Выделяют несколько видов речи: письменную речь и устную речь. В свою очередь, в устной речи выделяются внешняя (монологическая и диалогическая), эгоцентрическая и внутренняя речь. Владение речью и подразумевает способность передать свою мысль наиболее совершенным способом, то есть быть понятым другими до конца, уметь передать им не только содержание, но и эмоциональные оттенки сообщения. С этой целью в речи используются разнообразные средства выразительности, специфические для каждого ее вида.
Наиболее развернута письменная речь, которая нуждается в раскрытии и обосновании каждого высказываемого положения - ведь собеседник в этом случае невидим и невозможно воспользоваться неречевыми средствами выразительности (паузой или мимикой). Особенностью письменной речи является и то, что читатель не знает всех особенностей конкретной ситуации и условий, в которые посвящен собеседник, и автору необходимо как можно быстрее ввести его в курс событий. Поэтому любой человек, хотя бы единожды сталкивавшийся с необходимостью передать свои мысли на бумаге, осознает, что наиболее сложным является начало повествования.
В качестве выразительных средств в письменной речи используются прежде всего знаки препинания и синонимы. Например, в строках Пушкина «Идет, ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь» можно заменить одно слово - «Идет, ему подводят лошадь. Ретива и смирна верная лошадь», как полностью изменяется смысл, интонация стихотворения, хотя его содержание сохраняется. В некоторых случаях может измениться и содержание, например при помощи знака препинания: «Довольно, стыдно мне» или «Довольно стыдно мне». Необходимость использовать распространенные предложения, синонимы и знаки препинания делает письменную речь наиболее развернутой и одновременно наиболее понятной из всех видов речи, хотя, как будет показано в дальнейшем, полностью смысл, вкладываемый автором и воспринимаемый читателем, не совпадают никогда.
Монологическая устная речь по степени развернутости приближается к письменной, хотя непосредственный контакт со слушающим и его вовлеченность в ситуацию делают эту речь более контекстной, облегчая передачу информации. Необходимость донести сообщение полностью заставляет прибегать говорящего к развернутым фразам, повторениям, синонимам, что и является общим с письменной речью.
Наиболее легкой для построения и понимания собеседниками является диалогическая речь, которая не требует развернутости изложения, ведь оба говорящих осознают ситуацию, знают ее детали, им обычно понятны позиции и переживания друг друга. Важным моментом является и то, что в этом случае идет беседа, а не односторонний обмен информацией, поэтому сообщения могут дополняться, прерываться собеседниками.
Средства выразительности, усиливающие смысл сообщения и помогающие его адекватному пониманию, общие у всех видов устной речи - и монолога, и диалога. Это мимика, интонации, паузы, а также контакт глаз, расстояние между разговаривающими, жесты.
Известно, что выразительная пауза иногда может сказать больше слов о переживаниях человека, его отношении к событию. Это же относится и к интонации, которая подчеркивает субъективный смысл передаваемой информации, ее эмоциональный контекст. Важно помнить, что интонация иногда воспринимается как первичная по отношению к слову, более значимая. Так, маленькие дети часто реагируют на агрессивные, отчужденные интонации взрослых, хотя само содержание может быть нейтральным или даже доброжелательным. Невербальные средства выразительности используются и для внушения определенной установки или деятельности. Особенно часто такое внушение используется в монологе, который рассчитан на то, чтобы вызвать у слушателей переживания, стремление действовать в направлении, нужном оратору. Контакт глаз, как правило, направлен на установление доверительных отношений между говорящими, он усиливает эмоциональный тон сообщения. В то же время важно помнить и о том, что контакт глаз может вызвать агрессию, так как прямой, неожиданный взгляд в глаза другому расценивается часто как вызов.
Важно помнить и о том, что дистанция между собеседниками, комфортная для обоих, существенно отличается у разных людей и в разных культурах, так же как и активность жестикуляции. Известно, что северные народы предпочитают большую дистанцию, чем южные, а также меньшую насыщенность речи жестами и слишком эмоциональными интонациями.
