, он стал использовать тростник и таким образом производил более есте­ственные и нежные звуки.

Наконец, человек изобрел простую лиру и ар­фу, от которых пошли смычковые инструменты.

В средние века крестоносцы привезли из похо­дов много удивительных восточных музыкальных инструментов. Скомбинированные с народными, уже существовавшими тогда в Европе, они разви­лись во множество инструментов, которыми сей­час пользуются для воспроизведения музыки.

Когда впервые были сделаны колокольчики?

Энциклопедии » Всё обо всем
Колокольчик — это ударный инструмент: му­зыкальный звук в нем производится посредством удара. А поскольку самые ранние музыкальные инструменты были именно ударными, колоколь­чики того или иного вида могут считаться одними из первых музыкальных инструментов человека. Проследить их историю невозможно: слишком да­леко она уходит корнями.

К примеру, более 4 тысяч лет назад у китай­цев был инструмент, состоявший из 16 плоских камней, подвешенных на раме, и когда по ним ударяли деревянным молоточком, возникала це­лая гамма экзотических звуков.

Конечно, в нашем представлении колокольчи­ки должны быть сделаны из какого-то металла. Предполагается, например, что у царя Соломона на крыше его храма находились большие золотые колокольчики, чтобы разгонять птиц.

У древних греков и римлян были колокольчи­ки всех видов, включая карманные. В Афинах они использовались жрецами, а в Спарте, когда умирал царь, женщины шествовали по улицам, ударяя в маленькие колокольчики.

Бронзовые колокольчики были обнаружены при раскопках Ниневии, которая была разрушена примерно в 612 году до н.э. А маленькие колокольчики, наподобие современных бубенчиков, были найдены в Перу в древних могильниках, ко­торым около 1500 лет.

Развитие колокольчика от его примитивной формы шло в двух направлениях: восточном и за­падном. На Востоке он развился в формы, кото­рые условно можно назвать «котел» и «чаша». Ча­ща стала гонгом, который является исключитель­но восточным инструментом. Котел развился в колокола-«бочки»: китайские и японские.

В западной цивилизации колокольчик разви­вался в форме «чаши». Позже он дополнился язычком, так что по нему теперь можно было ударять изнутри. Большая медная или бронзовая чаша, укрепленная вверх дном под куполом церк­ви, впервые появилась около 400 г.

Бронзовые колокола, которые используются сегодня, на 80 процентов состоят из меди и на 20 — из бронзы.