Развитие определяют соответствием возрастов: абсолютного (хронологического, календарного) и условного (возраста фактического развития), состоящего из:
- биологического возраста (по состоянию обмена веществ и функций организма),
- психологического возраста (по уровню психического развития),
- социальногой возраста (по уровню социального развития: овладения соц.ролями, наличия жизненных событий;
- субъективного возраста (перживаемого) возраст – возрастного самосознания.
Изменения: количественные/качественные, непрерывные/ скачкообразные, универсальные/индивидуальные, обратимые/необратимые, целенаправленные/ненаправленные, прогрессивные/регрессивные.
Признаки (показатели) развития:
1) Рост – количественные изменения;
2) Созревание – внутренняя регуляция развития; качественные физические изменения, больше зависит от наследственности;
3) Дифференциация – расширение и структурирование психики и способов поведения;
4) Научение – внешняя регуляция развития; обретение знаний, установок, мотивов и т.д.; больше зависит от среды;
5) Запечатление (импринтинг) – не контролируемое сознанием усвоение норм, требований, поведения в результате кратковременного воздействия конкретного образца;
6) Социализация – приобретение типичных для его окружения ценностных представлений, норм и ролей, врастание в окружающее общество и культуру.
Факторы развития:
- Наследственность – повторение в ряде поколений сходных качеств и свойств. = Генотип.
- Среда – окружающие общественные, материальные и духовные условия существования.
Признаки развития: 1) количественные и качественные изменения; 2) сохранность системных качеств (организма как целого); 3) необратимость (направленность в 1 сторону).
- биологического возраста (по состоянию обмена веществ и функций организма),
- психологического возраста (по уровню психического развития),
- социальногой возраста (по уровню социального развития: овладения соц.ролями, наличия жизненных событий;
- субъективного возраста (перживаемого) возраст – возрастного самосознания.
Изменения: количественные/качественные, непрерывные/ скачкообразные, универсальные/индивидуальные, обратимые/необратимые, целенаправленные/ненаправленные, прогрессивные/регрессивные.
Признаки (показатели) развития:
1) Рост – количественные изменения;
2) Созревание – внутренняя регуляция развития; качественные физические изменения, больше зависит от наследственности;
3) Дифференциация – расширение и структурирование психики и способов поведения;
4) Научение – внешняя регуляция развития; обретение знаний, установок, мотивов и т.д.; больше зависит от среды;
5) Запечатление (импринтинг) – не контролируемое сознанием усвоение норм, требований, поведения в результате кратковременного воздействия конкретного образца;
6) Социализация – приобретение типичных для его окружения ценностных представлений, норм и ролей, врастание в окружающее общество и культуру.
Факторы развития:
- Наследственность – повторение в ряде поколений сходных качеств и свойств. = Генотип.
- Среда – окружающие общественные, материальные и духовные условия существования.
Признаки развития: 1) количественные и качественные изменения; 2) сохранность системных качеств (организма как целого); 3) необратимость (направленность в 1 сторону).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи