1. Переговорщик удовлетворяет потребность оппонента знать и понимать.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Еще недавно убеждение при помощи доводов рассудка считалось одним из наиболее естественных и важных переговорных гамбитов. В наше время предпочитают более прямой подход — ясную, точную и аккуратную констатацию фактов (в главах 4 и 5 мы затрагивали проблему установления фактов, а в главе 18 — логики и разума).
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Различные организации частенько пускают в ход на переговорах логические рассуждения и факты. Например, если независимая группа — такая как Союз граждан или Лига женщин-избирательниц — поддерживает кандидата на важный политический пост, его партия непременно использует этот факт в своей пропаганде. Поддержка не членов партии способствует росту доверия, удовлетворяет потребность избирателей знать и понимать. Этот же гамбит часто разыгрывают рекламщики, ссылаясь на благоприятные отзывы Общества потребителей, журнала «Образцовое ведение домашнего хозяйства» или Американской ассоциации дантистов. Так они убеждают покупателя купить их продукцию, а не продукцию конкурирующей фирмы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Один из наиболее известных исторических примеров использования потребности знать и понимать — окончание десятилетней осады Трои. Греки (переговорщики) притворились, будто снимают осаду, но, уходя, оставили у ворот крепости огромного деревянного коня — якобы затем, чтобы умилостивить покровительницу Трои Афину-Палладу. Естественно, троянцы не знали о спрятавшихся внутри деревянного коня греческих воинах.
2. Переговорщик побуждает оппонента удовлетворить свою потребность знать и понимать.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. В прежние времена, дразня парня: «Знаю, но не скажу!»— девушка побуждала его действовать, чтобы удовлетворить потребность знать и понимать. А вот история о том, как нечестный аптекарь продавал очки. На вопрос покупателя: «Сколько?»— следовал ответ: «Десять долларов». Если покупатель не возражал, аптекарь уточнял: «За оправу!» Далее он сообщал: линзы стоят пять долларов,— и если покупатель молчал, быстро добавлял: «Каждая!» Бедный покупатель изо всех сил пытался разобраться в ситуации, но из этого ничего не выходило. В наши дни играют в ту же игру, только ставки выше.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Однажды этот гамбит выручил меня в одной авантюре, когда ситуация уже казалась катастрофической. Партнер уговорил меня заняться гостиничным бизнесом в Буффало, штат Нью-Йорк. Поскольку я ничего не смыслил в гостиничном деле, было условлено, что я не несу ответственности за управление собственностью. К несчастью, вскоре после подписания последнего документа партнера свалил сердечный приступ, и мне пришлось взять на себя управление отелем, который и так ежемесячно приносил убытки в пятнадцать тысяч долларов. Мне предстояло корчить из себя «знатока из Нью-Йорка», призванного руководить персоналом в пятьсот человек. Я внимательно изучил памятку Гарвардской школы бизнеса — толку ноль. Тогда я сел за стол и сосредоточился. Казалось, все было против меня. И вдруг у меня блеснула мысль. Никто в Буффало не подозревал о моем полном невежестве. Пожалуй, мне (переговорщику) следует и дальше поддерживать персонал (оппонентов) в убеждении, что я — знаток!
Приехав в отель, я сказал управляющему, что намерен целый день встречаться с руководителями подразделений — по пятнадцати минут на каждого. Едва работник входил в кабинет, я, чуть ли не рыча, заявлял, что больше не могу с ним работать. Он доказал свою некомпетентность. Я драматически вопрошал: «Ну как, скажите, мне мириться с таким вопиющим непрофессионализмом? На вид вы — толковый парень, но ведь здесь черт знает что творится!» Тут он начинал оправдываться.
Тогда я говорил: «Ну ладно. Попробуйте, по крайней мере, убедить меня, что вы знаете, что и как нужно делать. Может быть, тогда я вас не Уволю».
Следующие несколько дней я буквально захлебывался в потоке предложений, новых подходов и способов усовершенствования. Месяц спустя убытки составили тысячу долларов. Следующий месяц принес прибыль в размере трех тысяч долларов. Когда мой партнер вышел из больницы, я передал ему процветающий отель. И все благодаря тому, что пробудил в сотрудниках желание знать и понимать. Они считали меня крупным специалистом — я не стал их разочаровывать. Они так и не узнали правды.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. В 1797 году госсекретарь Тимоти Пикеринг доложил, что в минувшем году французы задержали 316 кораблей под американским флагом. Чтобы избежать войны, президент Джон Адаме послал делегацию из трех человек «разобраться с Францией». Делегация прибыла в Париж, однако ни один из пяти членов Директории не пожелал ее принять.
Наконец к эмиссарам Адамса явились трое неизвестных — очевидно, агенты Талейрана, министра иностранных дел и одного из влиятельнейших людей в мире. Агенты заявили: прежде чем начнутся франко-американские переговоры, Директория настаивает на извинении президента Адамса, взятке в 1,2 миллиона ливров и «займе» в 32 миллиона флоринов. Эти условия были не только грабительскими, но и оскорбительными. Американцы гордо покинули Францию.
Когда президент Адаме рассказал о требованиях трех таинственных агентов (которых он назвал X, Y и Z), многие в Америке настаивали на объявлении войны Франции. Возбудив любопытство Америки (оппонент), Франция (переговорщик) в то же время нанесла удар по ее самолюбию. Маневр «X, Y, Z» имел роковые последствия.
3. Переговорщик жертвует своей потребностью знать и понимать.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Все мы испытываем потребность знать и понимать, но иногда ради успеха на переговорах жертвуем этой потребностью. К примеру, если муж (оппонент) изменяет жене, это проявляется во множестве мелких примет. Но вместо того, чтобы задавать вопросы и провоцировать тяжелое объяснение, жена (переговорщик) предпочитает молчать и делать вид, будто ничего не замечает. Она жертвует своей потребностью знать и понимать, разными неуловимыми способами пытается спасти брак и помогает неверному мужу, сохранив лицо, принять взвешенное решение.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Иногда в ходе переговоров мы решаем положиться на слепую веру или на удачу. Это — испытанный метод религии. А один из ярчайших примеров, в котором религиозная секта последовательно жертвует потребностью знать — в научном смысле слова,— тот, где Свидетели Иеговы (переговорщики) отказываются от переливания крови, даже несмотря на уверения врачей (оппоненты), что это — вопрос жизни или смерти.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Во время Карибского кризиса в 1962 году состоялись контакты между президентом Кеннеди и советским руководителем Хрущевым. К своему огромному удивлению, Кеннеди получил от Хрущева два письма противоположного содержания: в одном ставились приемлемые условия, в другом — неприемлемые. Что делать? 4 августа 1964 года в нью-йоркской газете «Уорлд Телеграм энд Сан» Роджер Хилсмен писал: «Не кто иной, как Роберт Кеннеди придумал блестящий дипломатический маневр. Позднее он получил название уловки Троллопа — из-за повторяющегося мотива многих романов Энтони Троллопа, когда девушка истолковывает пожатие руки как предложение руки и сердца. Роберт Кеннеди предложил исходить из содержания только одного письма — с реалистичными требованиями — и проигнорировать второе». Президент Кеннеди публично заявил, что принимает предложения Хрущева, и изложил свое понимание его требований.
Хрущев (переговорщик) отлично помнил, что отправил два письма, но гамбит президента (оппонент) дал ему возможность без «потери лица» пожертвовать своей потребностью знать и понимать и принять толкование Кеннеди.
4. Переговорщик препятствует оппоненту в удовлетворении его потребности знать и понимать.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Люди (переговорщики) часто создают помехи стремлению оппонента знать, опуская некоторые важные факты и таким образом вводя его в заблуждение. Так часто поступают матери. Сколько раз звучало: «Выпей молоко, дорогой!»— когда на самом деле ребенку предлагали разведенное в молоке лекарство!
Можно добиться преимущества на переговорах, нагромоздив разного рода недоразумения,— пусть оппонент разбирается! Вот подходящий к случаю пример.
Некий мистер Дж.Роберт Ле-Шуфай (оппонент) попросил меня представлять его интересы при покупке земельного участка в районе Стейтен-Айленда как раз в то время, когда там закипела бурная деятельность по строительству моста, который должен был соединить его с Бруклином. Продавец (переговорщик), с которым мне предстояло вести переговоры, был крупным землевладельцем. Мистер Ле-Шуфай предупредил меня, что он пользуется репутацией «твердого орешка» — не подписывает договор до тех пор, пока не убедится на сто процентов, что запросил самую высокую цену. А еще — что он был приверженцем тактики «плато». Вот суть этой тактики. С вами встречается агент продавца, торгуется, договаривается о цене и скрепляет устную договоренность рукопожатием. Вы считаете: дело в шляпе.
Однако при встрече с непосредственным продавцом обнаруживаете, что это только вы так считаете. Продавец использовал вашу потребность знать и понимать и ввел вас в заблуждение. Теперь он берет какой-нибудь вопрос, который до тех пор не поднимали, и пользуется им как клином, чтобы накрутить цену или ужесточить условия. Он словно поднимает вас на другое плато, выше уровнем, и вынуждает либо соглашаться на новые условия, либо отменять сделку. Например, выставляет требование о вступлении в права собственности в пределах пятнадцати дней вместо обычных сорока пяти — шестидесяти. Таким образом он добивается от покупателя новых уступок. Он так часто прибегал к подобным методам, что научился безошибочно определять, в какой момент покупатель предпочтет все бросить. Бывает, приверженец метода «плато» берет ручку: вот-вот подпишет — и вдруг снова откладывает ее, словно для того, чтобы уточнить одну, последнюю подробность. Главное — своевременно распознать, когда клиент начинает терять терпение.
Едва начав переговоры, Ле-Шуфай понял, с кем имеет дело, и предпринял контратаку, которую я бы назвал «разоблачением». После первой же попытки подтолкнуть его на другое «плато» Ле-Шуфай улыбнулся и рассказал своему собеседнику случай с вымышленным мистером Дорфом. Ни за что на свете он не стал бы покупать землю у мистера Дорфа, потому что стоит человеку решить, что сделка состоялась, как мистер Дорф начинает вилять и не успокаивается до тех пор, пока не выжмет из него все соки!
«Разоблачение» оказалось сильным ходом. Всякий раз при первых признаках «плато» Ле-Шуфай с улыбкой заглядывал землевладельцу в глаза: «Ну-ну, вы ведете себя прямо как мистер Дорф!» Это разило наповал. Продавец тотчас прекращал Шарахаться с одного «плато» на другое. «Разоблачение» действовало, потому что в его основе лежала потребность в признании — более важная, чем потребность знать и понимать. Так подтверждалось правило: самый сильный гамбит — тот, который основан на более насущной потребности.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Вы (переговорщик) не даете оппоненту ничего понять, буквально заваливая его информацией. В конце концов он безнадежно увязает в ней и перестает следить за ходом ваших мыслей. За обилием второстепенных деталей вам удается спрятать то, что действительно важно. Этот метод часто использует правительство при принятии бюджета. Он неплохо работает и с акционерами, если они хотят ознакомиться с годовым финансовым отчетом компании.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Этот гамбит применяется в разведке и контрразведке. Иногда разведчику (или шпиону) приходится призвать на помощь весь свой интеллект, чтобы не запутаться в искусно сплетенной паутине лжи. Так было, когда союзники (переговорщик) усиленно внушали Германии (оппонент), что высадка их войск на континент произойдет в Кале (а не в Нормандии). Любой случай дезинформации — действие, направленное против потребности оппонента знать и понимать.
5. Переговорщик действует вопреки потребности знать и понимать — своей и оппонента.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Всякий раз, когда вы (переговорщик) и ваш оппонент решаете доверить исход дела случаю — подбрасывая монету или бросая кости,— вы оба действуете против потребности знать и понимать.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Соперничество любого рода часто ведет к умолчаниям, создает обстановку секретности и всеобщей подозрительности. Так было после второй мировой войны, когда в Соединенных Штатах разгорелась борьба за влияние между американской армией, военно морским флотом и военно-воздушными силами. Преданные своему роду войск военные усмотрели в тенденции к централизации угрозу для себя, и это перевесило все остальные соображения. История знает немало примеров, когда честь мундира заставляла забыть не только об истине, но и об элементарной безопасности. В данном случае соперники (переговорщики) применили этот гамбит к Конгрессу (оппонент). Каждый род войск настаивал на своем главенстве — вопреки фактам.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Яркий пример отказа сторон от потребности знать и понимать дает исторический спор между США и Великобританией из-за границы в районе Сан-Хуана. В 1846 году стороны пришли к компромиссному решению. Согласно Орегонскому договору, границей между английскими и американскими владениями на северо-западном побережье должен был стать канал, отделяющий остров Ванкувер от континента. В действительности таких каналов было несколько, в том числе те, что разделяли между собой мелкие Сан-Хуанские острова. Естественно, англичане решили: имеется в виду пролив Росарио. В этом случае к Англии отходили чуть ли не все острова. США утверждали: речь идет о заливе Хейро, и тогда большинство островов — американские.
Каждая сторона пробовала добиться своего силовыми методами. В 1853 году компания «Гудзонов залив» начала разводить на одном из островов овец. Соединенные Штаты потребовали, чтобы компания платила налоги американскому правительству, а когда та отказалась, налоговый инспектор конфисковал отару. Еще более серьезный инцидент произошел, когда свинья? принадлежавшая агенту компании, пролезла под забором и полакомилась картофелем американского поселенца Лимана Катлера. Взбешенный Катлер пристрелил свинью. Гриффин пригрозил арестовать его и отправить в Англию -н держать ответ перед судом. В ответ на обращение Катлера за поддержкой Соединенные Штаты выслали отряд из шестидесяти солдат во главе с капитаном Джорджем Пикеттом — охранять поселенцев. Губернатор Ванкувера ответил посылкой в этот район трех боевых кораблей. К счастью, до выстрелов не дошло. Было установлено совместное патрулирование.
Во время Гражданской войны в Америке «Поросячья война» утихла, но стороны по-прежнему отказывались садиться за стол переговоров. Наконец в 1871 году обе нации пожертвовали своей потребностью знать и обратились к независимому арбитру — Вильяму I. Тот придал подходу к этой запутанной проблеме некое подобие здравого смысла.
Он велел измерить глубину всех каналов и вынес решение: границей должен считаться самый глубокий. А поскольку это оказался пролив Хей-ро, Сан-Хуанские острова были объявлены американской территорией.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Еще недавно убеждение при помощи доводов рассудка считалось одним из наиболее естественных и важных переговорных гамбитов. В наше время предпочитают более прямой подход — ясную, точную и аккуратную констатацию фактов (в главах 4 и 5 мы затрагивали проблему установления фактов, а в главе 18 — логики и разума).
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Различные организации частенько пускают в ход на переговорах логические рассуждения и факты. Например, если независимая группа — такая как Союз граждан или Лига женщин-избирательниц — поддерживает кандидата на важный политический пост, его партия непременно использует этот факт в своей пропаганде. Поддержка не членов партии способствует росту доверия, удовлетворяет потребность избирателей знать и понимать. Этот же гамбит часто разыгрывают рекламщики, ссылаясь на благоприятные отзывы Общества потребителей, журнала «Образцовое ведение домашнего хозяйства» или Американской ассоциации дантистов. Так они убеждают покупателя купить их продукцию, а не продукцию конкурирующей фирмы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Один из наиболее известных исторических примеров использования потребности знать и понимать — окончание десятилетней осады Трои. Греки (переговорщики) притворились, будто снимают осаду, но, уходя, оставили у ворот крепости огромного деревянного коня — якобы затем, чтобы умилостивить покровительницу Трои Афину-Палладу. Естественно, троянцы не знали о спрятавшихся внутри деревянного коня греческих воинах.
2. Переговорщик побуждает оппонента удовлетворить свою потребность знать и понимать.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. В прежние времена, дразня парня: «Знаю, но не скажу!»— девушка побуждала его действовать, чтобы удовлетворить потребность знать и понимать. А вот история о том, как нечестный аптекарь продавал очки. На вопрос покупателя: «Сколько?»— следовал ответ: «Десять долларов». Если покупатель не возражал, аптекарь уточнял: «За оправу!» Далее он сообщал: линзы стоят пять долларов,— и если покупатель молчал, быстро добавлял: «Каждая!» Бедный покупатель изо всех сил пытался разобраться в ситуации, но из этого ничего не выходило. В наши дни играют в ту же игру, только ставки выше.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Однажды этот гамбит выручил меня в одной авантюре, когда ситуация уже казалась катастрофической. Партнер уговорил меня заняться гостиничным бизнесом в Буффало, штат Нью-Йорк. Поскольку я ничего не смыслил в гостиничном деле, было условлено, что я не несу ответственности за управление собственностью. К несчастью, вскоре после подписания последнего документа партнера свалил сердечный приступ, и мне пришлось взять на себя управление отелем, который и так ежемесячно приносил убытки в пятнадцать тысяч долларов. Мне предстояло корчить из себя «знатока из Нью-Йорка», призванного руководить персоналом в пятьсот человек. Я внимательно изучил памятку Гарвардской школы бизнеса — толку ноль. Тогда я сел за стол и сосредоточился. Казалось, все было против меня. И вдруг у меня блеснула мысль. Никто в Буффало не подозревал о моем полном невежестве. Пожалуй, мне (переговорщику) следует и дальше поддерживать персонал (оппонентов) в убеждении, что я — знаток!
Приехав в отель, я сказал управляющему, что намерен целый день встречаться с руководителями подразделений — по пятнадцати минут на каждого. Едва работник входил в кабинет, я, чуть ли не рыча, заявлял, что больше не могу с ним работать. Он доказал свою некомпетентность. Я драматически вопрошал: «Ну как, скажите, мне мириться с таким вопиющим непрофессионализмом? На вид вы — толковый парень, но ведь здесь черт знает что творится!» Тут он начинал оправдываться.
Тогда я говорил: «Ну ладно. Попробуйте, по крайней мере, убедить меня, что вы знаете, что и как нужно делать. Может быть, тогда я вас не Уволю».
Следующие несколько дней я буквально захлебывался в потоке предложений, новых подходов и способов усовершенствования. Месяц спустя убытки составили тысячу долларов. Следующий месяц принес прибыль в размере трех тысяч долларов. Когда мой партнер вышел из больницы, я передал ему процветающий отель. И все благодаря тому, что пробудил в сотрудниках желание знать и понимать. Они считали меня крупным специалистом — я не стал их разочаровывать. Они так и не узнали правды.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. В 1797 году госсекретарь Тимоти Пикеринг доложил, что в минувшем году французы задержали 316 кораблей под американским флагом. Чтобы избежать войны, президент Джон Адаме послал делегацию из трех человек «разобраться с Францией». Делегация прибыла в Париж, однако ни один из пяти членов Директории не пожелал ее принять.
Наконец к эмиссарам Адамса явились трое неизвестных — очевидно, агенты Талейрана, министра иностранных дел и одного из влиятельнейших людей в мире. Агенты заявили: прежде чем начнутся франко-американские переговоры, Директория настаивает на извинении президента Адамса, взятке в 1,2 миллиона ливров и «займе» в 32 миллиона флоринов. Эти условия были не только грабительскими, но и оскорбительными. Американцы гордо покинули Францию.
Когда президент Адаме рассказал о требованиях трех таинственных агентов (которых он назвал X, Y и Z), многие в Америке настаивали на объявлении войны Франции. Возбудив любопытство Америки (оппонент), Франция (переговорщик) в то же время нанесла удар по ее самолюбию. Маневр «X, Y, Z» имел роковые последствия.
3. Переговорщик жертвует своей потребностью знать и понимать.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Все мы испытываем потребность знать и понимать, но иногда ради успеха на переговорах жертвуем этой потребностью. К примеру, если муж (оппонент) изменяет жене, это проявляется во множестве мелких примет. Но вместо того, чтобы задавать вопросы и провоцировать тяжелое объяснение, жена (переговорщик) предпочитает молчать и делать вид, будто ничего не замечает. Она жертвует своей потребностью знать и понимать, разными неуловимыми способами пытается спасти брак и помогает неверному мужу, сохранив лицо, принять взвешенное решение.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Иногда в ходе переговоров мы решаем положиться на слепую веру или на удачу. Это — испытанный метод религии. А один из ярчайших примеров, в котором религиозная секта последовательно жертвует потребностью знать — в научном смысле слова,— тот, где Свидетели Иеговы (переговорщики) отказываются от переливания крови, даже несмотря на уверения врачей (оппоненты), что это — вопрос жизни или смерти.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Во время Карибского кризиса в 1962 году состоялись контакты между президентом Кеннеди и советским руководителем Хрущевым. К своему огромному удивлению, Кеннеди получил от Хрущева два письма противоположного содержания: в одном ставились приемлемые условия, в другом — неприемлемые. Что делать? 4 августа 1964 года в нью-йоркской газете «Уорлд Телеграм энд Сан» Роджер Хилсмен писал: «Не кто иной, как Роберт Кеннеди придумал блестящий дипломатический маневр. Позднее он получил название уловки Троллопа — из-за повторяющегося мотива многих романов Энтони Троллопа, когда девушка истолковывает пожатие руки как предложение руки и сердца. Роберт Кеннеди предложил исходить из содержания только одного письма — с реалистичными требованиями — и проигнорировать второе». Президент Кеннеди публично заявил, что принимает предложения Хрущева, и изложил свое понимание его требований.
Хрущев (переговорщик) отлично помнил, что отправил два письма, но гамбит президента (оппонент) дал ему возможность без «потери лица» пожертвовать своей потребностью знать и понимать и принять толкование Кеннеди.
4. Переговорщик препятствует оппоненту в удовлетворении его потребности знать и понимать.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Люди (переговорщики) часто создают помехи стремлению оппонента знать, опуская некоторые важные факты и таким образом вводя его в заблуждение. Так часто поступают матери. Сколько раз звучало: «Выпей молоко, дорогой!»— когда на самом деле ребенку предлагали разведенное в молоке лекарство!
Можно добиться преимущества на переговорах, нагромоздив разного рода недоразумения,— пусть оппонент разбирается! Вот подходящий к случаю пример.
Некий мистер Дж.Роберт Ле-Шуфай (оппонент) попросил меня представлять его интересы при покупке земельного участка в районе Стейтен-Айленда как раз в то время, когда там закипела бурная деятельность по строительству моста, который должен был соединить его с Бруклином. Продавец (переговорщик), с которым мне предстояло вести переговоры, был крупным землевладельцем. Мистер Ле-Шуфай предупредил меня, что он пользуется репутацией «твердого орешка» — не подписывает договор до тех пор, пока не убедится на сто процентов, что запросил самую высокую цену. А еще — что он был приверженцем тактики «плато». Вот суть этой тактики. С вами встречается агент продавца, торгуется, договаривается о цене и скрепляет устную договоренность рукопожатием. Вы считаете: дело в шляпе.
Однако при встрече с непосредственным продавцом обнаруживаете, что это только вы так считаете. Продавец использовал вашу потребность знать и понимать и ввел вас в заблуждение. Теперь он берет какой-нибудь вопрос, который до тех пор не поднимали, и пользуется им как клином, чтобы накрутить цену или ужесточить условия. Он словно поднимает вас на другое плато, выше уровнем, и вынуждает либо соглашаться на новые условия, либо отменять сделку. Например, выставляет требование о вступлении в права собственности в пределах пятнадцати дней вместо обычных сорока пяти — шестидесяти. Таким образом он добивается от покупателя новых уступок. Он так часто прибегал к подобным методам, что научился безошибочно определять, в какой момент покупатель предпочтет все бросить. Бывает, приверженец метода «плато» берет ручку: вот-вот подпишет — и вдруг снова откладывает ее, словно для того, чтобы уточнить одну, последнюю подробность. Главное — своевременно распознать, когда клиент начинает терять терпение.
Едва начав переговоры, Ле-Шуфай понял, с кем имеет дело, и предпринял контратаку, которую я бы назвал «разоблачением». После первой же попытки подтолкнуть его на другое «плато» Ле-Шуфай улыбнулся и рассказал своему собеседнику случай с вымышленным мистером Дорфом. Ни за что на свете он не стал бы покупать землю у мистера Дорфа, потому что стоит человеку решить, что сделка состоялась, как мистер Дорф начинает вилять и не успокаивается до тех пор, пока не выжмет из него все соки!
«Разоблачение» оказалось сильным ходом. Всякий раз при первых признаках «плато» Ле-Шуфай с улыбкой заглядывал землевладельцу в глаза: «Ну-ну, вы ведете себя прямо как мистер Дорф!» Это разило наповал. Продавец тотчас прекращал Шарахаться с одного «плато» на другое. «Разоблачение» действовало, потому что в его основе лежала потребность в признании — более важная, чем потребность знать и понимать. Так подтверждалось правило: самый сильный гамбит — тот, который основан на более насущной потребности.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Вы (переговорщик) не даете оппоненту ничего понять, буквально заваливая его информацией. В конце концов он безнадежно увязает в ней и перестает следить за ходом ваших мыслей. За обилием второстепенных деталей вам удается спрятать то, что действительно важно. Этот метод часто использует правительство при принятии бюджета. Он неплохо работает и с акционерами, если они хотят ознакомиться с годовым финансовым отчетом компании.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Этот гамбит применяется в разведке и контрразведке. Иногда разведчику (или шпиону) приходится призвать на помощь весь свой интеллект, чтобы не запутаться в искусно сплетенной паутине лжи. Так было, когда союзники (переговорщик) усиленно внушали Германии (оппонент), что высадка их войск на континент произойдет в Кале (а не в Нормандии). Любой случай дезинформации — действие, направленное против потребности оппонента знать и понимать.
5. Переговорщик действует вопреки потребности знать и понимать — своей и оппонента.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ. Всякий раз, когда вы (переговорщик) и ваш оппонент решаете доверить исход дела случаю — подбрасывая монету или бросая кости,— вы оба действуете против потребности знать и понимать.
МЕЖГРУППОВОЙ УРОВЕНЬ. Соперничество любого рода часто ведет к умолчаниям, создает обстановку секретности и всеобщей подозрительности. Так было после второй мировой войны, когда в Соединенных Штатах разгорелась борьба за влияние между американской армией, военно морским флотом и военно-воздушными силами. Преданные своему роду войск военные усмотрели в тенденции к централизации угрозу для себя, и это перевесило все остальные соображения. История знает немало примеров, когда честь мундира заставляла забыть не только об истине, но и об элементарной безопасности. В данном случае соперники (переговорщики) применили этот гамбит к Конгрессу (оппонент). Каждый род войск настаивал на своем главенстве — вопреки фактам.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Яркий пример отказа сторон от потребности знать и понимать дает исторический спор между США и Великобританией из-за границы в районе Сан-Хуана. В 1846 году стороны пришли к компромиссному решению. Согласно Орегонскому договору, границей между английскими и американскими владениями на северо-западном побережье должен был стать канал, отделяющий остров Ванкувер от континента. В действительности таких каналов было несколько, в том числе те, что разделяли между собой мелкие Сан-Хуанские острова. Естественно, англичане решили: имеется в виду пролив Росарио. В этом случае к Англии отходили чуть ли не все острова. США утверждали: речь идет о заливе Хейро, и тогда большинство островов — американские.
Каждая сторона пробовала добиться своего силовыми методами. В 1853 году компания «Гудзонов залив» начала разводить на одном из островов овец. Соединенные Штаты потребовали, чтобы компания платила налоги американскому правительству, а когда та отказалась, налоговый инспектор конфисковал отару. Еще более серьезный инцидент произошел, когда свинья? принадлежавшая агенту компании, пролезла под забором и полакомилась картофелем американского поселенца Лимана Катлера. Взбешенный Катлер пристрелил свинью. Гриффин пригрозил арестовать его и отправить в Англию -н держать ответ перед судом. В ответ на обращение Катлера за поддержкой Соединенные Штаты выслали отряд из шестидесяти солдат во главе с капитаном Джорджем Пикеттом — охранять поселенцев. Губернатор Ванкувера ответил посылкой в этот район трех боевых кораблей. К счастью, до выстрелов не дошло. Было установлено совместное патрулирование.
Во время Гражданской войны в Америке «Поросячья война» утихла, но стороны по-прежнему отказывались садиться за стол переговоров. Наконец в 1871 году обе нации пожертвовали своей потребностью знать и обратились к независимому арбитру — Вильяму I. Тот придал подходу к этой запутанной проблеме некое подобие здравого смысла.
Он велел измерить глубину всех каналов и вынес решение: границей должен считаться самый глубокий. А поскольку это оказался пролив Хей-ро, Сан-Хуанские острова были объявлены американской территорией.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи