1. Сравнительно-анатомический:
a) сравнивают мозг различных животных;
b) сравнивают мозг животных и человека;
c) сравнивают мозг древнего человека и современного методом снятия слепка с черепа;
d) сравнивают мозг ребёнка и взрослого. Известно, что первый слой нервных клеток больших полушарий созревает позднее всего.
2. Физиологические методы:
a) Метод раздражения коры (механически и электрическим током). Раздражение механическое производится во время нейрохирургических операций. Раздражение электротоком осуществляется благодаря вживлению электродов: серебряная нить в стеклянной оболочке диаметром 0,01 мм. Электрод соединён с источником тока.
b) Метод "вызванных потенциалов". Раздражение адресуется не коре, а периферическому отделу анализатора, после чего в отдельных участках мозга прослеживается эффект такого воздействия. Вживлённые электроды соединяют не с
источником электрического тока, а с приборами регистрации электрических потенциалов, генерируемых в ткани мозга
с) Метод разрушения (несчастный случай, бескровные методы - охлаждение, смазывание алюминиевой пастой, воздействие постоянным током). Нет побочных явлений, выключение носит временный характер.
a) сравнивают мозг различных животных;
b) сравнивают мозг животных и человека;
c) сравнивают мозг древнего человека и современного методом снятия слепка с черепа;
d) сравнивают мозг ребёнка и взрослого. Известно, что первый слой нервных клеток больших полушарий созревает позднее всего.
2. Физиологические методы:
a) Метод раздражения коры (механически и электрическим током). Раздражение механическое производится во время нейрохирургических операций. Раздражение электротоком осуществляется благодаря вживлению электродов: серебряная нить в стеклянной оболочке диаметром 0,01 мм. Электрод соединён с источником тока.
b) Метод "вызванных потенциалов". Раздражение адресуется не коре, а периферическому отделу анализатора, после чего в отдельных участках мозга прослеживается эффект такого воздействия. Вживлённые электроды соединяют не с
источником электрического тока, а с приборами регистрации электрических потенциалов, генерируемых в ткани мозга
с) Метод разрушения (несчастный случай, бескровные методы - охлаждение, смазывание алюминиевой пастой, воздействие постоянным током). Нет побочных явлений, выключение носит временный характер.
а). История представлений по проблеме
Незнание материальных механизмов приобретения человеком опыта, знаний, породило представление о душе. Мысль о том, что органом души является мозг, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (VI век д.н.э.). Он пришёл к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий к глазным впадинам ведут две узкие дорожки. Алкмеон утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Вслед за Алкмеоном, Гиппократ также представил мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. Из медицины эти представления перешли в философию. Платон, разделявший душу на три части, полагал, что разум расположен в мозге, руководствуясь тем, что голова ближе к небесам, где пребывает царство идей, гнев и мужество, второй вид души помещён в сердце, а носителем вожделения - третьего вида души - считал печень.
В III веке д.н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы. До них нервы не отличали от связок и сухожилий. Они проводили вскрытие человеческих тел, что в дальнейшем было категорически запрещено, это позволило им детально описать устройство мозга и других органов. Эти врачи полагали, что душа локализуется в определённых частях мозга. Герофил главное значение уделял мозговым желудочкам, - особым полостям в мозге, заполненным жидкостью. Это мнение удерживалась много веков. Эразистрат же обратил внимание на кору, связав богатство извилин мозговых полушарий человека с его умственным превосходством над другими животными. Эразистрату принадлежит открытие различия между чувственными и двигательными нервами. Это открытие, вскоре забытое, было сделано вновь в 19 веке.
Незнание материальных механизмов приобретения человеком опыта, знаний, породило представление о душе. Мысль о том, что органом души является мозг, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (VI век д.н.э.). Он пришёл к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий к глазным впадинам ведут две узкие дорожки. Алкмеон утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Вслед за Алкмеоном, Гиппократ также представил мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. Из медицины эти представления перешли в философию. Платон, разделявший душу на три части, полагал, что разум расположен в мозге, руководствуясь тем, что голова ближе к небесам, где пребывает царство идей, гнев и мужество, второй вид души помещён в сердце, а носителем вожделения - третьего вида души - считал печень.
В III веке д.н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы. До них нервы не отличали от связок и сухожилий. Они проводили вскрытие человеческих тел, что в дальнейшем было категорически запрещено, это позволило им детально описать устройство мозга и других органов. Эти врачи полагали, что душа локализуется в определённых частях мозга. Герофил главное значение уделял мозговым желудочкам, - особым полостям в мозге, заполненным жидкостью. Это мнение удерживалась много веков. Эразистрат же обратил внимание на кору, связав богатство извилин мозговых полушарий человека с его умственным превосходством над другими животными. Эразистрату принадлежит открытие различия между чувственными и двигательными нервами. Это открытие, вскоре забытое, было сделано вновь в 19 веке.
Общие замечания: способы разделения нервной системы на части могут быть разными. В одних случаях подчёркиваются структурные моменты (анатомия), в других большую роль играет функция. Но одно от другого отделить нельзя. Структура нервной системы эволюционировала, чтобы лучше выполнять определённые функции.
Нервная система состоит из
• центральной нервной системы,
• периферической нервной системы.
Центральная нервная система состоит из
• головного мозга
• ствола мозга
• спинного мозга
Всё остальное относится к периферической нервной системе. Что это? Это - все нервные волокна, идущие от мозга ко всему телу и от тела к мозгу (включая головной и спинной).
Спинной мозг - это тяж из нервных волокон, идущий посередине тела, и защищённый костной структурой. Он служит связующим звеном между головным мозгом и периферической нервной системой, его волокна передают информацию от головного мозга к телу и обратно. Спинной мозг сам по себе выполняет лишь несколько очень простых рефлексов, например, коленный рефлекс, в обычных условиях головной мозг контролирует все реакции.
Спинной мозг, входя в череп, расширяется и образует ствол мозга. В стволе мозга находятся наиболее древние системы, обеспечивающие поддержание жизни. Эти структуры отвечают за основные физиологические процессы: дыхание, работу сердца, пищеварение. В эту центральную область входит также ретикулярная активирующая система - сеть волокон, управляющих сном и бодрствованием.
Центральный стержень окружён лимбической системой, с которой связано проявление наших эмоций. И наконец все эти структуры охватывает кора в форме двух полушарий. Они представляют собой шестислойную массу (около 10 миллиардов) нейронов (нервных клеток) площадью около 2 кв метров, толщиной от 2 до 4 мм. Кора больших полушарий ответственна за высшие мыслительные способности, отличающие человека от животных. Полагают, что спинной мозг осуществляет главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются прирождёнными (безусловные рефлексы), тогда как кора больших полушарий - это орган приобретённых при жизни форм поведения.
Структурной единицей нервной системы является нейрон. Нейрон имеет тело и множество отростков, которые делятся на дендриты и аксон.
Нервная система состоит из
• центральной нервной системы,
• периферической нервной системы.
Центральная нервная система состоит из
• головного мозга
• ствола мозга
• спинного мозга
Всё остальное относится к периферической нервной системе. Что это? Это - все нервные волокна, идущие от мозга ко всему телу и от тела к мозгу (включая головной и спинной).
Спинной мозг - это тяж из нервных волокон, идущий посередине тела, и защищённый костной структурой. Он служит связующим звеном между головным мозгом и периферической нервной системой, его волокна передают информацию от головного мозга к телу и обратно. Спинной мозг сам по себе выполняет лишь несколько очень простых рефлексов, например, коленный рефлекс, в обычных условиях головной мозг контролирует все реакции.
Спинной мозг, входя в череп, расширяется и образует ствол мозга. В стволе мозга находятся наиболее древние системы, обеспечивающие поддержание жизни. Эти структуры отвечают за основные физиологические процессы: дыхание, работу сердца, пищеварение. В эту центральную область входит также ретикулярная активирующая система - сеть волокон, управляющих сном и бодрствованием.
Центральный стержень окружён лимбической системой, с которой связано проявление наших эмоций. И наконец все эти структуры охватывает кора в форме двух полушарий. Они представляют собой шестислойную массу (около 10 миллиардов) нейронов (нервных клеток) площадью около 2 кв метров, толщиной от 2 до 4 мм. Кора больших полушарий ответственна за высшие мыслительные способности, отличающие человека от животных. Полагают, что спинной мозг осуществляет главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются прирождёнными (безусловные рефлексы), тогда как кора больших полушарий - это орган приобретённых при жизни форм поведения.
Структурной единицей нервной системы является нейрон. Нейрон имеет тело и множество отростков, которые делятся на дендриты и аксон.
Психология сегодня не только удовлетворяет естественную потребность человека познать и понять самого себя, но и обслуживает разнообразные практические нужды общества.
Психолога можно сегодня встретить повсюду: и в школе, и на производстве. В школе он изучает личность и деятельность учащихся и учителя, на заводе - трудовые процессы, в конструкторских бюро он вырабатывает требования к конструированию машин и станков так, чтобы за ними человеку было удобно работать. Психолога можно встретить в армии, где он изучает состояние человека во время боя, реакции страха и их преодоление, формирование важных черт личности бойца, психологию стратегических замыслов. Психолога можно встретить в спортивной команде, где он руководит тренировками, анализирует психическое состояние игроков команды перед матчем и после, изучает комплектование команд и т.д.
Соответственно с тем, что психология имеет большое практическое значение, в ней сейчас появился ряд прикладных областей, которые изучают применение психологии в определенных областях жизни или народного хозяйства.
I. Психология труда - изучает психологические аспекты научной организации труда (НОТ), имеет ряд отраслей:
1) Инженерная психология - изучает деятельность оператора в автоматизированных системах управления, проблемы распределения и согласования функций между человеком и машиной. Сложная техника должна быть приспособлена к возможностям человека. Условия взаимодействия человека с машиной должны быть оптимальны, то есть могли осуществляться с наименьшими затратами времени, числом ошибок, исключали аварийность.
Пульт управления с множеством индикаторов должен быть устроен рационально, то есть информация должна быть обозрима, доступна. Здесь необходим учет законов человеческого внимания, памяти, восприятия и других психических процессов.
2) Психотехника - профессиональный отбор.
Психолога можно сегодня встретить повсюду: и в школе, и на производстве. В школе он изучает личность и деятельность учащихся и учителя, на заводе - трудовые процессы, в конструкторских бюро он вырабатывает требования к конструированию машин и станков так, чтобы за ними человеку было удобно работать. Психолога можно встретить в армии, где он изучает состояние человека во время боя, реакции страха и их преодоление, формирование важных черт личности бойца, психологию стратегических замыслов. Психолога можно встретить в спортивной команде, где он руководит тренировками, анализирует психическое состояние игроков команды перед матчем и после, изучает комплектование команд и т.д.
Соответственно с тем, что психология имеет большое практическое значение, в ней сейчас появился ряд прикладных областей, которые изучают применение психологии в определенных областях жизни или народного хозяйства.
I. Психология труда - изучает психологические аспекты научной организации труда (НОТ), имеет ряд отраслей:
1) Инженерная психология - изучает деятельность оператора в автоматизированных системах управления, проблемы распределения и согласования функций между человеком и машиной. Сложная техника должна быть приспособлена к возможностям человека. Условия взаимодействия человека с машиной должны быть оптимальны, то есть могли осуществляться с наименьшими затратами времени, числом ошибок, исключали аварийность.
Пульт управления с множеством индикаторов должен быть устроен рационально, то есть информация должна быть обозрима, доступна. Здесь необходим учет законов человеческого внимания, памяти, восприятия и других психических процессов.
2) Психотехника - профессиональный отбор.
Основные разделы психологии
При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир.
Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательных процессов.
Другие психологические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношений к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т.е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др. Соответствующий раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности.
Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В ходе такого общения складываются межличностные отношения между людьми - деловые, личные, наконец интимные. Психологические аспекты данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология человеческого общения.
Изучение психологии начинается с усвоения общих понятий, характеризующих психику людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.
Общую психологию дополняют специальные и прикладные отрасли психологии.
Психология сотрудничает с целым рядом других наук. Следствием этого сотрудничества являются специальные отрасли психологии.
При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир.
Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательных процессов.
Другие психологические явления определяют возможность самореализации человека и специфику его отношений к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т.е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями личности, относя к ним склонности и способности, характер, потребности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др. Соответствующий раздел науки о душевных явлениях называют психологией личности.
Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В ходе такого общения складываются межличностные отношения между людьми - деловые, личные, наконец интимные. Психологические аспекты данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология человеческого общения.
Изучение психологии начинается с усвоения общих понятий, характеризующих психику людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.
Общую психологию дополняют специальные и прикладные отрасли психологии.
Психология сотрудничает с целым рядом других наук. Следствием этого сотрудничества являются специальные отрасли психологии.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три группы психических явлении, а именно: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.
Психические процессы
Психический процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психическая деятельность непрерывна в состоянии бодрствования.
Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые - принятие решения, исполнение, волевое усилие и т.д.
Психические состояния
Психическое состояние - тот или иной уровень психической деятельности, и проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Наиболее изученными являются
1) общее психологическое состояние, например, внимание;
2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и др.).
Имеется особое творческое состояние личности, называемое вдохновением.
Психические процессы
Психический процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Психическая деятельность непрерывна в состоянии бодрствования.
Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые - принятие решения, исполнение, волевое усилие и т.д.
Психические состояния
Психическое состояние - тот или иной уровень психической деятельности, и проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Наиболее изученными являются
1) общее психологическое состояние, например, внимание;
2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и др.).
Имеется особое творческое состояние личности, называемое вдохновением.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Психея --древнегреческая богиня, символ души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», то оно в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр. psyche - душа и logos - понятие, учение) и впервые появилось только в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.
С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.
Что такое психика? Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.
Вы сразу поймете, что такое внутренний или субъективный опыт, если обратите свой взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.
Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что говорит преподаватель, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления и желания. Все перечисленное - элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Итак, с областью явлений, изучаемых наукой психологией, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов восприятия, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п.
Что касается слова «психология», то оно в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр. psyche - душа и logos - понятие, учение) и впервые появилось только в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.
С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.
Что такое психика? Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.
Вы сразу поймете, что такое внутренний или субъективный опыт, если обратите свой взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.
Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что говорит преподаватель, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления и желания. Все перечисленное - элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Итак, с областью явлений, изучаемых наукой психологией, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов восприятия, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п.
1. Переговорщик удовлетворяет эстетическую потребность оппонента.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Начать переговоры с сильно завышенных требований, а затем согласиться на их снижение — весьма распространенный прием. Пользуясь им, вы (переговорщик) удовлетворяете потребность оппонента в равновесии и симметрии. Однако это — рискованная тактика. Если первоначальное требование звучит нереалистично, это отобьет у оппонента желание торговаться и вообще иметь с вами дело. Я наблюдал немало случаев отказа от обсуждения условий выплаты страховки, когда адвокат оппонента выдвигал ни с чем не сообразное требование.
При таком гамбите ваша позиция может показаться более сбалансированной и приемлемой, если соотнести ее с каким-нибудь внешним фактом, прецедентом, образцом или принципом.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. В мире моды дизайнеры и модельеры (переговорщики) работают, чтобы удовлетворить запросы потенциальных покупателей. Они разрабатывают фасоны, демонстрируют стили, а покупателям остается только смотреть и давать себя уговорить. Каждый хочет идти в ногу со временем.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. На переговорах между странами с разными системами ценностей полезно заранее договориться о формальной процедуре и повестке переговоров. Ощущение порядка способно ввести переговоры в конструктивное русло. На переговорах с Западом Советский Союз придавал этому гамбиту такое значение, что обсуждение формальных правил и повестки дня нередко отнимало больше времени и сил, чем сами переговоры.
2. Переговорщик побуждает оппонента действовать ради удовлетворения эстетических потребностей.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Когда продавец (переговорщик) стоит за прилавком лицом к лицу с покупателем (оппонент), он нередко разыгрывает этот гамбит.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Начать переговоры с сильно завышенных требований, а затем согласиться на их снижение — весьма распространенный прием. Пользуясь им, вы (переговорщик) удовлетворяете потребность оппонента в равновесии и симметрии. Однако это — рискованная тактика. Если первоначальное требование звучит нереалистично, это отобьет у оппонента желание торговаться и вообще иметь с вами дело. Я наблюдал немало случаев отказа от обсуждения условий выплаты страховки, когда адвокат оппонента выдвигал ни с чем не сообразное требование.
При таком гамбите ваша позиция может показаться более сбалансированной и приемлемой, если соотнести ее с каким-нибудь внешним фактом, прецедентом, образцом или принципом.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. В мире моды дизайнеры и модельеры (переговорщики) работают, чтобы удовлетворить запросы потенциальных покупателей. Они разрабатывают фасоны, демонстрируют стили, а покупателям остается только смотреть и давать себя уговорить. Каждый хочет идти в ногу со временем.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. На переговорах между странами с разными системами ценностей полезно заранее договориться о формальной процедуре и повестке переговоров. Ощущение порядка способно ввести переговоры в конструктивное русло. На переговорах с Западом Советский Союз придавал этому гамбиту такое значение, что обсуждение формальных правил и повестки дня нередко отнимало больше времени и сил, чем сами переговоры.
2. Переговорщик побуждает оппонента действовать ради удовлетворения эстетических потребностей.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Когда продавец (переговорщик) стоит за прилавком лицом к лицу с покупателем (оппонент), он нередко разыгрывает этот гамбит.
1. Переговорщик удовлетворяет потребность оппонента знать и понимать.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Еще недавно убеждение при помощи доводов рассудка считалось одним из наиболее естественных и важных переговорных гамбитов. В наше время предпочитают более прямой подход — ясную, точную и аккуратную констатацию фактов (в главах 4 и 5 мы затрагивали проблему установления фактов, а в главе 18 — логики и разума).
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Различные организации частенько пускают в ход на переговорах логические рассуждения и факты. Например, если независимая группа — такая как Союз граждан или Лига женщин-избирательниц — поддерживает кандидата на важный политический пост, его партия непременно использует этот факт в своей пропаганде. Поддержка не членов партии способствует росту доверия, удовлетворяет потребность избирателей знать и понимать. Этот же гамбит часто разыгрывают рекламщики, ссылаясь на благоприятные отзывы Общества потребителей, журнала «Образцовое ведение домашнего хозяйства» или Американской ассоциации дантистов. Так они убеждают покупателя купить их продукцию, а не продукцию конкурирующей фирмы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Один из наиболее известных исторических примеров использования потребности знать и понимать — окончание десятилетней осады Трои. Греки (переговорщики) притворились, будто снимают осаду, но, уходя, оставили у ворот крепости огромного деревянного коня — якобы затем, чтобы умилостивить покровительницу Трои Афину-Палладу. Естественно, троянцы не знали о спрятавшихся внутри деревянного коня греческих воинах.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Еще недавно убеждение при помощи доводов рассудка считалось одним из наиболее естественных и важных переговорных гамбитов. В наше время предпочитают более прямой подход — ясную, точную и аккуратную констатацию фактов (в главах 4 и 5 мы затрагивали проблему установления фактов, а в главе 18 — логики и разума).
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Различные организации частенько пускают в ход на переговорах логические рассуждения и факты. Например, если независимая группа — такая как Союз граждан или Лига женщин-избирательниц — поддерживает кандидата на важный политический пост, его партия непременно использует этот факт в своей пропаганде. Поддержка не членов партии способствует росту доверия, удовлетворяет потребность избирателей знать и понимать. Этот же гамбит часто разыгрывают рекламщики, ссылаясь на благоприятные отзывы Общества потребителей, журнала «Образцовое ведение домашнего хозяйства» или Американской ассоциации дантистов. Так они убеждают покупателя купить их продукцию, а не продукцию конкурирующей фирмы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Один из наиболее известных исторических примеров использования потребности знать и понимать — окончание десятилетней осады Трои. Греки (переговорщики) притворились, будто снимают осаду, но, уходя, оставили у ворот крепости огромного деревянного коня — якобы затем, чтобы умилостивить покровительницу Трои Афину-Палладу. Естественно, троянцы не знали о спрятавшихся внутри деревянного коня греческих воинах.
1. Переговорщик помогает оппоненту самоутвердиться.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Этот гамбит, часто встречающийся в старых «мыльных» операх, особенно ярко проявляется в домашней ситуации, когда жена (переговорщик) говорит мужу: «Ладно, ты — главный». Неважно, говорится ли это искренне. Такова ее переговорная стратегия. Она играет на потребности мужа в самоутверждении, добиваясь того, чтобы он чувствовал себя мужчиной. Однако, даровав мужу эту привилегию, женщина ожидает ответных уступок. Вот анекдот о жене, которая построила гармоничные отношения в семье, разделив обязанности следующим образом: пусть муж принимает глобальные решения — следует ли Соединенным Штатам вступать в войну? Так ли уж необходимы для национальной безопасности путешествия на другие планеты? А себе она оставит сущие пустяки: как распорядиться семейным бюджетом? Куда семье отправиться в отпуск?
Задумав вытянуть из простака (оппонент) крупную сумму денег, мошенник (переговорщик), согласно правилам игры, обставит все так, чтобы жертва сама вручила ему эти деньги. Пусть самовыразится.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Крупные компании (переговорщики) часто помогают благотворительным и культурным организациям самоутвердиться, предлагая добавить ровно столько же, сколько составят пожертвования других источников. Это стимулирует активность благотворительных организаций, усиливает влияние дающей компании и служит делу милосердия.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Отличный пример применения этого гамбита на международном Уровне дает так называемое «открытие Панамы».
В 1902 году Теодор Рузвельт (переговорщик) решил, что Панамский перешеек — идеальное место для строительства канала. Но в то время Панама была частью Колумбии, а эта страна заартачилась. Возмущенный неуступчивостью «мелких пакостников из Боготы», Рузвельт начал тайно готовить революцию в Панаме и в ноябре 1903 года послал три американских военных корабля, чтобы «в случае чего» помешать высадке колумбийских войск на перешейке.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Этот гамбит, часто встречающийся в старых «мыльных» операх, особенно ярко проявляется в домашней ситуации, когда жена (переговорщик) говорит мужу: «Ладно, ты — главный». Неважно, говорится ли это искренне. Такова ее переговорная стратегия. Она играет на потребности мужа в самоутверждении, добиваясь того, чтобы он чувствовал себя мужчиной. Однако, даровав мужу эту привилегию, женщина ожидает ответных уступок. Вот анекдот о жене, которая построила гармоничные отношения в семье, разделив обязанности следующим образом: пусть муж принимает глобальные решения — следует ли Соединенным Штатам вступать в войну? Так ли уж необходимы для национальной безопасности путешествия на другие планеты? А себе она оставит сущие пустяки: как распорядиться семейным бюджетом? Куда семье отправиться в отпуск?
Задумав вытянуть из простака (оппонент) крупную сумму денег, мошенник (переговорщик), согласно правилам игры, обставит все так, чтобы жертва сама вручила ему эти деньги. Пусть самовыразится.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Крупные компании (переговорщики) часто помогают благотворительным и культурным организациям самоутвердиться, предлагая добавить ровно столько же, сколько составят пожертвования других источников. Это стимулирует активность благотворительных организаций, усиливает влияние дающей компании и служит делу милосердия.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Отличный пример применения этого гамбита на международном Уровне дает так называемое «открытие Панамы».
В 1902 году Теодор Рузвельт (переговорщик) решил, что Панамский перешеек — идеальное место для строительства канала. Но в то время Панама была частью Колумбии, а эта страна заартачилась. Возмущенный неуступчивостью «мелких пакостников из Боготы», Рузвельт начал тайно готовить революцию в Панаме и в ноябре 1903 года послал три американских военных корабля, чтобы «в случае чего» помешать высадке колумбийских войск на перешейке.
1. Переговорщик удовлетворяет потребность оппонента в признании.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Иногда переговорщику бывает выгодно удовлетворить потребность оппонента в признании, выказав искренний интерес и участие. Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и влиять на людей» дает множество примеров такого рода. Вот некоторые, предлагаемые им методы:
— проявляйте искренний интерес;
— улыбайтесь;
— помните: самым приятным для человека звуком является его собственное имя;
— поощряйте других говорить о себе;
— разговаривайте с людьми о том, что им интересно;
— давайте человеку почувствовать себя важным и значительным.
Все эти формы общения основаны на фундаментальной потребности в признании. При условии правильного применения они — незаменимый элемент искусства переговоров.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Современные корпорации прилагают немало усилий, чтобы заслужить признание и доброе расположение общества. Одна компания может воспользоваться этой потребностью другой компании в своих интересах. 1С примеру, не так давно «Ксерокс корпорейшн» решила расширить рынки сбыта за счет Англии и других европейских стран. Для этого она объединилась с известной английской фирмой «Артур рэнк лимитед». Образовалась новая компания — «Рэнк-Ксерокс», чьей целью было продвигать свою продукцию на европейский рынок. Удовлетворяя потребность «Ксерокса» (оппонент) в признании, «Артур Рэнк» (переговорщик) получил право на часть прибыли.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Иногда переговорщику бывает выгодно удовлетворить потребность оппонента в признании, выказав искренний интерес и участие. Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и влиять на людей» дает множество примеров такого рода. Вот некоторые, предлагаемые им методы:
— проявляйте искренний интерес;
— улыбайтесь;
— помните: самым приятным для человека звуком является его собственное имя;
— поощряйте других говорить о себе;
— разговаривайте с людьми о том, что им интересно;
— давайте человеку почувствовать себя важным и значительным.
Все эти формы общения основаны на фундаментальной потребности в признании. При условии правильного применения они — незаменимый элемент искусства переговоров.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Современные корпорации прилагают немало усилий, чтобы заслужить признание и доброе расположение общества. Одна компания может воспользоваться этой потребностью другой компании в своих интересах. 1С примеру, не так давно «Ксерокс корпорейшн» решила расширить рынки сбыта за счет Англии и других европейских стран. Для этого она объединилась с известной английской фирмой «Артур рэнк лимитед». Образовалась новая компания — «Рэнк-Ксерокс», чьей целью было продвигать свою продукцию на европейский рынок. Удовлетворяя потребность «Ксерокса» (оппонент) в признании, «Артур Рэнк» (переговорщик) получил право на часть прибыли.
1. Переговорщик удовлетворяет потребность оппонента в любви и принадлежности.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Как-то в поезде сосед по купе спросил, чем я занимаюсь, и я ответил: «Пишу книгу об искусстве вести переговоры».
— Надо же!— воскликнул он.— Да ведь я сам всю жизнь только и делаю, что веду переговоры! Я скупаю трикотаж кустарного изготовления. По-моему, есть только один надежный способ договориться.
Вот его «способ»:
— Естественно, я заинтересован в том, чтобы дешево купить товар. А чтобы сбить цену, его нужно испортить. Поэтому я как бы невзначай даю изделию упасть на пол и наступаю ногой. А потом называю совершенно бредовую цену. Небольшой торг — и дело в шляпе!
Я внимательно выслушал его и сказал:
— Я не согласен с вами в том смысле, что ваш метод — единственный. Он хотя и дает результаты, все-таки рождает у человека неприязненное чувство, особенно если вы портите вещь, на которую он потратил время, фантазию и деньги. Люди имеют обыкновение привязываться к вещам. Мы с гордостью говорим: «Мой дом. Мой автомобиль». Как бы вы себя чувствовали, начни кто-то крушить вашу собственность? Нет, я на вашем месте воспользовался бы другим, прямо противоположным способом. Я бы сказал: «Замечательный Узор, но, боюсь, наша публика еще не готова его оценить. Лет через десять подобные вещи будут нарасхват». Вместо того, чтобы охаять товар, я превознес его — но поставил владельца в невыгодное положение. Естественно, он предпочтет продать вещь, а не ждать десять лет. Он и сам знает, что товар — неходовой: иначе давно продал бы его без моей помощи. Я (переговорщик) играю на его (оппонента) чувстве любви и принадлежности, которое может распространяться не только на людей, но и на вещи. После того, как мы договоримся об условиях, продавец вручит мне самые лучшие изделия.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Как-то в поезде сосед по купе спросил, чем я занимаюсь, и я ответил: «Пишу книгу об искусстве вести переговоры».
— Надо же!— воскликнул он.— Да ведь я сам всю жизнь только и делаю, что веду переговоры! Я скупаю трикотаж кустарного изготовления. По-моему, есть только один надежный способ договориться.
Вот его «способ»:
— Естественно, я заинтересован в том, чтобы дешево купить товар. А чтобы сбить цену, его нужно испортить. Поэтому я как бы невзначай даю изделию упасть на пол и наступаю ногой. А потом называю совершенно бредовую цену. Небольшой торг — и дело в шляпе!
Я внимательно выслушал его и сказал:
— Я не согласен с вами в том смысле, что ваш метод — единственный. Он хотя и дает результаты, все-таки рождает у человека неприязненное чувство, особенно если вы портите вещь, на которую он потратил время, фантазию и деньги. Люди имеют обыкновение привязываться к вещам. Мы с гордостью говорим: «Мой дом. Мой автомобиль». Как бы вы себя чувствовали, начни кто-то крушить вашу собственность? Нет, я на вашем месте воспользовался бы другим, прямо противоположным способом. Я бы сказал: «Замечательный Узор, но, боюсь, наша публика еще не готова его оценить. Лет через десять подобные вещи будут нарасхват». Вместо того, чтобы охаять товар, я превознес его — но поставил владельца в невыгодное положение. Естественно, он предпочтет продать вещь, а не ждать десять лет. Он и сам знает, что товар — неходовой: иначе давно продал бы его без моей помощи. Я (переговорщик) играю на его (оппонента) чувстве любви и принадлежности, которое может распространяться не только на людей, но и на вещи. После того, как мы договоримся об условиях, продавец вручит мне самые лучшие изделия.