Классификация чувств

Наука » Психология » Введение в психологию
Поскольку в основе переживания чувств лежат эмоциональные процессы, постольку классификация чувств, казалось бы, может повторять классификацию эмоций, но с учетом своеобразия и повышения уровня организации этого вида аффективных явлений.

Действительно, мы отличаем сильное чувство от слабого. Однако для чувств понятие силы, как мы видели, сложнее, чем для эмоций. По меньшей мере сила чувств характеризуется тремя показателями: интенсивность, глубина, широта. Соответственно сильное чувство может быть глубоким, но малоинтенсивным, слабо проявляться. Либо может быть широким, всеохватным, бурно проявляющимся, но неглубоким. С силой чувства, как уже говорилось, связаны его прочность и устойчивость. В свою очередь, устойчивость и прочность включают и временной показатель (длительность).

Таким образом, усложнение структуры аффективных процессов на уровне чувств по сравнению с уровнем эмоций значительно усложняет и классификационную схему. Этим, видимо, объясняется отсутствие в науке исчерпывающей классификации чувств. Препятствующим систематике чувств фактором следует признать и их значительную историческую изменчивость. Так, в России за несколько последних лет коренным образом изменилось отношение к собственности, богатству, соотношению личности и коллектива и многому другому. Изменения в системе общественных духовных ценностей привели к изменениям в содержании многих чувств.

Характеристики (свойства) чувств

Наука » Психология » Введение в психологию
Чувства обладают теми же основными свойствами, что и эмоции: направленностью, длительностью, фазовостью, силой, знаковостью, модальностью. Но проявление этих свойств имеет свою специфику, предопределенную указанными выше различиями между эмоциями и чувствами и, в свою очередь, определяющую каждое свойство чувств как специфическое свойство этой разновидности аффекта [528].

Так, предметность чувств сказывается на более четком определении их направленности и более ясной осознанности.

Длительность характеризует как актуальное протекание чувства, измеряемое секундами, минутами или даже часами, так и общее время сохранения чувства (актуальное вкупе с потенциальным существованием), измеряемое и сутками, и месяцами, и годами. Соответственно долговременному характеру чувств, и фазы их протекания могут значительно удлиняться по сравнению с фазами эмоциональных процессов. Так, «зарождение» или «увядание» чувства может длиться многие месяцы или даже годы. Хотя иногда это может совершаться и довольно быстро: «от любви до ненависти - один шаг», или «от великого до смешного - один шаг».

Соотношение эмоций и чувств

Наука » Психология » Введение в психологию
Разветвление, переплетение, слияние и в итоге - взаимодействие эмоций создают базу для формирования достаточно устойчивых сложноструктурированных психических образований - чувств. Аналогично в познавательной сфере взаимодействие ощущений готовит почву для перехода на уровень восприятия. Конечно, совершенно неприемлемо противопоставление эмоций чувствам (равно как ощущения неправомерно противопоставлять восприятиям). У человека вряд ли можно выделить моменты переживаний «чистых эмоций» вне контекста его чувств, или «чистых чувств» без участия эмоций. Недаром многие авторы определяют эмоции как непосредственное переживание чувств. Кстати, напомним о печальной истории «чистых ощущений» в психофизике и об объединении ощущений и восприятий в понятии «сенсорно-перцептивная организация человека». Короче говоря, эмоции и чувства составляют у человека неразрывное единство, обозначаемое понятием аффект в широком смысле слова.

Трудность различения эмоций и чувств отразилась как в науке, так и в учебной психологической литературе, где эти явления практически не разделяются (а иногда и подменяются друг другом). Их излагают одновременно, не выделяя в самостоятельные разделы. Еще почти 80 лет назад англо-американский психолог У. Макдауголл писал: «Термины “эмоция” и “чувство” до сих пор употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся» [439, с. 103].

Определение чувств

Наука » Психология » Введение в психологию
Чувство - это долговременное и устойчивое переживание субъективного отношения к личностно значимым объектам, детерминируемое мотивационной установкой преимущественно социального характера.

Особо обращаем внимание читателя на тот факт, что чувство (и эмоция) как психический процесс, по нашему мнению, есть переживание отношения, а не само отношение к чему- или кому-либо. На этом обстоятельстве приходится заострять внимание, поскольку в научной литературе существуют высказывания, отождествляющие чувство и отношение [644, 740 и др.]. Так, К. К. Платонов определяет чувство как «особую форму психического отражения, свойственную только человеку, при которой отражаемым являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. В психологическую структуру чувства входят эмоции и понятия. …Понятийный компонент чувств превращает эмоции в них в отношения» [594, с. 167].

В связи с этим целесообразно рассмотреть понятие «субъективное отношение» как психологическую категорию. Наиболее глубоко этой проблемой занимался В. Н. Мясищев, разработавший в конечном итоге принятую отечественной наукой теорию отношений [399, 471, 472]. В соответствии с этой теорией субъективные отношения имеют две составляющие: привлекательности - непривлекательности и смысловую. По сути, это эмоциональная и рациональная составляющие отношения. Следовательно, субъективное отношение не может отождествляться с аффективным переживанием. Оно реализуется в переживании. Е. П. Ильин выделяет в субъективных отношениях три стороны: оценивающую, экспрессивную (эмоциональную) и побудительную. Экспрессивная сторона, по Ильину, «связана с переживанием человеком своего отношения к объекту отношения» [289, с. 289]. Таким образом, и здесь фактически говорится о реализации отношений в эмоциональном переживании.

Классификация эмоций

Наука » Психология » Введение в психологию
Как и предшествующие процессы, эмоции не поддаются простой линейной классификации в силу своей сложности, многогранности, многоуровневого проявления. Поэтому для разделения всего множества эмоциональных процессов на отдельные классы используют целую систему признаков. Наиболее распространены следующие группировки эмоций.

I. По величине (интенсивности):

1) слабые (эмоциональный тон);

2) средние (собственно эмоции);

3) сильные (аффекты).

II. По знаку (модальности):

1) положительные;

2) отрицательные;

3) неопределенные.

Общие свойства эмоций

Наука » Психология » Введение в психологию
Эмоция, как и любой другой психический процесс, представляет собой целостное явление действительности. Поэтому она обладает присущими каждому реальному объекту характеристиками: пространственно-временными, энергетическими (количественными), информационными (качественными) и интегральными [166, 498, 506].

В качестве пространственной характеристики эмоций в современной психологии обычно выступает их направленность : «на объект» или «на себя». Это обусловлено пространственной структурой психики (гл. 24, п. 24.2), где различаются внешнее пространство (объекты отражения — внешние по отношению к субъекту предметы и явления, среда) и внутреннее пространство (объект отражения — сам субъект). В показателе направленности эмоций конкретизируются субъектно-объектные отношения, характерные для аффективной сферы. Когда переживается отношение человека к какому-либо внешнему объекту, то эмоция направлена вовне, на объект. Когда переживается отношение человека к самому себе, то эмоция направлена вовнутрь, на себя. Эмоция есть переживание в настоящем времени, но направлена она может быть на события как в настоящем, так и в прошлом, и в будущем. Направленность эмоций можно сопоставить с таким свойством ощущений, как пространственная локализация.

Сущность и функции эмоций

Наука » Психология » Введение в психологию
Эмоции целесообразны и необходимы. Они являются древним механизмом приспособления животных к среде. Они мобилизуют организм на достижение желаемого или отражение угрозы. Подозрительный шорох во тьме — и тело напряглось для борьбы, зрение и слух обострены, сосуды расширились, увеличивая приток крови к мышцам, в кровь «впрыснута» дополнительная порция углеводов, интенсивно заработали железы внутренней секреции. Ярость — и рывок к врагу, страх — и бегство. Но и то, и другое — борьба за спасение. За всем этим стоит опыт предков и личный опыт. Все это эффективно. И все это — эмоции.

Так в чем же сущность эмоций? Накопленные к настоящему времени факты и обобщения дают право выделить три уровня действия и проявления эмоций, что и раскрывает их сущность. Условно эти уровни можно назвать: психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим. На первом, психофизиологическом уровне эмоциональное возбуждение сопровождается различными физиологическими реакциями: изменяется кровяное давление, учащаются пульс и дыхание, увлажняются ладони, увеличивается мышечное напряжение, в крови увеличивается содержание адреналина и, как следствие, — сахара (дополнительного источника энергии), ускоряются обменные процессы. Все это необходимо для активизации всех сил организма, направленных на последующую интенсивную мышечную деятельность (борьбу, бегство, преследование). Это привело к мысли о мобилизационной функции эмоций. В широком плане эта функция предстает как мобилизация энергетических ресурсов организма при неблагоприятных условиях и демобилизация, направленная на накопление энергии, при благоприятных условиях. В некоторых изданиях как синоним этой функции используется наименование «функция активации».

Определение эмоций

Наука » Психология » Введение в психологию
Учитывая все сказанное об аффективной сфере психики, дадим развернутое определение эмоции: эмоция — это кратковременное переживание субъективного отношения к объекту, предопределенное потребностно-мотивационной установкой и актуализированное непосредственным взаимодействием субъекта с данным объектом или его образом. Эмоция выполняет функцию непосредственной регуляции в складывающихся или возможных ситуациях.

В упрощенном виде: эмоция — это кратковременное и непосредственное переживание субъективного отношения к чему или кому-либо в конкретных ситуациях.

Еще раз подчеркнем то обстоятельство, что сущностной исходной причиной эмоционального переживания является актуализированная потребность (а точнее, возможность или невозможность ее удовлетворения), но актуализируется эта потребность в результате конкретных воздействий (внешних или внутренних, объективных или субъективных) на субъекта. Последний, как правило, осознает не эту актуализированную потребность (т. е. истинный побудитель), а ситуацию воздействия, на которую и направлена обычно возникшая эмоция. Таким образом, человек через эмоции субъективно выражает свое отношение к провоцирующим эти эмоции ситуациям (воздействиям). Такое положение дало основание говорить о «двойной обусловленности» эмоций: «с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой — особенностями воздействий (ситуации)» [143, с. 8]. По-видимому, целесообразно потребности квалифицировать как причины эмоциональных переживаний, а воздействия (ситуации) — как повод к этим переживаниям.

Потребностно-мотивационная основа аффективных реакций

Наука » Психология » Введение в психологию
Потребность есть психофизиологическое явление (конструкт, образование), в основе которого лежит нужда (зависимость) в чем-либо (от чего-либо). Организму это «что-либо» требуется для поддержания гомеостаза и жизнедеятельности, а личности (или группе) — для поддержания социального статуса и нормальной деятельности. Но, с другой стороны, и они сами (организм и личность) нередко предъявляют требования к среде для поддержания с ней равновесия. Таким образом, потребность выступает в роли внутреннего побудителя действий, регулирующих поведение, подобно тому как внешние (по отношению к психике) стимулы играют роль внешних побудителей действий познавательного характера. Потребность может находиться как в латентной (скрытой) форме, в виде потенциальной необходимости, так и в актуальной (явной), в виде сиюминутной нужды. Актуализация потребности производится либо внешними воздействиями (ситуацией, физическими стимулами-раздражителями, другими людьми и т. д.), либо внутренними факторами биологического характера (например, истощение нужных или избыток вредных веществ) или психологического характера (в самом общем плане: истощение психической энергии — утомление, монотония и т. п. или ее переизбыток — чрезмерное накопление, когда энергия «бьет ключом»). Воздействия, актуализирующие потребности, обычно вызывают определенные эмоциональные отношения к себе и называются тогда эмоциогенными факторами .

Общее представление об аффективной сфере психики

Наука » Психология » Введение в психологию
Все, что окружает человека, что с ним происходит, что он совершает, оценивается им не только с помощью разума, но и через чувства. В чувствах проявляется его личное отношение ко всему: нравится — не нравится, опасно — спокойно, приятно — неприятно и т. д. Причем зачастую, не имея еще достаточных сведений о чем-то или о ком-то для вынесения рационального суждения и объективной оценки, мы уже испытываем к этому чему-то или кому-то чувство симпатии или неприязни, настороженности или доверия, очарования или страха. Сплошь и рядом мы не можем дать себе отчета, почему мы испытываем эти чувства. Однако это не мешает нам руководствоваться ими в дальнейшем поведении.

Вся совокупность подобных переживаний составляет особую область психической жизни, именуемую аффективной , или чаще — эмоциональной сферой психики. Главные определяющие моменты этой сферы: 1) в эмоциональных явлениях отражается интимное , субъективное отношение человека к окружающему; 2) как в любом психическом явлении, в них включены два компонента психического: переживание и знание. Однако переживание доминирует и, как правило, хорошо осознается самим субъектом, в то время как познавательная составляющая обычно остается за пределами осознания; 3) возникают аффективные явления преимущественно непроизвольно , как результат непосредственного взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Формы слова, их характеристика

Наука » Психология » Введение в психологию
Для более точного и полного понимания закономерностей формирования и психологического воздействия речи выделяют разные формы слова: внешнюю (звуковую), внутреннюю (образ, представление) и значение.

Внешняя форма слова (номинативная часть речи) не несет в себе смысловой нагрузки, это только внешняя, звуковая оболочка определенного предмета и определенного содержания, которая изменяется в каждом языке и при необходимости может быть заменена другим символом, другой звуковой оболочкой, означающей то же самое содержание.

Относительность внешней формы слова ярко показана Шекспиром в монологе Джульетты:

Что в имени? То, что зовем мы розой,-

И под другим названьем сохраняло б

Свой сладкий запах!

Виды и функции речи

Наука » Психология » Введение в психологию
Выделяют несколько видов речи: письменную речь и устную речь. В свою очередь, в устной речи выделяются внешняя (монологическая и диалогическая), эгоцентрическая и внутренняя речь. Владение речью и подразумевает способность передать свою мысль наиболее совершенным способом, то есть быть понятым другими до конца, уметь передать им не только содержание, но и эмоциональные оттенки сообщения. С этой целью в речи используются разнообразные средства выразительности, специфические для каждого ее вида.

Наиболее развернута письменная речь, которая нуждается в раскрытии и обосновании каждого высказываемого положения - ведь собеседник в этом случае невидим и невозможно воспользоваться неречевыми средствами выразительности (паузой или мимикой). Особенностью письменной речи является и то, что читатель не знает всех особенностей конкретной ситуации и условий, в которые посвящен собеседник, и автору необходимо как можно быстрее ввести его в курс событий. Поэтому любой человек, хотя бы единожды сталкивавшийся с необходимостью передать свои мысли на бумаге, осознает, что наиболее сложным является начало повествования.