Окаменевшие останки самой крупной из когда-либо существовавших на Земле морских птиц были обнаружены в куске скалы при строительстве аэропорта в городе Чарлстоне в Америке. Птица весила около 41 кг и имела размах крыльев более 5 м. Специалисты считают, что эта птица, жившая от 5 до 50 млн. лет назад, — отдаленная родственница современных пеликанов.
Пеликана сразу узнаешь по большому клюву и мешку под ним. Во время охоты пеликан набивает свой мешок рыбой, а потом спокойно поедает добычу.
Под кожей у пеликана есть воздушные мешки, поэтому он не может нырять. Только бурый пеликан может погружаться в воду, пикируя с довольно большой высоты. Вот почему эти птицы охотятся на мелких местах.
Во время охоты пеликаны громко кричат, загоняя рыбу. Но на отдыхе или около своих гнезд, которые птицы устраивают в труднодоступных болотистых местах, они очень осторожны.
Всего на земном шаре живет восемь видов пеликанов. Выделим среди них два вида — кудрявого и розового. Кудрявый прозван так потому, что на голове и верхней части шеи у него длинные, закрученные, «кудрявые» перья. Это большая птица, до 13 кг весом и до 2 м в размахе крыльев. У розового пеликана розовый цвет оперения. Он поменьше кудрявого: весит 10—11 кг.
У всех пеликанов, как и у их род- ственников—олуш, бакланов, фрегатов, фаэтонов, плавательные перепонки обтягивают все четыре пальца: эти птицы гребут ногами, как веслами. Вот и названы все они веслоногими.
Пеликана сразу узнаешь по большому клюву и мешку под ним. Во время охоты пеликан набивает свой мешок рыбой, а потом спокойно поедает добычу.
Под кожей у пеликана есть воздушные мешки, поэтому он не может нырять. Только бурый пеликан может погружаться в воду, пикируя с довольно большой высоты. Вот почему эти птицы охотятся на мелких местах.
Во время охоты пеликаны громко кричат, загоняя рыбу. Но на отдыхе или около своих гнезд, которые птицы устраивают в труднодоступных болотистых местах, они очень осторожны.
Всего на земном шаре живет восемь видов пеликанов. Выделим среди них два вида — кудрявого и розового. Кудрявый прозван так потому, что на голове и верхней части шеи у него длинные, закрученные, «кудрявые» перья. Это большая птица, до 13 кг весом и до 2 м в размахе крыльев. У розового пеликана розовый цвет оперения. Он поменьше кудрявого: весит 10—11 кг.
У всех пеликанов, как и у их род- ственников—олуш, бакланов, фрегатов, фаэтонов, плавательные перепонки обтягивают все четыре пальца: эти птицы гребут ногами, как веслами. Вот и названы все они веслоногими.
Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Дождь и ветер еще бушуют вдали. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце, воздух приобрел чистоту и прозрачность, а по земле, по мокрому лугу, заскользили тени от расходящихся туч. Покой наступает в природе, еще взбудораженной грозой.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» известного русского пейзажиста второй половины 19-го в. Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником, прост и прекрасен. Прекрасен не внешней яркостью, а прав- дивостью, близостью к действитель- ности. Это природа его родины, горячо и нежно любимой им. Показать природу во всей ее красоте, выразив при этом большой сложный мир человеческих чувств и переживаний, — это и есть главная задача художника-пейзажиста.
Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16—17-м вв. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников.
Прекрасные пейзажи были созданы в 19- м в. Содержательны и поэтичны картины природы замечательных художников- передвижников А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи.
Видное место занимает пейзаж и в творчестве известных живописцев И. Э. Грабаря, М. С. Сарьяна, А. А. Дейнеки.
Создавая картины родной природы, художники учат нас чувствовать ее красоту и поэзию и еще больше любить свою прекрасную Землю.
О живописи пейзажа вам расскажут книги: Каменева Е. О. Какого цвета радуга. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Пейзаж». С. 55.
Порудоминский В. И. Первая Третьяковка. М.: Дет. лит., 1979. Гл. «Зал 25 (Куинджи, И. Айвазовский)». С. 101—105; гл. «Зал 28 (И. Левитан)». С. 112—118.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» известного русского пейзажиста второй половины 19-го в. Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником, прост и прекрасен. Прекрасен не внешней яркостью, а прав- дивостью, близостью к действитель- ности. Это природа его родины, горячо и нежно любимой им. Показать природу во всей ее красоте, выразив при этом большой сложный мир человеческих чувств и переживаний, — это и есть главная задача художника-пейзажиста.
Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16—17-м вв. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников.
Прекрасные пейзажи были созданы в 19- м в. Содержательны и поэтичны картины природы замечательных художников- передвижников А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи.
Видное место занимает пейзаж и в творчестве известных живописцев И. Э. Грабаря, М. С. Сарьяна, А. А. Дейнеки.
Создавая картины родной природы, художники учат нас чувствовать ее красоту и поэзию и еще больше любить свою прекрасную Землю.
О живописи пейзажа вам расскажут книги: Каменева Е. О. Какого цвета радуга. М.: Дет. лит., 1984. Гл. «Пейзаж». С. 55.
Порудоминский В. И. Первая Третьяковка. М.: Дет. лит., 1979. Гл. «Зал 25 (Куинджи, И. Айвазовский)». С. 101—105; гл. «Зал 28 (И. Левитан)». С. 112—118.
Наука о том, как учить и воспитывать подрастающие поколения, помогать раскрытию и обогащению склонностей и интересов человека, его самовоспитанию, называется педагогикой. Её разделы — дидактика (наука об обучении), теория воспитания, школоведение (организация школьного дела). Одна из самых древних наук, она фактически ровесница человечества, потому и ее будущее бесконечно. Меняются времена и нравы, условия жизни и быта, но всегда старшие озабочены тем, чтобы младшие росли здоровыми, умными, добрыми.
«Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, чтобы человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? — говорил замечательный учитель В. А. Сухомлинский. — Жить по принципу «после меня хоть потоп» нельзя... Каждый человек повседневным трудом должен вносить свой, пусть небольшой вклад в общий труд жизни».