Исследования внутренней речи, которые были начаты в работах Уотсона, привели его к выводу о том, что речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Эти данные дали ему возможность выявить и закономерности становления внутренней речи, которая, по его мнению, развивалась из внешней путем редукции (снижения) мышечного напряжения, поэтому этапы ее формирования выглядели следующим образом: внешняя речь - шепот - внутренняя речь. Данные Уотсона впоследствии были пересмотрены в работах других ученых (Пиаже, Выготского, Блонского), выявивших другую, более точную динамику формирования внутренней речи, а также открывших эгоцентрическую речь.
Эгоцентрическая речь, промежуточная между внешней и внутренней речью, является внешней по форме и внутренней по содержанию. Примером эгоцентрических высказываний могут служить «размышления вслух», отдельные замечания, понятные только в контексте общей ситуации, высказанные вслух междометия типа «ах», «ой», «неужели». С внутренней речью эгоцентрическую роднит ее непонятность для окружающих, ориентация на самого высказывающегося, на его мысли и переживания. Общим является и свернутый характер высказываний, предикативность (то есть использование преимущественно глаголов) и в эгоцентрической, и во внутренней речи. Такие сокращения возможны только в том случае, когда речь не нуждается в дополнительных пояснениях, раскрывающих суть ситуации. Так, люди, стоящие на остановке и ждущие автобус, не нуждаются в разъяснении высказывания одного из стоящих «Идет», однако в любой другой ситуации необходимо пояснить - кто и куда направляется, то есть речь должна быть развернутой, а не свернутой, предикативной. Такие ситуации в диалоге крайне редки, так как крайне редкими являются случаи полного взаимопонимания партнеров по диалогу. Ярким примером такого полного духовного единения, при котором не нужны пояснения, служит описанная Л. Толстым ситуация объяснения Кити и Левина по первым буквам слов, которые они хотели сказать друг другу.
Этот вид речи впервые был описан Ж. Пиаже и назван им эгоцентрическим, так как Пиаже тесно связывал его с эгоцентризмом в мышлении, свойственным детям дошкольного возраста. Именно в это время наиболее часто встречаются эгоцентрические высказывания, которые у взрослых людей наблюдаются редко, обычно только в состоянии сильного возбуждения.
Повторив эксперименты Пиаже, Выготский пришел к мысли о том, что эгоцентрическая речь является своеобразной стадией внешнего знака для мышления, то есть внутренняя речь, тесно связанная с мышлением, появляется благодаря интериоризации эгоцентрической речи. С этой точки зрения эгоцентрические высказывания детей, открытые Пиаже, не исчезали после семи - восьми лет, но переходили во внутренний план.
Исследования эгоцентрической речи пересекаются с анализом внутренней речи, причин ее возникновения и ее функций. Если Выготский считал, что внутренняя речь появляется только к дошкольному возрасту, то Блонский (а позднее и другие психологи) доказывал одномоментность происхождения всех видов речи. Говоря о развитии внутренней речи, Блонский подчеркивал, что она возникает, как и внешняя, из слушания и внутреннего повторения речи других. Таким образом, он выдвигал теорию подражания как основу возникновения внутренней речи, что и было позднее доказано в значительном количестве экспериментов.
Однако необходимо помнить о том, что внутренняя речь имеет несколько функций, в том числе и функции планирования и обобщения. Эти виды внутренней речи появляются не сразу, но только к дошкольному возрасту. Их становление связано с появлением образного мышления и ориентировки, на основе которой и возникает планирование действий. Внутренние же высказывания и повторение информации «про себя» возникают очень рано, уже к концу первого года жизни.
Помимо разных видов речи, выделяют также ее функции.
Одна из основных функций речи, о которой уже говорилось выше, - коммуникативная функция, или функция общения. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования. Сходные с ситуативной речью функции несет контекстная речь. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Примерами такой речи могут быть пересказ книг, рассказ об интересном предмете или ситуации, которые не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения.
Сходными являются и регулирующая, программирующая и планирующая функции речи. Регулирующая функция речи проявляется в сознательной регуляции деятельности. Программирующая функция речи состоит в формировании программ различных действий и поведения на основе внешней и внутренней речи. Речь также является способом планирования и регуляции практического поведения (планирующая функция). Особенно важны планирующая, регулирующая и программирующая функции речи у детей и (или) при формировании новых и сложных действий.
Одними из самых важных являются номинативная и сигнификативная функции речи, которые непосредственно связаны с формами слова. Номинативная (означающая) функция речи предназначена для называния предметов, она связана с внешней, звуковой формой слова. Сигнификативная (обозначающая) функция связана со значением слова, она обозначает суть, объективное предназначение предметов.
Наиболее развернута письменная речь, которая нуждается в раскрытии и обосновании каждого высказываемого положения - ведь собеседник в этом случае невидим и невозможно воспользоваться неречевыми средствами выразительности (паузой или мимикой). Особенностью письменной речи является и то, что читатель не знает всех особенностей конкретной ситуации и условий, в которые посвящен собеседник, и автору необходимо как можно быстрее ввести его в курс событий. Поэтому любой человек, хотя бы единожды сталкивавшийся с необходимостью передать свои мысли на бумаге, осознает, что наиболее сложным является начало повествования.
В качестве выразительных средств в письменной речи используются прежде всего знаки препинания и синонимы. Например, в строках Пушкина «Идет, ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь» можно заменить одно слово - «Идет, ему подводят лошадь. Ретива и смирна верная лошадь», как полностью изменяется смысл, интонация стихотворения, хотя его содержание сохраняется. В некоторых случаях может измениться и содержание, например при помощи знака препинания: «Довольно, стыдно мне» или «Довольно стыдно мне». Необходимость использовать распространенные предложения, синонимы и знаки препинания делает письменную речь наиболее развернутой и одновременно наиболее понятной из всех видов речи, хотя, как будет показано в дальнейшем, полностью смысл, вкладываемый автором и воспринимаемый читателем, не совпадают никогда.
Монологическая устная речь по степени развернутости приближается к письменной, хотя непосредственный контакт со слушающим и его вовлеченность в ситуацию делают эту речь более контекстной, облегчая передачу информации. Необходимость донести сообщение полностью заставляет прибегать говорящего к развернутым фразам, повторениям, синонимам, что и является общим с письменной речью.
Наиболее легкой для построения и понимания собеседниками является диалогическая речь, которая не требует развернутости изложения, ведь оба говорящих осознают ситуацию, знают ее детали, им обычно понятны позиции и переживания друг друга. Важным моментом является и то, что в этом случае идет беседа, а не односторонний обмен информацией, поэтому сообщения могут дополняться, прерываться собеседниками.
Средства выразительности, усиливающие смысл сообщения и помогающие его адекватному пониманию, общие у всех видов устной речи - и монолога, и диалога. Это мимика, интонации, паузы, а также контакт глаз, расстояние между разговаривающими, жесты.
Известно, что выразительная пауза иногда может сказать больше слов о переживаниях человека, его отношении к событию. Это же относится и к интонации, которая подчеркивает субъективный смысл передаваемой информации, ее эмоциональный контекст. Важно помнить, что интонация иногда воспринимается как первичная по отношению к слову, более значимая. Так, маленькие дети часто реагируют на агрессивные, отчужденные интонации взрослых, хотя само содержание может быть нейтральным или даже доброжелательным. Невербальные средства выразительности используются и для внушения определенной установки или деятельности. Особенно часто такое внушение используется в монологе, который рассчитан на то, чтобы вызвать у слушателей переживания, стремление действовать в направлении, нужном оратору. Контакт глаз, как правило, направлен на установление доверительных отношений между говорящими, он усиливает эмоциональный тон сообщения. В то же время важно помнить и о том, что контакт глаз может вызвать агрессию, так как прямой, неожиданный взгляд в глаза другому расценивается часто как вызов.
Важно помнить и о том, что дистанция между собеседниками, комфортная для обоих, существенно отличается у разных людей и в разных культурах, так же как и активность жестикуляции. Известно, что северные народы предпочитают большую дистанцию, чем южные, а также меньшую насыщенность речи жестами и слишком эмоциональными интонациями.
Исследования внутренней речи, которые были начаты в работах Уотсона, привели его к выводу о том, что речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Эти данные дали ему возможность выявить и закономерности становления внутренней речи, которая, по его мнению, развивалась из внешней путем редукции (снижения) мышечного напряжения, поэтому этапы ее формирования выглядели следующим образом: внешняя речь - шепот - внутренняя речь. Данные Уотсона впоследствии были пересмотрены в работах других ученых (Пиаже, Выготского, Блонского), выявивших другую, более точную динамику формирования внутренней речи, а также открывших эгоцентрическую речь.
Эгоцентрическая речь, промежуточная между внешней и внутренней речью, является внешней по форме и внутренней по содержанию. Примером эгоцентрических высказываний могут служить «размышления вслух», отдельные замечания, понятные только в контексте общей ситуации, высказанные вслух междометия типа «ах», «ой», «неужели». С внутренней речью эгоцентрическую роднит ее непонятность для окружающих, ориентация на самого высказывающегося, на его мысли и переживания. Общим является и свернутый характер высказываний, предикативность (то есть использование преимущественно глаголов) и в эгоцентрической, и во внутренней речи. Такие сокращения возможны только в том случае, когда речь не нуждается в дополнительных пояснениях, раскрывающих суть ситуации. Так, люди, стоящие на остановке и ждущие автобус, не нуждаются в разъяснении высказывания одного из стоящих «Идет», однако в любой другой ситуации необходимо пояснить - кто и куда направляется, то есть речь должна быть развернутой, а не свернутой, предикативной. Такие ситуации в диалоге крайне редки, так как крайне редкими являются случаи полного взаимопонимания партнеров по диалогу. Ярким примером такого полного духовного единения, при котором не нужны пояснения, служит описанная Л. Толстым ситуация объяснения Кити и Левина по первым буквам слов, которые они хотели сказать друг другу.
Этот вид речи впервые был описан Ж. Пиаже и назван им эгоцентрическим, так как Пиаже тесно связывал его с эгоцентризмом в мышлении, свойственным детям дошкольного возраста. Именно в это время наиболее часто встречаются эгоцентрические высказывания, которые у взрослых людей наблюдаются редко, обычно только в состоянии сильного возбуждения.
Повторив эксперименты Пиаже, Выготский пришел к мысли о том, что эгоцентрическая речь является своеобразной стадией внешнего знака для мышления, то есть внутренняя речь, тесно связанная с мышлением, появляется благодаря интериоризации эгоцентрической речи. С этой точки зрения эгоцентрические высказывания детей, открытые Пиаже, не исчезали после семи - восьми лет, но переходили во внутренний план.
Исследования эгоцентрической речи пересекаются с анализом внутренней речи, причин ее возникновения и ее функций. Если Выготский считал, что внутренняя речь появляется только к дошкольному возрасту, то Блонский (а позднее и другие психологи) доказывал одномоментность происхождения всех видов речи. Говоря о развитии внутренней речи, Блонский подчеркивал, что она возникает, как и внешняя, из слушания и внутреннего повторения речи других. Таким образом, он выдвигал теорию подражания как основу возникновения внутренней речи, что и было позднее доказано в значительном количестве экспериментов.
Однако необходимо помнить о том, что внутренняя речь имеет несколько функций, в том числе и функции планирования и обобщения. Эти виды внутренней речи появляются не сразу, но только к дошкольному возрасту. Их становление связано с появлением образного мышления и ориентировки, на основе которой и возникает планирование действий. Внутренние же высказывания и повторение информации «про себя» возникают очень рано, уже к концу первого года жизни.
Помимо разных видов речи, выделяют также ее функции.
Одна из основных функций речи, о которой уже говорилось выше, - коммуникативная функция, или функция общения. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы, наконец, определенные требования. Сходные с ситуативной речью функции несет контекстная речь. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию с тем, чтобы она была понятной без ее непосредственного восприятия. Примерами такой речи могут быть пересказ книг, рассказ об интересном предмете или ситуации, которые не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения.
Сходными являются и регулирующая, программирующая и планирующая функции речи. Регулирующая функция речи проявляется в сознательной регуляции деятельности. Программирующая функция речи состоит в формировании программ различных действий и поведения на основе внешней и внутренней речи. Речь также является способом планирования и регуляции практического поведения (планирующая функция). Особенно важны планирующая, регулирующая и программирующая функции речи у детей и (или) при формировании новых и сложных действий.
Одними из самых важных являются номинативная и сигнификативная функции речи, которые непосредственно связаны с формами слова. Номинативная (означающая) функция речи предназначена для называния предметов, она связана с внешней, звуковой формой слова. Сигнификативная (обозначающая) функция связана со значением слова, она обозначает суть, объективное предназначение предметов.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи