Личностные качества психолога

Наука » Психология » Введение в психологию
На пути профессионального становления студентов-психологов ждут надежды, разочарования, и открытия, трудный путь самопознания и освоения профессии. Определенные личностные качества могут побуждать людей заниматься психологией. Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. В этом разделе книги, а также в биографическом справочнике (см. данный сайт) приводятся многочисленные примеры.

По мнению В.Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией. Мир другого человека для психолога является загадкой. Поэтому психологам присуща терпимость, снисходительность к людям, поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Ларошфуко писал: «Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо».

Исследования показывают, что психологи-исследователи и психологи-практики, несмотря на сходство, отличаются по ряду личностных качеств.

Преподавание как сфера деятельности професиональных психологов.

Наука » Психология » Введение в психологию
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психоло­га-ученого, и психолога-практика. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь их передать сту­дентам. В этом плане умения, личностные качества и спо­собности преподавателя психологии сродни другим преподавательским профессиям. Он должен

1) иметь широкую образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а так­же быть эрудированным в других науках;

2) фундаментально знать преподаваемый предмет;

3) уметь самостоятельно подбирать учебный матери­ал, определять оптимальные средства и эффектив­ные методы обучения;

4) владеть логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторски­ми и артистическими способностями;

5) уметь доступным образом объяснять учебный мате­риал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;

6) обладать наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;

7) уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;

8) обладать коммуникативными и организаторскими способностями;

9) владеть педагогическим тактом.

Безусловно, как и в других видах профессиональной психологической работы, в преподавательской деятельно­сти психологу важно учитывать индивидуальные особен­ности своей личности.

Научная деятельность профессиональных психологов

Наука » Психология » Введение в психологию
Научная психология — одна из важнейших сфер дея­тельности профессиональных психологов. Психологи, работающие в области научной психоло­гии, проводят научные исследования психических явле­ний, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Особенностью научных исследований психики является объективность и большая достоверность психологи­ческих знаний. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи полу­чают объективные знания о психическом мире. Для изуче­ния и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность,. индивид, личность, индивиду­альность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают науч­ные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления. Научно-психологические исследования характеризуются их обоб­щенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Научно-психологические зна­ния и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном для профессиональных психологов, и не всегда доступны для понимания непод­готовленного читателя. Они должны уметь работать с научной литературой, выявлять на этой основе существующие подходы к изуче­нию тех или иных психологических проблем, системати­зировать научные факты, полученные другими учеными и описанные в книгах и статьях.

Психологическая работа с семьей

Наука » Психология » Введение в психологию
В семейном консультировании клиентом является не человек, а вся семья. Семейное консультирование опирается в своей работе на представление о семье, как о едином организме.

Психологическое изучение семьи связано с психологией сексуальности, симпатии, эмоционального притяжения, и любви. Изучаются функции и этапы развития семьи, функционально-ролевая структура семейных отношений, психология супружеских отношений, психология детско-родительских отношений. Специалисты разрабатывают концептуальные модели психотерапевтической работы с семьей, исследуют причины дисгармонии в семейных отношениях, психологические факторы благополучия в семейной жизни. Психология семьи охватывает весь комплекс научных и практических проблем, которые возникают до создания семьи, в процессе ее существования и развития, а также после ее распада.

Психолог в организации

Наука » Психология » Введение в психологию
Наиболее востребованная услуга психолога - это отбор и подбор работников на вакантные места (или при ротации кадров) с учетом их психологической пригодности к выполнению планируемой работы. Другая задача, тесно связанная с первой - это формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.
Еще один раздел работы психолога на фирме - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования. Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний. И, наконец, для многих организаций в последнее время становится актуальной изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.

Практический психолог в политике

Наука » Психология » Введение в психологию
Политическая психология изучает психологические ус­ловия эффективности политической деятельности. Поли­тика — это деятельность органов государственной власти, государственного управления, социальных классов и груп­пировок, партий и отдельных политических деятелей, в которой отражаются их интересы и цели. Очевидно, что политические процессы обусловлены не только объектив­ными социально-экономическими факторами общества, но и эмоциями, стереотипами и иллюзиями, индивиду­альными особенностями политиков, их межличностными отношениями. Психологические факторы играют огром­ную роль в принятии политических решений. Поэтому в политической психологии изучаются психологические факторы принятия политических решений, психоло­гические условия их восприятия; роль личностных харак­теристик и имиджа политического лидера; проблемы политической социализации личности и др.

Психология труда и ее специфика

Наука » Психология » Введение в психологию
В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью; исследуются закономерности формирования трудовых умений и навыков; выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.
В отечественной психологии круг проблем, связанных с анализом трудовой деятельности, изучается в таких дисциплинах, как психология и психофизиология труда, эргономика, промышленная психология, инженерная психология, космическая и авиационная психология, организационная психология и психология управления.
К психологии труда относится также целый ряд отраслей психологии, изучающих отдельные виды или аспекты трудовой деятельности: инженерная психология, эргономика, индустриальная психология, авиационная и космическая психология, транспортная психология, психология торговли и обслуживания, военная психология, организационная психология и психология управления.

Психология в культуре и искусстве

Наука » Психология » Введение в психологию
Психологический взгляд на культуру зависит от того, как мы ее понимаем. Если культура — это творчество, опыт бытия и жизнедеятельности людей во всем разнообразии своих конкретных значений, то она укоренена в человеческих отношениях, в их психологии с присущими им индивидуально-личностными возможностями. Психология связывает культуру с творчеством и жизнью людей. Культура — это все, что создано человеком. Природа остается естественным условием обитания человека, тогда как культура составляет искусственное, созданное им самим условие собственного бытия. Культура оказывается той реальностью, которая опосредствует отношения человека с природой. Культура отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых существ. Сама культуротворческая роль человеческой психики находится под постоянным воздействием культуры. Поэтому вряд ли можно серьезно отрицать связи психики и культуры. Само собой разумеется, что это вовсе не означает сведение особенностей культуры к психологическим понятиям. Просто понятия и принципы психологии приобретают значение предельных оснований культуры, оживляя, обогащая и разнообразя ее смысловые выражения.

Реализация функций профессиональной деятельности

Наука » Психология » Введение в психологию
Профессиональная деятельность человека (в том числе и профессиональная деятельность психолога) в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности. При этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое отличие предметов профессиональной деятельности.
Ключевыми позициями психолога являются не столько поддержка, сколько обеспечение (печься - заботиться), содействие, участие, включенность в педагогический процесс Сопровождение, с одной стороны, рассматривается как позиция психологов по отношению к субъектам взаимодействия, а с другой как основные принципы его работы: осознанное, осторожное, обоснованное, четко рас считанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие детей и в педагогический процесс взрослых, предполагающее постепенную передачу функции управления саморегуляции, самоконтролю субъектов взаимодействия с психологом.
Такой подход при реализации всех профессиональных функции психолога (в том числе и психодиагностической, нацеленной не только на диагностику педагогической практики, но в первую очередь на свою, психологическую) позволяет снять напряженность, неадекватность в позиции «над» с педагогической и родительской практикой, нацеливает психолога на осознание необходимости собственной инициативности в определении содержания своей работы, на согласованность с нуждами других субъектов образовательных учреждений.

Комплекс профессионально-психологических знаний, умений и навыков.

Наука » Психология » Введение в психологию
Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки. Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».
Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Виды профессиональной деятельности психолога.

Наука » Психология » Введение в психологию
Психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкретным людям или группам людей.
Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:
a. научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей);
b. практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);
c. обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).

Практическая психология и ее особенности

Наука » Психология » Введение в психологию
Практическая психология - психология, ориентированная на запросы широкого круга образованных людей, как минимум - людей достаточного уровня культур. Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.
Следовательно, в центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.
В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицин¬ской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психоло¬гии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.