Первые педагоги человека — его родители, которые учат уважать стар- ших, любить труд, читать книги, беречь природу; в этом им помогают книги по педагогике. Когда ребята идут в школу, их встречает и начальные три-четыре года с ними работает первая учительница. Многие на всю жизнь запоминают ее добрую строгость, приветливое внимание, готовность прийти на помощь, когда маленький человек учится правильно писать, считать, разговаривать. Ребенок становится старше — и его педагогам нужно все больше новых знаний — знаний законов современного обучения и воспитания, особенностей опыта лучших педагогов прошлого и настоящего. Ведь наука всегда строится на опыте. Много замечательных людей посвятили себя педагогике. Это чешский педагог Я. А. Коменский, замечательный русский ученый К. Д. Ушинский, великий писатель Л. Н. Толстой. Прославились своими научными трудами С. Т. Шацкий и П. П. Блонский. Ныне очень много последователей у А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. В памяти людской останется и верный друг детей Я. Корчак.
Сегодня в школах страны работают многие тысячи учителей, вносящих вклад в развитие педагогики и школы. Особенный интерес современной науки и практики вызывают демократизация школы, новые для нас учебные заведения (гимназии, лицеи, колледжи и пр.).
Сотни ребят мечтают стать учителями, чтоб нести людям общечеловеческие идеи добра и справедливости. А для этого нужно развивать в себе внимание к людям, их словам и поступкам, умение слушать других, организовать товарищей, помогать малышам советами и делами. К мудрым законам педагогики младший подросток сможет приобщиться в будущем, а пока надо понять один из самых важных: каждый человек — педагог сам себе, он выбирает себе идеал, стремится его достичь, преодолевает собственные недостатки, отвечает за себя перед своей совестью, растет хорошим человеком.
«Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, чтобы человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? — говорил замечательный учитель В. А. Сухомлинский. — Жить по принципу «после меня хоть потоп» нельзя... Каждый человек повседневным трудом должен вносить свой, пусть небольшой вклад в общий труд жизни».
Первые педагоги человека — его родители, которые учат уважать стар- ших, любить труд, читать книги, беречь природу; в этом им помогают книги по педагогике. Когда ребята идут в школу, их встречает и начальные три-четыре года с ними работает первая учительница. Многие на всю жизнь запоминают ее добрую строгость, приветливое внимание, готовность прийти на помощь, когда маленький человек учится правильно писать, считать, разговаривать. Ребенок становится старше — и его педагогам нужно все больше новых знаний — знаний законов современного обучения и воспитания, особенностей опыта лучших педагогов прошлого и настоящего. Ведь наука всегда строится на опыте. Много замечательных людей посвятили себя педагогике. Это чешский педагог Я. А. Коменский, замечательный русский ученый К. Д. Ушинский, великий писатель Л. Н. Толстой. Прославились своими научными трудами С. Т. Шацкий и П. П. Блонский. Ныне очень много последователей у А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. В памяти людской останется и верный друг детей Я. Корчак.
Сегодня в школах страны работают многие тысячи учителей, вносящих вклад в развитие педагогики и школы. Особенный интерес современной науки и практики вызывают демократизация школы, новые для нас учебные заведения (гимназии, лицеи, колледжи и пр.).
Сотни ребят мечтают стать учителями, чтоб нести людям общечеловеческие идеи добра и справедливости. А для этого нужно развивать в себе внимание к людям, их словам и поступкам, умение слушать других, организовать товарищей, помогать малышам советами и делами. К мудрым законам педагогики младший подросток сможет приобщиться в будущем, а пока надо понять один из самых важных: каждый человек — педагог сам себе, он выбирает себе идеал, стремится его достичь, преодолевает собственные недостатки, отвечает за себя перед своей совестью, растет хорошим человеком.
На опушке леса от ветки к ветке про- тянулись тонкие шелковистые нити. Здесь раскинул свои сети паук. У него есть верная примета: пятнышки на спине складываются в рисунок, похожий на крест. Это паук-крестовик, вернее, паучиха. Паук размером поменьше, он скрывается где-нибудь поблизости на нижней стороне листа. Он к паутине не приближается — паучиха может его съесть.
У пауков на брюшке есть маленькие бугорки — паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая на воздухе в виде нити. Эти нити служат разным целям.
Некоторые виды пауков ткут коконы — «пеленки» для откладываемых яичек. А когда выводятся паучата, паутина становится гнездом, в котором поселяются малыши.
Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или «самолетом»: ветер подхватывает паутину с паучком и переносит в другое место.
Некоторые пауки выстилают паутиной пещерки, в которых живут. А серебрянка — обитатель заросших прудов и речных заводей — строит себе из паутины подводное жилище, похожее на колокол. По мере постройки дома паук наполняет его воздухом. Серебрянка приносит мельчайшие пузырьки воздуха на тонких волосках, которыми покрыто ее тело. Паук весь словно закутан в воздушную «шубу», которая блестит в воде. Сверкает и его паутинный дом. С этим запасом воздуха паук может долго находиться под водой.
Паучьи нити бывают очень прочными. Жители Южной Америки сооружают из ветвей раму, маскируют листьями и оставляют на ночь в лесу. К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. И не мудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину.
Иногда паутина может показаться брошенной: на ней нет никого. На самом деле паук притаился где-нибудь поблизости и ждет. Он сразу узнает, когда в сеть попадает добыча. Об этом сообщает ему дрожание сигнальной нити, которая тянется от паутины к месту его засады. Приняв «сигнал», паук тотчас устремляется к добыче. Вырваться из сетей ей не удастся: нити смазаны клейким веществом.
Кроме ловчих сетей у пауков есть еще оружие: сильные челюсти. Они заканчиваются коготком с отверстием, через которое выделяется яд из ядовитой железы. Яд домового паука или крестовика способен убить муху. Гораздо более ядовит тарантул. А самый ядовитый из наших пауков — житель сухих степей и полупустынь каракурт. Его можно узнать по красным пятнышкам на черном брюшке. Этот паук невелик —до 2 см в длину. Укус его может быть смертелен для лошади или верблюда, опасен он и для человека.
Часто называют пауком сенокосца. Но это неправильно. Сенокосцы, так же как скорпионы и фаланги, не пауки, а только их близкие родственники — паукообразные.
У пауков на брюшке есть маленькие бугорки — паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая на воздухе в виде нити. Эти нити служат разным целям.
Некоторые виды пауков ткут коконы — «пеленки» для откладываемых яичек. А когда выводятся паучата, паутина становится гнездом, в котором поселяются малыши.
Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или «самолетом»: ветер подхватывает паутину с паучком и переносит в другое место.
Некоторые пауки выстилают паутиной пещерки, в которых живут. А серебрянка — обитатель заросших прудов и речных заводей — строит себе из паутины подводное жилище, похожее на колокол. По мере постройки дома паук наполняет его воздухом. Серебрянка приносит мельчайшие пузырьки воздуха на тонких волосках, которыми покрыто ее тело. Паук весь словно закутан в воздушную «шубу», которая блестит в воде. Сверкает и его паутинный дом. С этим запасом воздуха паук может долго находиться под водой.
Паучьи нити бывают очень прочными. Жители Южной Америки сооружают из ветвей раму, маскируют листьями и оставляют на ночь в лесу. К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. И не мудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину.
Иногда паутина может показаться брошенной: на ней нет никого. На самом деле паук притаился где-нибудь поблизости и ждет. Он сразу узнает, когда в сеть попадает добыча. Об этом сообщает ему дрожание сигнальной нити, которая тянется от паутины к месту его засады. Приняв «сигнал», паук тотчас устремляется к добыче. Вырваться из сетей ей не удастся: нити смазаны клейким веществом.
Кроме ловчих сетей у пауков есть еще оружие: сильные челюсти. Они заканчиваются коготком с отверстием, через которое выделяется яд из ядовитой железы. Яд домового паука или крестовика способен убить муху. Гораздо более ядовит тарантул. А самый ядовитый из наших пауков — житель сухих степей и полупустынь каракурт. Его можно узнать по красным пятнышкам на черном брюшке. Этот паук невелик —до 2 см в длину. Укус его может быть смертелен для лошади или верблюда, опасен он и для человека.
Часто называют пауком сенокосца. Но это неправильно. Сенокосцы, так же как скорпионы и фаланги, не пауки, а только их близкие родственники — паукообразные.
Он был очень талантлив, увлекался химией и в 27 лет стал профессором. Его исследования и открытия восхищали ученых. И никто не предвидел, что скоро он оставит химию и будет заниматься исследованиями совсем в другой области.
Это случилось, когда Пастеру было почти 35 лет. Французских виноделов постигла беда. Они обратились к Пастеру с просьбой установить, почему в чанах, где происходило брожение виноградного сока, вдруг вместо спирта начала получаться мутная жидкость.
Исследовав эту жидкость под микроскопом. Пастер увидел в ней вместо крошечных дрожжевых грибков, которые вызывают брожение сахара, превращая его в спирт, какие-то живые существа, имеющие вид палочек. И Пастер понял, что именно эти живые палочки, т. е. бактерии, — коварные истребители дрожжей — несут разорение виноделам.
Пастер решил заняться изучением микробов, в том числе и бактерий. Возможно, предположил он, многие из этих безобидных на вид существ, проникая в организм людей и животных, вызывают заразные болезни, несут страдания и смерть. И эта догадка подтвердилась в его опытах. Всю свою дальнейшую жизнь Пастер посвятил изучению микроорганизмов, вызывающих заразные болезни, и поискам средств борьбы с ними.
Одно из надежных средств борьбы с заразными болезнями, которые применял Пастер, — прививки. Если человеку (или животному) сделать прививку — ввести в его организм ослабленные микробы, вызывающие заразную болезнь, то он не заболеет или перенесет болезнь в легкой форме и в дальнейшем станет невос- приимчив к ней.
В битве с болезнетворными микробами Пастер шел неизведанными, рискованными путями, и его величайшей победой было создание препаратов для прививок от таких страшных болезней, как сибирская язва и бешенство. Ученики и последователи Пастера создали препараты для прививок от многих других болезней.
Это случилось, когда Пастеру было почти 35 лет. Французских виноделов постигла беда. Они обратились к Пастеру с просьбой установить, почему в чанах, где происходило брожение виноградного сока, вдруг вместо спирта начала получаться мутная жидкость.
Исследовав эту жидкость под микроскопом. Пастер увидел в ней вместо крошечных дрожжевых грибков, которые вызывают брожение сахара, превращая его в спирт, какие-то живые существа, имеющие вид палочек. И Пастер понял, что именно эти живые палочки, т. е. бактерии, — коварные истребители дрожжей — несут разорение виноделам.
Пастер решил заняться изучением микробов, в том числе и бактерий. Возможно, предположил он, многие из этих безобидных на вид существ, проникая в организм людей и животных, вызывают заразные болезни, несут страдания и смерть. И эта догадка подтвердилась в его опытах. Всю свою дальнейшую жизнь Пастер посвятил изучению микроорганизмов, вызывающих заразные болезни, и поискам средств борьбы с ними.
Одно из надежных средств борьбы с заразными болезнями, которые применял Пастер, — прививки. Если человеку (или животному) сделать прививку — ввести в его организм ослабленные микробы, вызывающие заразную болезнь, то он не заболеет или перенесет болезнь в легкой форме и в дальнейшем станет невос- приимчив к ней.
В битве с болезнетворными микробами Пастер шел неизведанными, рискованными путями, и его величайшей победой было создание препаратов для прививок от таких страшных болезней, как сибирская язва и бешенство. Ученики и последователи Пастера создали препараты для прививок от многих других болезней.
В древности люди выращивали около жилищ овощи, фруктовые деревья, лекарственные травы. Со временем они стали высаживать близ домов и растения, поразившие их красотой: цветы, кустарники, деревья. Это были прапрадедушки парков.
Первые парки разбивали для вла- стелинов и их приближенных. До наших дней сохранились легенды о висячих садах царицы Семирамиды в Вавилоне — одном из семи «чудес света».
Многие столетия деревья и кустарники в парках сажали правильными рядами, ровно подстригали. Клумбы с цветами — строго геометрической формы, круглые и прямоугольные, — располагали перед дворцами и замками. Парки украшали фонтанами, мраморными статуями и вазами. Такие парки называют регулярными. В 17 в. архитектор А. Ленотр создал великолепный Версальский парк в новой резиденции французских королей под Парижем. Парк и сейчас поражает многочисленных туристов своей красотой и грандиозностью. Его аллеи, фонтаны, скульптуры, декоративная зелень гармонично связаны между собой. В России примером регулярного парка может служить парк Петродворца близ Санкт-Петербурга.
В 18-м в. в Европе стали создавать пейзажные парки. Впервые они появились в Англии. Создатели пей- зажных парков подражали дикой, нетронутой природе. В этих парках красиво сочетались деревья, открытые полянки, цветы вдоль дорожек, искусственные озера и ручейки. Таковы парки в Павловске под Санкт- Петербургом, Измайловский парк в Москве.
Рассадить парк — это большое и трудное искусство, многолетний и кропотливый труд. Мало того что деревья и кустарники растут медленно. У каждого дерева, каждого цветка — своя форма, свой цвет. И посадить их надо так, чтобы они составили красивую группу и радовали глаз.
Ныне вокруг крупных городов соз- даются лесопарки. В основном это уголки нетронутой природы.
У нас есть и совсем особые парки, где много веселых аттракционов, есть кинотеатр, читальня, спортивные и детские площадки. Это парки культуры и отдыха.
Первые парки разбивали для вла- стелинов и их приближенных. До наших дней сохранились легенды о висячих садах царицы Семирамиды в Вавилоне — одном из семи «чудес света».
Многие столетия деревья и кустарники в парках сажали правильными рядами, ровно подстригали. Клумбы с цветами — строго геометрической формы, круглые и прямоугольные, — располагали перед дворцами и замками. Парки украшали фонтанами, мраморными статуями и вазами. Такие парки называют регулярными. В 17 в. архитектор А. Ленотр создал великолепный Версальский парк в новой резиденции французских королей под Парижем. Парк и сейчас поражает многочисленных туристов своей красотой и грандиозностью. Его аллеи, фонтаны, скульптуры, декоративная зелень гармонично связаны между собой. В России примером регулярного парка может служить парк Петродворца близ Санкт-Петербурга.
В 18-м в. в Европе стали создавать пейзажные парки. Впервые они появились в Англии. Создатели пей- зажных парков подражали дикой, нетронутой природе. В этих парках красиво сочетались деревья, открытые полянки, цветы вдоль дорожек, искусственные озера и ручейки. Таковы парки в Павловске под Санкт- Петербургом, Измайловский парк в Москве.
Рассадить парк — это большое и трудное искусство, многолетний и кропотливый труд. Мало того что деревья и кустарники растут медленно. У каждого дерева, каждого цветка — своя форма, свой цвет. И посадить их надо так, чтобы они составили красивую группу и радовали глаз.
Ныне вокруг крупных городов соз- даются лесопарки. В основном это уголки нетронутой природы.
У нас есть и совсем особые парки, где много веселых аттракционов, есть кинотеатр, читальня, спортивные и детские площадки. Это парки культуры и отдыха.
18 марта 1871 г. парижан разбудили артиллерийские выстрелы, звон коло- колов. Жители в тревоге выбегали из домов и устремлялись к Монмартрскому холму. А там...
«Приказываю стрелять! — исступленно кричал генерал, командовавший правительственными войсками. — Огонь! Огонь!» Но солдаты опускали дула ружей. Они не хотели стрелять в мирных граждан. Что же происходило во Франции? Шла война с Германией. Немецкая армия уже захватила часть страны. Французский народ был полон решимости бороться с захватчиками. Но правительство заключило перемирие и приказало вывезти пушки из Парижа, решив сдаться на милость врага, поскольку для него вооруженный народ был страшнее, чем вражеская армия. Парижане восстали против буржуазного «правительства национальной измены», как его прозвал трудовой народ. Над Парижем затрепетали красные знамена, на улицах царило праздничное оживление. Повсюду раздавались возгласы: «Долой изменников! Долой угнетателей! Да здравствует свобода! Да здравствует революция!» Вооруженные рабочие установили и охраняли порядок в городе.
Трудящиеся стали управлять городом и создали свое правительство — Парижскую Коммуну, где на все должности народ выбрал своих пред- ставителей. Коммуна заботилась о бедняках и безработных, переселяя многие семьи из подвалов и трущоб в дома бежавших богачей. Были организованы детские сады, бесплатные школы, народные клубы. Рабочие сами следили, чтобы заводы работали без перебоев. Но коммунарам пришлось дей- ствовать в очень трудных условиях. Не хватало оружия и продовольствия. Париж был окружен врагами и отрезан от остальной Франции. А враги накапливали силы. Бывшие хозяева Парижа засели в предместье столицы — Версале — и вместе с немецкими генералами стали готовиться к походу против революционного города.
Договорившись с французскими властями, немцы освободили из плена 100 тыс. французских солдат. И эта армия, вооруженная версальцами до зубов, 21 мая ворвалась в город.
Целую неделю шла ожесточенная борьба за каждый квартал, каждую улицу. Вместе с парижанами на баррикадах героически сражались революционеры из других стран — России, Польши, Венгрии.
Но силы были неравными. Через неделю озаренный пламенем пожаров, залитый кровью Париж пал. 27 мая на кладбище Пер-Лашез 200 коммунаров вели последний бой против целой армии версальцев. К вечеру горстка храбрецов была расстреляна у кладбищенской стены.
Коммуна просуществовала всего 72 дня. В память о ней трудящиеся Парижа ежегодно устраивают торжественное шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез.
Парижская Коммуна
18 марта 1871 г. парижан разбудили артиллерийские выстрелы, звон коло- колов. Жители в тревоге выбегали из домов и устремлялись к Монмартрскому холму. А там...
«Приказываю стрелять! — исступленно кричал генерал, командовавший правительственными войсками. — Огонь! Огонь!» Но солдаты опускали дула ружей. Они не хотели стрелять в мирных граждан. Что же происходило во Франции? Шла война с Германией. Немецкая армия уже захватила часть страны. Французский народ был полон решимости бороться с захватчиками. Но правительство заключило перемирие и приказало вывезти пушки из Парижа, решив сдаться на милость врага, поскольку для него вооруженный народ был страшнее, чем вражеская армия. Парижане восстали против буржуазного «правительства национальной измены», как его прозвал трудовой народ. Над Парижем затрепетали красные знамена, на улицах царило праздничное оживление. Повсюду раздавались возгласы: «Долой изменников! Долой угнетателей! Да здравствует свобода! Да здравствует революция!» Вооруженные рабочие установили и охраняли порядок в городе.
Трудящиеся стали управлять городом и создали свое правительство — Парижскую Коммуну, где на все должности народ выбрал своих пред- ставителей. Коммуна заботилась о бедняках и безработных, переселяя многие семьи из подвалов и трущоб в дома бежавших богачей. Были организованы детские сады, бесплатные школы, народные клубы. Рабочие сами следили, чтобы заводы работали без перебоев. Но коммунарам пришлось дей- ствовать в очень трудных условиях. Не хватало оружия и продовольствия. Париж был окружен врагами и отрезан от остальной Франции. А враги накапливали силы. Бывшие хозяева Парижа засели в предместье столицы — Версале — и вместе с немецкими генералами стали готовиться к походу против революционного города.
Договорившись с французскими властями, немцы освободили из плена 100 тыс. французских солдат. И эта армия, вооруженная версальцами до зубов, 21 мая ворвалась в город.
Целую неделю шла ожесточенная борьба за каждый квартал, каждую улицу. Вместе с парижанами на баррикадах героически сражались революционеры из других стран — России, Польши, Венгрии.
Но силы были неравными. Через неделю озаренный пламенем пожаров, залитый кровью Париж пал. 27 мая на кладбище Пер-Лашез 200 коммунаров вели последний бой против целой армии версальцев. К вечеру горстка храбрецов была расстреляна у кладбищенской стены.
Коммуна просуществовала всего 72 дня. В память о ней трудящиеся Парижа ежегодно устраивают торжественное шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез.
«Приказываю стрелять! — исступленно кричал генерал, командовавший правительственными войсками. — Огонь! Огонь!» Но солдаты опускали дула ружей. Они не хотели стрелять в мирных граждан. Что же происходило во Франции? Шла война с Германией. Немецкая армия уже захватила часть страны. Французский народ был полон решимости бороться с захватчиками. Но правительство заключило перемирие и приказало вывезти пушки из Парижа, решив сдаться на милость врага, поскольку для него вооруженный народ был страшнее, чем вражеская армия. Парижане восстали против буржуазного «правительства национальной измены», как его прозвал трудовой народ. Над Парижем затрепетали красные знамена, на улицах царило праздничное оживление. Повсюду раздавались возгласы: «Долой изменников! Долой угнетателей! Да здравствует свобода! Да здравствует революция!» Вооруженные рабочие установили и охраняли порядок в городе.
Трудящиеся стали управлять городом и создали свое правительство — Парижскую Коммуну, где на все должности народ выбрал своих пред- ставителей. Коммуна заботилась о бедняках и безработных, переселяя многие семьи из подвалов и трущоб в дома бежавших богачей. Были организованы детские сады, бесплатные школы, народные клубы. Рабочие сами следили, чтобы заводы работали без перебоев. Но коммунарам пришлось дей- ствовать в очень трудных условиях. Не хватало оружия и продовольствия. Париж был окружен врагами и отрезан от остальной Франции. А враги накапливали силы. Бывшие хозяева Парижа засели в предместье столицы — Версале — и вместе с немецкими генералами стали готовиться к походу против революционного города.
Договорившись с французскими властями, немцы освободили из плена 100 тыс. французских солдат. И эта армия, вооруженная версальцами до зубов, 21 мая ворвалась в город.
Целую неделю шла ожесточенная борьба за каждый квартал, каждую улицу. Вместе с парижанами на баррикадах героически сражались революционеры из других стран — России, Польши, Венгрии.
Но силы были неравными. Через неделю озаренный пламенем пожаров, залитый кровью Париж пал. 27 мая на кладбище Пер-Лашез 200 коммунаров вели последний бой против целой армии версальцев. К вечеру горстка храбрецов была расстреляна у кладбищенской стены.
Коммуна просуществовала всего 72 дня. В память о ней трудящиеся Парижа ежегодно устраивают торжественное шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез.
Парижская Коммуна
18 марта 1871 г. парижан разбудили артиллерийские выстрелы, звон коло- колов. Жители в тревоге выбегали из домов и устремлялись к Монмартрскому холму. А там...
«Приказываю стрелять! — исступленно кричал генерал, командовавший правительственными войсками. — Огонь! Огонь!» Но солдаты опускали дула ружей. Они не хотели стрелять в мирных граждан. Что же происходило во Франции? Шла война с Германией. Немецкая армия уже захватила часть страны. Французский народ был полон решимости бороться с захватчиками. Но правительство заключило перемирие и приказало вывезти пушки из Парижа, решив сдаться на милость врага, поскольку для него вооруженный народ был страшнее, чем вражеская армия. Парижане восстали против буржуазного «правительства национальной измены», как его прозвал трудовой народ. Над Парижем затрепетали красные знамена, на улицах царило праздничное оживление. Повсюду раздавались возгласы: «Долой изменников! Долой угнетателей! Да здравствует свобода! Да здравствует революция!» Вооруженные рабочие установили и охраняли порядок в городе.
Трудящиеся стали управлять городом и создали свое правительство — Парижскую Коммуну, где на все должности народ выбрал своих пред- ставителей. Коммуна заботилась о бедняках и безработных, переселяя многие семьи из подвалов и трущоб в дома бежавших богачей. Были организованы детские сады, бесплатные школы, народные клубы. Рабочие сами следили, чтобы заводы работали без перебоев. Но коммунарам пришлось дей- ствовать в очень трудных условиях. Не хватало оружия и продовольствия. Париж был окружен врагами и отрезан от остальной Франции. А враги накапливали силы. Бывшие хозяева Парижа засели в предместье столицы — Версале — и вместе с немецкими генералами стали готовиться к походу против революционного города.
Договорившись с французскими властями, немцы освободили из плена 100 тыс. французских солдат. И эта армия, вооруженная версальцами до зубов, 21 мая ворвалась в город.
Целую неделю шла ожесточенная борьба за каждый квартал, каждую улицу. Вместе с парижанами на баррикадах героически сражались революционеры из других стран — России, Польши, Венгрии.
Но силы были неравными. Через неделю озаренный пламенем пожаров, залитый кровью Париж пал. 27 мая на кладбище Пер-Лашез 200 коммунаров вели последний бой против целой армии версальцев. К вечеру горстка храбрецов была расстреляна у кладбищенской стены.
Коммуна просуществовала всего 72 дня. В память о ней трудящиеся Парижа ежегодно устраивают торжественное шествие к Стене коммунаров на кладбище Пер-Лашез.
Некоторые думают, что пантера и леопард—разные животные: пантера черная, а леопард пятнистый. На самом деле это один и тот же зверь, из семейства кошачьих, только по-разному окрашенный.
Это замечательно красивые кошки с гибким и сильным телом, округлой головой, длинным хвостом, стройными ногами. Они широко распространены в Африке и в южной половине Азии.
Черные пантеры особенно часто встречаются на острове Ява в Индоне- зии. Эти черные звери могут родиться в одном выводке с нормально окра- шенными, пятнистыми детенышами.
Пантера меньше льва и тигра, однако не менее, а может быть и более, опасна, чем эти хищники. Она очень ловка, легко и быстро прячется, причем ей не надо каких-либо особых убежищ — маленькие кустики, густая трава, земляной холмик уже могут ее скрыть. У нее тончайший слух, она молниеносно взбирается на деревья, переплывает широкие реки, делает огромные, до 12 м, прыжки. К тому же пантера отличается крово- жадностью: она часто убивает больше, чем может съесть. А дерзость, с которой она нападает на стада и людей, проникая при этом и в жилище, заставляет человека постоянно быть начеку. Однако охота на пантер связана с большим риском, и даже опытные охотники не всегда на нее решаются.
О пантере и леопарде читайте в книгах: Акимушкин И. И. В мире животных. М.: Малыш, 1982. Гл. «Леопард». С. 32—33; «Черная пантера». С. 33—34.
Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. Кн. 3: Млекопитающие. М.: Дет. лит., 1981. Гл. «Величие и закат хищников». С. 38— 39.
Киплинг Р. Маугли. М.: Дет. лит., 1982.
Это замечательно красивые кошки с гибким и сильным телом, округлой головой, длинным хвостом, стройными ногами. Они широко распространены в Африке и в южной половине Азии.
Черные пантеры особенно часто встречаются на острове Ява в Индоне- зии. Эти черные звери могут родиться в одном выводке с нормально окра- шенными, пятнистыми детенышами.
Пантера меньше льва и тигра, однако не менее, а может быть и более, опасна, чем эти хищники. Она очень ловка, легко и быстро прячется, причем ей не надо каких-либо особых убежищ — маленькие кустики, густая трава, земляной холмик уже могут ее скрыть. У нее тончайший слух, она молниеносно взбирается на деревья, переплывает широкие реки, делает огромные, до 12 м, прыжки. К тому же пантера отличается крово- жадностью: она часто убивает больше, чем может съесть. А дерзость, с которой она нападает на стада и людей, проникая при этом и в жилище, заставляет человека постоянно быть начеку. Однако охота на пантер связана с большим риском, и даже опытные охотники не всегда на нее решаются.
О пантере и леопарде читайте в книгах: Акимушкин И. И. В мире животных. М.: Малыш, 1982. Гл. «Леопард». С. 32—33; «Черная пантера». С. 33—34.
Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. Кн. 3: Млекопитающие. М.: Дет. лит., 1981. Гл. «Величие и закат хищников». С. 38— 39.
Киплинг Р. Маугли. М.: Дет. лит., 1982.
Память — это способность человека запечатлевать в головном мозгу, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал. Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их следующим поколениям.
Очень многое надо помнить всю жизнь. Вам в первом классе объясняли, как пишутся буквы, вы это запомнили и не забудете уже никогда. Если бы не было памяти, мы бы никогда ничему не могли научиться.
Часто ребята интересуются, как улучшить свою память, чтобы быстрее учить уроки. Многим хочется вообще ничего не забывать. Но для человека это было бы очень плохо, потому что тогда память, словно туго набитый чемодан, перегружали бы всякие пустяки. Хорошая память — это не только умение запоминать то, что необходимо и интересно, но и способность забывать ненужное. Поэтому главное правило хорошего запоминания — думать! Думать о том, что надо запомнить, связывать запоминаемое с уже извест- ным, как бы мысленно видеть то, что запоминаешь. А самое важное — думать, когда и зачем все это может вам понадобиться.
Очень многое надо помнить всю жизнь. Вам в первом классе объясняли, как пишутся буквы, вы это запомнили и не забудете уже никогда. Если бы не было памяти, мы бы никогда ничему не могли научиться.
Часто ребята интересуются, как улучшить свою память, чтобы быстрее учить уроки. Многим хочется вообще ничего не забывать. Но для человека это было бы очень плохо, потому что тогда память, словно туго набитый чемодан, перегружали бы всякие пустяки. Хорошая память — это не только умение запоминать то, что необходимо и интересно, но и способность забывать ненужное. Поэтому главное правило хорошего запоминания — думать! Думать о том, что надо запомнить, связывать запоминаемое с уже извест- ным, как бы мысленно видеть то, что запоминаешь. А самое важное — думать, когда и зачем все это может вам понадобиться.
Наверное, каждый видел пальму: если не в саду, то хотя бы в комнате, в кадке. Высокий ствол у одних пальм гладкий, голый, у других — покрытый бурыми клоками измочаленных остатков старых листьев, веерных или перистых.
Что касается цветков, то у большинства пальм они мелкие, невзрачные, собраны в огромные мясистые кисти. Хотя пальма и представляется нам самой характерной формой тропической растительности, на самом деле в густом тропическом лесу пальм, кроме лазающих, не бывает. Не бывает и пальмовых лесов. Пальмы обычно растут на полянах, в подлеске разреженного леса, на опушках вдоль рек, отдельно или небольшими группами в саванне: пальмам нужно много простора и света. В остальном же это растения выносливые, неприхотливые, и эти качества в сочетании с красотой и декоративностью делают их очень популярными в виде комнатной, кадочной культуры.
Видов пальм очень много. И почти от каждой человеку есть какая-нибудь польза. Финиковая пальма дает сладкие плоды — финики. В оазисах Аравии и Северной Африки это основная пища человека. Скот кормят мелкими финиками и их косточками. На островах Океании жителей кормит кокосовая пальма. Внутри ее незрелых орехов содержится кокосовое молоко — хорошо утоляющий жажду сладковатый сок. А из волокнистой оболочки ее зрелых орехов делают веревки, циновки, веники. Эту оболочку называют койра, а высушенное ядро зрелых кокосовых орехов — копра. Из копры на заводах делают кокосовое масло. Койра и копра — основной продукт вывоза многих при- морских тропических стран.
Близкий родственник кокосовой пальмы, так называемый «морской кокос», или сейшельская пальма, растет только в одной долине одного небольшого острова Сейшельского архипелага в Индийском океане. Ее огромные, больше крупного арбуза, двойные орехи испокон веков изредка находили на берегах Индийского океана выброшенными волнами. Орехи эти считались чудодейственными, из них делали резные сосуды, особенно же чаши для подаяния у мусульман.
Пальма — это и строительный материал для жилища. Древесина пальмовых стволов не очень прочная — она пористая и губчатая, в ней нет годичных колец, как у настоящих деревьев. Но для постройки крестьянских жилищ в тропиках ее используют очень часто, а крышу кроют пальмовыми листьями. В ширину пальма растет лишь в первые годы своей жизни, а потом растет только в вышину, так что пальмовый ствол даже у самой высокой пальмы на всем своем протяжении, от основания до верхушки, примерно одной толщины. Кроме лазающих ротанговых пальм- лиан, он у всех пальм обычно прямой и вертикальный и лишь у очень немногих видов может разветвляться на два или три наклоненных отростка. По форме листьев пальмы делятся на перистые и веерные.
У многих пальм, таких, как трахикарпус, плоды сухие и мелкие, с горошину величиной, а у других — как у финиковой — сочные, мясистые и сладкие. Плоды африканской масличной пальмы содержат много жира, из них выжимают пальмовое масло. Молодые, нераспустившиеся листья некоторых пальм в отваренном виде употребляют как овощ и называют пальмовой капустой, хотя по вкусу они напоминают не капусту, а скорее спаржу. Вообще же съедобны плоды многих видов пальм, хотя у некоторых есть и ядовитые.
Если надрезать стебель соцветия пальмы, когда она цветет, то из него потечет сладкий сок, из которого можно сделать сахар, патоку или вино. Такой сладкий сок добывают из многих пальм. Масло получают не только из больших кокосовых орехов, но и из мелких, похожих на маслины плодов африканской масличной пальмы. Съедобны плоды большинства пальм. А у саговых пальм в сердцевине ствола есть крахмалистая масса. Если сердцевину измельчить и промыть, можно получить муку, из которой делают лепешки, кашу и саго (бе- ловатую крупу). Миллионы людей в Индонезии и Меланезии кормятся за счет саговой пальмы. Есть пальмы, которые дают растительный воск.
В нашей стране нет дикорастущих пальм. На Черноморском побережье Кавказа пальмы разводят как декора- тивные растения. Стройная, красивая пальма всегда производила большое впечатление на людей. Пальмовая ветвь и поныне служит символом мира.
Что касается цветков, то у большинства пальм они мелкие, невзрачные, собраны в огромные мясистые кисти. Хотя пальма и представляется нам самой характерной формой тропической растительности, на самом деле в густом тропическом лесу пальм, кроме лазающих, не бывает. Не бывает и пальмовых лесов. Пальмы обычно растут на полянах, в подлеске разреженного леса, на опушках вдоль рек, отдельно или небольшими группами в саванне: пальмам нужно много простора и света. В остальном же это растения выносливые, неприхотливые, и эти качества в сочетании с красотой и декоративностью делают их очень популярными в виде комнатной, кадочной культуры.
Видов пальм очень много. И почти от каждой человеку есть какая-нибудь польза. Финиковая пальма дает сладкие плоды — финики. В оазисах Аравии и Северной Африки это основная пища человека. Скот кормят мелкими финиками и их косточками. На островах Океании жителей кормит кокосовая пальма. Внутри ее незрелых орехов содержится кокосовое молоко — хорошо утоляющий жажду сладковатый сок. А из волокнистой оболочки ее зрелых орехов делают веревки, циновки, веники. Эту оболочку называют койра, а высушенное ядро зрелых кокосовых орехов — копра. Из копры на заводах делают кокосовое масло. Койра и копра — основной продукт вывоза многих при- морских тропических стран.
Близкий родственник кокосовой пальмы, так называемый «морской кокос», или сейшельская пальма, растет только в одной долине одного небольшого острова Сейшельского архипелага в Индийском океане. Ее огромные, больше крупного арбуза, двойные орехи испокон веков изредка находили на берегах Индийского океана выброшенными волнами. Орехи эти считались чудодейственными, из них делали резные сосуды, особенно же чаши для подаяния у мусульман.
Пальма — это и строительный материал для жилища. Древесина пальмовых стволов не очень прочная — она пористая и губчатая, в ней нет годичных колец, как у настоящих деревьев. Но для постройки крестьянских жилищ в тропиках ее используют очень часто, а крышу кроют пальмовыми листьями. В ширину пальма растет лишь в первые годы своей жизни, а потом растет только в вышину, так что пальмовый ствол даже у самой высокой пальмы на всем своем протяжении, от основания до верхушки, примерно одной толщины. Кроме лазающих ротанговых пальм- лиан, он у всех пальм обычно прямой и вертикальный и лишь у очень немногих видов может разветвляться на два или три наклоненных отростка. По форме листьев пальмы делятся на перистые и веерные.
У многих пальм, таких, как трахикарпус, плоды сухие и мелкие, с горошину величиной, а у других — как у финиковой — сочные, мясистые и сладкие. Плоды африканской масличной пальмы содержат много жира, из них выжимают пальмовое масло. Молодые, нераспустившиеся листья некоторых пальм в отваренном виде употребляют как овощ и называют пальмовой капустой, хотя по вкусу они напоминают не капусту, а скорее спаржу. Вообще же съедобны плоды многих видов пальм, хотя у некоторых есть и ядовитые.
Если надрезать стебель соцветия пальмы, когда она цветет, то из него потечет сладкий сок, из которого можно сделать сахар, патоку или вино. Такой сладкий сок добывают из многих пальм. Масло получают не только из больших кокосовых орехов, но и из мелких, похожих на маслины плодов африканской масличной пальмы. Съедобны плоды большинства пальм. А у саговых пальм в сердцевине ствола есть крахмалистая масса. Если сердцевину измельчить и промыть, можно получить муку, из которой делают лепешки, кашу и саго (бе- ловатую крупу). Миллионы людей в Индонезии и Меланезии кормятся за счет саговой пальмы. Есть пальмы, которые дают растительный воск.
В нашей стране нет дикорастущих пальм. На Черноморском побережье Кавказа пальмы разводят как декора- тивные растения. Стройная, красивая пальма всегда производила большое впечатление на людей. Пальмовая ветвь и поныне служит символом мира.
Площадь - 803 900 кв. км Население - 107 000 000 человек Пакистан — государство в Южной Азии. Расположен к северу-западу от полуострова Индостан между высо- чайшими отрогами Гиндукуша (вершина Тиричмир, 7690 м), Гималаями и Аравийским морем. Граничит с Индией, Афганистаном и Ираном.
Большую часть страны занимают горы. Много здесь и пустынь. Леса и луга занимают небольшие площади. Здесь много диких коз и баранов, водятся обезьяны, а из хищников — леопарды и гиены, шакалы, лисицы и другие животные.
В низовьях Инда, самой большой реки страны, живут крокодилы. В прибрежных водах Аравийского моря водятся большие черепахи, достигающие 1,5м в диаметре. В большинстве районов много змей, включая ядовитых. Среди пернатых — орлы, грифы, павлины, попугаи, цапли. Наиболее плодородные земли на юго-востоке страны — в широкой долине, по которой протекает Инд с притоками. Поэтому здесь издавна селились люди. Район этот называется Пенджаб, что означает Пятиречье. Здесь много солнца, но мало дождей, и поэтому сельское хозяйство в основном поливное. Для орошения полей Инд и его притоки соединили целой системой каналов.
Жаркий климат в этих местах позволяет собирать по два урожая в год. На поливных землях выращивают пшеницу, хлопчатник, ячмень, кукурузу и другие сельскохозяйственные культуры.
Животноводством занимаются в горах и на плоскогорьях, так как в долинах все распахано, засеяно и засажено. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз, верблюдов.
Заводов и фабрик в стране мало, и потому значительную часть товаров приходится ввозить из других стран. Наиболее развиты текстильная, пищевая и горнодобывающая про- мышленность.
Столица Пакистана Исламабад — новый, специально построенный на севере страны город. Современная планировка и архитектура резко отли- чают его от старых городов страны. Большие города Пакистана исторически возникли в основном в долине реки Инд и ее притоков. Самый крупный, промышленно развитый и портовый город — Карачи. Одно время он был столицей страны. Крупными промышленными центрами являются также города Хайдарабад, Суккур, Мултан, Лахор и другие. Во всех старых городах Пакистана прошлое и настоящее тесно переплетаются. С высокими стройными башнями — минаретами как бы соревнуются тяну- щиеся вверх новые здания банков и контор. Широкие, прямые проспекты соседствуют с узкими, кривыми улоч- ками и переулками, центром которых служат огромные, шумные, красочные базары. Здесь протянулись не только торговые ряды, но и многочисленные мастерские ремесленников и кустарей, которые прямо на глазах посетителей и покупателей создают свои изделия.
В Пакистане живет много народностей и племен со своими особенностями в характере и образе жизни. Но есть и нечто общее для всех. Так, например, большинство пакистанцев питаются растительной пищей. Из пшеницы, кукурузы и баджры (вид проса) готовят различные похлебки и каши. Даже скотоводы редко едят мясо, обычно в дни праздников. Предпочитают говядину и баранину, свинину не едят вовсе.
Национальная одежда является повседневной. Мужчины, как правило, носят шаровары, рубаху и безрукавку, а женщины — длинную рубаху-платье и штаны, доходящие до щиколоток. Женщины Пакистана носят много украшений.
Большую часть страны занимают горы. Много здесь и пустынь. Леса и луга занимают небольшие площади. Здесь много диких коз и баранов, водятся обезьяны, а из хищников — леопарды и гиены, шакалы, лисицы и другие животные.
В низовьях Инда, самой большой реки страны, живут крокодилы. В прибрежных водах Аравийского моря водятся большие черепахи, достигающие 1,5м в диаметре. В большинстве районов много змей, включая ядовитых. Среди пернатых — орлы, грифы, павлины, попугаи, цапли. Наиболее плодородные земли на юго-востоке страны — в широкой долине, по которой протекает Инд с притоками. Поэтому здесь издавна селились люди. Район этот называется Пенджаб, что означает Пятиречье. Здесь много солнца, но мало дождей, и поэтому сельское хозяйство в основном поливное. Для орошения полей Инд и его притоки соединили целой системой каналов.
Жаркий климат в этих местах позволяет собирать по два урожая в год. На поливных землях выращивают пшеницу, хлопчатник, ячмень, кукурузу и другие сельскохозяйственные культуры.
Животноводством занимаются в горах и на плоскогорьях, так как в долинах все распахано, засеяно и засажено. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз, верблюдов.
Заводов и фабрик в стране мало, и потому значительную часть товаров приходится ввозить из других стран. Наиболее развиты текстильная, пищевая и горнодобывающая про- мышленность.
Столица Пакистана Исламабад — новый, специально построенный на севере страны город. Современная планировка и архитектура резко отли- чают его от старых городов страны. Большие города Пакистана исторически возникли в основном в долине реки Инд и ее притоков. Самый крупный, промышленно развитый и портовый город — Карачи. Одно время он был столицей страны. Крупными промышленными центрами являются также города Хайдарабад, Суккур, Мултан, Лахор и другие. Во всех старых городах Пакистана прошлое и настоящее тесно переплетаются. С высокими стройными башнями — минаретами как бы соревнуются тяну- щиеся вверх новые здания банков и контор. Широкие, прямые проспекты соседствуют с узкими, кривыми улоч- ками и переулками, центром которых служат огромные, шумные, красочные базары. Здесь протянулись не только торговые ряды, но и многочисленные мастерские ремесленников и кустарей, которые прямо на глазах посетителей и покупателей создают свои изделия.
В Пакистане живет много народностей и племен со своими особенностями в характере и образе жизни. Но есть и нечто общее для всех. Так, например, большинство пакистанцев питаются растительной пищей. Из пшеницы, кукурузы и баджры (вид проса) готовят различные похлебки и каши. Даже скотоводы редко едят мясо, обычно в дни праздников. Предпочитают говядину и баранину, свинину не едят вовсе.
Национальная одежда является повседневной. Мужчины, как правило, носят шаровары, рубаху и безрукавку, а женщины — длинную рубаху-платье и штаны, доходящие до щиколоток. Женщины Пакистана носят много украшений.
Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов — создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека.
Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника.
В Рязани Иван Павлов учился в духовной семинарии. Но его влекла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в уни- верситет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета, за свои научные иссле- дования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.
В 1890 г. Павлов стал профессором. Потом десятки лет работал в лабора- ториях и на кафедре академии. Павлов изучал влияние нервной системы на работу всех органов человека и животных, в том числе сердечной деятельности и пищеварения. Он установил, что особые нервные волокна усиливают работу сердца.
Он выяснил, что определенные участки коры головного мозга «отвечают» за работу различных органов: слуха, зрения, за координацию движений и др. Ученый описал различные типы нервной системы, от которых зависит темперамент человека и некоторые свойства его характера.
В 1897 г. он опубликовал знаменитый труд — «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший основным руководством для физиологов всего мира. За него в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
Павлов был великим сыном своего народа. «Что ни делаю, — писал он, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке...»
Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника.
В Рязани Иван Павлов учился в духовной семинарии. Но его влекла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в уни- верситет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета, за свои научные иссле- дования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.
В 1890 г. Павлов стал профессором. Потом десятки лет работал в лабора- ториях и на кафедре академии. Павлов изучал влияние нервной системы на работу всех органов человека и животных, в том числе сердечной деятельности и пищеварения. Он установил, что особые нервные волокна усиливают работу сердца.
Он выяснил, что определенные участки коры головного мозга «отвечают» за работу различных органов: слуха, зрения, за координацию движений и др. Ученый описал различные типы нервной системы, от которых зависит темперамент человека и некоторые свойства его характера.
В 1897 г. он опубликовал знаменитый труд — «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший основным руководством для физиологов всего мира. За него в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
Павлов был великим сыном своего народа. «Что ни делаю, — писал он, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке...»