Теплица

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Теплица — это дом с прозрачными стенами и крышей, в котором круглый год можно выращивать растения.
Зима, на полях лежит снег, а в теплице вовсю растут огурцы, зреют помидоры, цветут гвоздики. Через крышу и стены проникает необходимый растениям свет. Если же его не хватает, особенно в короткие зимние дни, то зажигаются мощные электрические лампы. По трубам в теплицу для ее обогрева подаются горячие вода или пар, идет теплая вода для полива растений. Свежий воздух поступает через форточки или фрамуги на крыше.
Растения в теплице растут на почвенных смесях, а там, где почву не применяют, к корням растений подают питательный раствор.
У нас, преимущественно вблизи больших городов, созданы крупные тепличные хозяйства: теплицы занимают десятки гектаров и снабжают жителей свежими овощами и цветами. Здесь выращивают огурцы, помидоры, зеленый лук, салат, редис, укроп, зелень сельдерея и петрушки, а также цветы, рассаду сельскохозяйственных растений. За год удается получить несколько урожаев.
В теплицах сохраняют и размножают многие теплолюбивые растения, например пальмы, лавры, кактусы, орхидеи, ведут научную работу.
Теплицы бывают разные. Одни — это большие ангары с двускатной крышей. Их так и называют — ангарные. Другие состоят из сравнительно небольших домиков, как бы приставленных один к другому, но без внутренних перегородок. Это блочные теплицы. Стены и крыши стеклянные. Если же в теплицах выращивают растения только весной и летом, то вместо стекла их можно покрывать светопрозрачной пленкой.
Современные тепличные хозяйства — это настоящие промышленные предприятия. Ведь в теплицах все делают машины и механизмы. Они обрабатывают почву, высевают семена, высаживают рассаду, подкармливают растения. Автоматы поддерживают в теплицах нужные температуру и влажность воздуха, вовремя включают и выключают освещение, поливочные агрегаты, открывают и закрывают форточки.
О выращивании растений в теплице рассказывается в книге: Онегов А. С. Школа юннатов: Твой огород. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «За- щищенный грунт». С. 272—282.

Теннис

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Еще в средние века во Франции и других европейских странах играли в небольшой мяч, который перебрасывали через сетку ладонью, а с начала 16 в. — ракеткой.
Современный теннис возник в Великобритании в конце 19 в. Эту игру называли «лаун-теннис» («лаун» — по- английски «газон», «лужайка»). Первые правила появились в 1875 г., который считается годом рождения этой игры.
В теннис можно играть как на воздухе, так и в помещении. Место действия — корт. Это прямоугольник из твердого или травяного покрытия длиной 23,77 ми шириной 8,23 м. Разделяется корт на две равные половины сеткой высотой 91 см. На расстоянии 6,40 м по обе стороны сетки проводят параллельные ей линии подачи. Линии, проведенные через середину площадок подачи, ограничи- вают, в свою очередь, 4 площадки подачи — по две на каждой стороне.
Арена для парной игры по сравнению с площадкой для одиночной игры расширяется в обе стороны на 1,37 м. Начинать играть в теннис можно на площадках меньших размеров.
Для игры нужны резиновый теннисный мяч и ракетки с сеткой из толстой лески. Вес ракетки точно определен: для взрослых — 340—400 г, для юных теннисистов — 255—340 г.
Надо послать мяч через сетку так, чтобы соперник не мог вернуть его обратно. При подаче игрок становится попеременно позади правой или левой половины поля. Он подбрасывает мяч в воздух и ударяет по нему, стараясь попасть на противоположное поле. Если мяч не достигнет цели или коснется сетки, это считается ошибкой. При повторной неточности подающему засчитывается проигрыш подачи. Если подача удачна, игра продолжается до первой ошибки. Причем мяч может касаться сетки.
Встреча состоит из 3 или 5 партий (сетов). Каждая включает как минимум 6 игр (геймов). Победитель обязан выиграть 6 геймов и иметь перевес над соперником в 2 гейма. После каждой игры меняется подача: принимающий становится подающим. После каждой нечетной игры (1-й и 3-й) спортсмены меняются полями.
За выигрыш первого и второго мяча начисляется 15, а за третий —10 очков. Выигрыш четвертого мяча приносит победу. Столь необычный подсчет имеет давнюю историю: когда-то игроки за проигрыш мяча платили мелкую монету в 15 или 10 су. Теннис — сложная и подвижная игра. Здесь требуется и быстрота реакции, и сила, и выносливость, и расчет! За один матч теннисисту приходится пробегать чуть ли не марафонскую дистанцию —до 40 км.
Детям более доступен другой вид тенниса — настольный теннис. Его родина — Восточная Азия, а в Европе первыми играть в него начали англичане в конце 19 в. Новую игру называли пинг-понг за характерные звуки при ударах мяча о деревянные ракетки и стол.
Играют в настольный теннис два спортсмена (одиночная игра) или четверо (парная игра). Розыгрыш очка начинается с подачи. Проигрывает тот, кто первым пошлет мяч за пределы стола или в сетку.
Как и в большом теннисе, встреча состоит из 3 или 5 партий. Продолжается каждая до тех пор, пока кто-то из соперников не наберет 21 очко, однако перевес должен быть не менее чем в два очка. При счете, скажем, 21:20 партия продолжается до преимущества в два очка.
Кому начинать — определяют по жребию. Через каждые 5 очков пода- ющий становится принимающим, и наоборот. Меняется и очередность подачи. В решающей партии такая смена происходит и тогда, когда кто-то из играющих наберет 10 очков.
Размеры стола: 274,3x152,5 см, высота от пола — 76 см. Игровая поверхность стола окаймляется белыми линиями шириной 2 см. По центру проводится белая линия, необходимая для парных встреч. Посередине стола устанавливается сетка размером 183х15,25 см.
Мяч для игры из матово-белого целлулоида или пластика должен быть прочным, его вес —2,5 г. У ракеток ровные поверхности с резиновыми накладками.
Итак, вам нравится теннис? Тогда берите в руки ракетку и — за дело! Прочтите: Белиц-Гейман С. П. Теннис. М.: Педагогика, 1988.
Барчукова Г. А. Настольный теннис. М.: Физкультура и спорт, 1990.

Телефон

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Чтобы передавать речь и другие звуки на любые расстояния, американский профессор, преподаватель школы глухонемых А. Г. Белл в 1876 г. изобрел специальное устройство — телефон. На одном конце линии связи — в микрофоне — звуковые волны превращаются в колебания электрического тока. По паре медных проводов эти колебания, почти не ослабевая, проходят на далекое расстояние. На другом конце линии — в телефоне — колебания электрического тока вновь превращаются в звуковые.
Для того чтобы вести беседу, нужно иметь на каждом конце линии связи и микрофон, и телефон. Устройство, объединяющее микрофон и телефон, мы называем просто телефонной трубкой.
Вот вы снимаете с рычага телефонного аппарата трубку, прикладываете ее к уху и говорите. Говорите вы в микрофон, внутри которого находится плоская коробочка с угольным порошком. Эта коробочка закрыта металлической пластинкой - мембраной. Когда вы говорите, то звуковые волны попадают на мембрану. В зависимости от силы звука мембрана сильнее или слабее давит на угольный порошок. Через него от батареи в линию связи проходит электрический ток. Чем силь- нее давит мембрана на порошок, тем лучше он пропускает через себя ток. Поэтому при разговоре сила тока в линии непрерывно меняется и на другой конец линии поступают электрические колебания, величина которых меняется в такт речи. Оказавшись на другом конце линии, электрические колебания вновь превращаются в звуковые. Это чудесное превращение совершается при помощи электромагнита. Если вы не знаете, что это такое, прочитайте рассказ «Реле». Когда электрические колебания, поступающие из линии связи, проходят через электромагнит, он то сильнее, то слабее притягивает мембрану. Движения мембраны передаются воздуху, так возникают воздушные волны, которые воспринимаются человеческим ухом как звук.
У телефонных аппаратов кроме телефонной трубки есть еще диск или кнопки (тастатура), чтобы набирать номер телефона, а также звонок.
Все телефонные аппараты через линии связи присоединены к автоматическим телефонным станциям — АТС. На АТС очень много сложных устройств, которые соединяют друг с другом линии от разных аппаратов.
А если нужно позвонить в другой город? Для этого построены междугородные линии связи. Но в пути электрические колебания, проходя большие расстояния, ослабевают. Приходится их усиливать специальными усилителями.
Прочтите: Ивич А. Приключения изобретений. М.: Дет. лит., 1990. Гл. «Телефон и фонограф». С. 161—163.
Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 177—183.

Телескоп

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В самом начале 17 в. в Голландии шлифовальщики стекол изобрели зрительную трубу. Очень быстро слухи о чудесной трубе дошли до итальянского города Падуи. Там жил в то время знаменитый ученый — физик, математик и астроном Галилео Галилей. Он сразу понял: астрономам такая труба очень нужна. И на ее основе изготовил прибор, получивший название телескопа. Это было в 1609 г.
Устройство оказалось несложным. Тонкое выпуклое с двух сторон стекло (линза) большого диаметра — объектив — вставлялось в дальний, обращенный к наблюдаемому предмету конец металлической или деревянной трубки. Маленькая толстая линза — окуляр — вставлялась в отверстие трубки со стороны глаза. Чтобы линзы правильно взаимодействовали и прибор годился для любого зрения, трубку делали раз- движной. Удаляя окуляр от объектива или сближая их, наблюдатель находил такое расстояние между стеклами, при котором изображение получалось наиболее крупным и четким.
Первый телескоп Галилея увеличивал всего лишь в 3 раза. Но словно пелена спала с глаз ученого! Множество новых звезд, таких ярких, какими их не видел еще ни один человек, открылись его взору.
В конце концов Галилею удалось построить телескоп, который увели- чивал уже в 32 раза. С его помощью ученый сделал много удивительных открытий на Луне, Солнце и планетах.
Ученые разных стран И. Кеплер, И. Ньютон, М. В. Ломоносов и многие другие работали над усовершен- ствованием телескопа. В 1668 г. анг- лийский ученый И. Ньютон изобрел телескоп с вогнутым зеркалом, которое заменяет линзу объектива, — телескоп- рефлектор.
Размеры телескопа росли. Взор человека все дальше проникал в беспредельные глубины Вселенной. И наконец оказалось, что увеличивать оптические телескопы больше нельзя — линзы и зеркала изменяли форму от собственной тяжести, чересчур длинные трубы провисали между опорами, делались неуправляемыми.
На сегодня самый большой в мире американский телескоп-рефрактор имеет трубу длиной 21 м и объектив диаметром 102 см. Он увеличивает в 330 тыс. раз. Поперечник зеркала в самом большом телескопе-рефлекторе — 6 м. Это телескоп Российской академии наук, который находится на Северном Кавказе, в горах, на высоте 2100 м.
С середины прошлого века телескопы начали оснащать разными дополнительными приборами для фотографирования звезд, определения их цвета, яркости, смещения и химического состава. Ученые научились вычислять температуру, величину и массу далеких звезд и находить расстояния от них до Земли. Вся эта работа ведется в астрономических обсерваториях. Купол башни может вращаться. Если направить установленный в куполе телескоп на избранную вами звезду, «завести» на нее часовые механизмы следящей системы, то телескоп сам будет следовать за звездой, куда бы она ни сместилась. Его приборы автоматически запечатлеют на фотопленках все, что с ней происходит.
Но и это еще не все. Вот уже несколько десятилетий, как на территории астрономических обсерваторий стали сооружать огромные решетчатые антенны. Это радиотелескопы. Днем и ночью следят они за разнообразными электромагнитными излучениями, доходящими к нам из космического пространства. С их помощью ученые изучают строение и развитие не только отдельных звезд, но и целых звездных миров.
Прочитайте книги: Энциклопедический словарь юного астронома. М.: Педагогика, 1986.
Сухорукова А. Э. Пароль — БТА. Л.: Дет. лит., 1988.

Телеграф

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Слово «телеграф» образовано из двух греческих слов: «теле» — «далеко» и «графе» — «пищу». Значит, телеграф — это устройство, с помощью которого передают письменные сообщения на далекие расстояния.
Первое практически пригодное устройство для электрической теле- графной связи разработал в России П. Л. Шиллинг в 1832 г.
Один из первых электрических телеграфных аппаратов изобрел аме- риканец Сэмюэл Морзе в 1837 г.
Для своего телеграфа Морзе придумал специальную азбуку. Буквы в этой азбуке заменяются точками и тире. Например: буква А — это точка и тире, буква Б — тире и три точки, буква В — точка, тире, две точки и так далее. По имени изобретателя она была названа азбукой Морзе. Аппарат Морзе давно уже заменили современные буквопечатающие аппараты — телетайпы, а азбука Морзе все еще нужна людям. Сигнал бедствия на море до сих пор передают азбукой Морзе. Три точки, три тире, три точки — SOS — этот сигнал знают все люди на Земле.
В аппарате Морзе точки и тире передаются с помощью телеграфного ключа. Если нажать на ключ, то в линию из электрической батареи пойдет ток. На другом конце линии электрический ток достигнет электромагнита (о нем вы можете прочитать в рассказе «Реле»). Когда ток проходит через электромагнит, он притягивает к себе рычаг, на конце которого прикреплено колесико. Оно погружено в жидкую краску. Телеграфист нажал на ключ, и по линии пошел ток, а колесико оставило след на ленте. Если нажать на ключ и быстро отпустить его, получится точка, если задержать немного — тире. В середине прошлого века русский ученый Б. С. Якоби изобрел телеграфный аппарат, который печатал на листе бумаги сразу буквы. Но только в нашем веке буквопечатающие аппараты — телетайпы — стали работать на почтамтах, в редакциях крупных газет.
У телетайпа нет ключа, но есть кла- виатура, такая же, как у пишущей машинки. Телеграфист на передающем аппарате печатает текст сообщения. А на другом конце линии приемный аппарат «расшифровывает» электрические сигналы, заставляя печатающий механизм печатать на ру- лоне бумаги или на ленте буквы и слова.
Современные телеграфные аппараты могут автоматически передавать и принимать сообщения, проверять правильность установленного соеди- нения, подключать и отключать линию передачи.
До середины нынешнего века те- леграфные аппараты оставались электромеханическими приборами. К 70-м гг. их сменили электронно- механические телеграфные аппараты. В таких аппаратах большинство устройств, как правило, делается из бесконтактных элементов. Скорость телеграфирования электронно-меха- нических телеграфных аппаратов по сравнению с электромеханическими значительно выше, да и срок службы у них больше.
Международная телеграфная сеть (ее название — телекс), оборудованная автоматическими телеграфными станциями, к началу 90-х гг. объединяла телеграфные сети около 150 стран мира.
Разновидность телеграфной связи — факсимильная, или фототелеграфная, связь, которая служит для передачи по каналам электросвязи таблиц, чертежей, схем, фотографий и воспроизведения их в виде точных копий (факсимиле). Такая факсимильная связь по телефонным сетям общего пользования называется телефаксом.
История развития телеграфа: семофорный телеграф XVIII в. ( братья Шапп), аппарат со стрелочной индукцией, аппарат Морзе, телетайп.

Телевизор

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Представьте себе, что вы вошли в темную комнату, направили луч света от электрического фонарика на про- тивоположную стену и «прочертили» им почти у самого потолка световую линию слева направо. Затем вы погасили фонарик, повернули его к перво- начальной точке, зажгли и снова провели слева направо световую строку — чуть ниже первой. Проделав так много раз, вы поочередно осветите всю стену.
В телевизоре происходит примерно то же самое. Только строку на внутренней стороне экрана вычерчивает не световой, а электронный луч.
Экран кинескопа изнутри покрыт тонким слоем особого вещества — люминофора. Оно светится, если на него попадает тонкий пучок электронов. Электронный луч вызвал свечение люминофора на одном участке и переместился на соседний участок. Первый участок гаснет, а светиться начинает соседний участок. Но наш глаз не успевает всего этого заметить, потому что луч пробегает по строкам телевизионного экрана очень быстро: в каждую секунду 25 раз! Включите телевизор, когда нет телепередачи. На светящемся экране можно различить отдельные строки, прочерченные электронным лучом. Их 625.
А как на экране телевизора возникает изображение? Передают его из телестудии. В объектив телекамеры попадают лучи света, отраженные от находящихся перед телекамерой людей, предметов, и в передающей теле- визионной трубке — главной части телекамеры — превращаются в электрические сигналы изображения. А телекамера связана с радиопередат- чиком, антенна которого излучает радиоволны во все стороны от телеви- зионной башни. Так с помощью радиоволн сигналы изображения из телестудии распространяются в атмосфере Земли.
Сигналы изображения поступают в передатчик на телестудии один за дру- гим с той же скоростью, с какой в телевизоре у нас дома электронный луч обегает экран. Значит, в каждую секунду изображение, которое «видит» телекамера, передается 25 раз. Причем каждое из этих 25 изображений состоит из более чем полумиллиона электрических сигналов.
Телевизор, приняв радиоволны из телецентра, выделяет сигналы изоб- ражения и делает его снова видимым. Звук, воспринимаемый микрофоном в студии, тоже передается с помощью радиоволн, но другим передатчиком, на другой волне. Принятые телевизором сигналы изображения воздействуют на электронный луч кинескопа: слабые сигналы изображения уменьшают, а сильные — увеличивают поток электронов, попадающих на люминофор экрана. А чем больше поток электронов, тем ярче светится люминофор, и наоборот. Так на экране появляются темные и светлые точки (пятна), которые в совокупности глаза человека воспринимают как изображение.
Цветные телевизоры работают по такому же принципу. Но набор сигналов изображения у них сложнее. В их кинескопах бегут по строкам от трех разных электронных «пушек» три электронных луча. Каждый из них «высвечивает» только «свои» точки экрана через специальную маску. И люминофоры в этих точках не одинаковы по химическому составу: одни из них под действием электронного луча светятся красным светом, другие — синим, третьи — зеленым. На экране цветного телевизора одновременно «рисуются» три изображения разного цвета. Но по отдельности мы их не замечаем. Смешиваясь, красные, синие и зеленые лучи дают любые другие, и мы видим изображение в цвете.
Читайте: Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 171—176.

Театр

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Театр входит в вашу жизнь еще до того, как вы впервые переступили порог зрительного зала. Вы играли сами с собой и сами для себя. Стул превращался у вас то в коня, то в самолет, то в поезд. Играя, вы могли нарисовать себе усы, нарядиться в немыслимый костюм, если надо было «изобразить» кого-то. А когда в игре участвовали ваши товарищи, то вы все вместе, сами порой того не подозревая, устраивали коллективное действо. Мальчики были то свободолюбивыми и бесстрашными индейцами, то казаками- разбойниками, то отважными солдатами. А девочки играли в куклы, в «дочки- матери». В каждой игре вы и ваши товарищи воспроизводите то, что наблюдаете в повседневной жизни, видите в кино, на телеэкране. Образы героев любимых книг воплощаются в ваших играх, обретают наглядность. Вы копируете интонацию, манеру поведения отца, матери, кого-то из знакомых, друзей или подражаете любимому актеру. И ваши игры помогают понять, что такое театр, что в основе его искус- ства лежат действие и игра.
Первые театральные представления зародились еще в глубокой древности, когда наши далекие предки — охотники и земледельцы — собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Так, на родине театра — в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой — «каррус навалис». Отсюда — карнавал. Диониса окружала толпа спутников — ряженых в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» — символ театра. Ну а где игра — там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно.
И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актеров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную обще- ственную роль, собирать людей, со- единять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое. Прошло много времени, прежде чем театр начал жить сам по себе, отделясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас еще сохранились античные театры, где устраиваются представления (например, в греческом городе Эпидавре).
Для театра начали создавать особые литературные произведения — пьесы. Авторы пьес писали о том, что волновало общество. Театр превратился в важнейший фактор общественной жизни. И значение его не уменьшается на протяжении вот уже многих тысячелетий, несмотря на то что появились новые виды искусства — кино, телевидение.
И один из секретов неувядаемой молодости театра — в живом, непо- средственном общении актеров и зри- телей. Такого теплого человеческого контакта не заменит никакой другой вид искусства. Притягательность театра и в том, что театральное действо всегда коллективно. Коллективны эмоция, чувство, которые овладевают зрительным залом. Это может быть огромный зал старинного академического театра. А может быть небольшое помещение, где и сцены-то нет. Значит, зрителю надо, чтобы его «живьем», непосредственно вовлекли в какие-то события, сделали как бы соучастником, заставили сопереживать, думать, делать выводы.
В театре не должно быть «все, как в жизни». Театральное действо не просто берет, например, литературное слово и раскладывает его «на голоса» актеров. Нет, литературное слово в театре подчиняется новому, высшему единству. Оно вытекает из коллективности театрального дела. И еще из одного свойства театра, называемого синтетичностью. Кто создает спектакль? Драматург пишет пьесу. Режиссер объединяет общие усилия, «продумывает» все действие и каждую маленькую сцену в нем. Лишь он способен свести все в единое целое. В этом ему помогают актеры, художники — авторы декораций и костюмов, композитор, гример, осветители, реквизиторы (они подбирают те пред- меты, из которых сложится обстановка на сцене). Как видите, театральное дело многосложное, многотрудное, в нем заняты люди разных профессий.
Мы видим только результат. Нам кажется, что все так легко, так просто. Сегодня вы смотрите пьесу, в которой все, «как в жизни». Завтра на той же сцене может развернуться озорное, условное действо, где персонажи на ваших глазах будут пристраивать себе на лица усы из зеленой мочалки или останутся в привычных современных костюмах, но будут изображать события далекого, прошлого.
Чудо театрального искусства творили великие мастера. Среди них — крупнейшие режиссеры 20 в. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович- Данченко, В. Э. Мейерхольд и Г. Крэг, Е. Б. Вахтангов и А. Я. Таиров, Б. Брехт и М. Рейнхардт, Ж. Вилар и П. Брук. Когда вы впоследствии познакомитесь с их творчеством, перед вами откроется удивительный мир, где «просто игра» соединяется с высотами духовного поиска, где перевоплощаются, пере- живают, представляют. И делают это актеры. Трудно даже назвать имена всех прекрасных актеров. Они есть у каждого народа. В первом томе нашего издания вы прочтете о Марии Николаевне Ермоловой — удивительной, неповторимой русской актрисе, искусство которой никого не оставляло равнодушным.
Все рассказанное выше относится к драматическому театру. Но есть еще и театр музыкальный, а внутри него — опера, балет. Здесь — свои законы, свои великие мастера.
Для вас, ребята, ставят спектакли специальные театры юных зрителей, Детский музыкальный театр Наталии Сац, Кукольный театр имени С. В. Образцова и другие. Бывайте там как можно чаще, и вы приобщитесь к великой традиции, к великому чуду искусства.
Читайте: Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.

Твен Марк (1835—1910)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Американский писатель Сэмюэль Клеменс, которого мы знаем под псевдонимом Марк Твен, испытал в детстве много трудностей. Его отец, неудачливый юрист и торговец, умер рано. Мальчик с 12 лет начал работать. Долгое время он был кочующим типографским наборщиком. А в 20 с лишним лет решил, что его призвание — водить пароходы по Миссисипи.
Как писатель он стал известен после выхода книги юмористических очерков о поездке в Европу — «Простаки за границей». А дома, в Америке, недавно кончилась Гражданская война (1861— 1865), в результате которой было отменено рабство. И писатель с беспокойством видел, как гаснут надежды людей на свободу и достаток, что богатство достается не тому, кто его заслуживает. Плантаторы, банкиры и промышленники богатели, а простые американцы терпели неудачу и нищенствовали. Мысль о несбывшихся надеждах стала темой его большого романа «Позолоченный век».
Писатель остро ощущал, насколько безрадостной стала жизнь, где мерило всему — деньги. О прекрасном и романтическом прошлом, о пережитом в канун Гражданской войны, когда он был лоцманом, Твен рассказал в очерках «Старые времена на Миссисипи» и повести «Приключения Тома Сойера». Эта приключенческая повесть для детей — одна из самых радостных книг писателя. Читатели смеются над проделками Тома и вместе с ним соглашаются, что «церковь дрянь по сравнению с цирком», ему сочувствуют, когда он притворяется больным, чтобы не идти в школу. Наше сердце замирает, когда мы читаем о блужданиях Тома и Бекки в пещере и когда Том и Гек Финн становятся свидетелями убийства на кладбище. Том честен и мужествен: выступая на суде свидетелем, он не побоялся взять под защиту негра, обвиняемого в убийстве, и назвать подлинного убийцу — индейца Джо. Три года спустя появляется повесть-сказка «Принц и нищий». Сюжет ее построен на контрасте: принц Эдуард и бедняк Том Кент меняются одеждой и общественным положением. И принц, и нищий — хорошие люди, но власть портит их: Том увеличивает количество слуг при дворе и содрогается при мысли о встрече со своими родными, живущими в нищете.
«Приключения Гекльберри Финна» — одна из самых реалистических книг писателя. Это книга для взрослых, и проблемы у ее героев не детские. В основе сюжета — стремление негра Джима во что бы то ни стало вырваться из рабства. В этом мире живут подлинные негодяи. Таков отец Гека — он расист и ненавидит негров.
В последние годы жизни Твен пишет много статей, очерков. В них он мужественно выступает против миллионеров, представителей высшей власти, которые, как он считает, принадлежат к числу воров, разбойников и пиратов.
В конце жизни к Твену пришла громкая слава. Но больше всего его радовало то, что книги его любили простые труженики.

Тайга

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
«Тайга» в переводе с якутского означает «лес». Однако тайга — это не всякий лес. Тайгой ученые называют хвойные леса определенной зоны. Эта зона так и называется — таежная.
Ученые различают тайгу темно- хвойную, светлохвойную и сосновые боры. Темнохвойная тайга — это в основном еловый и пихтовый лес, а в Сибири — еще и кедр, точнее — кедровая сосна. Светлохвойной тайгой называют лес из лиственницы.
В России таежная зона занимает огромное пространство — от Белого моря до Тихого океана. На севере тайга граничит с лесотундрой, на юге — с зоной широколиственных лесов.
Тайга расположена в основном в холодном климатическом поясе, и большие площади занимает вечная мерзлота.
На севере, у границы с тундрой, под пологом тайги мы найдем разве что мох. А на Дальнем Востоке, в Уссурийской тайге, растет даже дикий виноград. Лесной хвощ, плауны, папоротники, кисличка, грушанка растут почти по всей тайге.
В тайге хранятся огромные богатства. Главное из них, конечно, лес. Но вырубать этот лес надо очень обдуманно, потому что часто на том месте, где его вырубили, образуется болото. Люди, вырубив деревья, должны тут же сажать на их место новые.
Другое богатство тайги — пушнина. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей. Тут и белка, и соболь, и куница, и колонок, и норка, и выдра. Каждый год, как только выпадет снег, в тайгу уходят охотники за пушным зверем.
Тайга дает людям кедровые орехи, ценные лекарственные растения — маралий корень, облепиху, корень жизни женьшень. На болотах собирают клюкву. Много в тайге ягод и грибов. Растет черника, голубика, ежевика, морошка, малина, брусника.
Недра таежной зоны богаты алмазами и золотом, нефтью и газом, ценными минералами и рудами. Но тайга еще не вся изучена, особенно ее восточные районы. Ведь сквозь топи ее болот и непроходимые леса не так-то легко пробраться. И ежегодно, едва станет потеплее и тайга освободится от снега, в нее уходят исследователи. Одни ищут полезные ископаемые, другие изучают насекомых, а третьи исследуют лес.
О тайге читайте: Астафьев В. П. В тайге, у Енисея. М.: Малыш, 1986.
Колосов А. М. Охрана животных России. М.: Сов. Россия, 1989.
Распутин В. Г. Земля Родины. М.: Малыш, 1984.

Таджикистан

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Вам знакомо такое определение: «Памир — крыша мира»? Так часто называют мощную горную систему на юго- востоке Средней Азии, которая занимает половину всей площади Таджикистана. Здесь много высоких гор, некоторые — выше 7 тысяч м и уступают по высоте лишь Гималаям.
Другая, западная половина республики занята менее высокими горными хребтами и долинами.
Памир — это царство холода, вечного снега и льда. Снежные вершины и склоны высоких хребтов, медленно «ползущие» по долинам обширные горные ледники, бедная растительность, редкие населенные уголки — такова общая картина этой горной страны.
Дикие и домашние животные здесь выживают благодаря неприхотливости в еде и густой шерсти, защищающей от холода. Это горные бараны (архары), козлы кийки, снежные барсы, курдючные овцы, яки. В небольших селениях — кишлаках живут только пастухи.
Более благоприятна для жизни Горно- Бадахшанская автономная область с центром в городе Хорог. Тут, в небольшой долине, защищенной от холодных ветров горами, выращивают кукурузу, овощи, даже арбузы и дыни. Рядом с Хорогом раскинулся высокогорный Памирский ботанический сад. В нем высажены самые раз- нообразные деревья и кустарники со всех континентов Земли. И в других частях Западного Памира встречаются долины, где занимаются земледелием, садоводством и животноводством.
Большая часть населения Таджикистана живет в восточной части республики. Там протянулись три больших горных хребта — Туркестанский, Зеравшанский и Гиссарский. По долинам протекают притоки Амударьи и Сырдарьи. Климат в этих местах пустынный, жаркий. Долины, орошаемые водой из рек и каналов, представляют собой отдельные оазисы, разные по размерам и природным условиям. Все они славятся ценными субтропическими культурами. Это виноград, шелковица (тутовое дере- во), гранат, абрикосы, миндаль, а также замечательные по вкусу дыни и арбузы. Из технических культур — очень ценный тонковолокнистый хлопчатник.
В обширной и красивой Гиссарской долине находится столица Таджикистана — Душанбе. Она основана в 1925 г. на месте трех кишлаков, где по понедельникам проходила ярмарка. Отсюда и происходит название города (в переводе на русский — «Понедельник»).
Душанбе — красивый и благо- устроенный город. Широкие улицы окаймлены белой акацией, кленами, тополями, чинарами (платанами).
Современные здания построены с учетом особенностей национальной архи- тектуры. В Душанбе находятся почти все высшие учебные заведения рес- публики, Академия наук, много средних общеобразовательных и специальных школ. Работают крупные промышленные предприятия.
Второй по числу жителей и про- мышленному значению — город Худжанд, центр хорошо экономически развитого и населенного оазиса.
Остальные города небольшие, ведь большая часть населения Таджикистана (свыше 60%) живет в сельской местности, в кишлаках.
Помимо сельского хозяйства, дающего прекрасный хлопок, сырье для шелковых тканей, различные фрукты и овощи, в республике есть и разнообразная промышленность. Она производит хлопчатобумажные и шелковые ткани, красочные ковры, ткацкие станки, электроаппаратуру, фруктовые и овощные консервы и многое другое. Работы искусных вышивальщиц пользуются известностью далеко за пределами Таджикистана.
Энергия бурных горных рек используется гидроэлектростанциями (ГЭС). При сооружении одной из них на реке Вахш пришлось перегородить узкое ущелье плотиной высотой 300 м — самой высокой в мире. Нурекское водохранилище образовано плотиной на реке Вахш. Создание водохранилища позволило оросить плодородные земли в Каршинской и Кзыл-Кумской степях, улучшило судоходство по рекам Амударья и Вахш.
Таджики, как и другие народы Средней Азии, унаследовали культуру древних государств, ранее существовавших на их территории, — Бактрии и Согдианы. У них было и свое таджикское древнее государство Саманидов. Тогда жили и творили свои произведения всемирно известные ученый-энциклопедист и врач Авиценна и поэт Фирдоуси. Он написал поэму «Шахнаме». В ней Фирдоуси рассказал о героической истории народа, его борьбе за независимость родного края. Писателя и философа Саади недаром звали «учителем жизни». Переодевшись нищим, он более 20 лет путешествовал по странам мусульманского мира. В сборнике притчей «Гулистан», написанном в стихах и прозе, Саади описал жизнь, быт, нравы, практическую смекалку людей своей эпохи.
Не только в селах, но и в столице можно встретить людей в национальной одежде. Мужчины носят халаты и тюбетейки, женщины — яркой расцветки платья, платки, шаровары.
Яркие расписные игрушки из глины — один из видов художественных народных промыслов.
Любимые блюда таджиков — плов, пельмени (манты); лепешки, кислое молоко. Из старинных праздников наиболее популярен Навруз. Его отмечают повсюду в день весеннего равноденствия, когда оживает природа, начинаются полевые работы.

Сытин Иван Дмитриевич (1851—1934)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
В 1866 году 15-летний крестьянский паренек Иван Сытин прибыл в Москву с рекомендательным письмом к купцу Петру Шарапову — хозяину книжной лавки и издателю лубочных картин, песенников и азбук. Купец быстро оценил серьезного, прилежного, с деловой сметкой юношу. Любо- знательный ученик вскоре хорошо освоил торговлю книжками и картин- ками. Хозяин поручал Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать отправлявшиеся в провинцию обозы с лубочными изда- ниями. В конце 1876 г. Сытин открыл небольшую собственную литографскую мастерскую. Первоначально его издания ничем не отличались от массовой продукции других книгоиздателей. Его основным заказчиком был купец Шарапов, в лавке которого и продавались книжки, пособия и другие издания Ивана Дмитриевича. Но в начале 1883 г. Сытин открывает свою книжную лавку на Старой площади. В том году была учреждена книгоизда- тельская фирма, по-тогдашнему — товарищество, «И. Д. Сытин и К ». У Сытина насчитывалось до двух тысяч постоянных оптовых покупателей — офеней и провинциальных книгопро- давцев, торговавших на ярмарках и базарах. Книги, лубки, буквари, ка- лендари, песенники пользовались большим успехом у малоимущего го- родского населения и грамотных сельских жителей — писарей, священно- служителей, крестьян.
Но Иван Дмитриевич мечтал о другой литературе для народа. По совету Льва Николаевича Толстого Сытин и Чертков, близкий друг великого писа- теля, организовали издательство «По- средник». Ежегодно «Посредник» выпускал по нескольку миллионов экземпляров небольших иллюстриро- ванных книжек, где печатались лучшие произведения русских писателей. Стоили книжки очень дешево.
В 1891 г. Товарищество Сытина приобрело первое периодическое издание — журнал «Вокруг света» (он издается и сейчас). Через шесть лет Сытин становится владельцем газеты «Русское слово». Он привлек к работе в газете лучших журналистов того времени. Облик газеты совершенно изменился, ее тираж вырос до 750 тысяч экземпляров. Читатели полюбили «Русское слово». Сытин организовал и не знавший себе равных по популярности журнал «Нива».
В 1894 г. Иван Дмитриевич открыл свой второй книжный магазин в Москве, на Никольской улице, а годом позже — и новую типографию на Валовой улице. Позднее эту типографию назовут Первой Образцовой.
Очень много сделал Сытин для улучшения жизни простого народа. Он не жалел ни сил, ни средств для благотворительной деятельности. Во. время страшного голода 90-х годов на его деньги было закуплено и распре- делено среди голодающих продоволь- ствие. Большое значение придавал Сытин просвещению рабочих и крестьян. «Ах, если бы рабочим дать настоящую школу!» — писал он. И такую школу он открыл при типографии. В ней учились дети рабочих и служащих типографии. Обучение и содержание учащихся взяло на себя Товарищество.
Энергичный и деловой Сытин при- тягивал к себе многих людей, его друзья были видные деятели культуры, особенно писатели, с которыми Иван Дмитриевич активно сотрудничал. Он многому у них научился, восполняя недостаток образования. В свою очередь, его друзья ценили в нем не только деловые качества, но и широту души, доброту, сердечность, глубокую порядочность. Лев Николаевич Толстой принимал самое активное участие в редактировании и печатании книг, издававшихся у Сытина. Дружеские отношения связывали Сытина с А. П. Чеховым. Антон Павлович очень высоко оценил просветительскую деятельность Сытина. «Это настоящее народное дело», — писал Чехов в одном из своих писем.
Вся издательская деятельность Ивана Дмитриевича Сытина подтверждает эти слова. В его типографиях печатались учебники и учебные пособия для начальной школы, книги по педагогике, «Библиотека для самообразования», «Детская энциклопедия» в 10 томах, «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний» в 14 томах для крестьян и кустарей, «Военная энциклопедия». И конечно, собрания сочинений великих русских писателей — А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других.
Имя Ивана Дмитриевича Сытина, как и его соотечественников — братьев П. М. и С. М. Третьяковых, С. И. Мамонтова, С. Т. Морозова, А. А. Бахрушина, П. Г. Демидова, П. Н. Демидова, — помнят в народе, их называют меценатами.
Слово «меценат» происходит от имени жившего в Древнем Риме покровителя поэтов, художников, музыкантов Мецената. Со временем это имя стало нарицательным. Так стали называть людей, которые свои силы и средства отдают делу процветания отечественной культуры.

Счет

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Представьте себе, что трое ваших друзей затеяли соревнование: кто принесет больше ведер воды из реки к огороду, а вас назначили судьей. Что вы сделаете? Наверное, возьмете лист бумаги, напишете в столбик имена: Антон, Ваня, Коля, а потом около каждого имени начнете ставить палочки. Принес Антон ведро воды— палочка, еще одно — еще палочка, принес воду Коля — ему палочка. В результате получится такая запись: Антон I I I I I I I I I
Ваня I I I I I I I I I I I I I
Коля I I I I I I I I I I I I
Пересчитав палочки, получим, что Антон принес 9 ведер воды, Ваня — 13, а Коля — 12.
Приблизительно так же считали люди в древности. У них не было карандаша и бумаги, и они делали зарубки на палке или узлы на веревке. Уже тогда они сообразили, что процедуру подсчета палочек можно облегчить, если каждой пятой палочкой перечеркивать предыдущие четыре. Почему именно пять? Потому, что на руке 5 пальцев и вместо того, чтобы делать зарубки или вязать узлы, можно загибать пальцы на руке. Кроме того, определить то, что уже поставлены четыре палочки, совсем нетрудно.
Заметьте, что мы получили не только способ подсчета количества принесенных ведер воды, но и способ записи этого количества. Но такой способ записи плох для больших чисел. Попробуйте записать число 576 с помощью наших знаков — понадобится несколько минут! Древние римляне придумали суще- ственное упрощение подобной записи, изобразив число 5 в виде раскрытой ладони, число 10 в виде скрещенных рук и т. д. Латинские цифры сохранились до нашего времени. Их употребляют для чисел, которые не нужно никогда складывать или вычитать, потому что эти действия довольно трудны при такой записи чисел. Однако развитие промышленности и торговли потребовало создания более удобной системы записи чисел. Такая система возникла более 2 тысяч лет назад в Индии. Именно тогда появились 10 значков для записи чисел, среди них — и цифра 0. Значение каждой цифры менялось в зависимости от положения этой цифры в записи числа. Так, 5 в конце числа — это 5, на предпоследнем месте — 50, еще левее — 500 и т. д. Правда, индусские цифры не были похожи на современные, форма цифр сильно менялась со временем (а времени с тех пор прошло немало). У индусов их систему записи чисел переняли арабы (поэтому мы называем наши цифры арабскими), у арабов — европейцы. При такой записи чисел их сложение и вычитание, как вы знаете, уже не составляют особого труда.
Благодаря своей простоте такая запись чисел распространилась по всему миру. Но в ряде стран: Китае, Камбодже, Ливии, Японии и других — сохранились и свои системы счисления, и значки для записи цифр.
Десятичная система записи чисел, в которой единица следующего разряда является 10 единицами предыдущего разряда, настолько стала нам привычна, что мы не представляем другой. У народа майя, населявшего Центральную Америку, единица следующего разряда равнялась 5 единицам предыдущего. Наш способ счисления с помощью перечеркнутых палочек мог привести нас именно к такой системе. Древние вавилоняне считали единицей следующего разряда 60 единиц предыдущего. Именно им мы обязаны тем, что в часе 60 минут, а в минуте 60 секунд. В Европе до сих пор некоторые предметы считают дюжинами (по 12 штук). Дюжина дюжин носит специальное название — гросс. Так, дюжинами принято считать яйца, пуговицы, фрукты. Вполне могло случиться, что эта двенадцатеричная система счисления могла бы стать главной, если бы ей больше повезло или у нас на руках было бы не по пять, а по шесть пальцев.
Прочтите: Депман И. Я. Мир чисел: Рассказы о математике. Л.: Дет. лит., 1982. Гл. «Как измерять и считать время». С. 6—9.