В тропических лесах Южной Америки растет ничем с виду не примечательное дерево — гевея. Если надрезать его кору, то выступит белый млечный сок, как у нашего одуванчика, только более густой. Если его собрать побольше и подержать на солнце, то получится желтоватая масса, тягучая и немного липкая. Из этой массы перуанские индейцы лепили что-то вроде сапог и ходили в них по сырому лесу и под дождем.
Европейцы, попавшие в Перу более четырехсот лет назад, увидели такую обувь, и она им чрезвычайно понрави- лась, хотя была не очень красивой. Дело в том, что в те времена в Европе носили только кожаную обувь и в сырую погоду все, конечно, ходили с мокрыми ногами.
Европейские путешественники привезли домой большое количество застывшего сока гевеи, который сами индейцы называли «каучук». В Европе для этого вещества придумали другое название. Всякую смолу англичане называют резиной, а клейкую смолу вроде вишневой камеди называют коротко — гумми. Вот и стали смолу гевеи называть эластичной резиной или гуммиластиком.
Обувь из гуммиластика стали носить поверх обычной — так появились первые галоши. Но оказалось, что для таких изделий каучук не очень-то подходящий материал. В сильную жару он становился слишком мягким, а в холодную погоду затвердевал, как камень. Только через сто лет после появления в Европе каучука удалось получить материал, более прочный и гораздо менее чувствительный к переменам погоды. Для этого смешали каучук с порошком серы и сильно нагрели смесь. Эластичность этого материала зависела от того, сколько серы добавляли к каучуку. Удалось даже получить совсем твердое вещество. Эластичный материал, полученный в результате нагревания каучука с серой, назвали резиной.
Из резины стали делать галоши, плащи, сапоги, надувные спасательные круги и лодки, — словом, массу полезных предметов. В конце 19 в., когда всюду стали пользоваться электричеством, резина защитила человека и от ударов тока, так как она оказалась хорошим изолятором. И до сих пор из эластичной резины делают изоляцию для гибких проводов, а из эбонита — штепсели, ручки выключателей, электрические щиты и многое другое. Все больше и больше требовалось резины. Разрастались огромные плантации гевеи в Южной Америке и в Индонезии. Были найдены и другие растения, сок которых содержал каучук. Но к этому времени люди изобрели автомобиль, а для автомобиля — надувные резиновые шины. И тогда природного каучука стало не хватать. Пришлось взяться за дело химикам. Они сначала изучили состав природного, или, как его иначе называют, натурального, каучука, а потом придумали, как получить искусственный, синтетический каучук. Впервые в мире промышленный способ получения синтетического каучука разработал русский химик С. В. Лебедев.
Прочтите: Ивич А. Приключения изобретений. М.: Дет. лит., 1990. Гл. 6. «Про резину». С. 140—147.
Европейцы, попавшие в Перу более четырехсот лет назад, увидели такую обувь, и она им чрезвычайно понрави- лась, хотя была не очень красивой. Дело в том, что в те времена в Европе носили только кожаную обувь и в сырую погоду все, конечно, ходили с мокрыми ногами.
Европейские путешественники привезли домой большое количество застывшего сока гевеи, который сами индейцы называли «каучук». В Европе для этого вещества придумали другое название. Всякую смолу англичане называют резиной, а клейкую смолу вроде вишневой камеди называют коротко — гумми. Вот и стали смолу гевеи называть эластичной резиной или гуммиластиком.
Обувь из гуммиластика стали носить поверх обычной — так появились первые галоши. Но оказалось, что для таких изделий каучук не очень-то подходящий материал. В сильную жару он становился слишком мягким, а в холодную погоду затвердевал, как камень. Только через сто лет после появления в Европе каучука удалось получить материал, более прочный и гораздо менее чувствительный к переменам погоды. Для этого смешали каучук с порошком серы и сильно нагрели смесь. Эластичность этого материала зависела от того, сколько серы добавляли к каучуку. Удалось даже получить совсем твердое вещество. Эластичный материал, полученный в результате нагревания каучука с серой, назвали резиной.
Из резины стали делать галоши, плащи, сапоги, надувные спасательные круги и лодки, — словом, массу полезных предметов. В конце 19 в., когда всюду стали пользоваться электричеством, резина защитила человека и от ударов тока, так как она оказалась хорошим изолятором. И до сих пор из эластичной резины делают изоляцию для гибких проводов, а из эбонита — штепсели, ручки выключателей, электрические щиты и многое другое. Все больше и больше требовалось резины. Разрастались огромные плантации гевеи в Южной Америке и в Индонезии. Были найдены и другие растения, сок которых содержал каучук. Но к этому времени люди изобрели автомобиль, а для автомобиля — надувные резиновые шины. И тогда природного каучука стало не хватать. Пришлось взяться за дело химикам. Они сначала изучили состав природного, или, как его иначе называют, натурального, каучука, а потом придумали, как получить искусственный, синтетический каучук. Впервые в мире промышленный способ получения синтетического каучука разработал русский химик С. В. Лебедев.
Прочтите: Ивич А. Приключения изобретений. М.: Дет. лит., 1990. Гл. 6. «Про резину». С. 140—147.
Встаньте на лед на коньках, возьмите в руки два кирпича и сразу бросьте их назад. Вы поедете вперед, как бы оттолкнувшись от кирпичей. Чем сильнее вы их бросите, чем тяжелее они будут, тем дальше вы поедете.
Так же действует и реактивный дви- гатель (слово «реакция» значит «от- брасывание»), а отбрасывает он назад горячие газы. Как бы отталкиваясь от них, движутся вперед ракета, самолет или гоночный автомобиль, снабженные таким двигателем.
Откуда же берутся эти газы? Они образуются в камере сгорания двига- теля, где горит топливо.
К реактивным двигателям относятся ракетные и воздушно-реактивные. В ракетном двигателе перед пуском запасают топливо, которое при горении не требует никаких добавок. Почти тысячу лет назад были придуманы пороховые двигатели. Их сейчас называют твердотопливными. Порох — это смесь угля, серы и селитры, а в селитре содержится нужный для горения кислород. Такие двигатели ставились на боевых и сигнальных ракетах. Их используют и на современных боевых ракетах, но порох там иного состава.
Лет пятьдесят назад ученые создали жидкостные ракетные двигатели, где в камеру сгорания подаются из баков керосин или иное горючее вещество и жидкий кислород. Такие двигатели поднимают сейчас в космос ракеты.
А для самолетов придуманы воздушно- реактивные двигатели: в воздухе кислорода много. Самолетный двигатель засасывает окружающий его воздух, который в камере сгорания смешивается с парами керосина. Смесь поджигается — и реактивный двигатель мчит самолет со скоростью до 3500 км в час.
Чтобы самолет-истребитель мог лететь со скоростью хотя бы 1000 км в час, нужен двигатель очень большой мощности. Обычный поршневой дви- гатель, который раньше приводил в действие самолеты, да и сейчас ис- пользуется на тихоходных, главным образом учебных, самолетах, весил бы при такой мощности несколько тонн, а размеры его были бы такими, что места на самолете ему просто не нашлось бы. Такой же мощности реактивный двигатель втрое - вчетверо меньше, его можно спрятать в фюзеляж или в крылья, подвесить снаружи на обтекаемых стойках. Кроме того, поршневой двигатель на большой высоте работает плохо, а реактивный — чем выше, тем лучше. Так что и большая высота полета самолетов стала возможной только благодаря реактивным двигателям.
Читайте: Горьков В. А., Авдеев Ю. Ф. Космическая азбука. М.: Дет. лит. 1990. Гл. «Как устроен ракетный двигатель». С. 42—46.
Так же действует и реактивный дви- гатель (слово «реакция» значит «от- брасывание»), а отбрасывает он назад горячие газы. Как бы отталкиваясь от них, движутся вперед ракета, самолет или гоночный автомобиль, снабженные таким двигателем.
Откуда же берутся эти газы? Они образуются в камере сгорания двига- теля, где горит топливо.
К реактивным двигателям относятся ракетные и воздушно-реактивные. В ракетном двигателе перед пуском запасают топливо, которое при горении не требует никаких добавок. Почти тысячу лет назад были придуманы пороховые двигатели. Их сейчас называют твердотопливными. Порох — это смесь угля, серы и селитры, а в селитре содержится нужный для горения кислород. Такие двигатели ставились на боевых и сигнальных ракетах. Их используют и на современных боевых ракетах, но порох там иного состава.
Лет пятьдесят назад ученые создали жидкостные ракетные двигатели, где в камеру сгорания подаются из баков керосин или иное горючее вещество и жидкий кислород. Такие двигатели поднимают сейчас в космос ракеты.
А для самолетов придуманы воздушно- реактивные двигатели: в воздухе кислорода много. Самолетный двигатель засасывает окружающий его воздух, который в камере сгорания смешивается с парами керосина. Смесь поджигается — и реактивный двигатель мчит самолет со скоростью до 3500 км в час.
Чтобы самолет-истребитель мог лететь со скоростью хотя бы 1000 км в час, нужен двигатель очень большой мощности. Обычный поршневой дви- гатель, который раньше приводил в действие самолеты, да и сейчас ис- пользуется на тихоходных, главным образом учебных, самолетах, весил бы при такой мощности несколько тонн, а размеры его были бы такими, что места на самолете ему просто не нашлось бы. Такой же мощности реактивный двигатель втрое - вчетверо меньше, его можно спрятать в фюзеляж или в крылья, подвесить снаружи на обтекаемых стойках. Кроме того, поршневой двигатель на большой высоте работает плохо, а реактивный — чем выше, тем лучше. Так что и большая высота полета самолетов стала возможной только благодаря реактивным двигателям.
Читайте: Горьков В. А., Авдеев Ю. Ф. Космическая азбука. М.: Дет. лит. 1990. Гл. «Как устроен ракетный двигатель». С. 42—46.
Заниматься музыкой Сергей Рахманинов начал в четыре года и с удовольствием играл сонаты великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В 18 лет он окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано, а через год — по классу композиции. Его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме А. С. Пушкина «Цыганы»). За нее присутствовавший на экзамене П. И. Чайковский поставил ему пятерку с тремя плюсами. Через год опера молодого композитора была поставлена в Большом театре. Она получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков, слушателей.
Творчество композитора развивалось интенсивно. Одно за другим появляются произведения «Утес» и «Каприччио на цыганские темы» для оркестра, «Фантазия» для двух фортепиано, три цикла фортепианных пьес — «Пьесы- фантазии», «Салонные пьесы» и «Шесть музыкальных моментов», три цикла романсов. В 90-е годы началась продолжавшаяся всю жизнь концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из величайших пианистов мира. Один из современников вспоминал: «Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано». Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает никаких технических трудностей: таким виртуозным было его исполнение, отличавшееся огромной внутренней силой.
В 1897 г. прозвучала Первая симфония Рахманинова. Из-за небрежности оркестрантов и дирижера симфония была исполнена плохо, и концерт окончился провалом. Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинение музыки, сомневался, не верил в свои силы.
Но композитор не может жить без музыки. И Рахманинов снова вернулся к творчеству. Первые годы 20-го столетия стали годами расцвета его композиторского дарования. Появляются светлая волнующая кан- тата «Весна» для баритона, хора и оркестра на стихи Н. А. Некрасова «Зеленый шум», новые фортепианные прелюдии, романсы. Он пишет Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром. Разлив певучих, по-русски широких мелодий, блистательная виртуозность, подчиненная содержанию, отличают музыку Второго концерта. В эти годы засверкала еще одна грань таланта Рахманинова. Он раскрывается как прекрасный оперный и симфонический дирижер, давший своеобразное толкование многим классическим произведениям. В 1917 г. он выехал с концертами в города Европы и Америки. Всюду, где бы он ни появлялся, публика стремилась в концертные залы, восторженно писала о нем пресса, с газетных полос не сходили его портреты.
Рахманинов остался жить в Америке, где свою тоску по Родине выразил в «Трех русских песнях для хора с оркестром», Третьей симфонии. Во время Великой Отечественной войны денежный сбор от одного из своих концертов он передал в Фонд обороны СССР с такими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины. Лиризм сое- диняется в его музыке с величавыми эпическими образами. Широк диапазон чувств, выраженных композитором в своих произведениях, — от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Уже в прелюдии, написанной еще в юности для любимого своего инструмента — фортепиано, сочетаются характерные в дальнейшем для Рахманинова могучая колокольность и стремительное, бурное движение.
Творчество композитора развивалось интенсивно. Одно за другим появляются произведения «Утес» и «Каприччио на цыганские темы» для оркестра, «Фантазия» для двух фортепиано, три цикла фортепианных пьес — «Пьесы- фантазии», «Салонные пьесы» и «Шесть музыкальных моментов», три цикла романсов. В 90-е годы началась продолжавшаяся всю жизнь концертная деятельность Рахманинова, ставшего одним из величайших пианистов мира. Один из современников вспоминал: «Играл он удивительно, обладая в высшей степени умением гипнотического воздействия на слушателей. Уже тогда это был подлинный кудесник фортепиано». Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает никаких технических трудностей: таким виртуозным было его исполнение, отличавшееся огромной внутренней силой.
В 1897 г. прозвучала Первая симфония Рахманинова. Из-за небрежности оркестрантов и дирижера симфония была исполнена плохо, и концерт окончился провалом. Рахманинов был в отчаянии. Три года он не брался за сочинение музыки, сомневался, не верил в свои силы.
Но композитор не может жить без музыки. И Рахманинов снова вернулся к творчеству. Первые годы 20-го столетия стали годами расцвета его композиторского дарования. Появляются светлая волнующая кан- тата «Весна» для баритона, хора и оркестра на стихи Н. А. Некрасова «Зеленый шум», новые фортепианные прелюдии, романсы. Он пишет Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром. Разлив певучих, по-русски широких мелодий, блистательная виртуозность, подчиненная содержанию, отличают музыку Второго концерта. В эти годы засверкала еще одна грань таланта Рахманинова. Он раскрывается как прекрасный оперный и симфонический дирижер, давший своеобразное толкование многим классическим произведениям. В 1917 г. он выехал с концертами в города Европы и Америки. Всюду, где бы он ни появлялся, публика стремилась в концертные залы, восторженно писала о нем пресса, с газетных полос не сходили его портреты.
Рахманинов остался жить в Америке, где свою тоску по Родине выразил в «Трех русских песнях для хора с оркестром», Третьей симфонии. Во время Великой Отечественной войны денежный сбор от одного из своих концертов он передал в Фонд обороны СССР с такими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины. Лиризм сое- диняется в его музыке с величавыми эпическими образами. Широк диапазон чувств, выраженных композитором в своих произведениях, — от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Уже в прелюдии, написанной еще в юности для любимого своего инструмента — фортепиано, сочетаются характерные в дальнейшем для Рахманинова могучая колокольность и стремительное, бурное движение.
Рафаэль, один из величайших живо- писцев эпохи Возрождения, родился в маленьком итальянском городке Урбино. Его отец, поэт и художник Джованни Санти, стал первым учителем Рафаэля.
Рафаэль рано осиротел, жил в бедности. Ему помогали видные художники, которые угадали в подростке огромное дарование. В двадцать лет он написал замечательную картину «Мадонна Конестабиле», которая теперь находится в Эрмитаже. Мадонна (Богоматерь) изображена на фоне умбрийского пейзажа. Необычайно привлекательны задумчивые и прекрасные лица матери и ребенка.
В 1504 г. Рафаэль приехал во Фло- ренцию, где тогда жили и работали гении итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Здесь он нашел много друзей. Увидел великие образцы искусства. Но, учась у них, Рафаэль не подражал никому. Более всего его привлекает в это время образ мадонны с ребенком. Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты такие картины, как «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница», «Мадонна со щегленком». Мадонны Рафаэля — нежные молодые матери, простые женщины, ласковые и любящие. Так никто еще не изображал мадонну. Эта смелость и новизна поражали современников Рафаэля.
В 1508 г. он покинул Флоренцию и поселился в Риме. Папа римский Юлий II поручил молодому художнику роспись станц — парадных залов Ватиканского дворца. Рафаэль расписал три зала и лучший из них — зал Скрепления печатями (станца делла Сеньятура). В этих фресках перед нами рядом с богами предстают величайшие мыслители, художники, поэты древности и эпохи Возрождения. Своей кистью художник прославил человека — его творческий гений, свободу, силу и красоту.
В Риме Рафаэль написал свою известнейшую «Сикстинскую мадонну». Мадонна с ребенком на руках идет по облакам навстречу своей трагической судьбе. Она знает, что для счастья людей должна отдать самое дорогое, что у нее есть, — сына. Ее облик полон душевной чистоты, благородства и величия.
Рафаэль был превосходным архи- тектором. Он строил дворцы, церкви, виллы. В 1514 г. папа Лев Х поставил его во главе строительства собора святого Петра в Риме. Рафаэль должен был изменить проект архитектора Браманте и продолжить строительство. Смерть прервала эту работу. Рафаэля похоронили в Пантеоне — усыпальнице великих людей Италии.
Рафаэль рано осиротел, жил в бедности. Ему помогали видные художники, которые угадали в подростке огромное дарование. В двадцать лет он написал замечательную картину «Мадонна Конестабиле», которая теперь находится в Эрмитаже. Мадонна (Богоматерь) изображена на фоне умбрийского пейзажа. Необычайно привлекательны задумчивые и прекрасные лица матери и ребенка.
В 1504 г. Рафаэль приехал во Фло- ренцию, где тогда жили и работали гении итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Здесь он нашел много друзей. Увидел великие образцы искусства. Но, учась у них, Рафаэль не подражал никому. Более всего его привлекает в это время образ мадонны с ребенком. Возвышенной поэтичностью, светлой материнской любовью проникнуты такие картины, как «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница», «Мадонна со щегленком». Мадонны Рафаэля — нежные молодые матери, простые женщины, ласковые и любящие. Так никто еще не изображал мадонну. Эта смелость и новизна поражали современников Рафаэля.
В 1508 г. он покинул Флоренцию и поселился в Риме. Папа римский Юлий II поручил молодому художнику роспись станц — парадных залов Ватиканского дворца. Рафаэль расписал три зала и лучший из них — зал Скрепления печатями (станца делла Сеньятура). В этих фресках перед нами рядом с богами предстают величайшие мыслители, художники, поэты древности и эпохи Возрождения. Своей кистью художник прославил человека — его творческий гений, свободу, силу и красоту.
В Риме Рафаэль написал свою известнейшую «Сикстинскую мадонну». Мадонна с ребенком на руках идет по облакам навстречу своей трагической судьбе. Она знает, что для счастья людей должна отдать самое дорогое, что у нее есть, — сына. Ее облик полон душевной чистоты, благородства и величия.
Рафаэль был превосходным архи- тектором. Он строил дворцы, церкви, виллы. В 1514 г. папа Лев Х поставил его во главе строительства собора святого Петра в Риме. Рафаэль должен был изменить проект архитектора Браманте и продолжить строительство. Смерть прервала эту работу. Рафаэля похоронили в Пантеоне — усыпальнице великих людей Италии.
В том, что насекомые едят листья, ничего удивительного нет. Но оказы- вается, и лист может схватить и уни- чтожить мошку! Не верите? Давайте представим, что мы на болоте.
Вот среди мха виднеется небольшое красноватое растеньице. Это росянка — растение-охотник.
Листочки росянки невелики, зато необычны. Посмотрите на них сквозь увеличительное стекло. Вы увидите, что каждый листок весь покрыт красноватыми волосками. На кончиках волосков, словно чистая роса, сверкает свежая капелька.
Вот садится на лист росянки комар. А на листике не прохладная роса. Это густая и липкая слизь. Прочно держит она комара. Волоски листа начинают сгибаться к комару и касаются его, выделяя жгучий сок. Под его воздей- ствием через день-два комар раство- ряется и всасывается листиком. Теперь листик совершенно сухой. Ветер сдувает с него комариные «рожки да ножки».
Вскоре на листике росянки опять засверкает «роса», начнется новая охота. Бедна питательными веществами земля на болоте. Вот росянка и приспособилась «подкармливаться» таким способом.
А в жарких тропических странах растет другое интересное растение-хищник. Называется оно «непентес». На концах его листьев есть кувшинчики, заметные издалека: они ярко окрашены в желтый или красный цвет. А какой сладкий аромат несется от них! Подлетает мошка к кувшинчику в поисках сладчайшего нектара, а стенки кувшинчика очень гладкие. Сядет букашка на край и тут же соскальзывает на дно, где находится жидкость, переваривающая насекомое.
На земном шаре около 500 различных растений-хищников.
Прочитайте книгу: Аспиз М. Е. Чудо-листья. М.: Дет. лит., 1984.
Вот среди мха виднеется небольшое красноватое растеньице. Это росянка — растение-охотник.
Листочки росянки невелики, зато необычны. Посмотрите на них сквозь увеличительное стекло. Вы увидите, что каждый листок весь покрыт красноватыми волосками. На кончиках волосков, словно чистая роса, сверкает свежая капелька.
Вот садится на лист росянки комар. А на листике не прохладная роса. Это густая и липкая слизь. Прочно держит она комара. Волоски листа начинают сгибаться к комару и касаются его, выделяя жгучий сок. Под его воздей- ствием через день-два комар раство- ряется и всасывается листиком. Теперь листик совершенно сухой. Ветер сдувает с него комариные «рожки да ножки».
Вскоре на листике росянки опять засверкает «роса», начнется новая охота. Бедна питательными веществами земля на болоте. Вот росянка и приспособилась «подкармливаться» таким способом.
А в жарких тропических странах растет другое интересное растение-хищник. Называется оно «непентес». На концах его листьев есть кувшинчики, заметные издалека: они ярко окрашены в желтый или красный цвет. А какой сладкий аромат несется от них! Подлетает мошка к кувшинчику в поисках сладчайшего нектара, а стенки кувшинчика очень гладкие. Сядет букашка на край и тут же соскальзывает на дно, где находится жидкость, переваривающая насекомое.
На земном шаре около 500 различных растений-хищников.
Прочитайте книгу: Аспиз М. Е. Чудо-листья. М.: Дет. лит., 1984.
Тр-рах! Бах! Красные, белые, зеленые звезды вспыхивают в вечернем небе и медленно падают. Эту забаву придумали на Востоке тысячу лет назад. Бамбуковую трубку набивали порохом и поджигали с открытого конца. Ракета взмывала вверх, пламенной дугой прочерчивала небо.
Ракеты были не только забавой. В 10— 12 вв. в Индии и Китае их стали применять при осаде крепостей. При- крепленные к ракетам стрелы переле- тали через самые неприступные стены и не только убивали защитников крепости, но и вызывали пожары. В 19 в. пороховые ракеты были в русской армии и армиях других европейских стран. Их использовали в войнах с Наполеоном, в русско-турецких войнах. Но пушки становились все лучше, снаряды из них летели дальше и попадали в цель точнее, чем тогдашние боевые ракеты. И ракеты остались только для подачи сигналов.
Через какое-то время пушки достигли предела своих возможностей. Самые мощные из них посылали снаряд за 100— 120 км. Но это были уже огромные стальные чудища, которые перевозили с места на место только в разобранном виде.
А ракета, которую успели за это время усовершенствовать, могла лететь хоть за тысячи километров, хоть в космос! И в цель она теперь попадала гораздо точнее, чем снаряд. Почему же так получилось? Пушка выбрасывает снаряд так, как вы бросаете снежок. Короткий разгон — в вашей руке или в стволе орудия, — а дальше свободный полет, который подправить невозможно.
Как бросили, так и полетело. Ракета же имеет собственный реактивный двигатель, который все время ее подгоняет. Она словно снаряд, который несет свою пушку с собой. И управлять ракетой можно на лету. Дополнительные двигатели подтолкнут ее правее или левее, выше или ниже. Им можно посылать команды по радио. А можно встроить в ракету компьютер, который сам будет управлять, вести точно в цель.
Человечество все увереннее вступает на путь разоружения. В нашей стране и в США военные ракеты начинают уничтожать. Из их стальных обломков предприимчивые люди делают сувениры — памятные подарки. Может быть, когда вы вырастете, военные ракеты останутся лишь воспоминанием. И над миром будут взлетать только мирные ракеты-труженицы, несущие научные приборы, космонавтов, а когда-нибудь и просто пассажиров, спешащих по своим делам.
С помощью ракеты-носителя «Энергия» на околоземную орбиту был выведен космический корабль многоразового использования «Буран».
Ракеты были не только забавой. В 10— 12 вв. в Индии и Китае их стали применять при осаде крепостей. При- крепленные к ракетам стрелы переле- тали через самые неприступные стены и не только убивали защитников крепости, но и вызывали пожары. В 19 в. пороховые ракеты были в русской армии и армиях других европейских стран. Их использовали в войнах с Наполеоном, в русско-турецких войнах. Но пушки становились все лучше, снаряды из них летели дальше и попадали в цель точнее, чем тогдашние боевые ракеты. И ракеты остались только для подачи сигналов.
Через какое-то время пушки достигли предела своих возможностей. Самые мощные из них посылали снаряд за 100— 120 км. Но это были уже огромные стальные чудища, которые перевозили с места на место только в разобранном виде.
А ракета, которую успели за это время усовершенствовать, могла лететь хоть за тысячи километров, хоть в космос! И в цель она теперь попадала гораздо точнее, чем снаряд. Почему же так получилось? Пушка выбрасывает снаряд так, как вы бросаете снежок. Короткий разгон — в вашей руке или в стволе орудия, — а дальше свободный полет, который подправить невозможно.
Как бросили, так и полетело. Ракета же имеет собственный реактивный двигатель, который все время ее подгоняет. Она словно снаряд, который несет свою пушку с собой. И управлять ракетой можно на лету. Дополнительные двигатели подтолкнут ее правее или левее, выше или ниже. Им можно посылать команды по радио. А можно встроить в ракету компьютер, который сам будет управлять, вести точно в цель.
Человечество все увереннее вступает на путь разоружения. В нашей стране и в США военные ракеты начинают уничтожать. Из их стальных обломков предприимчивые люди делают сувениры — памятные подарки. Может быть, когда вы вырастете, военные ракеты останутся лишь воспоминанием. И над миром будут взлетать только мирные ракеты-труженицы, несущие научные приборы, космонавтов, а когда-нибудь и просто пассажиров, спешащих по своим делам.
С помощью ракеты-носителя «Энергия» на околоземную орбиту был выведен космический корабль многоразового использования «Буран».
Беглые крепостные крестьяне всегда стремились на Дон, где жили вольно- любивые казаки. Они охраняли границы и за это получали от московского царя деньги, оружие, ткани, хлеб.
Но беглых крестьян стало так много, что в 1658 г. правительство приняло указ об их бессрочном сыске. Из донских городков тоже нужно было возвратить беглых. Но казаки держались независимо: «С Дону выдачи нет!» В ответ из Москвы стало меньше поступать продовольствия.
И казаческая голытьба стала искать выход из своего бедственного положения в традиционном для казаков «разбойном» походе за добычей. Возглавил поход Степан Разин — зре- лый, бывалый человек. Он прекрасно владел собой, участвовал в казацких походах, в переговорах с калмыцкими князьями о мире и совместных действиях против крымских татар, ездил в 1658 г. в Москву в составе казачьего посольства.
Разин — удачливый атаман, он с большой ловкостью и удалью отбирает добычу в своем грабительском походе. Он освобождает колодников с захваченного на Волге каравана, расправляется с дворянами, стрелецкими и приказными начальниками, воеводами, освобождает русских пленников в иранских землях, наносит поражение правительственным войскам. Разин бросает вызов властям, защищает обиженных и угнетенных. Известно, что, будучи в Астрахани, Разин не скрывал своих намерений «вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского». Вернувшись на Дон, Разин не распустил, а сохранил свой отряд, нарушив все привычные порядки. Он замышлял новый поход. На Дону складывалось самостоятельное войско из голытьбы. Ничего подобного Дон не видел! Популярность и авторитет Разина быстро росли. Весной 1670 г. атаман предложил казакам идти на Волгу, а оттуда — «на Русь», чтобы «чорным людям дать свободу». Именно поэтому Разин стал крестьянским вождем.
В июне 1670 г. крестьянская война полыхала на огромных пространствах Поволжья и на Дону и грозила пере- кинуться в центральные уезды. Пра- вительству пришлось собрать войска. Разинские и правительственные отряды сошлись у Симбирска, где были важные крепости, открывавшие дорогу в центральные районы страны. В первых числах октября в решительном сражении за крепость повстанцы были разбиты. Самого атамана тяжело ранили. Товарищи вынесли его с поля битвы, погрузили в лодку и рано утром 4 октября отплыли вниз по Волге.
При подавлении восстания погибло около 100 тыс. человек. 6 июня 1671 г. атаман был казнен в Москве. Он умер, не издав ни одного стона.
Но беглых крестьян стало так много, что в 1658 г. правительство приняло указ об их бессрочном сыске. Из донских городков тоже нужно было возвратить беглых. Но казаки держались независимо: «С Дону выдачи нет!» В ответ из Москвы стало меньше поступать продовольствия.
И казаческая голытьба стала искать выход из своего бедственного положения в традиционном для казаков «разбойном» походе за добычей. Возглавил поход Степан Разин — зре- лый, бывалый человек. Он прекрасно владел собой, участвовал в казацких походах, в переговорах с калмыцкими князьями о мире и совместных действиях против крымских татар, ездил в 1658 г. в Москву в составе казачьего посольства.
Разин — удачливый атаман, он с большой ловкостью и удалью отбирает добычу в своем грабительском походе. Он освобождает колодников с захваченного на Волге каравана, расправляется с дворянами, стрелецкими и приказными начальниками, воеводами, освобождает русских пленников в иранских землях, наносит поражение правительственным войскам. Разин бросает вызов властям, защищает обиженных и угнетенных. Известно, что, будучи в Астрахани, Разин не скрывал своих намерений «вскоре освободить всех от ярма и рабства боярского». Вернувшись на Дон, Разин не распустил, а сохранил свой отряд, нарушив все привычные порядки. Он замышлял новый поход. На Дону складывалось самостоятельное войско из голытьбы. Ничего подобного Дон не видел! Популярность и авторитет Разина быстро росли. Весной 1670 г. атаман предложил казакам идти на Волгу, а оттуда — «на Русь», чтобы «чорным людям дать свободу». Именно поэтому Разин стал крестьянским вождем.
В июне 1670 г. крестьянская война полыхала на огромных пространствах Поволжья и на Дону и грозила пере- кинуться в центральные уезды. Пра- вительству пришлось собрать войска. Разинские и правительственные отряды сошлись у Симбирска, где были важные крепости, открывавшие дорогу в центральные районы страны. В первых числах октября в решительном сражении за крепость повстанцы были разбиты. Самого атамана тяжело ранили. Товарищи вынесли его с поля битвы, погрузили в лодку и рано утром 4 октября отплыли вниз по Волге.
При подавлении восстания погибло около 100 тыс. человек. 6 июня 1671 г. атаман был казнен в Москве. Он умер, не издав ни одного стона.
После жаркого, душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой, — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Что это такое — радуга? Почему в воздухе возникло такое чудо? А причина этому — солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.
Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но вот на их пути встретилась дождевая капля. А капля по форме близка к призме — геометрической фигуре, о которой вы прочитаете в рассказе «Призма и цилиндр». Когда солнечный свет проходит через стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи отклоняются на неодинаковые углы. Меньше всего отклоняются лучи красного цвета, больше всего — фио- летового. Белый луч распадается на составные лучи, и на стене за призмой появляется красивый разноцветный «зайчик», а на небе — радуга.
Наружный край изогнутой полосы радуги обычно оказывается красным, за ним к внутреннему краю следуют другие цвета радужного спектра, вплоть до синего и фиолетового.
Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но вот на их пути встретилась дождевая капля. А капля по форме близка к призме — геометрической фигуре, о которой вы прочитаете в рассказе «Призма и цилиндр». Когда солнечный свет проходит через стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи отклоняются на неодинаковые углы. Меньше всего отклоняются лучи красного цвета, больше всего — фио- летового. Белый луч распадается на составные лучи, и на стене за призмой появляется красивый разноцветный «зайчик», а на небе — радуга.
Наружный край изогнутой полосы радуги обычно оказывается красным, за ним к внутреннему краю следуют другие цвета радужного спектра, вплоть до синего и фиолетового.
Вы, наверное, знаете, что атом состоит из плотного маленького ядра и электронов, которые вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Атомное ядро очень прочное, его крайне трудно «разбить» на части (см. Атом). Однако есть ядра, которые самопроизвольно «взрываются» — из них вылетают различные частицы. Такие ядра называют радионуклидами, а само явление подобного «взрыва» — радиоактивностью.
Очень много радионуклидов в атомном реакторе. Они безвредны, пока находятся за надежной защитной стеной. Но есть опасность, что радионуклиды покинут реактор вместе с отработанным ядерным горючим и попадут из мест захоронения в подземные воды. Еще более серьезная опасность грозит в случае аварии атомного реактора. Мы должны всегда помнить о Чернобыльской трагедии, случившейся в 1986 г. Большие количества разнообразных радионуклидов вырва- лись в результате аварии на волю и привели к радиоактивному заражению земли, растений, домов, воды и самого воздуха на территории в несколько сотен квадратных километров вокруг Чернобыля.
Индивидуальный дозиметрический прибор. С его помощью получают опера- тивную информацию о радиационной обстановке.
Одни радионуклиды «взрываются» сравнительно скоро после того, как они образуются. Но есть «взрывающиеся» как бы не спеша. Могут пройти десятки, сотни и даже тысяча лет — и за это время, оказывается, «взорвались» и стали неопасными лишь половина радионуклидов. А остальные все еще дремлют, и каждое мгновение любой из них может «взорваться» и «обстрелять» вылетающими при «взрыве» частицами все живое вокруг. Прочтите: Ивич А. 70 богатырей. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «Что же такое радио- активность?». С. 60—61.
Очень много радионуклидов в атомном реакторе. Они безвредны, пока находятся за надежной защитной стеной. Но есть опасность, что радионуклиды покинут реактор вместе с отработанным ядерным горючим и попадут из мест захоронения в подземные воды. Еще более серьезная опасность грозит в случае аварии атомного реактора. Мы должны всегда помнить о Чернобыльской трагедии, случившейся в 1986 г. Большие количества разнообразных радионуклидов вырва- лись в результате аварии на волю и привели к радиоактивному заражению земли, растений, домов, воды и самого воздуха на территории в несколько сотен квадратных километров вокруг Чернобыля.
Индивидуальный дозиметрический прибор. С его помощью получают опера- тивную информацию о радиационной обстановке.
Одни радионуклиды «взрываются» сравнительно скоро после того, как они образуются. Но есть «взрывающиеся» как бы не спеша. Могут пройти десятки, сотни и даже тысяча лет — и за это время, оказывается, «взорвались» и стали неопасными лишь половина радионуклидов. А остальные все еще дремлют, и каждое мгновение любой из них может «взорваться» и «обстрелять» вылетающими при «взрыве» частицами все живое вокруг. Прочтите: Ивич А. 70 богатырей. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «Что же такое радио- активность?». С. 60—61.
«В эфире радиостанция «Смена» — эти слова хорошо знакомы многим из вас. По радио миллионы людей в разных странах без телеграфа и газет одновременно узнают самые последние новости. Благодаря радио люди слышат друг друга на расстоянии тысяч километров так же хорошо, как если бы находились рядом, в одной комнате. Звук на такое далекое расстояние передают с помощью особых аппаратов — радиопередатчика и радиоприемника. Антенна радиопередатчика излучает радиоволны в окружающее пространство. Волны эти распростра- няются со скоростью света одинаково хорошо и в атмосфере, и в безвоздушном пространстве космоса, проникают сквозь дерево, стекло, камень. Пересекаясь, радиоволны не смешиваются друг с другом. Радио- приемник с помощью антенны улав- ливает радиоволны, усиливает их и превращает снова в речь, музыку и другие звуки.
Радио не нуждается в проводах, число его слушателей неограниченно, и большие расстояния для радиоволн не помеха. Вот почему радио стало одним из самых массовых средств информации.
Способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн изобрел в 1895 г. русский физик А. С. Попов.
А знаете ли вы, что телевизор — младший брат радиоприемника? Ведь телевизионное изображение передается тоже с помощью радиоволн.
Так же как свет и звук, радиоволны, встречая препятствие, частично отражаются от него. По отраженным волнам можно судить о том, что это за препятствие, каковы его размеры. На этом и основана радиолокация — обнаружение предметов на расстоянии с помощью радиоволн. Ночью, в тумане, на большом расстоянии радиолокатор «видит» то, что недоступно телевизионному «глазу». Кораблям в море больше не грозит столкновение с айсбергом, как это было в 1912 г. в Атлантическом океане, когда затонул пассажирский пароход «Титаник». Летчик уверенно ведет сквозь плотную пелену облаков свой самолет. С помощью сигналов-команд, передаваемых по радио, инженеры управляют работой машин, находясь от них за миллионы километров. Так управляли луноходом, автоматическими межпланетными станциями, спустившимися на Венеру и Марс. И сегодня управляемые по радио машины работают там, где человеку находиться опасно.
Знаете ли вы, что самое высокое сооружение на Земле находится в Поль- ше? Это мачта польского радио. Высота ее — 646 м, и сооружена она в 1974 г. А до этого пальма первенства принадлежала Останкинской телебашне в Москве — 536 м, сооруженной в 1967 г.
Читайте: Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 188—191.
Радио не нуждается в проводах, число его слушателей неограниченно, и большие расстояния для радиоволн не помеха. Вот почему радио стало одним из самых массовых средств информации.
Способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн изобрел в 1895 г. русский физик А. С. Попов.
А знаете ли вы, что телевизор — младший брат радиоприемника? Ведь телевизионное изображение передается тоже с помощью радиоволн.
Так же как свет и звук, радиоволны, встречая препятствие, частично отражаются от него. По отраженным волнам можно судить о том, что это за препятствие, каковы его размеры. На этом и основана радиолокация — обнаружение предметов на расстоянии с помощью радиоволн. Ночью, в тумане, на большом расстоянии радиолокатор «видит» то, что недоступно телевизионному «глазу». Кораблям в море больше не грозит столкновение с айсбергом, как это было в 1912 г. в Атлантическом океане, когда затонул пассажирский пароход «Титаник». Летчик уверенно ведет сквозь плотную пелену облаков свой самолет. С помощью сигналов-команд, передаваемых по радио, инженеры управляют работой машин, находясь от них за миллионы километров. Так управляли луноходом, автоматическими межпланетными станциями, спустившимися на Венеру и Марс. И сегодня управляемые по радио машины работают там, где человеку находиться опасно.
Знаете ли вы, что самое высокое сооружение на Земле находится в Поль- ше? Это мачта польского радио. Высота ее — 646 м, и сооружена она в 1974 г. А до этого пальма первенства принадлежала Останкинской телебашне в Москве — 536 м, сооруженной в 1967 г.
Читайте: Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 188—191.
Архитектор начертил на бумаге проект нового дома. Хорош на бумаге дом. Все хвалят архитектора. Но время идет, бумага желтеет, а дома нет. Потому что нет того, кто его построит.
Инженер изобрел новую машину. Она всем нравится. Только время идет, а нужной машины нет. Потому что нет того, кто выточит на станке ее детали, соберет их в правильном порядке.
Пассажир купил билет на поезд. Попрощался с семьей. Улыбки, цветы... Но время идет, а поезд не едет. Потому что нет того, кто поведет локомотив.
Кто же этот человек, без которого не строится дом, не сходит с конвейера машина, не бежит по рельсам поезд? Это рабочий. Он добывает уголь и руду, выплавляет металлы, производит вещи и машины, строит города, дороги, обслуживает нас.
Первые рабочие появились в средние века, когда возникли первые мануфактуры — цеха по производству разных предметов для продажи. В 19 в. было уже много предприятий, которыми владели буржуа и где работали рабочие. Буржуа пользовались тем, что рабочие ничего не могли продать, кроме своих рук. Труд рабочих оплачивался очень плохо, а условия труда были просто ужасающими. Рабочий день длился 12— 15 часов. Многие рабочие, особенно дети и женщины, выполняли изо дня в день какую-нибудь одну операцию. Напри- мер, заворачивали гайки. Такой труд превращал человека в машину.
Рабочие стали понимать, что их тяжелое положение может быть изменено, если они свергнут буржуазию, установят свою, рабочую власть. Они начали организовываться в профсоюзы, вести борьбу за свои права. Все чаще борьба с хозяевами вела к революциям, и в 1917 г. крупнейшая из них — в России — завершилась установлением власти рабочих и крестьян.
Надежды на новую жизнь при своей власти не совпали с реальностью. Все оказалось сложнее.
Сегодня рабочий уже не таков, как на старых плакатах, — мускулистый человек с молотом в руках. Современный рабочий, имеющий дело со сложной техникой, больше похож на инженера, изобретателя или ученого. Другим стало производство, другими стали и рабочие. На современных сталепрокатных заводах Германии, например, можно ходить в белом халате — так все вокруг чисто. А рабочие сидят у пульта управления. Они разговаривают с раскаленным металлом на языке компьютеров.
В нашей стране рабочий — уважаемый человек. От его труда зависит богатство Родины. Но еще многое предстоит сделать, чтобы сбылись его мечты и надежды на лучшую жизнь.
Инженер изобрел новую машину. Она всем нравится. Только время идет, а нужной машины нет. Потому что нет того, кто выточит на станке ее детали, соберет их в правильном порядке.
Пассажир купил билет на поезд. Попрощался с семьей. Улыбки, цветы... Но время идет, а поезд не едет. Потому что нет того, кто поведет локомотив.
Кто же этот человек, без которого не строится дом, не сходит с конвейера машина, не бежит по рельсам поезд? Это рабочий. Он добывает уголь и руду, выплавляет металлы, производит вещи и машины, строит города, дороги, обслуживает нас.
Первые рабочие появились в средние века, когда возникли первые мануфактуры — цеха по производству разных предметов для продажи. В 19 в. было уже много предприятий, которыми владели буржуа и где работали рабочие. Буржуа пользовались тем, что рабочие ничего не могли продать, кроме своих рук. Труд рабочих оплачивался очень плохо, а условия труда были просто ужасающими. Рабочий день длился 12— 15 часов. Многие рабочие, особенно дети и женщины, выполняли изо дня в день какую-нибудь одну операцию. Напри- мер, заворачивали гайки. Такой труд превращал человека в машину.
Рабочие стали понимать, что их тяжелое положение может быть изменено, если они свергнут буржуазию, установят свою, рабочую власть. Они начали организовываться в профсоюзы, вести борьбу за свои права. Все чаще борьба с хозяевами вела к революциям, и в 1917 г. крупнейшая из них — в России — завершилась установлением власти рабочих и крестьян.
Надежды на новую жизнь при своей власти не совпали с реальностью. Все оказалось сложнее.
Сегодня рабочий уже не таков, как на старых плакатах, — мускулистый человек с молотом в руках. Современный рабочий, имеющий дело со сложной техникой, больше похож на инженера, изобретателя или ученого. Другим стало производство, другими стали и рабочие. На современных сталепрокатных заводах Германии, например, можно ходить в белом халате — так все вокруг чисто. А рабочие сидят у пульта управления. Они разговаривают с раскаленным металлом на языке компьютеров.
В нашей стране рабочий — уважаемый человек. От его труда зависит богатство Родины. Но еще многое предстоит сделать, чтобы сбылись его мечты и надежды на лучшую жизнь.
Так называют любое драматическое произведение, предназначенное для театра: трагедию, драму, комедию, водевиль. Если хотят поставить на сцене спектакль по роману или повести, этот роман или эту повесть сперва инсценируют, то есть превращают в пьесу.
Если вы начнете читать какую-нибудь пьесу, вам покажется, что все отличие пьесы от повести или романа состоит в том, что в пьесе нет никаких описаний, а только одни разговоры. Может даже показаться, что содержание любой пьесы всегда сводится к тому, что герои встречаются и вступают в разговор, то есть начинается диалог.
Эта особенность пьесы самая заметная, сразу бросающаяся в глаза. Но она не главная. Сообщая о том или ином поступке своего героя, автор пьесы никогда не употребляет глагол прошедшего времени. Он никогда не скажет о нем: «вошел», «встал», «сел». Он обязательно напишет так: «входит», «встает», «садится». Это потому, что в романе или в повести главное — это описание событий, рассказ о них. В пьесе о событии нам никто не рассказывает. Оно как бы происходит на наших глазах. Главное в пьесе — это действие. И героев пьесы не зря называют действующими лицами. Персонаж романа или повести — это человек, про которого нам рассказывают. Персонаж пьесы — человек, действующий сейчас, сию минуту, на наших глазах, в нашем присутствии.
Это не значит, конечно, что он обя- зательно передвигается по сцене. Дей- ствие может состоять и в том, что герои просто сидят и разговаривают друг с другом. Но в том-то и дело, что, разговаривая, они что-то решают, переживают, страдают, радуются, то есть действуют. Каждая реплика в таком разговоре по существу является действием, поступком, способным порой изменить судьбу героя, перевернуть его жизнь.
Для чего происходят все эти действия? Во имя чего герои плачут, смеются, радуются, страдают, любят, ненавидят, рискуют жизнью, так внезапно и круто ломают свою судьбу, иногда даже гибнут на наших глазах? Все это для того, чтобы как можно резче, острее, выразительнее и неопровержимее выявились основная идея произведения, мысли автора, которые он хотел донести до зрителей. Все это для того, чтобы зрители ушли из театра с готовностью бороться за добро и справедливость.
Важная роль в спектаклях для детей отводится музыке. Она помогает глубже воспринимать образы и идеи спектакля.
Пьесы для детей в России появились во второй половине 18-го в. и были предназначены для детского люби- тельского (домашнего) театра. Театры для детей были созданы только после Октябрьской революции.
В нашей стране на сценах театров юных зрителей ставятся пьесы о жизни школьников, сказки, веселые комедии. Среди авторов пьес — известные детворе писатели С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, Л. А. Кассиль, Е. Л. Шварц, В. С. Розов, А. Г. Алексин и другие. Их сценические произведения пользуются большим успехом у ребят.
К драматургии для детей относятся также детские пьесы для кукольного театра, сценарии детских радио- и телепередач. Кукольные театры пер- выми приобщают детей к театральному искусству, воспитывают у них художественный вкус, учат понимать окружающий мир. Со многими инте- ресными пьесами ребята познакомились в радио- и телепостановках
Если вы начнете читать какую-нибудь пьесу, вам покажется, что все отличие пьесы от повести или романа состоит в том, что в пьесе нет никаких описаний, а только одни разговоры. Может даже показаться, что содержание любой пьесы всегда сводится к тому, что герои встречаются и вступают в разговор, то есть начинается диалог.
Эта особенность пьесы самая заметная, сразу бросающаяся в глаза. Но она не главная. Сообщая о том или ином поступке своего героя, автор пьесы никогда не употребляет глагол прошедшего времени. Он никогда не скажет о нем: «вошел», «встал», «сел». Он обязательно напишет так: «входит», «встает», «садится». Это потому, что в романе или в повести главное — это описание событий, рассказ о них. В пьесе о событии нам никто не рассказывает. Оно как бы происходит на наших глазах. Главное в пьесе — это действие. И героев пьесы не зря называют действующими лицами. Персонаж романа или повести — это человек, про которого нам рассказывают. Персонаж пьесы — человек, действующий сейчас, сию минуту, на наших глазах, в нашем присутствии.
Это не значит, конечно, что он обя- зательно передвигается по сцене. Дей- ствие может состоять и в том, что герои просто сидят и разговаривают друг с другом. Но в том-то и дело, что, разговаривая, они что-то решают, переживают, страдают, радуются, то есть действуют. Каждая реплика в таком разговоре по существу является действием, поступком, способным порой изменить судьбу героя, перевернуть его жизнь.
Для чего происходят все эти действия? Во имя чего герои плачут, смеются, радуются, страдают, любят, ненавидят, рискуют жизнью, так внезапно и круто ломают свою судьбу, иногда даже гибнут на наших глазах? Все это для того, чтобы как можно резче, острее, выразительнее и неопровержимее выявились основная идея произведения, мысли автора, которые он хотел донести до зрителей. Все это для того, чтобы зрители ушли из театра с готовностью бороться за добро и справедливость.
Важная роль в спектаклях для детей отводится музыке. Она помогает глубже воспринимать образы и идеи спектакля.
Пьесы для детей в России появились во второй половине 18-го в. и были предназначены для детского люби- тельского (домашнего) театра. Театры для детей были созданы только после Октябрьской революции.
В нашей стране на сценах театров юных зрителей ставятся пьесы о жизни школьников, сказки, веселые комедии. Среди авторов пьес — известные детворе писатели С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, Л. А. Кассиль, Е. Л. Шварц, В. С. Розов, А. Г. Алексин и другие. Их сценические произведения пользуются большим успехом у ребят.
К драматургии для детей относятся также детские пьесы для кукольного театра, сценарии детских радио- и телепередач. Кукольные театры пер- выми приобщают детей к театральному искусству, воспитывают у них художественный вкус, учат понимать окружающий мир. Со многими инте- ресными пьесами ребята познакомились в радио- и телепостановках