В психологии разделяются понятия «язык» и «речь». Язык - это система знаков любой природы, служащая средством человеческого общения и мышления. Выделяются две основные функции языка (и речи): передача информации (общение) и ее обобщение (мышление). Говоря о том, что язык включает знаки любой природы, подразумевают тот факт, что язык не обязательно связан со звуковыми сигналами, символика может заключаться как в словах, так и в жестах, мимике, пиктограммах, то есть разнообразных системах, принимающих на себя символическую функцию (язык цветов, музыки и т. д.). При расшифровке сообщений необходимо помнить, что они часто основываются не на знаковой, но на символической интерпретации, то есть эта информация не объективна и понять ее содержание может только тот, кто знает, какой смысл связан с тем или иным символом (например, что означает тот или иной цветок или жест).
Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей по законам данного языка. То есть «язык» более широкое понятие, чем речь, которая представляет собой один из видов языка.
Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей по законам данного языка. То есть «язык» более широкое понятие, чем речь, которая представляет собой один из видов языка.
Процесс решения задач является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуру интеллектуальной деятельности, поэтому многие ученые сфокусировали свое внимание именно на этой проблеме, помогающей выявить закономерности мыслительной деятельности человека.
В психологии различаются понятия задача и проблемная ситуация. Любая проблема, которая встает перед человеком и требует разрешения, становится задачей. То есть задача - это и задачка из учебника по алгебре, и ситуация выбора профессии, и вопрос о том, как распределить полученные деньги и т. д. В том случае, если данных для решения этих вопросов вполне достаточно - это действительно задача. В том же случае, если данных для ее решения не хватает, задача превращается в проблемную ситуацию. Так, если в алгебраической задаче по каким-то причинам не дано одно из данных (например, скорость поезда) - это проблемная ситуация. Если мы не знаем достаточно хорошо людей, которых мы пригласили в гости и их интересов, задача рассадить их за столом и организовать общую беседу превращается в проблемную ситуацию. В случае же появления новых данных (в другом учебнике или после более тесного общения с гостями) проблемная ситуация становится задачей. Бывают ситуации, в которых новые данные и не могут быть найдены, в частности, в научных исследованиях, в работах, опирающихся на результаты смежных наук. Так, изучая развитие мышления, Сеченов предположил, что сигнал, то есть образ предмета, тесно связан с движениями глаз. Однако данных об этих движениях у него не было, они были получены только через несколько десятков лет, когда появилось необходимое для таких экспериментов оборудование.
В психологии различаются понятия задача и проблемная ситуация. Любая проблема, которая встает перед человеком и требует разрешения, становится задачей. То есть задача - это и задачка из учебника по алгебре, и ситуация выбора профессии, и вопрос о том, как распределить полученные деньги и т. д. В том случае, если данных для решения этих вопросов вполне достаточно - это действительно задача. В том же случае, если данных для ее решения не хватает, задача превращается в проблемную ситуацию. Так, если в алгебраической задаче по каким-то причинам не дано одно из данных (например, скорость поезда) - это проблемная ситуация. Если мы не знаем достаточно хорошо людей, которых мы пригласили в гости и их интересов, задача рассадить их за столом и организовать общую беседу превращается в проблемную ситуацию. В случае же появления новых данных (в другом учебнике или после более тесного общения с гостями) проблемная ситуация становится задачей. Бывают ситуации, в которых новые данные и не могут быть найдены, в частности, в научных исследованиях, в работах, опирающихся на результаты смежных наук. Так, изучая развитие мышления, Сеченов предположил, что сигнал, то есть образ предмета, тесно связан с движениями глаз. Однако данных об этих движениях у него не было, они были получены только через несколько десятков лет, когда появилось необходимое для таких экспериментов оборудование.
Различают несколько видов мышления. Прежде всего по генезису - наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое и словесно-логическое. Выделяют также особый вид мышления - пралогическое, характерное для традиционных обществ. Основаниями для выделения видов мышления являются также: его направленность (практическое и теоретическое, реалистическое и аутистическое), особенности мыслительного процесса (логическое и интуитивное, конвергентное и дивергентное) и результат (репродуктивное и творческое).
Разберем подробно каждый из перечисленных видов мышления.
Пралогическое мышление является одним из ранних этапов развития мышления и характерно для первобытной культуры. Впервые этот вид мышления был описан Л. Леви-Брюлем, который показал, что в отличие от логического оно оперирует другими формами и операциями - это магия, вера в одушевленность мира, житейский опыт, воплощенный в речи и орудиях труда. Сущность предметов и явлений при этом часто мистифицирована, а сами они соотносятся по признакам «причина - следствие» и совпадения во времени и пространстве. Л. Леви-Брюль считал, что отголоски этого вида мышления проявляются и поныне в обыденном сознании, например, в суевериях, страхах, религии, в вере в экстрасенсов и колдунов, в способах решения конкретных житейских ситуаций.
Разберем подробно каждый из перечисленных видов мышления.
Пралогическое мышление является одним из ранних этапов развития мышления и характерно для первобытной культуры. Впервые этот вид мышления был описан Л. Леви-Брюлем, который показал, что в отличие от логического оно оперирует другими формами и операциями - это магия, вера в одушевленность мира, житейский опыт, воплощенный в речи и орудиях труда. Сущность предметов и явлений при этом часто мистифицирована, а сами они соотносятся по признакам «причина - следствие» и совпадения во времени и пространстве. Л. Леви-Брюль считал, что отголоски этого вида мышления проявляются и поныне в обыденном сознании, например, в суевериях, страхах, религии, в вере в экстрасенсов и колдунов, в способах решения конкретных житейских ситуаций.
Выделяют три основные формы вербального мышления, которые тесно связаны с логикой, - понятие, суждение и умозаключение.
Понятие обобщает предметы некоторого класса по определенным, специфическим для них признакам, отображая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия отражают большинство наших представлений о мире - мебель, дикие и домашние животные, средневековый период - это все понятия, относящиеся к разным аспектам нашего знания.
Различают житейские и научные, конкретные и абстрактные понятия. Житейские понятия выделяют общие признаки предметов и явлений, наблюдаемых в конкретных ситуациях обыденной жизни. В их образовании значительную роль играет личный опыт человека, поэтому они могут по своему содержанию частично отличаться от научных понятий. Этот факт особенно заметен при сравнении понятий у детей и взрослых людей, а также у людей, относящихся к разным культурам. В отличие от житейских научные понятия надличностны, они отражают существенные и необходимые признаки предметов и явлений и совпадают по своему содержанию у всех людей. Абстрактные понятия в отличие от конкретных связаны с научными терминами. Развитие понятий может происходить как путем обобщения от конкретных к абстрактным (снизу вверх), так и сверху вниз, путем конкретизации содержания научных понятий в предметах и явлениях реальной действительности.
Понятие обобщает предметы некоторого класса по определенным, специфическим для них признакам, отображая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия отражают большинство наших представлений о мире - мебель, дикие и домашние животные, средневековый период - это все понятия, относящиеся к разным аспектам нашего знания.
Различают житейские и научные, конкретные и абстрактные понятия. Житейские понятия выделяют общие признаки предметов и явлений, наблюдаемых в конкретных ситуациях обыденной жизни. В их образовании значительную роль играет личный опыт человека, поэтому они могут по своему содержанию частично отличаться от научных понятий. Этот факт особенно заметен при сравнении понятий у детей и взрослых людей, а также у людей, относящихся к разным культурам. В отличие от житейских научные понятия надличностны, они отражают существенные и необходимые признаки предметов и явлений и совпадают по своему содержанию у всех людей. Абстрактные понятия в отличие от конкретных связаны с научными терминами. Развитие понятий может происходить как путем обобщения от конкретных к абстрактным (снизу вверх), так и сверху вниз, путем конкретизации содержания научных понятий в предметах и явлениях реальной действительности.
Одним из ведущих процессов познания является мышление. Мышление - это процесс обработки информации человеком и высокоразвитыми животными, направленный на установление связей и отношений между объектами или явлениями окружающего мира.
Мышление является активным процессом познания действительности, так как человек может не только осознавать явления внешнего мира, но и моделировать, конструировать образ мира на основании своего понимания, своих установок и мотивации. Не менее важную роль играет мыслительная деятельность людей в их стремлении познать самих себя, осмыслить свои потребности и желания, свои личностные качества и отношения с окружающими.
Основной характеристикой мышления, отличающей его от других познавательных процессов, является его обобщенный и опосредованный характер. В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на познание предметов и сохранение их образов, целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней.
Осознать свойства и качества предмета можно при непосредственном контакте с ним, в результате которого формируются следы этих предметов в памяти. То есть и память, и восприятие - непосредственные процессы, которые прямо соприкасаются с объектами. Так, при контакте с людьми у нас появляется представление об их внешности, их облик сохраняется и помогает узнать этого человека при новой встрече.
Мышление является активным процессом познания действительности, так как человек может не только осознавать явления внешнего мира, но и моделировать, конструировать образ мира на основании своего понимания, своих установок и мотивации. Не менее важную роль играет мыслительная деятельность людей в их стремлении познать самих себя, осмыслить свои потребности и желания, свои личностные качества и отношения с окружающими.
Основной характеристикой мышления, отличающей его от других познавательных процессов, является его обобщенный и опосредованный характер. В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на познание предметов и сохранение их образов, целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней.
Осознать свойства и качества предмета можно при непосредственном контакте с ним, в результате которого формируются следы этих предметов в памяти. То есть и память, и восприятие - непосредственные процессы, которые прямо соприкасаются с объектами. Так, при контакте с людьми у нас появляется представление об их внешности, их облик сохраняется и помогает узнать этого человека при новой встрече.
Выделяют три основных вида внимания - непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются как характеристики внешних раздражителей, так и характер деятельности человека, его мотивы и стремления. Наиболее значимыми внешними характеристиками, вызывающими непроизвольное внимание и сосредоточение на объекте, являются интенсивность и новизна раздражителей. Так, люди непроизвольно реагируют на громкий звук, яркий свет, резкий запах. В тех случаях, когда интенсивность двух раздражителей практически одинакова, возникают колебания внимания, так как человек не может выбрать, на каком объекте сосредоточиться, и то один, то другой попеременно становятся доминирующими.
Точно так же из однородного ряда объектов мы обращаем внимание на тот, который хоть чем-то отличается от других - величиной, цветом, расположением. Внимание направляется и на движущиеся объекты, даже если они не являются очень яркими. Человек всегда обращает внимание на появившийся в поле зрения новый объект, а также на изменения, происходящие в знакомых предметах или окружающих людях.
Помимо новизны и интенсивности, как уже было сказано, внимание привлекают предметы, которые связаны с интересами, мотивами и установками человека, поэтому из огромной массы информации люди в первую очередь слышат то, что их интересует или на что у них сформировалась определенная установка. При этом установка не только направляет внимание на определенные объекты, но и «отсекает» несоответствующую ей информацию.
Факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются как характеристики внешних раздражителей, так и характер деятельности человека, его мотивы и стремления. Наиболее значимыми внешними характеристиками, вызывающими непроизвольное внимание и сосредоточение на объекте, являются интенсивность и новизна раздражителей. Так, люди непроизвольно реагируют на громкий звук, яркий свет, резкий запах. В тех случаях, когда интенсивность двух раздражителей практически одинакова, возникают колебания внимания, так как человек не может выбрать, на каком объекте сосредоточиться, и то один, то другой попеременно становятся доминирующими.
Точно так же из однородного ряда объектов мы обращаем внимание на тот, который хоть чем-то отличается от других - величиной, цветом, расположением. Внимание направляется и на движущиеся объекты, даже если они не являются очень яркими. Человек всегда обращает внимание на появившийся в поле зрения новый объект, а также на изменения, происходящие в знакомых предметах или окружающих людях.
Помимо новизны и интенсивности, как уже было сказано, внимание привлекают предметы, которые связаны с интересами, мотивами и установками человека, поэтому из огромной массы информации люди в первую очередь слышат то, что их интересует или на что у них сформировалась определенная установка. При этом установка не только направляет внимание на определенные объекты, но и «отсекает» несоответствующую ей информацию.
Для трансформации имеющихся образов и представлений и создания новых продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции - слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.
Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (то есть его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей, и т. д.
Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты и свойства предметов. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец - полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.
Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (то есть его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей, и т. д.
Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты и свойства предметов. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец - полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.
Воображение - это способность человека к построению новых образов путем переработки представлений, приобретенных в прошлом опыте. При этом новые образы не просто воссоздают уже имеющиеся, но конструируют их, соединяя в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.
Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и соответственно выстроить адекватную схему поведения. В процессе реализации разных видов деятельности (художественной, научной, трудовой, учебной) воображение стимулирует ее творческие аспекты, предвосхищая конечный результат и помогая ориентироваться в этапах и средствах его осуществления. Не менее важной является роль воображения в любой ситуации неопределенности, так как оно помогает создать и постоянно модифицировать схему поведения, замещающую и (или) создающую недостающие в реальности элементы. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических норм и идеалов.
Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и соответственно выстроить адекватную схему поведения. В процессе реализации разных видов деятельности (художественной, научной, трудовой, учебной) воображение стимулирует ее творческие аспекты, предвосхищая конечный результат и помогая ориентироваться в этапах и средствах его осуществления. Не менее важной является роль воображения в любой ситуации неопределенности, так как оно помогает создать и постоянно модифицировать схему поведения, замещающую и (или) создающую недостающие в реальности элементы. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических норм и идеалов.
Существует несколько видов памяти, классификация которых исходит из разных оснований: по времени, по способу запоминания, по генезису. Это - кратковременная, долговременная и оперативная память, логическая (опосредованная) и механическая (непосредственная), произвольная и непроизвольная память, а также эмоциональная, моторная (двигательная), образная и вербальная (словесная) память. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную память.
В начале этой главы уже говорилось о концепции когнитивной психологии, в которой выделяются кратковременная и долговременная память. Однако сам эти понятия использовались и ранее, хотя и не несли той содержательной нагрузки, которую приобрели в последнее время.
Исследуя время хранения информации, ученые выделили кратковременную (время хранения до 20 секунд), долговременную (время хранения практически бесконечно) и оперативную память.
Оперативная память отличается тем, что время хранения информации в ней определяется задачей, то есть сведения сохраняются до тех пор, пока они нам могут понадобиться для решения. Это может быть несколько минут, а иногда и дней или недель. Но после того как задача решена и этот материал больше не понадобится (или нам кажется, что не понадобится), информация вытесняется, забывается. Так, знания, выученные к экзамену, которые, как кажется студенту, ему не нужны в дальнейшем, забываются мгновенно после получения отметки, условия задачи забываются после получения ответа и т. д.
В начале этой главы уже говорилось о концепции когнитивной психологии, в которой выделяются кратковременная и долговременная память. Однако сам эти понятия использовались и ранее, хотя и не несли той содержательной нагрузки, которую приобрели в последнее время.
Исследуя время хранения информации, ученые выделили кратковременную (время хранения до 20 секунд), долговременную (время хранения практически бесконечно) и оперативную память.
Оперативная память отличается тем, что время хранения информации в ней определяется задачей, то есть сведения сохраняются до тех пор, пока они нам могут понадобиться для решения. Это может быть несколько минут, а иногда и дней или недель. Но после того как задача решена и этот материал больше не понадобится (или нам кажется, что не понадобится), информация вытесняется, забывается. Так, знания, выученные к экзамену, которые, как кажется студенту, ему не нужны в дальнейшем, забываются мгновенно после получения отметки, условия задачи забываются после получения ответа и т. д.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание, забывание и воспроизведение (восстановление) информации. При запоминании содержание памяти пополняется новой информацией, которая входит в уже существующие у человека системы ассоциативных связей. Под сохранением понимается удержание информации в течение определенного периода времени. Сохранение тесно связано с забыванием. По сути, это две стороны единого процесса: при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот. Забывание проявляется в невозможности восстановить (или даже узнать) ранее известную информацию. Забывание может быть как кратковременным, когда через какое-то время нужный материал воспроизводится человеком, так и продолжительным.
Наиболее простой формой восстановления ранее усвоенного материала является узнавание. Узнавание более простой процесс по сравнению с воспроизведением. Оно происходит при наличии объекта, в то время как воспроизведение - в его отсутствие. Естественно, что легче выбрать из нескольких объектов тот, который мы уже видели, чем вспомнить его во всей совокупности характерных черт. Более сложный характер воспроизведения отражается и в онтогенетическом развитии памяти - узнавание появляется у детей уже к четырем месяцам, а воспроизведение - только к девяти месяцам.
Наиболее простой формой восстановления ранее усвоенного материала является узнавание. Узнавание более простой процесс по сравнению с воспроизведением. Оно происходит при наличии объекта, в то время как воспроизведение - в его отсутствие. Естественно, что легче выбрать из нескольких объектов тот, который мы уже видели, чем вспомнить его во всей совокупности характерных черт. Более сложный характер воспроизведения отражается и в онтогенетическом развитии памяти - узнавание появляется у детей уже к четырем месяцам, а воспроизведение - только к девяти месяцам.
Проблема памяти была предметом изучения ученых, принадлежавших к разным психологическим школам и направлениям, которые открыли многие законы и феномены памяти, дав им свою интерпретацию.
Морфологические основания памяти достаточно хорошо изучены - это формирование связей между различными нейронами коры и структура ДНК. Любая новая информация, проходя через кору больших полушарий, связывает отдельные нейроны, образуя все новые их соединения. Чем более интенсивен поток информации и чем чаще она приводится, тем крепче эта связь. Поэтому повторение информации и помогает ее сохранению.
Первые экспериментальные исследования памяти были предприняты в ассоциативной психологии в конце XIХ века. В основу понимания памяти было положено понятие об ассоциациях, которые связывают между собой разные впечатления. Ассоциативная связь лежит в основе как хранения, так и воспроизведения этих впечатлений. Выделяют, со времен Аристотеля, три вида ассоциаций - по сходству, смежности в пространстве и времени, контрасту. Хотя впоследствии и были добавлены новые виды ассоциативных связей, эти три остаются наиболее важными, и именно их исследование положило начало экспериментальному изучению памяти в работах Г. Эббингауза, Г. Мюллера и других ученых.
Морфологические основания памяти достаточно хорошо изучены - это формирование связей между различными нейронами коры и структура ДНК. Любая новая информация, проходя через кору больших полушарий, связывает отдельные нейроны, образуя все новые их соединения. Чем более интенсивен поток информации и чем чаще она приводится, тем крепче эта связь. Поэтому повторение информации и помогает ее сохранению.
Первые экспериментальные исследования памяти были предприняты в ассоциативной психологии в конце XIХ века. В основу понимания памяти было положено понятие об ассоциациях, которые связывают между собой разные впечатления. Ассоциативная связь лежит в основе как хранения, так и воспроизведения этих впечатлений. Выделяют, со времен Аристотеля, три вида ассоциаций - по сходству, смежности в пространстве и времени, контрасту. Хотя впоследствии и были добавлены новые виды ассоциативных связей, эти три остаются наиболее важными, и именно их исследование положило начало экспериментальному изучению памяти в работах Г. Эббингауза, Г. Мюллера и других ученых.
Одним из ведущих видов восприятия являет восприятие формы, на основании которой в большей степени и происходит осмысление, категоризация предметов. При восприятии формы огромное значение имеют такие ее свойства, как структурность, прегнантность, дополнение до целого, фигура - фон, которые были открыты в работах гештальтпсихологов.
Структурность - свойство, выявленное первоначально в экспериментах Вертгеймера, который назвал его группировкой. Он показал, что человек в процессе восприятия не просто суммирует отдельные точки воспринимаемого контура, но группирует отдельные части по определенным признакам так, чтобы получилась понятная, близкая к воспринимаемому контексту структура. Тот факт, что воспринимающий субъект (человек, высшее животное) видит мир не как хаотический набор смутных образований, но как систему, состоящую из четких образов, объясняется именно структурностью восприятия. Структурность помогает нам разглядеть какую-то форму даже в неопределенных очертаниях окружающего. Так, в рассыпанных по листу бумаге точках мы видим не беспорядочный набор, но структуру, состоящую из вертикальных или горизонтальных линий, очерченных точками. Кто-то может увидеть квадраты из точек, кто-то систематизирует по другим признакам, но в любом случае мы видим упорядоченную систему знаков, помогающую нам лучше ориентироваться в окружающем.
Структурность - свойство, выявленное первоначально в экспериментах Вертгеймера, который назвал его группировкой. Он показал, что человек в процессе восприятия не просто суммирует отдельные точки воспринимаемого контура, но группирует отдельные части по определенным признакам так, чтобы получилась понятная, близкая к воспринимаемому контексту структура. Тот факт, что воспринимающий субъект (человек, высшее животное) видит мир не как хаотический набор смутных образований, но как систему, состоящую из четких образов, объясняется именно структурностью восприятия. Структурность помогает нам разглядеть какую-то форму даже в неопределенных очертаниях окружающего. Так, в рассыпанных по листу бумаге точках мы видим не беспорядочный набор, но структуру, состоящую из вертикальных или горизонтальных линий, очерченных точками. Кто-то может увидеть квадраты из точек, кто-то систематизирует по другим признакам, но в любом случае мы видим упорядоченную систему знаков, помогающую нам лучше ориентироваться в окружающем.