Разветвление, переплетение, слияние и в итоге - взаимодействие эмоций создают базу для формирования достаточно устойчивых сложноструктурированных психических образований - чувств. Аналогично в познавательной сфере взаимодействие ощущений готовит почву для перехода на уровень восприятия. Конечно, совершенно неприемлемо противопоставление эмоций чувствам (равно как ощущения неправомерно противопоставлять восприятиям). У человека вряд ли можно выделить моменты переживаний «чистых эмоций» вне контекста его чувств, или «чистых чувств» без участия эмоций. Недаром многие авторы определяют эмоции как непосредственное переживание чувств. Кстати, напомним о печальной истории «чистых ощущений» в психофизике и об объединении ощущений и восприятий в понятии «сенсорно-перцептивная организация человека». Короче говоря, эмоции и чувства составляют у человека неразрывное единство, обозначаемое понятием аффект в широком смысле слова.
Трудность различения эмоций и чувств отразилась как в науке, так и в учебной психологической литературе, где эти явления практически не разделяются (а иногда и подменяются друг другом). Их излагают одновременно, не выделяя в самостоятельные разделы. Еще почти 80 лет назад англо-американский психолог У. Макдауголл писал: «Термины “эмоция” и “чувство” до сих пор употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся» [439, с. 103].
Е. П. Ильин в своем фундаментальном труде «Эмоции и чувства» делит современных ученых, использующих эти категории, на четыре группы. «Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая - разделяет чувства и эмоции. Все это приводит к тому, что возникает не только терминологическая путаница, но и полная неразбериха в описании того и другого явления» [289, с. 283]. В нашем учебнике эмоции и чувства рассматриваются как два различных психических явления, составляющих диалектическое единство, в котором, во-первых, эмоции представляют генетически исходную форму и первичный уровень организации аффектов, откуда в фило- и онтогенезе развиваются чувства как высшая форма и высший уровень аффектов, и, во-вторых, обе формы переплетены и взаимообусловлены в каждом акте аффективных переживаний.
Хотя соотношение эмоций и чувств имеет хорошую аналогию в соотношении ощущений и восприятий, тем не менее компоненты перцептивной сферы различаются значительно лучше, нежели компоненты аффективной сферы. Связано это, видимо, с тем, что, во-первых, перцептивные процессы инициируются (вызываются) преимущественно внешней стимуляцией. Главная задача таких процессов - отразить во всей конкретности эту стимуляцию: раздражители в их целостности - через образы восприятия, отдельные свойства раздражителей - через сенсорные образы. Аффективные же процессы инициируются преимущественно потребностно-мотивационными факторами. Внешняя стимуляция играет лишь роль «спускового крючка», включающего мотивационные механизмы. Эти внутренние факторы выступают как нечто целое, не раздробленное на отдельные составляющие и не имеющее комплекса свойств. Поэтому психическое отражение в этой сфере как бы укрупнено, не имеет такого множества деталей, как в перцептивных образах. Во-вторых, перцепция - это отражение на уровне единичного, а аффект - на уровне общего. Эмоции и чувства дают обобщенную оценку чего-либо в виде отношения индивида к этому чему-либо. В этой оценке учитывается главное, существенное в объекте и опускается второстепенное. Таким образом, аффективные процессы изначально хуже поддаются дифференциации, чем перцептивные.
Тем не менее различия между эмоциями и чувствами существуют, что дает основания выделять их в самостоятельные группы аффективных явлений [533]. В чем же между ними сходство и в чем отличия?
Общие черты
1. И то, и другое есть переживание субъективного отношения к чему (кому)-либо.
2. Оба явления сочетают в себе признаки процесса и состояния.
3. Одинаковый набор и сходная специфика основных свойств: направленность, длительность и фазовость, знаковость и модальность, сила.
4. Общие формы проявления (соматические и психические, внешние и внутренние).
Различия
1. Эмоции первичны, чувства вторичны в фило- и онтогенезе.
2. Эмоции - процессы кратковременные (секунды, минуты), чувства - долговременные (часы, дни, годы).
3. Эмоции - относительно простые моноявления. Чувства - сложные полиструктурные образования.
4. Эмоции непрерывны в своем протекании и выражении. Чувства дискретны во времени: то проявляются, то затухают. Они существуют в двух формах: потенциальной и актуальной. В потенциальной форме происходит отвлечение от предмета чувства, и оно никак не проявляется, в актуальной форме протекание чувства очевидно.
5. Эмоции - преимущественно динамическая, процессуальная составляющая аффективной жизни. Чувства - преимущественно статическая составляющая, характеризующая состояние субъекта.
6. Эмоции ситуативны, чувства предметны. Эмоции - это реакция на текущие события, складывающиеся сиюминутно обстоятельства, воздействующие в данный момент факторы. Чувства же под воздействием ситуации возобновляются - всплывают, из потенциальной формы переходят в актуальную, но объект (точнее, предмет), на который направлены чувства, остается постоянным.
7. Если в эмоциях отражается отношение субъекта к любым объектам действительности, с которыми он сталкивается в реальности, то в чувствах отражается отношение к наиболее значимым для человека объектам (в том числе к другим людям).
8. Формирование чувств (как в фило-, так и в онтогенезе) определяется главным образом социальными отношениями, а эмоций - взаимодействием организма со средой. В эмоциях, таким образом, отражены в большей степени факторы, связанные с биологической сущностью человека, а в чувствах - с социальной.
9. Комплексы (совокупности) возможных эмоций для большинства людей сходны, что косвенно подтверждает их биологически видовую детерминацию. Комплексы возможных чувств у разных людей значительно варьируют, что косвенно подтверждает их социально-культурную детерминацию.
10. Из трех последних признаков эмоций и чувств следует, что эмоции и особенности их переживаний являются аффективной характеристикой человека на индивидно-субъектном уровне его психологической организации, а чувства и особенности их переживаний - на личностно индивидуальном уровне.
11. Для полноценного переживания чувства (в актуальной форме) необязателен прямой контакт с предметом, на который оно направлено, т. е. чувство может переживаться с равной силой как непосредственно при контакте с предметом чувства, так и опосредованно через вторичные образы предмета чувства. Эмоции же - результат обычно непосредственного воздействия эмоциогенного фактора, их переживания при работе памяти или воображения, как правило, значительно менее интенсивны, чем в условиях восприятия.
12. Различия в физиологических механизмах: в основе эмоциональных проявлений лежат гомеостаз и рефлекторная работа мозга с акцентом на подкорковые образования; физиологическая основа чувств - корковые процессы головного мозга. (Гомеостаз - это совокупность физиологических реакций организма, направленных на поддержание постоянства его внутренней среды.)
Таким образом, чувства есть результат обобщения эмоционального опыта как в эволюции, так и в индивидуальном развитии. Сформировавшись, чувства становятся ведущими образованиями аффективной сферы и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В этом смысле чувства можно сопоставить с ведущими эмоциями. Так, из любви к близкому человеку при разных обстоятельствах могут возникать тревога за него, печаль или грусть при разлуке, радость при встрече, удовлетворение его успехами и гнев при неудачах, счастье общения с ним или горе потери. Эти как бы производные ситуативные эмоции уточняют, конкретизируют содержание чувств в складывающихся условиях, стимулируют развитие деятельности, вызванной данным чувством. Неудача друга - печаль, неудача врага - радость.
Еще раз надо подчеркнуть, что чувства в актуальной форме протекают по канонам развертывания эмоций, что лишний раз подтверждает нерасторжимое единство эмоций и чувств, а наличие столь длинного списка различий демонстрирует их нетождественность. Это хорошо выразил Е. П. Ильин: «…одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства» [289, с. 288 ].
Что же касается протекания чувств в потенциальной форме, то, видимо, здесь также надо согласиться с Е. П. Ильиным, подметившим, что длительность и скрытость - это характеристики психологических установок, и утверждающим, что «длительное и скрытое положительное или отрицательное отношение к кому- или чему-либо по сути является эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях » [289, с. 290].
Трудность различения эмоций и чувств отразилась как в науке, так и в учебной психологической литературе, где эти явления практически не разделяются (а иногда и подменяются друг другом). Их излагают одновременно, не выделяя в самостоятельные разделы. Еще почти 80 лет назад англо-американский психолог У. Макдауголл писал: «Термины “эмоция” и “чувство” до сих пор употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся» [439, с. 103].
Е. П. Ильин в своем фундаментальном труде «Эмоции и чувства» делит современных ученых, использующих эти категории, на четыре группы. «Первая группа отождествляет чувства и эмоции или дает чувствам такое же определение, какое другие психологи дают эмоциям; вторая считает чувства одним из видов эмоций (эмоциональных явлений); третья группа определяет чувства как родовое понятие, объединяющее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертая - разделяет чувства и эмоции. Все это приводит к тому, что возникает не только терминологическая путаница, но и полная неразбериха в описании того и другого явления» [289, с. 283]. В нашем учебнике эмоции и чувства рассматриваются как два различных психических явления, составляющих диалектическое единство, в котором, во-первых, эмоции представляют генетически исходную форму и первичный уровень организации аффектов, откуда в фило- и онтогенезе развиваются чувства как высшая форма и высший уровень аффектов, и, во-вторых, обе формы переплетены и взаимообусловлены в каждом акте аффективных переживаний.
Хотя соотношение эмоций и чувств имеет хорошую аналогию в соотношении ощущений и восприятий, тем не менее компоненты перцептивной сферы различаются значительно лучше, нежели компоненты аффективной сферы. Связано это, видимо, с тем, что, во-первых, перцептивные процессы инициируются (вызываются) преимущественно внешней стимуляцией. Главная задача таких процессов - отразить во всей конкретности эту стимуляцию: раздражители в их целостности - через образы восприятия, отдельные свойства раздражителей - через сенсорные образы. Аффективные же процессы инициируются преимущественно потребностно-мотивационными факторами. Внешняя стимуляция играет лишь роль «спускового крючка», включающего мотивационные механизмы. Эти внутренние факторы выступают как нечто целое, не раздробленное на отдельные составляющие и не имеющее комплекса свойств. Поэтому психическое отражение в этой сфере как бы укрупнено, не имеет такого множества деталей, как в перцептивных образах. Во-вторых, перцепция - это отражение на уровне единичного, а аффект - на уровне общего. Эмоции и чувства дают обобщенную оценку чего-либо в виде отношения индивида к этому чему-либо. В этой оценке учитывается главное, существенное в объекте и опускается второстепенное. Таким образом, аффективные процессы изначально хуже поддаются дифференциации, чем перцептивные.
Тем не менее различия между эмоциями и чувствами существуют, что дает основания выделять их в самостоятельные группы аффективных явлений [533]. В чем же между ними сходство и в чем отличия?
Общие черты
1. И то, и другое есть переживание субъективного отношения к чему (кому)-либо.
2. Оба явления сочетают в себе признаки процесса и состояния.
3. Одинаковый набор и сходная специфика основных свойств: направленность, длительность и фазовость, знаковость и модальность, сила.
4. Общие формы проявления (соматические и психические, внешние и внутренние).
Различия
1. Эмоции первичны, чувства вторичны в фило- и онтогенезе.
2. Эмоции - процессы кратковременные (секунды, минуты), чувства - долговременные (часы, дни, годы).
3. Эмоции - относительно простые моноявления. Чувства - сложные полиструктурные образования.
4. Эмоции непрерывны в своем протекании и выражении. Чувства дискретны во времени: то проявляются, то затухают. Они существуют в двух формах: потенциальной и актуальной. В потенциальной форме происходит отвлечение от предмета чувства, и оно никак не проявляется, в актуальной форме протекание чувства очевидно.
5. Эмоции - преимущественно динамическая, процессуальная составляющая аффективной жизни. Чувства - преимущественно статическая составляющая, характеризующая состояние субъекта.
6. Эмоции ситуативны, чувства предметны. Эмоции - это реакция на текущие события, складывающиеся сиюминутно обстоятельства, воздействующие в данный момент факторы. Чувства же под воздействием ситуации возобновляются - всплывают, из потенциальной формы переходят в актуальную, но объект (точнее, предмет), на который направлены чувства, остается постоянным.
7. Если в эмоциях отражается отношение субъекта к любым объектам действительности, с которыми он сталкивается в реальности, то в чувствах отражается отношение к наиболее значимым для человека объектам (в том числе к другим людям).
8. Формирование чувств (как в фило-, так и в онтогенезе) определяется главным образом социальными отношениями, а эмоций - взаимодействием организма со средой. В эмоциях, таким образом, отражены в большей степени факторы, связанные с биологической сущностью человека, а в чувствах - с социальной.
9. Комплексы (совокупности) возможных эмоций для большинства людей сходны, что косвенно подтверждает их биологически видовую детерминацию. Комплексы возможных чувств у разных людей значительно варьируют, что косвенно подтверждает их социально-культурную детерминацию.
10. Из трех последних признаков эмоций и чувств следует, что эмоции и особенности их переживаний являются аффективной характеристикой человека на индивидно-субъектном уровне его психологической организации, а чувства и особенности их переживаний - на личностно индивидуальном уровне.
11. Для полноценного переживания чувства (в актуальной форме) необязателен прямой контакт с предметом, на который оно направлено, т. е. чувство может переживаться с равной силой как непосредственно при контакте с предметом чувства, так и опосредованно через вторичные образы предмета чувства. Эмоции же - результат обычно непосредственного воздействия эмоциогенного фактора, их переживания при работе памяти или воображения, как правило, значительно менее интенсивны, чем в условиях восприятия.
12. Различия в физиологических механизмах: в основе эмоциональных проявлений лежат гомеостаз и рефлекторная работа мозга с акцентом на подкорковые образования; физиологическая основа чувств - корковые процессы головного мозга. (Гомеостаз - это совокупность физиологических реакций организма, направленных на поддержание постоянства его внутренней среды.)
Таким образом, чувства есть результат обобщения эмоционального опыта как в эволюции, так и в индивидуальном развитии. Сформировавшись, чувства становятся ведущими образованиями аффективной сферы и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В этом смысле чувства можно сопоставить с ведущими эмоциями. Так, из любви к близкому человеку при разных обстоятельствах могут возникать тревога за него, печаль или грусть при разлуке, радость при встрече, удовлетворение его успехами и гнев при неудачах, счастье общения с ним или горе потери. Эти как бы производные ситуативные эмоции уточняют, конкретизируют содержание чувств в складывающихся условиях, стимулируют развитие деятельности, вызванной данным чувством. Неудача друга - печаль, неудача врага - радость.
Еще раз надо подчеркнуть, что чувства в актуальной форме протекают по канонам развертывания эмоций, что лишний раз подтверждает нерасторжимое единство эмоций и чувств, а наличие столь длинного списка различий демонстрирует их нетождественность. Это хорошо выразил Е. П. Ильин: «…одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства» [289, с. 288 ].
Что же касается протекания чувств в потенциальной форме, то, видимо, здесь также надо согласиться с Е. П. Ильиным, подметившим, что длительность и скрытость - это характеристики психологических установок, и утверждающим, что «длительное и скрытое положительное или отрицательное отношение к кому- или чему-либо по сути является эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях » [289, с. 290].
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи