Российская социологическая мысль возникла в 60-х годах 19 века. Развивалась в рамках закономерностей мировой науки. В то же время она более тесно переплеталась с русской литературой и практической общественной жизнью. Это объясняется спецификой российской истории, особенностями национального характера, социально- культурным контекстом и даже в некоторой степени географическим положением (на стыке Европы и Азии).
Социология, как разновидность социального познания в России характеризуется активным включением в социальную среду не созерцательностью, а непосредственным вмешательством в социальную практику в виде оппозиционно- критической теории. Как правило, предлагались проекты «правильного выбора» оптимального реформирования общества. Российская социология зародилась в рамках философии истории, затем социальной философии с оттенком христианской, а затем перешла в стадию собственной социологии.
Социология в России шла в условиях «догоняющей» индустриальной модернизации. В ней переплелись представления о традиционном и индустриальном обществах, патриархальное мышление и зачатки новой трудовой этики наемного труда, ломка социальной структуры и маргинализация общества, наследие самодержавия и слабость гражданского общества, либерализм, а так же правый и левый радикализм.
Социология в России развивалась в рамках дихотомии (противостояние) объективизма и субъективизма. Западная социология в основном развивалась в рамках объективизма, и раскол произошел между объективной и субъективной традицией во взглядах Э. Дюркгейма и М. Вебера. В России противоборство шло с приоритетом субъективной традиции из-за большего внимания к социальной практике. Эта российская тенденция была близка западной понимающей социологии, феноменологической социологии, феноменологической социологии, социологии жизненного мира. В свою очередь объективизм похож со структурно - функциональной школой, где объект рассматривается как система с внутренними закономерностями, собственной логикой развития и задача социологии - изучить и объяснить объективно существующие связи.
Вместе с тем российскую социологию характеризуют также две тенденции, касающиеся представлений о будущем обществе: утопизм и реализм. Утопическая тенденция рассматривает общество как механический агрегат, особую социальную конструкцию, которую необходимо выработать. Для этого социологу (мыслителю, практику) просто надо открыть идеальный научный социальный проект (планы декабристов, взгляды народников), и затем, с его помощью ускорить исторический процесс. При этом преувеличивается роль субъективного фактора - это лидер, партия, организация. Реалистическая тенденция понимает общество как сложное многофакторное равновесие, обладающее динамикой. Оно эволюционирует в ходе взаимодействия различных социальных субъектов. Главной идеей в этой концепции выступает социальный плюрализм, кооперация и солидарность.
Социология, как разновидность социального познания в России характеризуется активным включением в социальную среду не созерцательностью, а непосредственным вмешательством в социальную практику в виде оппозиционно- критической теории. Как правило, предлагались проекты «правильного выбора» оптимального реформирования общества. Российская социология зародилась в рамках философии истории, затем социальной философии с оттенком христианской, а затем перешла в стадию собственной социологии.
Социология в России шла в условиях «догоняющей» индустриальной модернизации. В ней переплелись представления о традиционном и индустриальном обществах, патриархальное мышление и зачатки новой трудовой этики наемного труда, ломка социальной структуры и маргинализация общества, наследие самодержавия и слабость гражданского общества, либерализм, а так же правый и левый радикализм.
Социология в России развивалась в рамках дихотомии (противостояние) объективизма и субъективизма. Западная социология в основном развивалась в рамках объективизма, и раскол произошел между объективной и субъективной традицией во взглядах Э. Дюркгейма и М. Вебера. В России противоборство шло с приоритетом субъективной традиции из-за большего внимания к социальной практике. Эта российская тенденция была близка западной понимающей социологии, феноменологической социологии, феноменологической социологии, социологии жизненного мира. В свою очередь объективизм похож со структурно - функциональной школой, где объект рассматривается как система с внутренними закономерностями, собственной логикой развития и задача социологии - изучить и объяснить объективно существующие связи.
Вместе с тем российскую социологию характеризуют также две тенденции, касающиеся представлений о будущем обществе: утопизм и реализм. Утопическая тенденция рассматривает общество как механический агрегат, особую социальную конструкцию, которую необходимо выработать. Для этого социологу (мыслителю, практику) просто надо открыть идеальный научный социальный проект (планы декабристов, взгляды народников), и затем, с его помощью ускорить исторический процесс. При этом преувеличивается роль субъективного фактора - это лидер, партия, организация. Реалистическая тенденция понимает общество как сложное многофакторное равновесие, обладающее динамикой. Оно эволюционирует в ходе взаимодействия различных социальных субъектов. Главной идеей в этой концепции выступает социальный плюрализм, кооперация и солидарность.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи