Рождение детей – важнейшая часть жизненного цикла женщины. Отдельные аспекты этой темы (обряды и ритуалы в послеродовой период) разрабатывались в работах дореволюционных авторов: Н.Ф. Сумцова [24], Д. Успенского [25], В.Н. Добровольского [7], А.Н. Соболева [23], О. Семеновой-Тян-Шанской [21]. Много сделано и российскими историками и этнографами в исследовании ритуалов (Т.А. Листова [11], Д.А. Баранов [4], Г.И. Кабакова [8]). Обрядовой стороне во время беременности и родов значительное место уделено в монографии А.К. Байбурина [3], новые этнографические материалы представлены в сборнике «Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры» [18], а также в работах историков повседневности и фамилистов В.Ю. Лещенко [9], В.А. Федорова [26], К.Э. Шумова и А.В. Черных [27], свой взгляд предложен и теми, кто реконструирует женскую историю (Н.Л. Пушкарева [15; 16, с. 17]; З.З. Мухина [14]). Как во всякой многобразной проблеме, не все попало в поле зрения исследователей, и весьма актуальный вопрос, касающийся изменений в повседневной жизни русской крестьянки в пореформенный период (по сравнению с дореформенным), не выделялся в историографии. В данной работе делается попытка осветить этот вопрос. В основу положены материалы недавно введенных в научный оборот выпусков многотомного издания «Русские крестьяне: Жизнь. Быт. Нравы: материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева» [20], географически охватывающие интересующий нас регион.
***
Функционирование традиционного крестьянского общества было обусловлено целым рядом социально-экономических факторов. В основе крестьянской экономики лежала семейная форма хозяйства, которая строилась на гендерном разделении труда и могла существовать при наличии как мужских, так и женских рабочих рук. Представления о семье и детях составляли фундамент всего уклада жизни. Брачно-семейные отношения являлись системообразующими для всего крестьянского общества. Священность института брака нашла свое отражение в нормах обычного права и в крестьянской этике: «Без мужа, что без головы; без жены, что без ума», «Без мужа голова не покрыта; без жены дом не крыт» [6, с. 289]. Только семейная жизнь давала индивиду возможность стать полноправным членом общества, поэтому вступление в брак рассматривалось как моральный долг. «Отношение же к тем, которые почемулибо остались без жены или медлят жениться, самое худое» (Тверская губ.) [20. Т. 1, с. 465, 467].
***
Функционирование традиционного крестьянского общества было обусловлено целым рядом социально-экономических факторов. В основе крестьянской экономики лежала семейная форма хозяйства, которая строилась на гендерном разделении труда и могла существовать при наличии как мужских, так и женских рабочих рук. Представления о семье и детях составляли фундамент всего уклада жизни. Брачно-семейные отношения являлись системообразующими для всего крестьянского общества. Священность института брака нашла свое отражение в нормах обычного права и в крестьянской этике: «Без мужа, что без головы; без жены, что без ума», «Без мужа голова не покрыта; без жены дом не крыт» [6, с. 289]. Только семейная жизнь давала индивиду возможность стать полноправным членом общества, поэтому вступление в брак рассматривалось как моральный долг. «Отношение же к тем, которые почемулибо остались без жены или медлят жениться, самое худое» (Тверская губ.) [20. Т. 1, с. 465, 467].
Как известно, епископ Виктор (Островидов) – первый из иерархов, кто открыто выступил против июльской церковной декларации
1927 г. и в целом церковно-политического курса заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), направленного на безоговорочную легитимацию светской власти и её политики. Он увидел в этом ущерб внутренней духовной свободе Церкви, вынужденной вновь следовать за прагматическими интересами светской власти вместо того, чтобы придерживаться принципов аполитичности при условии признания и подчинения правительству.
Осенью 1927 – начале 1928 г. епископом Виктором на территории Вятской губернии было создано параллельное сергианскому замыкающееся на нём церковное управление. По мнению протоиерея Всехсвятской церкви Александра Серебрянникова, управляющего канцелярией архиепископа Вятского и Слободского Павла (Борисовского), викторианский «несказанный раскол» можно было разделить на две группы: 1) те, кто идёт за епископом Виктором, благочинным о. Леонидом Юферевым, т. е. официальными руководителями движения; 2) тёмная масса, руководимая игуменьей Февронией (Юферевой) [4. Л. 224].
Осенью 1927 г. игуменья Феврония просила не принимать декларацию даже протоиерея Александра Серебрянникова. С этого времени по лето 1929 г. игуменья Феврония и монахини ликвидированных монастырей, пользуясь своим личным влиянием и авторитетом епископа Виктора, осуществляли массовые обращения верующих на свою сторону [2. Л. 6 об-7]. Руководство игуменьей«тёмной массы» можно назвать довольно условным. Оно носило, скорее, духовный, нежели организационно-управленческий характер. Религиозный авторитет Февронии был достаточно велик, чтобы значительные массы верующих, в особенности монахинь бывшего Покровского женского монастыря, на протяжении многих лет (а в отдельных случаях и десятилетий) почитали игуменью. Несмотря на то, что в материалах архивно-следственного дела о «церковномонархической контрреволюционной организации» при Воскресенском соборе г. Вятки особый акцент делался на организационный характер деятельности Февронии, во время следственных действий, а также после вынесения приговора её ввиду «болезненного состояния» оставили на свободе. Помимо состояния здоровья изоляция Февронии (в восприятии народа – «святой», а в «глазах» государства – «преступника») от общества осложнялось опасностью
возможных негативных настроений и массовых народных выступлений [3. Л. 220].
1927 г. и в целом церковно-политического курса заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), направленного на безоговорочную легитимацию светской власти и её политики. Он увидел в этом ущерб внутренней духовной свободе Церкви, вынужденной вновь следовать за прагматическими интересами светской власти вместо того, чтобы придерживаться принципов аполитичности при условии признания и подчинения правительству.
Осенью 1927 – начале 1928 г. епископом Виктором на территории Вятской губернии было создано параллельное сергианскому замыкающееся на нём церковное управление. По мнению протоиерея Всехсвятской церкви Александра Серебрянникова, управляющего канцелярией архиепископа Вятского и Слободского Павла (Борисовского), викторианский «несказанный раскол» можно было разделить на две группы: 1) те, кто идёт за епископом Виктором, благочинным о. Леонидом Юферевым, т. е. официальными руководителями движения; 2) тёмная масса, руководимая игуменьей Февронией (Юферевой) [4. Л. 224].
Осенью 1927 г. игуменья Феврония просила не принимать декларацию даже протоиерея Александра Серебрянникова. С этого времени по лето 1929 г. игуменья Феврония и монахини ликвидированных монастырей, пользуясь своим личным влиянием и авторитетом епископа Виктора, осуществляли массовые обращения верующих на свою сторону [2. Л. 6 об-7]. Руководство игуменьей«тёмной массы» можно назвать довольно условным. Оно носило, скорее, духовный, нежели организационно-управленческий характер. Религиозный авторитет Февронии был достаточно велик, чтобы значительные массы верующих, в особенности монахинь бывшего Покровского женского монастыря, на протяжении многих лет (а в отдельных случаях и десятилетий) почитали игуменью. Несмотря на то, что в материалах архивно-следственного дела о «церковномонархической контрреволюционной организации» при Воскресенском соборе г. Вятки особый акцент делался на организационный характер деятельности Февронии, во время следственных действий, а также после вынесения приговора её ввиду «болезненного состояния» оставили на свободе. Помимо состояния здоровья изоляция Февронии (в восприятии народа – «святой», а в «глазах» государства – «преступника») от общества осложнялось опасностью
возможных негативных настроений и массовых народных выступлений [3. Л. 220].
В событиях Февральской революции 1917 г. армии выпало сыграть исключительно большую роль не только в Петрограде, но и на местах. Это во многом было связано с тем, что русская армия, как и все общество в целом, тяжело переживала ужасы военных потерь в годы Первой мировой войны. На положении войск непосредственно сказывались остановка ряда промышленных предприятий, расстройство железнодорожной сети, нехватка оружия, боеприпасов, продовольствия, топлива и т. п., а также ставший затяжным характер войны при неясности ее целей и полной неопределенности перспектив ее завершения [1, с. 474; 20, с. 144–151].
К этим проблемам добавлялись и факторы субъективного свойства. Накапливались и все острее сказывались раздражение и усталость народа от войны. В действующей армии все активнее циркулировали слухи о «немецкой партии», сложившейся будто бы вокруг императрицы Александры Федоровны, о других «темных силах», окружавших престол, о продаже немцам территорий России за золото и т. п. Известный российский историк Г.Л. Соболев отметил весьма примечательный факт, что практически все визиты Александры Федоровны в Ставку были строго засекречены, так как в войсках существовало стойкое убеждение, «что после каждого такого посещения русская армия терпела поражения» [25, с. 61].
Традиционно главной силой в поддержании порядка и организованности в армии являлось офицерство. В России в начале ХХ в. существовала довольно стройная система подготовки офицерских кадров, которая обеспечивала решение всех насущных вопросов. Однако многомиллионное увеличение армии в условиях мировой войны и огромные потери командного состава, превысившие к началу 1917 г. 62 тыс. чел. [6, с. 32], вынуждали царскую власть срочно увеличивать количество офицеров. В последние годы войны обновление командного состава производилось в основном за счет «ускоренных» выпускников из военных училищ, курсов и трехмесячных школ прапорщиков.
К этим проблемам добавлялись и факторы субъективного свойства. Накапливались и все острее сказывались раздражение и усталость народа от войны. В действующей армии все активнее циркулировали слухи о «немецкой партии», сложившейся будто бы вокруг императрицы Александры Федоровны, о других «темных силах», окружавших престол, о продаже немцам территорий России за золото и т. п. Известный российский историк Г.Л. Соболев отметил весьма примечательный факт, что практически все визиты Александры Федоровны в Ставку были строго засекречены, так как в войсках существовало стойкое убеждение, «что после каждого такого посещения русская армия терпела поражения» [25, с. 61].
Традиционно главной силой в поддержании порядка и организованности в армии являлось офицерство. В России в начале ХХ в. существовала довольно стройная система подготовки офицерских кадров, которая обеспечивала решение всех насущных вопросов. Однако многомиллионное увеличение армии в условиях мировой войны и огромные потери командного состава, превысившие к началу 1917 г. 62 тыс. чел. [6, с. 32], вынуждали царскую власть срочно увеличивать количество офицеров. В последние годы войны обновление командного состава производилось в основном за счет «ускоренных» выпускников из военных училищ, курсов и трехмесячных школ прапорщиков.
Рождению авиации предшествовало развитие воздухоплавания в нашей стране. Первый полет в России, как известно, состоялся
5 декабря (24 ноября) 1783 г. на набережной Невы у Эрмитажа в день именин Екатерины II. Тогда в воздух был запущен тепловой аэростат диаметром около полуметра [2, с. 20]. В те годы было отмечено лихорадочное увлечение воздухоплаванием, и зажиточные люди запускали аэростаты в дни особых торжеств для развлечения. К сожалению, уже через несколько месяцев Екатерина II охладела к воздухоплаванию и 15 (4) апреля 1784 г. своим Указом № 15973 запретила полеты аэростатов в России с 12 (1) марта по 12 (1) декабря «под страхом заплаты пени 20 рублей в Приказ общественного призрения и взыскания вреда, ущерба и убытка тем причиняемого»[19].
Следующее знаменательное событие произошло 30 (18) июля 1803 г., когда на воздушном шаре поднялся первый россиянин – генерал С.Л. Львов. Пилотировал аэростат знаменитый французский аэронавт Андре Жак Гарнерен. Воздухоплаватели стартовали в Санкт-Петербурге, поднялись на высоту 3000 метров и перелетели Финский залив [7, с. 24].
В некоторых работах по истории воздухоплавания сообщается, что штаб-лекарь И.Г. Кашинский 6 октября (24 сентября) и 13 (1) октября 1805 г. совершил полеты на своем «градетуровом великолепном аэростате» [7, с. 26]. Однако точных сведений о полетах Кашинского нет [1, с. 129].
В период начала и середины XIX в. в России были замечательные энтузиасты воздухоплавания: Леппих, Ростопчин, Каразин, Ильинская, Леде, Снегирев, Архангельский, Черносвитов, Третесский, Соковнин и др., которые проектировали, строили воздухоплавательные аппараты и летали на них.
5 декабря (24 ноября) 1783 г. на набережной Невы у Эрмитажа в день именин Екатерины II. Тогда в воздух был запущен тепловой аэростат диаметром около полуметра [2, с. 20]. В те годы было отмечено лихорадочное увлечение воздухоплаванием, и зажиточные люди запускали аэростаты в дни особых торжеств для развлечения. К сожалению, уже через несколько месяцев Екатерина II охладела к воздухоплаванию и 15 (4) апреля 1784 г. своим Указом № 15973 запретила полеты аэростатов в России с 12 (1) марта по 12 (1) декабря «под страхом заплаты пени 20 рублей в Приказ общественного призрения и взыскания вреда, ущерба и убытка тем причиняемого»[19].
Следующее знаменательное событие произошло 30 (18) июля 1803 г., когда на воздушном шаре поднялся первый россиянин – генерал С.Л. Львов. Пилотировал аэростат знаменитый французский аэронавт Андре Жак Гарнерен. Воздухоплаватели стартовали в Санкт-Петербурге, поднялись на высоту 3000 метров и перелетели Финский залив [7, с. 24].
В некоторых работах по истории воздухоплавания сообщается, что штаб-лекарь И.Г. Кашинский 6 октября (24 сентября) и 13 (1) октября 1805 г. совершил полеты на своем «градетуровом великолепном аэростате» [7, с. 26]. Однако точных сведений о полетах Кашинского нет [1, с. 129].
В период начала и середины XIX в. в России были замечательные энтузиасты воздухоплавания: Леппих, Ростопчин, Каразин, Ильинская, Леде, Снегирев, Архангельский, Черносвитов, Третесский, Соковнин и др., которые проектировали, строили воздухоплавательные аппараты и летали на них.
Кардшаринг, по мнению многих пользователей, это самое выгодное предложение для просмотра телеканалов. Среди ее главных плюсов – привлекательная цена, широкий спектр возможностей и удовлетворение ваших требований и запросов. Один из важных шагов на пути к успеху – настройка кардшаринга. Как она проходит? И что вам для этого необходимо?
Кардшаринг очень просто настроить, поэтому это можно считать одним из главных преимуществ. Вам не стоит изобретать велосипед и искать массу дополнительных приспособлений, чтобы настроить и активировать данную услугу. Вам понадобиться соглашение со специализированным кардшаринг-сервером, компьютер, подключенный к Интернету, а также спутниковый тюнер. А дальше – дело техники.
Кардшаринг очень просто настроить, поэтому это можно считать одним из главных преимуществ. Вам не стоит изобретать велосипед и искать массу дополнительных приспособлений, чтобы настроить и активировать данную услугу. Вам понадобиться соглашение со специализированным кардшаринг-сервером, компьютер, подключенный к Интернету, а также спутниковый тюнер. А дальше – дело техники.
Во второй половине XIX в. сельское хозяйство оставалось основной отраслью экономики России. Поэтому в конце XIX в. российским правительством были приняты организационные меры, направленные на стимулирование передовых методов ведения сельского хозяйства. В 1894 г. Министерство государственных имуществ было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ, главной задачей которого определялось улучшение состояния аграрной отрасли.
Одновременно укреплялась система разнообразных учреждений в области сельского хозяйства: расширялась деятельность Вольного экономического общества, усилилась работа земств, увеличилась сеть сельскохозяйственных высших и средних учебных заведений. Активнее стали внедряться различные машины, приспособления, оборудование. Большую роль в распространении новейших технологий в сельском хозяйстве играли специализированные журналы, издававшиеся в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX в. Это, прежде всего, известные специализированные издания:
«Северное хозяйство»; «Крестьянское хозяйство»; «Деревня»; «Хуторское хозяйство»; «Сельский хозяин».
Цель работы – показать, как новые технологии в сельском хозяйстве России пропагандировались периодической печатью.
Вторым компонентом крестьянского хозяйства после полевого хозяйства было животноводство, без которого не могло вестись и само земледелие, причем в отдельных районах животноводство приобретало преимущественное значение [1, с. 142].
В северных регионах страны из-за климатических условий короткого вегетационного периода, обильных дождей производство зерновых культур было затруднено. В отличие от северных в южных губерниях затраты на производство хлеба были намного меньше. Эти причины вели к распространению и увеличению травосеяния и пропаганде правильной постановки молочного животноводства в регионе [16, с. 97].
Одновременно укреплялась система разнообразных учреждений в области сельского хозяйства: расширялась деятельность Вольного экономического общества, усилилась работа земств, увеличилась сеть сельскохозяйственных высших и средних учебных заведений. Активнее стали внедряться различные машины, приспособления, оборудование. Большую роль в распространении новейших технологий в сельском хозяйстве играли специализированные журналы, издававшиеся в Санкт-Петербурге в конце XIX – начале XX в. Это, прежде всего, известные специализированные издания:
«Северное хозяйство»; «Крестьянское хозяйство»; «Деревня»; «Хуторское хозяйство»; «Сельский хозяин».
Цель работы – показать, как новые технологии в сельском хозяйстве России пропагандировались периодической печатью.
Вторым компонентом крестьянского хозяйства после полевого хозяйства было животноводство, без которого не могло вестись и само земледелие, причем в отдельных районах животноводство приобретало преимущественное значение [1, с. 142].
В северных регионах страны из-за климатических условий короткого вегетационного периода, обильных дождей производство зерновых культур было затруднено. В отличие от северных в южных губерниях затраты на производство хлеба были намного меньше. Эти причины вели к распространению и увеличению травосеяния и пропаганде правильной постановки молочного животноводства в регионе [16, с. 97].
Важнейшей составляющей модернизационных процессов в современной России выступает формирование гражданского общества. Отсюда несомненная политико-практическая актуальность обращения к концепции гражданского общества, разработанной идеологами отечественного либерализма в начале ХХ в. и включавшей в себя как теоретическое осмысление феномена гражданского общества, так и программу по его формированию в России. Данная тема имеет и научно-теоретическое значение, поскольку, несмотря на всплеск интереса к истории отечественного либерализма в последнее двадцатилетие, взгляды неолибералов на гражданское общество остаются малоизученными. Более обстоятельное освещение в современной историографии получила программа формирования гражданского общества в России [15, с. 14–70].
В настоящей работе ставится задача анализа сущности, структуры, генезиса гражданского общества в отечественной либеральной мысли начала ХХ в., а также трансформации данных теоретических воззрений в программу формирования гражданского общества в России.
Зарождение гражданского общества либералы связывали с модернизационными процессами Нового времени, в социальном плане сутью которых было разрушение сословной структуры, установление гражданско-правового равенства.
Последнее было для либералов фундаментом, на котором базируется система прав и свобод личности. Ранжируя данные права, большинство либеральных теоретиков исходили из истории их закрепления в законодательстве. Как указывали мыслители, первым правом, предоставленным личности, была свобода совести, провозглашенная в XVI в. в Англии пуританами и повлекшая за собой утверждение целого ряда других свобод: свободы слова, печати, собраний, корреспонденции [3, с. 535], а также принципа неприкосновенности личности, без реализации которого все прочие свободы оказались бы иллюзией. Исходя из этого, Б.А. Кистяковский считал необходимым поставить неприкосновенность личности по значимости на первое место среди прочих личных прав [7, с. 322]. Вышеперечисленные свободы, а также свобода собственности, передвижения и труда, указывал С.И. Гессен, вошли в перечень субъективных прав, получивших законодательное закрепление в Декларации прав человека и гражданина [3, с. 536].
В настоящей работе ставится задача анализа сущности, структуры, генезиса гражданского общества в отечественной либеральной мысли начала ХХ в., а также трансформации данных теоретических воззрений в программу формирования гражданского общества в России.
Зарождение гражданского общества либералы связывали с модернизационными процессами Нового времени, в социальном плане сутью которых было разрушение сословной структуры, установление гражданско-правового равенства.
Последнее было для либералов фундаментом, на котором базируется система прав и свобод личности. Ранжируя данные права, большинство либеральных теоретиков исходили из истории их закрепления в законодательстве. Как указывали мыслители, первым правом, предоставленным личности, была свобода совести, провозглашенная в XVI в. в Англии пуританами и повлекшая за собой утверждение целого ряда других свобод: свободы слова, печати, собраний, корреспонденции [3, с. 535], а также принципа неприкосновенности личности, без реализации которого все прочие свободы оказались бы иллюзией. Исходя из этого, Б.А. Кистяковский считал необходимым поставить неприкосновенность личности по значимости на первое место среди прочих личных прав [7, с. 322]. Вышеперечисленные свободы, а также свобода собственности, передвижения и труда, указывал С.И. Гессен, вошли в перечень субъективных прав, получивших законодательное закрепление в Декларации прав человека и гражданина [3, с. 536].
Информационное пространство растет и неустанно развивается. Для одних, это реальный шанс стать лучше, сильнее, мотивированнее и богаче. Для других, эта тенденция сулит перспективой просто утонуть в данных и так и не разобраться в том, что происходит и что нужно делать. Для того чтобы путаница не захлестнула вас, нужно использовать правильные информационные каналы. Как обидно не было бы молодежи, для большинства людей старше 40 лет, все их развлечения просто не понятны и недостойны внимания. Так пускай так и будет, зачем навязывать свое мнение.
Самым лучшим решение для старших станет спутниковое телевидение. Оно же дорогое, возмущается толпа несогласных. Может и так, а может и нет?
Самым лучшим решение для старших станет спутниковое телевидение. Оно же дорогое, возмущается толпа несогласных. Может и так, а может и нет?
Крашение – это искусство Востока, которое проникло в другие края и удачно приспособилось к местной сырьевой базе.
В данной статье автор ставит своей целью изучить вопросы традиционного восприятия цвета и приёмы крашения, принятые в практике народных мастериц чеченцев в прошлом. Слабую изученность этой темы в исторической литературе мы попытаемся восполнить этнографическими сведениями, собранными в 90-е гг. в сёлах горной Чечни.
Актуальность темы объясняется тем, что в обществе всё больше возрастает интерес к народным изделиям и традиционной технологии производства и крашения. Возрождение лучших национальных традиций чеченцев сегодня нельзя представить без возрождения забытых народных промыслов, которые являются частью народной культуры.
Первые сведения об искусстве крашения датируются 3 тыс. до н. э. и относятся к Египту, где найдены настенные человеческие изображения в цветной одежде. Красители как животного, так и растительного происхождения известны с давних времён. Первое упоминание о красителе животного происхождения – пурпуре, изготовляемого из морских моллюсков, встречается в древнеегипетских рукописях, датируемых 2 тыс. до н. э. Однако широкое распространение имели красители растительного происхождения, особенно марена красильная (Rubia tinktorum), с корнями, насыщенными красящим пигментом – ализарином. Упоминание о ней встречается в Талмуде [11]. Само название «ализарин» происходит от названия корня марены – «лизари», «ализари», который так называли в странах восточной части Средиземного моря (Леванта).
В Европе и на Кавказе марена появилась намного позже, но активно культивировалась вплоть до появления искусственных красителей. Пространные маренные плантации были в районе Дербента и Шуши на Кавказе.
В данной статье автор ставит своей целью изучить вопросы традиционного восприятия цвета и приёмы крашения, принятые в практике народных мастериц чеченцев в прошлом. Слабую изученность этой темы в исторической литературе мы попытаемся восполнить этнографическими сведениями, собранными в 90-е гг. в сёлах горной Чечни.
Актуальность темы объясняется тем, что в обществе всё больше возрастает интерес к народным изделиям и традиционной технологии производства и крашения. Возрождение лучших национальных традиций чеченцев сегодня нельзя представить без возрождения забытых народных промыслов, которые являются частью народной культуры.
Первые сведения об искусстве крашения датируются 3 тыс. до н. э. и относятся к Египту, где найдены настенные человеческие изображения в цветной одежде. Красители как животного, так и растительного происхождения известны с давних времён. Первое упоминание о красителе животного происхождения – пурпуре, изготовляемого из морских моллюсков, встречается в древнеегипетских рукописях, датируемых 2 тыс. до н. э. Однако широкое распространение имели красители растительного происхождения, особенно марена красильная (Rubia tinktorum), с корнями, насыщенными красящим пигментом – ализарином. Упоминание о ней встречается в Талмуде [11]. Само название «ализарин» происходит от названия корня марены – «лизари», «ализари», который так называли в странах восточной части Средиземного моря (Леванта).
В Европе и на Кавказе марена появилась намного позже, но активно культивировалась вплоть до появления искусственных красителей. Пространные маренные плантации были в районе Дербента и Шуши на Кавказе.
Основным элементом любого сельского населенного пункта является крестьянская усадьба, которая определяет его планировку, внешний вид и функциональность хозяйственных построек. Выбор способа застройки усадьбы обусловлен не только вкусами хозяев, но и природно-географическими и климатическими факторами, спецификой крестьянского хозяйства, уровнем состоятельности каждой семьи, традициями строительной культуры населения.
Хозяйственно-бытовые постройки мордовского населения гармонично примыкают к жилому дому, образуя в зависимости от местных условий, национальных традиций и бытовых потребностей различные застройки усадьбы. По способу примыкания построек к жилищу выделялась покоеобразная (буквой П) и глаголеобразная застройка (буквой Г). Если строения стояли в один ряд, то такая за стройка считалась однорядной. Двурядная застройка представляет разобщенную связь жилого дома и надворных построек, расположенных в два ряда, параллельно друг другу. Торцевые стороны огораживаются обычно изгородью и забором с воротами [3, с. 28–29]. Характерную особенность мокшанского двора составлял открытый, со стороны улицы, навес (латал) в форме полукруга или прямоугольника, расположенный рядом с воротами. Здесь ставили телеги, сельскохозяйственные орудия, вешали сбрую, привязывали лошадей. Латалня была отгорожена со двора плетнем, но находилась под общей крышей с двором [1, с. 178]. У мордвы-эрзи чаще встречались закрытые дворы [2, с. 572]. Для мордовских усадеб Дальнего Востока был характерен открытый двор. По свидетельству информаторов, «раздельное помещение надворных построек считается наиболее удобным и безопасным вариантом на случай пожара» (ПМА: Валянина, Попова).
Хозяйственно-бытовые постройки мордовского населения гармонично примыкают к жилому дому, образуя в зависимости от местных условий, национальных традиций и бытовых потребностей различные застройки усадьбы. По способу примыкания построек к жилищу выделялась покоеобразная (буквой П) и глаголеобразная застройка (буквой Г). Если строения стояли в один ряд, то такая за стройка считалась однорядной. Двурядная застройка представляет разобщенную связь жилого дома и надворных построек, расположенных в два ряда, параллельно друг другу. Торцевые стороны огораживаются обычно изгородью и забором с воротами [3, с. 28–29]. Характерную особенность мокшанского двора составлял открытый, со стороны улицы, навес (латал) в форме полукруга или прямоугольника, расположенный рядом с воротами. Здесь ставили телеги, сельскохозяйственные орудия, вешали сбрую, привязывали лошадей. Латалня была отгорожена со двора плетнем, но находилась под общей крышей с двором [1, с. 178]. У мордвы-эрзи чаще встречались закрытые дворы [2, с. 572]. Для мордовских усадеб Дальнего Востока был характерен открытый двор. По свидетельству информаторов, «раздельное помещение надворных построек считается наиболее удобным и безопасным вариантом на случай пожара» (ПМА: Валянина, Попова).
Кардшаринг – одна из самых востребованных услуг на сегодняшний день В числе ее поклонников представители разных возрастов, профессий и сфер деятельности. Им импонирует широкий ассортимент телеканалов, низкая стоимость услуги, а также простота подключения. Но, тем не менее, у многих еще остались вопросы относительно подключения, активации и эксплуатации кардшаринга.
Первый аспект, который вызывает немало вопросов со стороны пользователей, это специфика кардшаринг серверов. Многие недоумевают: зачем они нужны и какова их роль? На самом деле кардшаринг серверы – одно и ключевых связующих звеньев. Они служат для соединения вашего компьютера с главным сервером, который осуществляет трансляцию кабельных и спутниковых телеканалов. Чтобы наладить связь с одним из сотни кардшаринг серверов, вам необходим компьютер, подключенный к Интернету, и специальный спутниковый тюнер. После этого вы оформляете договор с кардшаринг-сервером и оплачиваете подключение услуги.
Следующий вопрос, который интересует многих потребителей, настройка кардшаринга. Вашему вниманию на многих кардшаринг серверах представлена подробная инструкция с пошаговыми решениями, комментариями специалистов и наглядными иллюстрациями, которые отображают все, что происходит с вашим компьютером вследствие нажатия определенной комбинации клавиш. Вы всегда можете отследить этап, где произошел сбой в настройках. Однако, как правило, отклонения от инструкции – нехарактерная черта для пользователей. Но, если вы все-таки сомневаетесь в своих силах, то вам лучше всего доверить этот процесс настоящим профессионалам своего дела. У них настройка кардшаринга займет 10-15 минут.
Первый аспект, который вызывает немало вопросов со стороны пользователей, это специфика кардшаринг серверов. Многие недоумевают: зачем они нужны и какова их роль? На самом деле кардшаринг серверы – одно и ключевых связующих звеньев. Они служат для соединения вашего компьютера с главным сервером, который осуществляет трансляцию кабельных и спутниковых телеканалов. Чтобы наладить связь с одним из сотни кардшаринг серверов, вам необходим компьютер, подключенный к Интернету, и специальный спутниковый тюнер. После этого вы оформляете договор с кардшаринг-сервером и оплачиваете подключение услуги.
Следующий вопрос, который интересует многих потребителей, настройка кардшаринга. Вашему вниманию на многих кардшаринг серверах представлена подробная инструкция с пошаговыми решениями, комментариями специалистов и наглядными иллюстрациями, которые отображают все, что происходит с вашим компьютером вследствие нажатия определенной комбинации клавиш. Вы всегда можете отследить этап, где произошел сбой в настройках. Однако, как правило, отклонения от инструкции – нехарактерная черта для пользователей. Но, если вы все-таки сомневаетесь в своих силах, то вам лучше всего доверить этот процесс настоящим профессионалам своего дела. У них настройка кардшаринга займет 10-15 минут.
В жизни как рядового обывателя, так и советского общества в целом органы власти играли заметную роль. Не является исключением из этого правила и внерабочее время советского горожанина. Стремления власти по развитию инфраструктуры и организации интеллектуального досуга несколько активизировались с конца 1940-х – начала 1950-х гг.
Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что к 1948 г. в основном завершилось восстановление основных отраслей народного хозяйства и внимание властей начинает перемещаться на непроизводственный сектор. Верхней хронологической границей выбран 1953 г., потому что в этот год было образовано Министерство культуры, которое объединило все разрозненные ведомства, ориентированные на организацию досугового времени горожанина, что, в свою очередь, может быть рассмотрено как переход на иной организационный уровень.
Выбранный для анализа исторический период интересен тем, что в историографии, касающейся проблемы досуга, он практически не изучен. Одними из первых к проблеме досуга обратились экономисты и обществоведы в конце 1950-х – начале 1960-х гг. [6], поэтому нижняя временная граница их исследований относилась к концу 1950-х гг. Современные историки изучают досуг горожанина в конце 1940-х – начале 1950-х гг. [7], но они не акцентируют внимание на Ленинграде, более того, на интеллектуальной составляющей свободного времени горожанина.
В силу этих историографических лакун цель статьи заключается в выявлении основных элементов интеллектуального досуга ленинградцев в конце 1940-х – начале 1950-х гг.; анализе возникающих в этой области проблем и показе действий власти по их разрешению.
Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что к 1948 г. в основном завершилось восстановление основных отраслей народного хозяйства и внимание властей начинает перемещаться на непроизводственный сектор. Верхней хронологической границей выбран 1953 г., потому что в этот год было образовано Министерство культуры, которое объединило все разрозненные ведомства, ориентированные на организацию досугового времени горожанина, что, в свою очередь, может быть рассмотрено как переход на иной организационный уровень.
Выбранный для анализа исторический период интересен тем, что в историографии, касающейся проблемы досуга, он практически не изучен. Одними из первых к проблеме досуга обратились экономисты и обществоведы в конце 1950-х – начале 1960-х гг. [6], поэтому нижняя временная граница их исследований относилась к концу 1950-х гг. Современные историки изучают досуг горожанина в конце 1940-х – начале 1950-х гг. [7], но они не акцентируют внимание на Ленинграде, более того, на интеллектуальной составляющей свободного времени горожанина.
В силу этих историографических лакун цель статьи заключается в выявлении основных элементов интеллектуального досуга ленинградцев в конце 1940-х – начале 1950-х гг.; анализе возникающих в этой области проблем и показе действий власти по их разрешению.