Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Психея --древнегреческая богиня, символ души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», то оно в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр. psyche - душа и logos - понятие, учение) и впервые появилось только в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.
С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.
Что такое психика? Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.
Вы сразу поймете, что такое внутренний или субъективный опыт, если обратите свой взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.
Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что говорит преподаватель, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления и желания. Все перечисленное - элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Итак, с областью явлений, изучаемых наукой психологией, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов восприятия, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п.
Психология изучает факты психической жизни в качественных и количественных характеристиках. Выделение в познавательном процессе таких составляющих как ощущение, восприятие, память, мышление - это качественная характеристика психики, определение скорости реакции, уровня развития интеллекта - количественные характеристики.
Психология изучает также механизмы возникновения и развития психических явлений, их естественные или закономерные связи, т.е. законы психики. И таких законов уже достаточно много. Например, закон константности восприятия, закон ретроактивного торможения в процессах памяти и др.
Психология - особая наука по трем причинам:
1) Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
2) Во-вторых, в психологии как бы сливаются объект и субъект познания. В других науках мысль человека направлена на внешний мир, а в психологии она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.
3) В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Познать нечто, - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - грандиозная задача. Этой задаче как раз и отвечает система знаний, именуемая психология. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, лингвистическое программирование, медитация). Не менее важно понимать и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность.
Каждому важно также понимать, что хотят, что могут окружающие люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья.
Психология необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она необходима деловому человеку, .чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнера, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.
Помимо научной психологии существует житейская психология, знания которой копились веками. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «Повторение - мать учения», «Привычка - вторая натура» и др. У каждого из нас есть свой запас психологических знаний, приобретенный благодаря личному опыту. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.
Чем отличается житейская психология от научной?
1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным людям, конкретным ситуациям и задачам. Говорят, официанты и таксисты, - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Часто, довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо вести себя, чтобы добиваться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки и мамы.
Научная же психология стремится к обобщениям. Отработка общих понятий -важнейшая функция науки. Общие понятия за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.
Научные психологические понятия и житейские часто выражаются одними и теми же словами. Однако содержание этих слов в науке и в жизни часто расходятся. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Старшеклассники, отвечая письменно на вопрос о том, что такое личность, дали очень разные ответы, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверять по документам». Определение личности в психологии сильно расходится с теми, что были даны школьниками.
2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, поскольку приобретаются путем проб и прилаживаний.
Научные знания рациональны и осознанны. Обычный путь их приобретения состоит в выдвижении гипотезы и проверки вытекающих из нее следствий.
3. Житейский психологический опыт, особенно индивидуальный, передается с трудом к другому. Каждому человеку приходится самому «набивать шишки», приобретая его.
Научные знания кристаллизируются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе, передаются при помощи средств речи и языка.
4. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями, в научной психологии к ним добавляется эксперимент: исследователь сам вызывает интересующее его явление, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.
5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступном во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, патопсихология и др.
Как должен научный психолог относится к житейскому психологическому опыту? Научный психолог должен одновременно быть и хорошим житейским психологом. Научная психология, во-первых, опирается на житейский опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Что касается слова «психология», то оно в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр. psyche - душа и logos - понятие, учение) и впервые появилось только в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.
С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.
Что такое психика? Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.
Вы сразу поймете, что такое внутренний или субъективный опыт, если обратите свой взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.
Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что говорит преподаватель, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления и желания. Все перечисленное - элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Итак, с областью явлений, изучаемых наукой психологией, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов восприятия, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п.
Психология изучает факты психической жизни в качественных и количественных характеристиках. Выделение в познавательном процессе таких составляющих как ощущение, восприятие, память, мышление - это качественная характеристика психики, определение скорости реакции, уровня развития интеллекта - количественные характеристики.
Психология изучает также механизмы возникновения и развития психических явлений, их естественные или закономерные связи, т.е. законы психики. И таких законов уже достаточно много. Например, закон константности восприятия, закон ретроактивного торможения в процессах памяти и др.
Психология - особая наука по трем причинам:
1) Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
2) Во-вторых, в психологии как бы сливаются объект и субъект познания. В других науках мысль человека направлена на внешний мир, а в психологии она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.
3) В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Познать нечто, - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - грандиозная задача. Этой задаче как раз и отвечает система знаний, именуемая психология. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, лингвистическое программирование, медитация). Не менее важно понимать и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность.
Каждому важно также понимать, что хотят, что могут окружающие люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья.
Психология необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она необходима деловому человеку, .чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнера, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.
Помимо научной психологии существует житейская психология, знания которой копились веками. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «Повторение - мать учения», «Привычка - вторая натура» и др. У каждого из нас есть свой запас психологических знаний, приобретенный благодаря личному опыту. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.
Чем отличается житейская психология от научной?
1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным людям, конкретным ситуациям и задачам. Говорят, официанты и таксисты, - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Часто, довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо вести себя, чтобы добиваться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки и мамы.
Научная же психология стремится к обобщениям. Отработка общих понятий -важнейшая функция науки. Общие понятия за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.
Научные психологические понятия и житейские часто выражаются одними и теми же словами. Однако содержание этих слов в науке и в жизни часто расходятся. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Старшеклассники, отвечая письменно на вопрос о том, что такое личность, дали очень разные ответы, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверять по документам». Определение личности в психологии сильно расходится с теми, что были даны школьниками.
2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, поскольку приобретаются путем проб и прилаживаний.
Научные знания рациональны и осознанны. Обычный путь их приобретения состоит в выдвижении гипотезы и проверки вытекающих из нее следствий.
3. Житейский психологический опыт, особенно индивидуальный, передается с трудом к другому. Каждому человеку приходится самому «набивать шишки», приобретая его.
Научные знания кристаллизируются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе, передаются при помощи средств речи и языка.
4. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями, в научной психологии к ним добавляется эксперимент: исследователь сам вызывает интересующее его явление, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.
5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступном во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, патопсихология и др.
Как должен научный психолог относится к житейскому психологическому опыту? Научный психолог должен одновременно быть и хорошим житейским психологом. Научная психология, во-первых, опирается на житейский опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи