Для трансформации имеющихся образов и представлений и создания новых продуктов в воображении, как и в мышлении, используются операции - слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.
Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (то есть его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей, и т. д.
Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты и свойства предметов. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец - полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.
Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение соотношения его частей. Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты. Так, например, в классической комедии Фонвизина «Недоросль» Правдин, Скотинин не похожи на реальных людей, но созданы для отражения (и осмеяния) определенных черт характера, стиля поведения. Гиперболизация применяется и в сказках, в которых описывается, например, необыкновенная сила или рост богатырей, что подчеркивает их храбрость и отвагу. Ум и ловкость ребенка (Мальчика-с-пальчика) особенно велики по контрасту величиной и глупостью людоеда - это тоже результат гиперболизации.
Операция акцентирования и заострения, так же как и гиперболизация, связана с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этих операций в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.
Другими способами придания дополнительной выразительности образу, являются типизация и схематизация. Схематизация предполагает сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, а типизация - выделение существенных признаков и свойств, повторяющихся в однородных явлениях. И в том и в другом случае происходит обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качества, хотя в отличие от гиперболизации правдоподобие в описании героев сохраняется. Типизация использована, например, А. Н. Островским в описании купцов в его пьесах, Мольером, раскрывшим наиболее распространенные черты выскочек, разбогатевших и стремящихся попасть в другую социальную группу.
Воображение тесно связано с другими сферами психики и другими познавательными процессами - эмоциями, с памятью и мышлением.
Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Воображение может заставить человека почувствовать себя больным или, наоборот, здоровым, добавить уверенности в себе или, наоборот, вообразить себя совершенно беспомощным. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, скрытыми упреками в абсолютно нейтральных фразах и ситуациях. Положительные эмоции, например ожидаемая радость, вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания, а отрицательные приводят к преувеличению неудач и неприятностей, как настоящих, так и будущих.
Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голоса или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх. Воображаемая реакция близкого человека на подарок вызывает радость от его приобретения, а возможная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.
Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует весьма распространенный стереотип что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на высокую гибкость и пластичность их психики, способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнует, и переживания отливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими воображаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).
Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном возражении, так как многие факты, неизвестные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. В этом плане характерен пример Б. М. Теплова, рассказавшего о мальчике семи - восьми лет, который, описывая события Смутного времени и пострижение князя Шуйского в монастырь, сказал, что он сначала пошел в парикмахерскую, а затем был вынужден запереться в монастыре. Понятие пострижения в монахи, незнакомое ребенку, было в воображении заменено более знакомым образом стрижки в парикмахерской. Это крайне яркий и наглядный пример иллюстрирует механику и менее ярких, но весьма распространенных ошибок при построении воображаемых образов.
Воображение заменяет мышление в случаях затруднения при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми, при этом степень включенности воображения в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом имеющейся о ней информации.
Творческое воображение, как и творческое мышление, связано с креативностью. Креативность подразумевает творческие способности, характеризующие готовность человека к продуцированию принципиально новых идей. Часто креативность отождествляют с творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности. По мнению многих ученых, креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а потому имеет связь с определенными психодинамическими характеристиками, например с пластичностью.
Выделяют образную и вербальную креативность, то есть преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до семи- восьми лет существенно опережает вербальную у всех детей. Выше уже упоминалось о данных Вертгеймера, доказавшего чувствительность творческого мышления к схеме. Развитие креативности подтверждает этот факт, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.
Гилфордом были выделены ведущие параметры и образной, и вербальной креативности:
● оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
● семантическая гибкость - способность на основе выделения функции объекта предлагать его новое использование;
● образная адаптивная гибкость - способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
● семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.
Впоследствии характеристика креативности была дополнена способностью к обнаружению и постановке проблем и способностью к усовершенствованию путем добавления деталей.
Развитие основных положений концепции Гилфлорда было осуществлено в работах Е. П. Торренса. Креативность рассматривалась Торренсом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.
Важным моментом, который подчеркивали практически все ученые, является несовпадение уровня креативности с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высоко развитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.
Слияние подразумевает произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных черт разных объектов в одном образе. Так, Пастернак говорил о том, что в образе Лары в его романе «Доктор Живаго» соединены черты Зинаиды Пастернак и Ольги Ивинской. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества Сони и Тани (то есть его жены и ее сестры). Точно так же слияние может осуществляться в новой мелодии, соединяющей мотивы нескольких, в чертеже здания, в котором комбинируются несколько архитектурных стилей, и т. д.
Особый вид слияния - это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты и свойства предметов. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец - полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.
Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение соотношения его частей. Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные его черты. Так, например, в классической комедии Фонвизина «Недоросль» Правдин, Скотинин не похожи на реальных людей, но созданы для отражения (и осмеяния) определенных черт характера, стиля поведения. Гиперболизация применяется и в сказках, в которых описывается, например, необыкновенная сила или рост богатырей, что подчеркивает их храбрость и отвагу. Ум и ловкость ребенка (Мальчика-с-пальчика) особенно велики по контрасту величиной и глупостью людоеда - это тоже результат гиперболизации.
Операция акцентирования и заострения, так же как и гиперболизация, связана с намеренным усилением какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этих операций в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.
Другими способами придания дополнительной выразительности образу, являются типизация и схематизация. Схематизация предполагает сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними, а типизация - выделение существенных признаков и свойств, повторяющихся в однородных явлениях. И в том и в другом случае происходит обобщение наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что при этом полностью игнорируются все специфические личностные качества, хотя в отличие от гиперболизации правдоподобие в описании героев сохраняется. Типизация использована, например, А. Н. Островским в описании купцов в его пьесах, Мольером, раскрывшим наиболее распространенные черты выскочек, разбогатевших и стремящихся попасть в другую социальную группу.
Воображение тесно связано с другими сферами психики и другими познавательными процессами - эмоциями, с памятью и мышлением.
Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Воображение может заставить человека почувствовать себя больным или, наоборот, здоровым, добавить уверенности в себе или, наоборот, вообразить себя совершенно беспомощным. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, скрытыми упреками в абсолютно нейтральных фразах и ситуациях. Положительные эмоции, например ожидаемая радость, вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания, а отрицательные приводят к преувеличению неудач и неприятностей, как настоящих, так и будущих.
Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания. Пациент, ожидающий своей очереди у зубного врача, воображает себе предстоящее испытание, а голоса или звук бормашины делают образы еще более живыми и отчетливыми, усиливая страх. Воображаемая реакция близкого человека на подарок вызывает радость от его приобретения, а возможная оценка окружающими неблаговидного поступка способна вызвать стыд и удержать от его совершения.
Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует весьма распространенный стереотип что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, так как у детей, несмотря на высокую гибкость и пластичность их психики, способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети не стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнует, и переживания отливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими воображаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).
Роль памяти, знаний особенно отчетливо видна в репродуктивном возражении, так как многие факты, неизвестные человеку, он просто не может себе представить. Это проявляется, например, в реакции людей, не переживших войну, на рассказы или поведение беженцев из Чечни, описания исторических событий. В этом плане характерен пример Б. М. Теплова, рассказавшего о мальчике семи - восьми лет, который, описывая события Смутного времени и пострижение князя Шуйского в монастырь, сказал, что он сначала пошел в парикмахерскую, а затем был вынужден запереться в монастыре. Понятие пострижения в монахи, незнакомое ребенку, было в воображении заменено более знакомым образом стрижки в парикмахерской. Это крайне яркий и наглядный пример иллюстрирует механику и менее ярких, но весьма распространенных ошибок при построении воображаемых образов.
Воображение заменяет мышление в случаях затруднения при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми, при этом степень включенности воображения в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом имеющейся о ней информации.
Творческое воображение, как и творческое мышление, связано с креативностью. Креативность подразумевает творческие способности, характеризующие готовность человека к продуцированию принципиально новых идей. Часто креативность отождествляют с творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности. По мнению многих ученых, креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а потому имеет связь с определенными психодинамическими характеристиками, например с пластичностью.
Выделяют образную и вербальную креативность, то есть преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербальном) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до семи- восьми лет существенно опережает вербальную у всех детей. Выше уже упоминалось о данных Вертгеймера, доказавшего чувствительность творческого мышления к схеме. Развитие креативности подтверждает этот факт, так как вербальный план в творчестве, как правило, не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.
Гилфордом были выделены ведущие параметры и образной, и вербальной креативности:
● оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
● семантическая гибкость - способность на основе выделения функции объекта предлагать его новое использование;
● образная адаптивная гибкость - способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
● семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации.
Впоследствии характеристика креативности была дополнена способностью к обнаружению и постановке проблем и способностью к усовершенствованию путем добавления деталей.
Развитие основных положений концепции Гилфлорда было осуществлено в работах Е. П. Торренса. Креативность рассматривалась Торренсом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.
Важным моментом, который подчеркивали практически все ученые, является несовпадение уровня креативности с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высоко развитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи