В рамках первого подпериода отечественная социология развивалась преимущественно как теоретическая наука. В целом отношение к социологии на первых порах послереволюционного развития было положительным. Более того, начался процесс ее институционализации. Он был вызван значительным интересом к этой науке, о чем свидетельствовал количественный рост издаваемой социологической литературы и в целом литературы в области социальной проблематики. Например, по социологии в 1918 г. вышло из печати на 40 книг больше. В 1921 г, в России было издано более 4000 томов литературы по социальным проблемам, что составило половину от годовой книжной продукции. В октябре 1918 г. был создан Социобиблиологический институт, важным показателем институционализации социологической науки в стране явилось возобновление в 1919 г. работы Русского социологического общества им. М.М. Ковалевского. Правда, вскоре институт был закрыт в 1921 г., чуть позже — Русское социологическое общество. Власть предержащие хорошо понимали, что нельзя давать возможность готовить кадры, проводить исследования и издавать книги по социологии профессорам либерального направления.
Возможность преподавать социологию в школах возникла вследствие разрешения Наркомпроса (Народного комиссариата по делам просвещения). Более того, была поставлена задача обеспечить переход ко всеобщему обязательному изучению социологии. Однако в связи с отсутствием в достаточном количестве необходимой учебной литературы, а главное — подготовленных педагогических кадров, способных пропагандировать идеи социализма и коммунизма.
В.И. Ленин, в статье «О значении воинствующего материализма» (1922), сформулировал два положения: 1) кто не с нами, тот против нас; 2) мы не так сильны, чтобы за деньги пролетариата разрешить в стране враждебное большевизму инакомыслие.
Результатом деятельности правительства, основанной на таком отношении к дореволюционной профессуре, стало либо прекращение ею научной и педагогической деятельности в области социологии, либо выезд из страны. Начался процесс бурной «идеологизации» социологии, продолжавшийся в стране вплоть до 1990-х гг. С ним оказалась тесно связанной и репрессивная деятельность, но отношению к инакомыслящим ученым. Дальнейшее социологическое творчество могло осуществляться лишь в рамках одного направления — марксистского.
Возможность преподавать социологию в школах возникла вследствие разрешения Наркомпроса (Народного комиссариата по делам просвещения). Более того, была поставлена задача обеспечить переход ко всеобщему обязательному изучению социологии. Однако в связи с отсутствием в достаточном количестве необходимой учебной литературы, а главное — подготовленных педагогических кадров, способных пропагандировать идеи социализма и коммунизма.
В.И. Ленин, в статье «О значении воинствующего материализма» (1922), сформулировал два положения: 1) кто не с нами, тот против нас; 2) мы не так сильны, чтобы за деньги пролетариата разрешить в стране враждебное большевизму инакомыслие.
Результатом деятельности правительства, основанной на таком отношении к дореволюционной профессуре, стало либо прекращение ею научной и педагогической деятельности в области социологии, либо выезд из страны. Начался процесс бурной «идеологизации» социологии, продолжавшийся в стране вплоть до 1990-х гг. С ним оказалась тесно связанной и репрессивная деятельность, но отношению к инакомыслящим ученым. Дальнейшее социологическое творчество могло осуществляться лишь в рамках одного направления — марксистского.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи