Существует несколько видов памяти, классификация которых исходит из разных оснований: по времени, по способу запоминания, по генезису. Это - кратковременная, долговременная и оперативная память, логическая (опосредованная) и механическая (непосредственная), произвольная и непроизвольная память, а также эмоциональная, моторная (двигательная), образная и вербальная (словесная) память. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную память.
В начале этой главы уже говорилось о концепции когнитивной психологии, в которой выделяются кратковременная и долговременная память. Однако сам эти понятия использовались и ранее, хотя и не несли той содержательной нагрузки, которую приобрели в последнее время.
Исследуя время хранения информации, ученые выделили кратковременную (время хранения до 20 секунд), долговременную (время хранения практически бесконечно) и оперативную память.
Оперативная память отличается тем, что время хранения информации в ней определяется задачей, то есть сведения сохраняются до тех пор, пока они нам могут понадобиться для решения. Это может быть несколько минут, а иногда и дней или недель. Но после того как задача решена и этот материал больше не понадобится (или нам кажется, что не понадобится), информация вытесняется, забывается. Так, знания, выученные к экзамену, которые, как кажется студенту, ему не нужны в дальнейшем, забываются мгновенно после получения отметки, условия задачи забываются после получения ответа и т. д.
Особый вид памяти - это иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память. В экспериментах, изучавших особенности иконической памяти, испытуемому экспонировались на тахистоскопе таблицы, на которых были написаны 20 букв (по пять в четырех рядах). После экспозиции экспериментатор спрашивал, какая буква была на том или ином месте (например, третья справа во втором снизу ряду). Если вопрос задавался не позже чем через 20 секунд после экспонирования, испытуемый легко справлялся с заданием, то есть в течение этого времени вся информация, вся таблица была у него перед глазами как картинка (икона). Отсюда и название для этого вида памяти. С этой картинки он и считывал информацию, отвечая на вопрос. Если же вопрос задавался позже, через 30 и более секунд, то картинка исчезала, так как часть информации из иконической памяти переходила в долговременную, а часть - в бессознательное. Поэтому испытуемый мог ответить лишь в том случае, если именно эту букву он случайно запомнил. Те же данные были получены и при изучении слуховой, эхоической памяти.
Кратковременная память характеризуется тем, что в течение 20 секунд в ней хранится информация, которая затем либо угасает, либо переводится в долговременное хранение. Это время необходимо для того, чтобы человек, хотя бы бессознательно, мог оценить поступающую информацию, произвести ее сортировку, отсеяв то, что не нужно, и сохранив важный материал. В течение времени, необходимого для анализа, эти данные повторяются, обеспечивая удержание в психике и создавая основу для устойчивых нейронных связей, о которых говорилось выше. С эффектом кратковременной памяти связан и открытый Эббингаузом факт, что последние слова в запоминаемом ряду воспроизводятся лучше, чем первые.
Основная функция КП - это первичная ориентировка в окружающей среде, то есть отображение пространственно-временной структуры среды и анализ степени многообразия параметров внешнего мира. Как показал в своих работах Д. Вулдридж, входные устройства передают в мозг последовательный ряд панорам внешнего мира, причем каждый кадр длится лишь несколько секунд, а затем угасает. Внимание же отбирает какую-то часть полученной информации для более длительного хранения.
Как поставщик материала для ДП, КП должна реагировать не только на значимость сигнала, но и на его новизну. При этом фильтрация событий происходит не по существенным взаимосвязям, а по степени их качественного многообразия, так как главным для КП является отображение быстро изменяющихся процессов
ДП позволяет хранить опыт, осознавать себя во времени, то есть жить и в прошлом, а не только в настоящем. Ее объем и длительность фактически безграничны. Материал, который перешел в долговременную память, остается в сознании, хотя бы на его периферии. В случае же необходимости человек может постепенно вспомнить, актуализировать ту или иную часть информации даже из бессознательного. ДП также помогает предвосхищать события на основе прошлого опыта, включая во временную перспективу не только прошлое и настоящее, но и будущее.
Детерминантой, определяющей фильтрацию событий, попадающих в ДП, является степень их общности, повторяемости. Таким образом, в ДП хранится опыт, который абстрагируется от несущественных признаков и включает лишь связи, существенные для целенаправленного поведения.
Различают две системы ДП - эксплицитную и имплицитную. Эксплицитная память - это память на факты и события, имплицитная - память на навыки. Знание, которое хранится в эксплицитной памяти, человек может сознательно вспомнить. Содержание имплицитной памяти вспомнить нельзя, но она проявляется в действии. Установлено также, что только информация, хранящаяся в эксплицитной ДП, подвержена амнезии. Диссоциация этих видов памяти редка (например, печатание на машинке), чаще они связаны между собой, при этом усложнение обработки информации при запоминании усложняет эксплицитную, а не имплицитную память.
Для того чтобы вспомнить нужный нам материал, «достать» его из долговременной памяти, важно его правильно систематизировать при хранении. Иногда психологи, несколько упрощая этот процесс, сравнивают нашу память с письменным столом с огромным количеством ящиков. Мы можем распихивать материал бессистемно, в разные ящики, поэтому важные в данный момент сведения могут оказаться в самом дальнем ящике, в бессознательном или смутном сознании, не связанными с другими, сходными сведениями. В это случае вспомнить о них, особенно в нужный момент, практически невозможно, мы справедливо считаем, что мы о них прочно забыли. Но мышление, которое, как уже указывалось, помогает и оценить данные восприятия, и систематизировать представления памяти, направлено на предотвращение подобных ошибок. Информация анализируется не только по новизне и значимости, но и по содержанию. Материал, связанный с разными ситуациями, с эпизодами нашей жизни (эпизодическая память), хранится отдельно от материала, связанного с обобщенными знаниями, научными понятиями (семантическая память). Эти виды памяти соотносятся и с разными областями сознания, о которых говорилось выше - автоноэтической (эпизодическая) и ноэтической (семантическая). Оперативная память же соотносится с аноэтической областью сознания.
Сложности с воспроизведением возникают, как правило, в тех случаях, когда мы неправильно закодировали информацию и она попала не в тот отдел или связана с другими сведениями, сходными, может быть, по внешнему виду, но не по существу. Так, дети, классифицируя предметы, могут отнести к одному классу все объекты одного цвета, не заботясь об их функциональном предназначении. Такие проблемы, как и ошибки восприятия, связаны с интеллектуальными проблемами, с низкой эффективностью мышления. Таким образом, мышление помогает не только восприятию (формирование эталонов), но и памяти (систематизация понятий).
Помимо временного параметра, выделяют, как уже было сказано, несколько видов памяти в зависимости от способа запоминания информации - произвольная и непроизвольная, опосредованная и непосредственная (механическая) память.
Исходя из того, ставилась ли субъектом сознательная цель - запомнить материал или нет, выделяют произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание (мнемическая деятельность) характеризуется не только осознанием цели, но и возможностью произвольной регуляции деятельности по запоминанию - какой именно материал, в каком объеме и на какой период времени необходимо запомнить. Такая регуляция возможна только на определенном этапе развития психики, поэтому произвольной памяти нет ни у животных, ни у маленьких детей.
Непроизвольное запоминание возникает уже на ранних этапах фило- и онтогенеза, при этом запоминаются преимущественно либо значимые для жизнедеятельности, либо эмоционально окрашенные, либо субъективно (для данного человека) интересные материалы. Таким образом, эмоциональный опыт, профессиональные и личные интересы и стремление к биологической адаптации являются ведущими факторами, определяющими непроизвольное запоминание. Запоминаются также очень интенсивные объекты (яркие краски, громкие звуки), а также динамические, движущиеся, а не статичные предметы, то есть все, что привлекает внимание и может стать источником важной для жизни информации. Именно при непроизвольном запоминании встречается эффект самореференции, который заключается в том, что важные события запечатлеваются навсегда и достаточно точно, хотя их содержание субъективно окрашено.
Главным недостатком непроизвольного запоминания является невозможность его регуляции, так как мы часто не можем ни запомнить какие-то сведения, ни забыть даже очень неприятные для нас эпизоды. Часто наше стремление вытеснить их в что-то бессознательное может не увенчаться успехом, и мы вспоминаем ранящие слова или неприятные обстоятельства, несмотря на наше желание забыть. Точно так же мы не можем в нужный момент вспомнить важный материал, который вспоминается иногда уже после того, как необходимость в нем прошла (например, ситуация экзамена, когда ответ на вопрос приходит уже после его окончания). При этом аффективная окрашенность ситуации не только не помогает, но затрудняет воспоминание.
Однако при некоторых обстоятельствах непроизвольное запоминание сможет быть даже более эффективным, чем произвольное, - речь идет о запоминании в правильно организованной деятельности, которое изучалось в работах А. А. Смирнова и П. И. Зинченко. В исследованиях П. И. Зинченко было выявлено существование двух видов непроизвольной памяти. Один из них является продуктом любой осознанной деятельности - каждый человек может вспомнить, что он делал в течение дня, о чем разговаривал с разными людьми в последнее время, хотя и не ставил себе целью это запомнить. Второй вид непроизвольной памяти связан с ориентировкой человека, в ходе которой он реагирует на объекты хотя и не входящие непосредственно в круг его деятельности, но вызывающие определенную ориентировочную реакцию. Такая память иногда называется случайной, воспроизведение при этом, естественно, затруднено и процент воспроизведенного материала невысок. Однако, как подчеркивал Зинченко, ею не исчерпывается вся непроизвольная память, и фактическое воспроизведение при целенаправленной деятельности намного выше.
Эксперименты Зинченко и Смирнова показали, что эффективность непроизвольного запоминания по сравнению с произвольным при отсроченном воспроизведении больше, чем при непосредственном, и превышают произвольное почти в два раза. Выше уже было сказано о том, что непроизвольно запоминается значимая информация, те объекты внешнего мира, с которыми мы непосредственно взаимодействуем. Например, если испытуемым дать рассмотреть карточки, на которых нарисованы яркие цветные картинки, а в углу - мелкие черные цифры, они, естественно, запомнят картинки, хотя и не все из предложенного набора. Однако в том случае, если им будет дано задание разложить цифры на четные и нечетные, в порядке возрастания или убывания, они запомнят именно цифры, причем процент запомненного материала будет намного больше, чем при рассматривании карточек. В то же время ярких картинок они попросту не заметят и не вспомнят ни одной из них. То есть не только значение и интерес, но степень концентрации внимания влияет не непроизвольное запоминание.
Зависит оно и от сложности той деятельности, которая выполняется. В одном из экспериментов испытуемых просили запомнить 30 слов. Естественно, что такое количество материала они запомнить не могли, сохраняя в лучшем случае лишь 12- 15 слов. В следующей серии было дано задание сосчитать количество букв в каждом слове, а затем, после окончания этой работы, - воспроизвести слова. В третьей серии опытов испытуемых просили провести классификацию слов на слух, а затем, перевернув лист бумаги, вспомнить слова. В первом случае запоминание было произвольным - у испытуемых была цель запомнить и воспроизвести выученный материал. Во второй и третьей сериях запоминание было непроизвольным, так как цель деятельности была другая (сосчитать буквы и провести классификацию) и испытуемые не ожидали, что их попросят вспомнить слова. Количество воспроизведенных слов во в второй серии не существенно отличалось от первой, зато в третьей почти все вспомнили больше 20 из предъявленных слов, то есть больше, чем при произвольном запоминании. Это объясняется тем, что выполняемая деятельность была направлена на анализ содержания слов и достаточно сложна для испытуемых. Таким образом, объем непроизвольной памяти в правильно организованной деятельности может существенно превысить объем произвольной. Этот факт очень важен для организации разных видов обучения, особенно у детей до 8- 9 лет, у которых произвольная регуляция поведения еще не очень высока.
Данные Зинченко и Смирнова об эффективности непроизвольного запоминания нашли свое подтверждение и в более поздних (1970-е годы) экспериментах, проведенных Д. Хайдом и Р. Дженкинсом. Они также предъявляли испытуемым разные слова, давая одной группе инструкцию проверить, есть ли в предлагаемом слове определенные буквы, а другой - оценить степень их приятности. Так как вторая деятельность была более сложной, испытуемые, входящие в эту группу, запомнили слова лучше. Таким образом, и полученные Хайдом и Дженкинсом материалы показали, что не важно, есть у испытуемого установка на запоминание или нет, важен уровень обработки материала.
Для произвольного запоминания характерно наличие мнемической установки, то есть направленности человека на запоминание материала. Разные мнемические установки вызывают разную ориентировку в материале, обусловливают выбор соответствующих способов запоминания, длительность его хранения. Установка регулирует не только перевод памяти из кратковременной в долговременную (то, на что она направлена, - сохраняется), но и время хранения информации. Так, в экспериментах две группы испытуемых заучивали слова, при этом одной из них говорили, что их попросят воспроизвести информацию через два дня, а другой - через два часа. Когда испытуемых обеих групп через два дня поспросили вспомнить заученный материал, испытуемые второй группы не смогли почти ничего сказать, так как бессознательно закладывали время хранения только два часа, после чего информация была забыта. Забывание в оперативной памяти также во многом связано с установкой на использование материала только для решения конкретной задачи.
Произвольное запоминание, как правило, связано с использованием специальных средств, помогающих этому процессу и опосредующих его. Так как чаще всего в этом качестве используются логические связи между отдельными частями информации, эта память называется логической, в отличие от непосредственной памяти, в которой запоминание опирается на механическое повторение заучиваемого материала.
Существуют специальные способы организации мнемической деятельности, о которых уже говорилось выше. Главным в этом процессе является укрупнение единиц информации, которая, как мы помним, ограничивается в кратковременной памяти цифрой 7 ± 2. В случае логического опосредования единица информации укрупняется, составляя уже не одно слово, но одно предложение или часть текста и т. д. Именно за счет такого объединения материала и увеличивается объем опосредованной памяти в каждый момент времени.
Деление памяти на опосредованную и непосредственную у взрослых людей во многом условно. У них практически всегда, даже при кратковременной памяти, существует выборочная активность и использование определенных способов запоминания. Связывая отдельные элементы запоминаемого материала друг с другом для лучшего запоминания, люди используют разные внутренние знаки (цифры, памятные даты, логику, даже мелодии). Поэтому у взрослого человека память почти всегда опросредована. Однако с точки зрения анализа онтогенетического развития памяти, выделение непосредственной памяти крайне важно.
Выделяют также генетические виды памяти: эмоциональную, моторную, образную и вербальную.
Моторная память имеет четкую структуру, это память на движения, являющаяся основой привычек, операций, навыков. Уже не очень высоко развитые животные и дети трех - четырех месяцев могут запомнить и повторить некоторые движения, воспроизвести их в сходных ситуациях. Двигательная память тесно связана с мышечными ощущениями, она более устойчива, чем эмоциональная, в ней чаще встречаются реминисценции. Даже после длительного перерыва навык быстро восстанавливается, и через много лет, начав печатать на машинке или кататься на коньках, люди быстро обретают прежний уровень выполнения этих движений. Известны примеры значительного развития даже у взрослых людей именно этого вида памяти. Например, у английского психолога Страйкера преобладала двигательная память, и он, прослушав оперу, вспоминал ее как партитуру, но не слышал голоса певцов.
Эмоциональная память возникает уже на ранних этапах онто- и филогенеза, она есть и у младенцев, и у животных. Это память на эмоции, которая помогает выделить в окружающем благоприятные и неблагоприятные условия для существования, причем представления в эмоциональной памяти крайне расплывчатые и неструктурированные. Значительную роль играет эмоциональная память и во взрослом возрасте, когда человек переживает безотчетные эмоции, связь которых с определенной ситуацией или предметом он не может осознать. Особенно сильными могут быть негативные проявления эмоциональной памяти, проявляющиеся в депрессии, подавленном настроении, тоске. Появлению этой феноменологии способствует как накопление отрицательных переживаний в эмоциональной памяти, так и синдром хронической усталости.
Образная память встречается только у высших животных, млекопитающих. Образы могут быть более или менее отчетливыми, осознанными, различаются они и по степени обобщенности. Исходя из этого, выделяют эйдетическую и схематическую образную память. Эйдетическая память всегда конкретна, часто это образ, в основе которого лежит синестезия, то есть данные от нескольких органов чувств. Поэтому она очень устойчива, а ее объем может быть очень большим, почти не ограниченным. Эйдетические образы обычно динамичны, изменчивы, они могут исчезать на время и снова появляться. Насыщенность и конкретность эйдетической памяти часто помогает в творческой деятельности, и многие художники (Л. Бетховен, Ф. Толстой, О. Бальзак и др.) обладали хорошо развитой эйдетической памятью. Явления эйдетизма свойственно и детям, у которых довольно часто отмечается длительное сохранения яркого, детализированного зрительного образа.
Схематическая память связана с начальной переработкой информации, которая частично обобщается так, что материал сохраняется не в виде конкретных образов, но в виде более общих и абстрактных схем.
Изучая эйдетическую память, А. Р. Лурия показал, что запоминаемый материал представляется эйдетику в виде картины, которую он по своему желанию разворачивает перед глазами. Выше уже упоминалось, что, запоминая неограниченное количество слов, его испытуемый рассказывал, что ему представляется, как он идет по улице, расставляя образы этих слов по обе ее стороны. При воспроизведении он идет в обратную сторону, оглядываясь вокруг и собирая, воспроизводя названия предметов. При этом картина, на основании которой строится память, чрезвычайно живая, конкретная, а образы отражают не только внешний вид, но и звуки, запахи объектов.
Однако такая память имеет не только положительные стороны, но и отрицательные, связанные с трудностью использования сохраненного материла. Действительно, при обычном запоминании человек не сможет запомнить 200 слов, он запомнит 20- 30, может, чуть больше, при условии, что ему удастся их систематизировать. Поэтому при определенном задании (например, вспомнить только названия животных или абстрактные понятия) воспроизведение не доставит испытуемому больших затруднений. В то же время эйдетику, который материал не систематизировал, но запоминал как цельную картину, надо, условно говоря, пройти опять всю улицу до конца, «собирая» только те понятия, которые было задано вспомнить. Таким образом, эйдетическая память имеет преимущества при хранении материала, а схематическая - при его воспроизведении.
Последним видом памяти, который существует только у человека, является словесная (или вербальная) память - на слова, цифры, ноты, то есть знаки любой природы. Представления, которые являются результатом такой памяти, еще более обобщены и абстракты, чем схематические образы, иногда слово даже не имеет какого-то конкретного образа, с которым оно связано. Естественно, что это относится к достаточно абстрактным представлениям (гипотеза, теорема и т. д.). При этом все люди склонны к хранению информации при помощи различных видов памяти, хотя иногда и возможно выявить предпочтение образно-схематической или вербальной памяти. Чаще же всего вербальная память используется при хранении знаковой информации, то есть в семантической памяти, а образно-схематическая - в эпизодической.
В последние годы ученые начали исследование еще одного вида памяти - автобиографической. Автобиографическая память обеспечивает субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути. В ее содержание входят автобиографически значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни.
Память, как и другие познавательные процессы, нельзя рассматривать вне зависимости от индивидуальных особенностей и свойств личности. Фактически память любого человека является индивидуальной и неповторимой, поскольку она представляет собой отражение его опыта. Индивидуальные различия памяти проявляются как в доминировании (или преимущественном развитии) одного из ее генетических видов (эйдетической, вербальной и т. д.), так и в соотношении механической и логической, произвольной и непроизвольной памяти. Важным фактором, определяющим своеобразие памяти, становится с возрастом и специфика деятельности, которой человек преимущественно занят. Часто эти факторы связаны друг с другом. Известно, например, что композитор С. Прокофьев запоминал номера телефонов как музыкальные мелодии, а многие художники признавались, что видят его написанным на холсте. Способ запоминания часто связан и с особенностями организации памяти, так как у одних людей (например, у эйдетиков) преобладают непосредственные (зрительные, слуховые и т. д.) формы запоминания, а у других лучше запоминается преобразованный, закодированный материал, представленный, например, в виде схем или текста.
В начале этой главы уже говорилось о концепции когнитивной психологии, в которой выделяются кратковременная и долговременная память. Однако сам эти понятия использовались и ранее, хотя и не несли той содержательной нагрузки, которую приобрели в последнее время.
Исследуя время хранения информации, ученые выделили кратковременную (время хранения до 20 секунд), долговременную (время хранения практически бесконечно) и оперативную память.
Оперативная память отличается тем, что время хранения информации в ней определяется задачей, то есть сведения сохраняются до тех пор, пока они нам могут понадобиться для решения. Это может быть несколько минут, а иногда и дней или недель. Но после того как задача решена и этот материал больше не понадобится (или нам кажется, что не понадобится), информация вытесняется, забывается. Так, знания, выученные к экзамену, которые, как кажется студенту, ему не нужны в дальнейшем, забываются мгновенно после получения отметки, условия задачи забываются после получения ответа и т. д.
Особый вид памяти - это иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память. В экспериментах, изучавших особенности иконической памяти, испытуемому экспонировались на тахистоскопе таблицы, на которых были написаны 20 букв (по пять в четырех рядах). После экспозиции экспериментатор спрашивал, какая буква была на том или ином месте (например, третья справа во втором снизу ряду). Если вопрос задавался не позже чем через 20 секунд после экспонирования, испытуемый легко справлялся с заданием, то есть в течение этого времени вся информация, вся таблица была у него перед глазами как картинка (икона). Отсюда и название для этого вида памяти. С этой картинки он и считывал информацию, отвечая на вопрос. Если же вопрос задавался позже, через 30 и более секунд, то картинка исчезала, так как часть информации из иконической памяти переходила в долговременную, а часть - в бессознательное. Поэтому испытуемый мог ответить лишь в том случае, если именно эту букву он случайно запомнил. Те же данные были получены и при изучении слуховой, эхоической памяти.
Кратковременная память характеризуется тем, что в течение 20 секунд в ней хранится информация, которая затем либо угасает, либо переводится в долговременное хранение. Это время необходимо для того, чтобы человек, хотя бы бессознательно, мог оценить поступающую информацию, произвести ее сортировку, отсеяв то, что не нужно, и сохранив важный материал. В течение времени, необходимого для анализа, эти данные повторяются, обеспечивая удержание в психике и создавая основу для устойчивых нейронных связей, о которых говорилось выше. С эффектом кратковременной памяти связан и открытый Эббингаузом факт, что последние слова в запоминаемом ряду воспроизводятся лучше, чем первые.
Основная функция КП - это первичная ориентировка в окружающей среде, то есть отображение пространственно-временной структуры среды и анализ степени многообразия параметров внешнего мира. Как показал в своих работах Д. Вулдридж, входные устройства передают в мозг последовательный ряд панорам внешнего мира, причем каждый кадр длится лишь несколько секунд, а затем угасает. Внимание же отбирает какую-то часть полученной информации для более длительного хранения.
Как поставщик материала для ДП, КП должна реагировать не только на значимость сигнала, но и на его новизну. При этом фильтрация событий происходит не по существенным взаимосвязям, а по степени их качественного многообразия, так как главным для КП является отображение быстро изменяющихся процессов
ДП позволяет хранить опыт, осознавать себя во времени, то есть жить и в прошлом, а не только в настоящем. Ее объем и длительность фактически безграничны. Материал, который перешел в долговременную память, остается в сознании, хотя бы на его периферии. В случае же необходимости человек может постепенно вспомнить, актуализировать ту или иную часть информации даже из бессознательного. ДП также помогает предвосхищать события на основе прошлого опыта, включая во временную перспективу не только прошлое и настоящее, но и будущее.
Детерминантой, определяющей фильтрацию событий, попадающих в ДП, является степень их общности, повторяемости. Таким образом, в ДП хранится опыт, который абстрагируется от несущественных признаков и включает лишь связи, существенные для целенаправленного поведения.
Различают две системы ДП - эксплицитную и имплицитную. Эксплицитная память - это память на факты и события, имплицитная - память на навыки. Знание, которое хранится в эксплицитной памяти, человек может сознательно вспомнить. Содержание имплицитной памяти вспомнить нельзя, но она проявляется в действии. Установлено также, что только информация, хранящаяся в эксплицитной ДП, подвержена амнезии. Диссоциация этих видов памяти редка (например, печатание на машинке), чаще они связаны между собой, при этом усложнение обработки информации при запоминании усложняет эксплицитную, а не имплицитную память.
Для того чтобы вспомнить нужный нам материал, «достать» его из долговременной памяти, важно его правильно систематизировать при хранении. Иногда психологи, несколько упрощая этот процесс, сравнивают нашу память с письменным столом с огромным количеством ящиков. Мы можем распихивать материал бессистемно, в разные ящики, поэтому важные в данный момент сведения могут оказаться в самом дальнем ящике, в бессознательном или смутном сознании, не связанными с другими, сходными сведениями. В это случае вспомнить о них, особенно в нужный момент, практически невозможно, мы справедливо считаем, что мы о них прочно забыли. Но мышление, которое, как уже указывалось, помогает и оценить данные восприятия, и систематизировать представления памяти, направлено на предотвращение подобных ошибок. Информация анализируется не только по новизне и значимости, но и по содержанию. Материал, связанный с разными ситуациями, с эпизодами нашей жизни (эпизодическая память), хранится отдельно от материала, связанного с обобщенными знаниями, научными понятиями (семантическая память). Эти виды памяти соотносятся и с разными областями сознания, о которых говорилось выше - автоноэтической (эпизодическая) и ноэтической (семантическая). Оперативная память же соотносится с аноэтической областью сознания.
Сложности с воспроизведением возникают, как правило, в тех случаях, когда мы неправильно закодировали информацию и она попала не в тот отдел или связана с другими сведениями, сходными, может быть, по внешнему виду, но не по существу. Так, дети, классифицируя предметы, могут отнести к одному классу все объекты одного цвета, не заботясь об их функциональном предназначении. Такие проблемы, как и ошибки восприятия, связаны с интеллектуальными проблемами, с низкой эффективностью мышления. Таким образом, мышление помогает не только восприятию (формирование эталонов), но и памяти (систематизация понятий).
Помимо временного параметра, выделяют, как уже было сказано, несколько видов памяти в зависимости от способа запоминания информации - произвольная и непроизвольная, опосредованная и непосредственная (механическая) память.
Исходя из того, ставилась ли субъектом сознательная цель - запомнить материал или нет, выделяют произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание (мнемическая деятельность) характеризуется не только осознанием цели, но и возможностью произвольной регуляции деятельности по запоминанию - какой именно материал, в каком объеме и на какой период времени необходимо запомнить. Такая регуляция возможна только на определенном этапе развития психики, поэтому произвольной памяти нет ни у животных, ни у маленьких детей.
Непроизвольное запоминание возникает уже на ранних этапах фило- и онтогенеза, при этом запоминаются преимущественно либо значимые для жизнедеятельности, либо эмоционально окрашенные, либо субъективно (для данного человека) интересные материалы. Таким образом, эмоциональный опыт, профессиональные и личные интересы и стремление к биологической адаптации являются ведущими факторами, определяющими непроизвольное запоминание. Запоминаются также очень интенсивные объекты (яркие краски, громкие звуки), а также динамические, движущиеся, а не статичные предметы, то есть все, что привлекает внимание и может стать источником важной для жизни информации. Именно при непроизвольном запоминании встречается эффект самореференции, который заключается в том, что важные события запечатлеваются навсегда и достаточно точно, хотя их содержание субъективно окрашено.
Главным недостатком непроизвольного запоминания является невозможность его регуляции, так как мы часто не можем ни запомнить какие-то сведения, ни забыть даже очень неприятные для нас эпизоды. Часто наше стремление вытеснить их в что-то бессознательное может не увенчаться успехом, и мы вспоминаем ранящие слова или неприятные обстоятельства, несмотря на наше желание забыть. Точно так же мы не можем в нужный момент вспомнить важный материал, который вспоминается иногда уже после того, как необходимость в нем прошла (например, ситуация экзамена, когда ответ на вопрос приходит уже после его окончания). При этом аффективная окрашенность ситуации не только не помогает, но затрудняет воспоминание.
Однако при некоторых обстоятельствах непроизвольное запоминание сможет быть даже более эффективным, чем произвольное, - речь идет о запоминании в правильно организованной деятельности, которое изучалось в работах А. А. Смирнова и П. И. Зинченко. В исследованиях П. И. Зинченко было выявлено существование двух видов непроизвольной памяти. Один из них является продуктом любой осознанной деятельности - каждый человек может вспомнить, что он делал в течение дня, о чем разговаривал с разными людьми в последнее время, хотя и не ставил себе целью это запомнить. Второй вид непроизвольной памяти связан с ориентировкой человека, в ходе которой он реагирует на объекты хотя и не входящие непосредственно в круг его деятельности, но вызывающие определенную ориентировочную реакцию. Такая память иногда называется случайной, воспроизведение при этом, естественно, затруднено и процент воспроизведенного материала невысок. Однако, как подчеркивал Зинченко, ею не исчерпывается вся непроизвольная память, и фактическое воспроизведение при целенаправленной деятельности намного выше.
Эксперименты Зинченко и Смирнова показали, что эффективность непроизвольного запоминания по сравнению с произвольным при отсроченном воспроизведении больше, чем при непосредственном, и превышают произвольное почти в два раза. Выше уже было сказано о том, что непроизвольно запоминается значимая информация, те объекты внешнего мира, с которыми мы непосредственно взаимодействуем. Например, если испытуемым дать рассмотреть карточки, на которых нарисованы яркие цветные картинки, а в углу - мелкие черные цифры, они, естественно, запомнят картинки, хотя и не все из предложенного набора. Однако в том случае, если им будет дано задание разложить цифры на четные и нечетные, в порядке возрастания или убывания, они запомнят именно цифры, причем процент запомненного материала будет намного больше, чем при рассматривании карточек. В то же время ярких картинок они попросту не заметят и не вспомнят ни одной из них. То есть не только значение и интерес, но степень концентрации внимания влияет не непроизвольное запоминание.
Зависит оно и от сложности той деятельности, которая выполняется. В одном из экспериментов испытуемых просили запомнить 30 слов. Естественно, что такое количество материала они запомнить не могли, сохраняя в лучшем случае лишь 12- 15 слов. В следующей серии было дано задание сосчитать количество букв в каждом слове, а затем, после окончания этой работы, - воспроизвести слова. В третьей серии опытов испытуемых просили провести классификацию слов на слух, а затем, перевернув лист бумаги, вспомнить слова. В первом случае запоминание было произвольным - у испытуемых была цель запомнить и воспроизвести выученный материал. Во второй и третьей сериях запоминание было непроизвольным, так как цель деятельности была другая (сосчитать буквы и провести классификацию) и испытуемые не ожидали, что их попросят вспомнить слова. Количество воспроизведенных слов во в второй серии не существенно отличалось от первой, зато в третьей почти все вспомнили больше 20 из предъявленных слов, то есть больше, чем при произвольном запоминании. Это объясняется тем, что выполняемая деятельность была направлена на анализ содержания слов и достаточно сложна для испытуемых. Таким образом, объем непроизвольной памяти в правильно организованной деятельности может существенно превысить объем произвольной. Этот факт очень важен для организации разных видов обучения, особенно у детей до 8- 9 лет, у которых произвольная регуляция поведения еще не очень высока.
Данные Зинченко и Смирнова об эффективности непроизвольного запоминания нашли свое подтверждение и в более поздних (1970-е годы) экспериментах, проведенных Д. Хайдом и Р. Дженкинсом. Они также предъявляли испытуемым разные слова, давая одной группе инструкцию проверить, есть ли в предлагаемом слове определенные буквы, а другой - оценить степень их приятности. Так как вторая деятельность была более сложной, испытуемые, входящие в эту группу, запомнили слова лучше. Таким образом, и полученные Хайдом и Дженкинсом материалы показали, что не важно, есть у испытуемого установка на запоминание или нет, важен уровень обработки материала.
Для произвольного запоминания характерно наличие мнемической установки, то есть направленности человека на запоминание материала. Разные мнемические установки вызывают разную ориентировку в материале, обусловливают выбор соответствующих способов запоминания, длительность его хранения. Установка регулирует не только перевод памяти из кратковременной в долговременную (то, на что она направлена, - сохраняется), но и время хранения информации. Так, в экспериментах две группы испытуемых заучивали слова, при этом одной из них говорили, что их попросят воспроизвести информацию через два дня, а другой - через два часа. Когда испытуемых обеих групп через два дня поспросили вспомнить заученный материал, испытуемые второй группы не смогли почти ничего сказать, так как бессознательно закладывали время хранения только два часа, после чего информация была забыта. Забывание в оперативной памяти также во многом связано с установкой на использование материала только для решения конкретной задачи.
Произвольное запоминание, как правило, связано с использованием специальных средств, помогающих этому процессу и опосредующих его. Так как чаще всего в этом качестве используются логические связи между отдельными частями информации, эта память называется логической, в отличие от непосредственной памяти, в которой запоминание опирается на механическое повторение заучиваемого материала.
Существуют специальные способы организации мнемической деятельности, о которых уже говорилось выше. Главным в этом процессе является укрупнение единиц информации, которая, как мы помним, ограничивается в кратковременной памяти цифрой 7 ± 2. В случае логического опосредования единица информации укрупняется, составляя уже не одно слово, но одно предложение или часть текста и т. д. Именно за счет такого объединения материала и увеличивается объем опосредованной памяти в каждый момент времени.
Деление памяти на опосредованную и непосредственную у взрослых людей во многом условно. У них практически всегда, даже при кратковременной памяти, существует выборочная активность и использование определенных способов запоминания. Связывая отдельные элементы запоминаемого материала друг с другом для лучшего запоминания, люди используют разные внутренние знаки (цифры, памятные даты, логику, даже мелодии). Поэтому у взрослого человека память почти всегда опросредована. Однако с точки зрения анализа онтогенетического развития памяти, выделение непосредственной памяти крайне важно.
Выделяют также генетические виды памяти: эмоциональную, моторную, образную и вербальную.
Моторная память имеет четкую структуру, это память на движения, являющаяся основой привычек, операций, навыков. Уже не очень высоко развитые животные и дети трех - четырех месяцев могут запомнить и повторить некоторые движения, воспроизвести их в сходных ситуациях. Двигательная память тесно связана с мышечными ощущениями, она более устойчива, чем эмоциональная, в ней чаще встречаются реминисценции. Даже после длительного перерыва навык быстро восстанавливается, и через много лет, начав печатать на машинке или кататься на коньках, люди быстро обретают прежний уровень выполнения этих движений. Известны примеры значительного развития даже у взрослых людей именно этого вида памяти. Например, у английского психолога Страйкера преобладала двигательная память, и он, прослушав оперу, вспоминал ее как партитуру, но не слышал голоса певцов.
Эмоциональная память возникает уже на ранних этапах онто- и филогенеза, она есть и у младенцев, и у животных. Это память на эмоции, которая помогает выделить в окружающем благоприятные и неблагоприятные условия для существования, причем представления в эмоциональной памяти крайне расплывчатые и неструктурированные. Значительную роль играет эмоциональная память и во взрослом возрасте, когда человек переживает безотчетные эмоции, связь которых с определенной ситуацией или предметом он не может осознать. Особенно сильными могут быть негативные проявления эмоциональной памяти, проявляющиеся в депрессии, подавленном настроении, тоске. Появлению этой феноменологии способствует как накопление отрицательных переживаний в эмоциональной памяти, так и синдром хронической усталости.
Образная память встречается только у высших животных, млекопитающих. Образы могут быть более или менее отчетливыми, осознанными, различаются они и по степени обобщенности. Исходя из этого, выделяют эйдетическую и схематическую образную память. Эйдетическая память всегда конкретна, часто это образ, в основе которого лежит синестезия, то есть данные от нескольких органов чувств. Поэтому она очень устойчива, а ее объем может быть очень большим, почти не ограниченным. Эйдетические образы обычно динамичны, изменчивы, они могут исчезать на время и снова появляться. Насыщенность и конкретность эйдетической памяти часто помогает в творческой деятельности, и многие художники (Л. Бетховен, Ф. Толстой, О. Бальзак и др.) обладали хорошо развитой эйдетической памятью. Явления эйдетизма свойственно и детям, у которых довольно часто отмечается длительное сохранения яркого, детализированного зрительного образа.
Схематическая память связана с начальной переработкой информации, которая частично обобщается так, что материал сохраняется не в виде конкретных образов, но в виде более общих и абстрактных схем.
Изучая эйдетическую память, А. Р. Лурия показал, что запоминаемый материал представляется эйдетику в виде картины, которую он по своему желанию разворачивает перед глазами. Выше уже упоминалось, что, запоминая неограниченное количество слов, его испытуемый рассказывал, что ему представляется, как он идет по улице, расставляя образы этих слов по обе ее стороны. При воспроизведении он идет в обратную сторону, оглядываясь вокруг и собирая, воспроизводя названия предметов. При этом картина, на основании которой строится память, чрезвычайно живая, конкретная, а образы отражают не только внешний вид, но и звуки, запахи объектов.
Однако такая память имеет не только положительные стороны, но и отрицательные, связанные с трудностью использования сохраненного материла. Действительно, при обычном запоминании человек не сможет запомнить 200 слов, он запомнит 20- 30, может, чуть больше, при условии, что ему удастся их систематизировать. Поэтому при определенном задании (например, вспомнить только названия животных или абстрактные понятия) воспроизведение не доставит испытуемому больших затруднений. В то же время эйдетику, который материал не систематизировал, но запоминал как цельную картину, надо, условно говоря, пройти опять всю улицу до конца, «собирая» только те понятия, которые было задано вспомнить. Таким образом, эйдетическая память имеет преимущества при хранении материала, а схематическая - при его воспроизведении.
Последним видом памяти, который существует только у человека, является словесная (или вербальная) память - на слова, цифры, ноты, то есть знаки любой природы. Представления, которые являются результатом такой памяти, еще более обобщены и абстракты, чем схематические образы, иногда слово даже не имеет какого-то конкретного образа, с которым оно связано. Естественно, что это относится к достаточно абстрактным представлениям (гипотеза, теорема и т. д.). При этом все люди склонны к хранению информации при помощи различных видов памяти, хотя иногда и возможно выявить предпочтение образно-схематической или вербальной памяти. Чаще же всего вербальная память используется при хранении знаковой информации, то есть в семантической памяти, а образно-схематическая - в эпизодической.
В последние годы ученые начали исследование еще одного вида памяти - автобиографической. Автобиографическая память обеспечивает субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути. В ее содержание входят автобиографически значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни.
Память, как и другие познавательные процессы, нельзя рассматривать вне зависимости от индивидуальных особенностей и свойств личности. Фактически память любого человека является индивидуальной и неповторимой, поскольку она представляет собой отражение его опыта. Индивидуальные различия памяти проявляются как в доминировании (или преимущественном развитии) одного из ее генетических видов (эйдетической, вербальной и т. д.), так и в соотношении механической и логической, произвольной и непроизвольной памяти. Важным фактором, определяющим своеобразие памяти, становится с возрастом и специфика деятельности, которой человек преимущественно занят. Часто эти факторы связаны друг с другом. Известно, например, что композитор С. Прокофьев запоминал номера телефонов как музыкальные мелодии, а многие художники признавались, что видят его написанным на холсте. Способ запоминания часто связан и с особенностями организации памяти, так как у одних людей (например, у эйдетиков) преобладают непосредственные (зрительные, слуховые и т. д.) формы запоминания, а у других лучше запоминается преобразованный, закодированный материал, представленный, например, в виде схем или текста.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи