«Системы социологии» П.Сорокина.

Наука » Социология
«Система социологии» была манифестом русского социологического бихевиоризма, что убедительно обнаруживалось в теоретико-методологической программе работы и полученных результатах. Он предлагал создавать «объективную социологию» на следующих принципах:

«Социология может и должна строиться по типу естественных наук» - этими словами он открывает свою программу «Системы социологии». В дальнейшем, на протяжении всей работы Сорокин подчеркивает, что в подобное понимание социологии он вкладывает не столько онтологический, сколько методо-гносеологический смысл, подчеркивая объективность и строгость общих методов, а не тождество предметов исследования. «Различны объекты тех и других дисциплин, но методы изучения этих объектов одни и те же. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре»... не может быть речи». Предшествующая социология до сих пор была наукой, в значительной мере изучающей «психические реальности», которые непосредственно не даны наблюдению, ибо не имеют «предметного характера». Их нельзя «ощупать, взвесить и измерить». Это ведет и вело к психологизму и субъективизму, освобождение от которых - насущная задача социологии. Эта задача выполнима, если социология будет изучать только акты поведения, доступные наблюдению и измерению.

Жизненный путь и общая характеристика творчества

Наука » Социология
Питирим Сорокин, русско-американский социолог (1889—1968), переехал в США из Чехословакии осенью 1923 г. по приглашению американских со­циологов (биографический очерк о жизни в России и анализ российского этапа творчества Сорокина см. в первой части учебника). В его автобиогра­фическом романе «Дальняя дорога», состоящем из пяти частей, первые три посвящены российскому периоду творчества, четвертая и пятая части — американскому. Автобиография доведена до конца 1962 г. После ее напи­сания Сорокину было отпущено судьбой еще почти 6 лет жизни.

Первые годы американского периода деятельности он работал в универ­ситетах штатов Миннесота, Иллинойс и Висконсин, с осени 1930 г. — в Гар­вардском университете, куда был приглашен возглавить новый социологиче­ский факультет, открывшийся осенью 1931 г., и где работал до выхода на пенсию. Так что все творчество в США выдающегося социолога XX в. может быть рассмотрено в рамках двух периодов — миннесотского и гарвардского.

Интегральная социология П.А. Сорокина.

Наука » Социология
П. Сорокин: социологические теории американского и российского периода творчества

1. Жизненный путь и общая характеристика творчества.

2. «Системы социологии» П.Сорокина.

3.Основные идеи работы «Социология революций».

4.Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.

5.Концепция социокультурной динамики.

6.Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина.

Теория факторов и прогресса генетической социологии Ковалевского М.М.

Наука » Социология
Ученик и секретарь Ковалевского П. Сорокин отмечал, что центральной социологической проблемой Ковалевского была проблема факторов социальной жизни. Именно она привлекла к себе основное внимание многих социологов. В конце XIX — начале XX в. вокруг нее велись наиболее оживленные споры. Проблема факторов общественного развития была основным стержнем, вокруг которого группировались уже все остальные вопросы. Насколько важным было решение данной проблемы, говорит уже тот факт, что выделение ведущего фактора, повлияло на название ряда социологических школ и направлений.

Ковалевский верно отметил, что: «Главный и коренной вопрос, вокруг которого вращаются все разногласия, лежит в том, каковы важнейшие и в частности важнейший фактор общественных изменений». Однако, поставив этот вопрос, он вместо того, чтобы решать, снимает его как метафизический. «По природе своей этот вопрос,— пишет Ковалевский, — принадлежит к категории метафизических. В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый так или иначе связан с массой остальных, ими обусловливается и их обусловливает».

Ковалевский М.М. о предмете и основных методологических принципах социологии.

Наука » Социология
Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, многофакторности социального развития, а также социальным закономерностям и прогрессу.

Он считал, что социология «является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками». Социология, в отличие от истории, этнографии, права и других наук, которые изучают общество лишь с какой-либо одной стороны, например, с точки зрения развития хозяйства, права, государства и т.п., дающих только эмпирические обобщения, способна отвлечься от случайных событий. Благодаря ей можно определить общую тенденцию. По мнению Ковалевского, цель социологии состоит в том, чтобы «раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

Он считал также — что социология,— это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Поэтому особое внимание он уделял исследованию сходных и типичных черт в истории различных народов и стран.

Творческий путь М. М. Ковалевского

Наука » Социология
Среди всех русских социологов конца XIX - начала XX в. самую важную роль в духовном объединении и взаимном понимании Запада и России играл М. Ковалевский, жизнь которого была интересной и поучительной. Он был выходцем из богатой дворянской семьи, в кругу которой получил превосходное домашнее образование, прежде всего знание основных европейских языков. Его отец участвовал в кампании 1812 г., командуя полком кирасир, и вошел с русской армией в Париж, который покорил недавнего помещика-степняка. Он стал часто ездить за границу, захватывая с собой сына после того, как тому исполнилось десять лет. Еще в дошкольные годы Максим увлеченно читает книги по истории и этнографии. Дальнейшее образование было продолжено в гимназии, которую он закончил с золотой медалью, и с 1866 г. в Харьковском университете, где Ковалевский испытывал сильное интеллектуальное влияние со стороны профессора истории Д. И. Каченовского, поклонника французского позитивизма. Позднее Ковалевский называл его "незабвенным учителем".

Подготовка магистерской диссертации заставила Ковалевского провести несколько лет за рубежом. Там он слушает лекции специалистов в Берлине и Париже, много работает в Библиотеке Британского музея и государственном архиве. В Париже знакомится с профессором И. Лучницким, человеком, преданным позитивизму, который вводит его в круг лиц, собиравшихся вокруг "Журнала позитивной философии", куда позднее писал и сам Ковалевский. Этот первый в мире философский журнал редактировал Г. Н. Вырубов (задушевный друг Герцена, незаурядный химик, участник Парижской коммуны). Он был хорошо известен в научных кругах Парижа, и не случайно сменил П. Лафита (ученика О. Конта) в заведовании кафедрой истории науки в Колледж де Франс. Добросердечные отношения с Вырубовым Ковалевский поддерживал потом всю свою жизнь.

Историко-сравнительная социология М.М. Ковалевского (1851-1916)

Наука » Социология
1. Творческий путь М. М. Ковалевского.

2. Ковалевский М.М. о предмете и основных методологических принципах социологии.

3.Теория факторов и прогресса генетической социологии М.М. Ковалевского.

Генетическая социология в междисциплинарном отношении является как бы посредницей между общей теорией и частными социальными дисциплинами. Она опирается на фактические данные, прежде всего, истории, палеонтологии, археологии, сравнительного языкознания, антропологии, демографии, культурологии и особенно этнографии. Ковалевский лично практиковал полевые этнографические работы и посвятил проблеме взаимоотношений социологии и этнографии ряд интересных публикаций. Он считал, что генетическая социология, являясь творческим синтезом материалов многих конкретных социальных наук, ближе всего по методологическому духу к исторической социологии. Эту же мысль позднее постоянно подчеркивали Н. Тимашев и П. Сорокин.

Н.К. Михайловский: теория «героев» и «толпы»

Наука » Социология
Борьба за индивидуальность влечет социальные конфликты. Поскольку социология у Н.К. Михайловского обязана не только описать, но и объяснить факты, он рассматривает такие две проблемы:

1. изучает особенности поведения людей в толпе (массе);

2. выявляет причины и факторы, влияющие на поведение масс.

Всегда в массе выявляется лидер (герой). Толпа- это масса людей, которая может радикально понимать поведение отдельного человека. Механизм ее воздействия заключается в подражании. Причем это подражание может быть на психологическом уровне, когда используется психологические расстройства для усиления воздействия лидера на массу людей. Социологические факторы охватывают более широкий спектр явлений. Это особые исторические и культурные условия, экономическая ситуация, политические и нравственные основы. Россия отличается своими условиями. Он считает, что влияние толпы растет при подавлении индивидуальности. Чем больше регламентация жизни, чем больше правил, норм, тем более скудна и однообразна жизнь обывателя, тем вероятнее склонность этой массы к социальным патологиям, тем реальнее эффект толпы.

Н.К. Михайловский: теория «борьбы за индивидуальность».

Наука » Социология
Н.К. Михайловский не мог смириться с тем, что органичное развитие общества ведет к подавлению личности. Социолог должен защищать интересы личности. Борьба за индивидуальность - предпосылка теории социального конфликта. Он полагает, что личность всегда будет протестовать против подавления своей индивидуальности, так как общество, усложняясь, подчиняет индивидуальность целого, когда индивиды становятся частями этого целого. Н.К. Михайловский выступает за подлинное индивидуальное развитие, оно происходит путем обособления и специализации органов и структур. Мир по Н.К. Михайловскому - это иерархия индивидуальностей. Социальные индивидуальности – общество, группа, государство.

Также индивидуальность он делит на типы. Во-первых, идеальные типы- индивиды, по его мнению, потенциально способные к позитивному развитию и практически приспособились и не отделяют себя от интересов целого. Таким образом, личность или меняет среду в своих интересах или приспосабливается. Общество прогрессирует, а личность регрессирует. Личность должна бороться за индивидуальность. Теория борьбы личности перерастает в концепцию социальной борьбы, которая ведется между различными типами общественных индивидуальностей. Эта борьба ведет к смене форм кооперации и в дальнейшем к выделению этапов эволюции.

Предмет и метод социологии по Н.К. Михайловскому.

Наука » Социология
Н.К. Михайловский стремился к выработке единой и целостной концепции. Он называл ее «система правды». Это мировоззрение, которое связало бы понятия человека о сущем, должном, теорию и социальную практику. Он хотел раскрыть взаимосвязь частей сложного общественного целого. Эту цель можно было достигнуть двумя путями или идти от представлений о судьбе общества или начинать свои исследования с уровня личности. Он избрал второй путь и поэтому он тоже относится к субъективистской социологии, поэтому предмет социологии по Н.К. Михайловскому – это выяснение отношений различных форм общежития к судьбам личности, то есть социальное взаимодействие.

Социальная реальность- это сознательная деятельность человека. Она объективна также как, например климат, влияющий на историю человечества, и поэтому изучение этой особой реальности требует своеобразных методов исследования. Н.К. Михайловский, как и Лавров- сторонник субъективного метода в социологии. Человек познает мир опытным путем. Возможности опыта зависят от психо-физической организации человека от его ощущений. Ощущение личности - это символы и знаки реальности. Причем человек стремится не к любым знаниям, которые ему нужны для практических целей. Таким образом, человеческое восприятие определяет особенности картины мира.

Субъективный метод в социологии по П.Л. Лаврову.

Наука » Социология
Лавров полагает, что для человека нет ничего вне осознаваемого мира, мир выстраивается в контексте способов его осознания - мир вторичен. Цели человека также реальны, как и объективный мир. Категории субъективные и объективные – это только феномены сознания, которые отражают особенности восприятия объектов, их специфику. Вместе с тем научное познание объективно, но субъект все время оценивает полученные знания, и поэтому социальные факты означают не только знание, но и понимание реальности. Таким образом, для Лаврова очень важна роль познающего субъекта. Вот почему его взгляды относятся к субъективистской школе в социологии. Субъект у Лаврова осуществляет три операции в ходе познания. Во-первых, оценивает важность фактов. Во- вторых, признает социальные элементы здоровыми или патологией. В-третьих, оценивает возможности событий и их тенденций. Таким образом, социология Лаврова объединяет объективный метод определения фактических данных и субъективный принцип выявления цели деятельности личности и общества. Через применение нравственных критериев к социальным явлениям (отдельная разновидность - этический подход).

Основные работы: «Очерки вопросов практической философии» и «Исторические письма».

П.Л. Лавров о социологии в системе гуманитарного знания. Принцип антропологизма.

Наука » Социология
Общество по Лаврову - это солидарное сожительство сознательных особей для коллективной деятельности ради общих целей. Поэтому социология по Лаврову должна изучать «вопросы о законах явлений солидарности». Таким образом, солидарность - это ключевое понятие, которое вводит в систему социологии Лавров.

Социология - это наука, изучающая и группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремящиеся открыть ее законы. Она исследует формы проявления, усиления и ослабления фактов солидарности. Основной факта солидарности выступают человеческие потребности, которые могут быть удовлетворены только коллективно. Таким образом, социология интерпретирует законы связи личности и коллективности. Важно также то, что Лавров считал социологию как теоретической, так и практической наукой. Теоретически осмыслив формы солидарности, социология должна указывать пути и средства их осуществления, определять законы построения справедливого общежития. У Лаврова социология сильно сближается с этикой (наука о нравственности, морали), так как занимается обоснованием социального идеала - социализма, то есть общества, построенного на принципах справедливости. Таким образом, по Лаврову истинная социология - это социализм.