1) Проблемы взаимоотношений со сверстниками.
2) Отклонения в поведении (агрессия, тревожность, гиперактивность или аутичность).
3) Расстройство понимания речи – с 4 лет.
4) Расстройство артикуляции – картавость, лепетание, пропуск трудных звуков и слогов («боно» - больно, «какотик» - колокольчик). Интеллект обычно не нарушен. Выявляется между 3 и 6 годами.
У старших дошкольников выделяют:
1. Проблемы, связанные с умственным развитием (плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании);
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания, повышенная обидчивость);
5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).
Психологические проблемы детей:
1. Тревожность. 2. Депрессивное настроение. 3. Агрессивность. 4. Формирование неадекватной самооценки.
Могут также обнаружиться черты акцентуаций характера.
2) Отклонения в поведении (агрессия, тревожность, гиперактивность или аутичность).
3) Расстройство понимания речи – с 4 лет.
4) Расстройство артикуляции – картавость, лепетание, пропуск трудных звуков и слогов («боно» - больно, «какотик» - колокольчик). Интеллект обычно не нарушен. Выявляется между 3 и 6 годами.
У старших дошкольников выделяют:
1. Проблемы, связанные с умственным развитием (плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании);
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность);
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность);
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания, повышенная обидчивость);
5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли, энурез).
Психологические проблемы детей:
1. Тревожность. 2. Депрессивное настроение. 3. Агрессивность. 4. Формирование неадекватной самооценки.
Могут также обнаружиться черты акцентуаций характера.
1) Отклонения (олигофрения) или задержка развития (обычно проходит);
2) Гиперактивность и гиперподвижность;
3) Проблемы во взаимоотношениях с родителями (недостаток общения с родителями, агрессия, непослушание, истерики, слёзы);
4) Синдром дефицита внимания и двигательной расторможенности (крутятся, вертят в руках, не сосредотачиваются, не могут долго заниматься чем-то);
5) Расстройства развития речи (не говорят до 1,5 лет отдельных слов).
Признаки нарушений в раннем психическом развитии:
– замедленное развитие прямостояния и ходьбы (нормы: ребенок начинает сидеть к 6-8 месяцам, стоять – к 9-11 месяцам, ходить – к 12-14 месяцам);
– замедленное развитие речи (нормы: лепет (ба-ба-ба) – с 6 месяцев; отдельные слова (мама, дай) – к 11—14 месяцам; простейшие фразы (2-3 слова) – к 18-24 месяцам);
– отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления – активной радостной реакции при виде взрослого (норма – к 3 месяцам);
– отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (норма появления – с 3-х лет).
2) Гиперактивность и гиперподвижность;
3) Проблемы во взаимоотношениях с родителями (недостаток общения с родителями, агрессия, непослушание, истерики, слёзы);
4) Синдром дефицита внимания и двигательной расторможенности (крутятся, вертят в руках, не сосредотачиваются, не могут долго заниматься чем-то);
5) Расстройства развития речи (не говорят до 1,5 лет отдельных слов).
Признаки нарушений в раннем психическом развитии:
– замедленное развитие прямостояния и ходьбы (нормы: ребенок начинает сидеть к 6-8 месяцам, стоять – к 9-11 месяцам, ходить – к 12-14 месяцам);
– замедленное развитие речи (нормы: лепет (ба-ба-ба) – с 6 месяцев; отдельные слова (мама, дай) – к 11—14 месяцам; простейшие фразы (2-3 слова) – к 18-24 месяцам);
– отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления – активной радостной реакции при виде взрослого (норма – к 3 месяцам);
– отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (норма появления – с 3-х лет).
Психологический анамнез — совокупность сведений о ребёнке, полученных с целью организации с ним эффективной работы. = Получение информации о значимых этапах развития и жизненных событиях, повлиявших на проявление симптомов расстройства. Обстоятельства рождения и развития ребёнка, состояние здоровья, образование (сад, школа, кружки), хобби, отношения с окружающими, условия в семье, ожидания в отношении ребёнка, как пытались справляться в расстройством до психолога.
В ходе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности ребёнка новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительная информация – из наблюдения за внешним видом и поведением, тестирования, беседы и других средств (рассказ ребёнка о себе, сны, рисунки, сочинения).
Источники анамнеза:
- Опрос родителей, учителей, друзей, одноклассников;
- Анализ продуктов деятельности и творчества (сны, рисунки, сочиненеия);
- Тестирование (результаты);
- Наблюдение за внешним видом, поведением и деятельностью ребёнка;
- Беседа с ребёнком.
В ходе всего консультирования следует дополнять «портрет» личности ребёнка новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительная информация – из наблюдения за внешним видом и поведением, тестирования, беседы и других средств (рассказ ребёнка о себе, сны, рисунки, сочинения).
Источники анамнеза:
- Опрос родителей, учителей, друзей, одноклассников;
- Анализ продуктов деятельности и творчества (сны, рисунки, сочиненеия);
- Тестирование (результаты);
- Наблюдение за внешним видом, поведением и деятельностью ребёнка;
- Беседа с ребёнком.
- Этапы клинико-психологического исследования:
1 — Формулировка клинической задачи. До знакомства с ребёнком. Беседа с педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками; определение социальных, материальных и культурных обстоятельств его жизни; ознакомление с состоянием физического здоровья. Составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.
2 — Беседа с пациентом. Оценка состояния памяти (ФИО, дата рождения; события прошлого и недавние события), внимания, состояния сознания (ориентировка во времени, месте и собственной личности). Выясняется отношение пациента к своему заболеванию, проблеме, разъясняется цель обследования. Оценка самочувствия, работоспособности, культурно-образовательного уровня.
3 — Проведение обследования (тестирование и пр.). В начале каждого задания – чёткая инструкция, соответствующая умственным способностям ребёнка.
4 — Составление заключения. Даётся характеристика психического состояния на основании полученных данных, отмечаются особенности поведения, отношение к исследованию, выделяются патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (темп реакций, истощаемость, устойчивость). В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома).
1 — Формулировка клинической задачи. До знакомства с ребёнком. Беседа с педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками; определение социальных, материальных и культурных обстоятельств его жизни; ознакомление с состоянием физического здоровья. Составляется предварительный план исследования: выбор методик, их очередность.
2 — Беседа с пациентом. Оценка состояния памяти (ФИО, дата рождения; события прошлого и недавние события), внимания, состояния сознания (ориентировка во времени, месте и собственной личности). Выясняется отношение пациента к своему заболеванию, проблеме, разъясняется цель обследования. Оценка самочувствия, работоспособности, культурно-образовательного уровня.
3 — Проведение обследования (тестирование и пр.). В начале каждого задания – чёткая инструкция, соответствующая умственным способностям ребёнка.
4 — Составление заключения. Даётся характеристика психического состояния на основании полученных данных, отмечаются особенности поведения, отношение к исследованию, выделяются патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (темп реакций, истощаемость, устойчивость). В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома).
- Цель клинико-психологического исследования — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для принятия решения о способах оказания помощи.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности при подборке методик;
- Соотносить полученные при тестировании данные с возрастными нормативами развития;
- Очень хороша разъяснять инструкцию при проведении тестирования;
- Перед тестированием дать освоиться в помещении; не обследовать перед едой, сразу после еды, после недосыпания, при плохом самочувствии ребёнка.
- Проводить обследование желательно в присутствии родителей (или после получения их письменного согласия) и учителей.
- Перед обследованием собрать психологический анамнез (историю развития)ребёнка.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности при подборке методик;
- Соотносить полученные при тестировании данные с возрастными нормативами развития;
- Очень хороша разъяснять инструкцию при проведении тестирования;
- Перед тестированием дать освоиться в помещении; не обследовать перед едой, сразу после еды, после недосыпания, при плохом самочувствии ребёнка.
- Проводить обследование желательно в присутствии родителей (или после получения их письменного согласия) и учителей.
- Перед обследованием собрать психологический анамнез (историю развития)ребёнка.
Тесты должны быть надёжными (в плане результатов) – точными, с минимальными ошибками измерения, устойчивыми к действию посторонних случайных факторов и валидными (в плане отношения к предмету исследования) – соответствующими цели исследования.
1) Определение условий среды (места и времени проведения).
2) Выбор помещения (отсутствие посторонних людей, акустическая изоляция, достаточное освещение, минимум предметов вокруг);
3) Подготовка набора для тестирования (бланки, ручки или компьютеры и пр.);
4) Дать освоиться исследуемым в помещении для тестирования;
5) Проведение инструктажа и мотивирование исследуемых на тестирование;
6) Психологу не влиять на ход тестирования;
7) Обработка результатов тестирования;
8) Формулировка заключения и рекомендаций.
1) Определение условий среды (места и времени проведения).
2) Выбор помещения (отсутствие посторонних людей, акустическая изоляция, достаточное освещение, минимум предметов вокруг);
3) Подготовка набора для тестирования (бланки, ручки или компьютеры и пр.);
4) Дать освоиться исследуемым в помещении для тестирования;
5) Проведение инструктажа и мотивирование исследуемых на тестирование;
6) Психологу не влиять на ход тестирования;
7) Обработка результатов тестирования;
8) Формулировка заключения и рекомендаций.
1) Формулировка проблемы на основании изучения данных об индивиде;
2) Формулировка гипотез и выбор диагностических методов;
3) Проведение тестирования (психодиагностического обследования), анализ полученных данных;
4) Формулировка заключений;
5) Формулировка ответов на поставленные вопросы, проблемы;
6) Подбор мероприятий по устранению проблемы на основании психологического заключения.
2) Формулировка гипотез и выбор диагностических методов;
3) Проведение тестирования (психодиагностического обследования), анализ полученных данных;
4) Формулировка заключений;
5) Формулировка ответов на поставленные вопросы, проблемы;
6) Подбор мероприятий по устранению проблемы на основании психологического заключения.
Психологическая коррекция – исправление особенностей психологического развития и формирование нужных психологических качеств для повышения социализации и адаптации индивида. = Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры для полноценного развития и функционирования индивида.
Виды психокоррекционных воздействий: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
Специфические черты психокоррекционного процесса:
1. При использовании приёмов психокоррекционного воздействия психолог не может оперировать понятием нормы.
2. Психологическая коррекция планирует не достижение конкретных результатов, а создаёт условия для личностного роста.
3. Контакт в психокор. основан не на субъект-объектном, а субъект-субъектном диалоге психолога и пациента.
4. Динамика психокоррекционного процесса – не прямая, а ломаная линия: взлёты и падения, ускорение и замедление, всплески и ровные участки.
5. Перестройка структур сознания – творческий процесс, открытие новых путей для решения проблемных ситуаций.
6. Язык в психокоррекции должен быть доступным, понятным, убедительным, внушающим, воздействующим, вызывающим эмоциональный отклик, соответствующий невербальному выражению сказанного.
7. Все психокоррекционные ситуации (оценки, выбор, принятие решений, поддержка, конфронтация, поощрение, наказание) должны предполагать новый, творческий взгляд на них, содействовать нахождению оптимального выхода из внешнего или внутреннего конфликта.
Виды психокоррекционных воздействий: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
Специфические черты психокоррекционного процесса:
1. При использовании приёмов психокоррекционного воздействия психолог не может оперировать понятием нормы.
2. Психологическая коррекция планирует не достижение конкретных результатов, а создаёт условия для личностного роста.
3. Контакт в психокор. основан не на субъект-объектном, а субъект-субъектном диалоге психолога и пациента.
4. Динамика психокоррекционного процесса – не прямая, а ломаная линия: взлёты и падения, ускорение и замедление, всплески и ровные участки.
5. Перестройка структур сознания – творческий процесс, открытие новых путей для решения проблемных ситуаций.
6. Язык в психокоррекции должен быть доступным, понятным, убедительным, внушающим, воздействующим, вызывающим эмоциональный отклик, соответствующий невербальному выражению сказанного.
7. Все психокоррекционные ситуации (оценки, выбор, принятие решений, поддержка, конфронтация, поощрение, наказание) должны предполагать новый, творческий взгляд на них, содействовать нахождению оптимального выхода из внешнего или внутреннего конфликта.
- Труотерапия,
- Самовоспитание,
- Поведенческая терапия в группе – тренинг социальных навыков,
- Социотерапия – воздействие на социальное окружение с помощью государственных и общественных организаций – в отношении родителей асоциального поведения и пр.
- Дискуссионная терапия
- Натурпсихотерапия (ландшафт-терапия) – лечение природой.
- Логотерапия – разговорная психотерапия.
- Библиотерапия – чтение подобранных психотерапевтом книг.
- Имаготерапия – использование игры образами (из сказок, спектаклей, рассказов).
- Статусная психотерапия – возрастные перемещения ребенка из группы в группу (непопулярных, забитых – к младшим; эгоистов, «звёзд» – к старшим).
- Самовоспитание,
- Поведенческая терапия в группе – тренинг социальных навыков,
- Социотерапия – воздействие на социальное окружение с помощью государственных и общественных организаций – в отношении родителей асоциального поведения и пр.
- Дискуссионная терапия
- Натурпсихотерапия (ландшафт-терапия) – лечение природой.
- Логотерапия – разговорная психотерапия.
- Библиотерапия – чтение подобранных психотерапевтом книг.
- Имаготерапия – использование игры образами (из сказок, спектаклей, рассказов).
- Статусная психотерапия – возрастные перемещения ребенка из группы в группу (непопулярных, забитых – к младшим; эгоистов, «звёзд» – к старшим).
Задачи психодиагностики:
1) Оценка степени выраженности проблем у пациента;
2) Определение необходимости и формы психологической помощи;
3) оценка эффективности психологичекой помощи.
Теоретические: разработка и создание методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности. = Разработка и создание психодиагностических методик и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. Рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений.
Практические: использование на практике методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. = Практическое применение психодиагностических методик, проведение психодиагностических исследований. При профотборе, профориентации, консультировании, планировании коррекционной работы.
1) Оценка степени выраженности проблем у пациента;
2) Определение необходимости и формы психологической помощи;
3) оценка эффективности психологичекой помощи.
Теоретические: разработка и создание методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности. = Разработка и создание психодиагностических методик и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. Рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений.
Практические: использование на практике методов, средств и приёмов выявления, оценки и измерения индивидуальных психологических и психофизических особенностей личности и способов обработки и интерпретации получаемых результатов. = Практическое применение психодиагностических методик, проведение психодиагностических исследований. При профотборе, профориентации, консультировании, планировании коррекционной работы.
1) соответствие целей применения теста или методики исследуемой выборке;
2) знать требования к методикам разного типа (цели, предмет и область применения методики);
3) его возмож¬ности в составлении программы обследования (в подборе батареи методик). Батарея тестов = несколько тестов для изучения различных аспектов одного качества.
2) знать требования к методикам разного типа (цели, предмет и область применения методики);
3) его возмож¬ности в составлении программы обследования (в подборе батареи методик). Батарея тестов = несколько тестов для изучения различных аспектов одного качества.
Профессиональные принципы:
- профессиональной компетентности;
- комплексной диагностики;
- научной обоснованности;
- структурно-динамический принцип (учёт специфики развития на всём протяжении жизни + учёт взаимосвязи всех процессов, функций и сфер его психики);
- индивидуальности; объективности; эффективности.
Этические принципы:
- соблюдения социально-психологического благополучия обследуемого; - соблюдения моральных и правовых стандартов, принятых в обществе; - конфиденциальности (неразглашения данных о клиенте); - соблюдения профессиональной тайны результатов исследования; - корректности и сдержанности в публичных заявлениях.
Для диагностики ребёнка: комплексности и разносторонности; изучения через деятельность и отношения; педагогической направленности; участия в диагностике родителей, воспитателей, педагогов.
- профессиональной компетентности;
- комплексной диагностики;
- научной обоснованности;
- структурно-динамический принцип (учёт специфики развития на всём протяжении жизни + учёт взаимосвязи всех процессов, функций и сфер его психики);
- индивидуальности; объективности; эффективности.
Этические принципы:
- соблюдения социально-психологического благополучия обследуемого; - соблюдения моральных и правовых стандартов, принятых в обществе; - конфиденциальности (неразглашения данных о клиенте); - соблюдения профессиональной тайны результатов исследования; - корректности и сдержанности в публичных заявлениях.
Для диагностики ребёнка: комплексности и разносторонности; изучения через деятельность и отношения; педагогической направленности; участия в диагностике родителей, воспитателей, педагогов.