Какой бы это ни был модуль, необходимо ознакомить его участников с историей использования холотропа и расширенной картографии сознания Ст. Грофа.
Ст. Гроф стал психиатром и исследователем психоделиков в середине 1950-х годов. В 1954 году начал работать гидом для людей, принимающих психоделики.
В 1956 г. он получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельной исследовательской работе. На протяжении 19 лет (с 1954 по 1973 гг.) занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1967 г. Он приехал в США с 15 фунтами одежды и 25 фунтами записей психоделических сессий, которые и стали основой многих его книг, включая «Области человеческого бессознательного», «Человек перед лицом смерти» и «ЛСД-психотерапия».
В 1960-х годах люди принимали психоделики случайно и зачастую без какого-либо руководства, путая внутренний холотропический и внешний хилотропический опыты, что привело к осложнениям, и в результате эти вещества стали нелегальными. Но прежде чем психоделики были объявлены вне закона, исследователи немало узнали о необычных состояниях сознания.
Ст. Гроф стал психиатром и исследователем психоделиков в середине 1950-х годов. В 1954 году начал работать гидом для людей, принимающих психоделики.
В 1956 г. он получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельной исследовательской работе. На протяжении 19 лет (с 1954 по 1973 гг.) занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1967 г. Он приехал в США с 15 фунтами одежды и 25 фунтами записей психоделических сессий, которые и стали основой многих его книг, включая «Области человеческого бессознательного», «Человек перед лицом смерти» и «ЛСД-психотерапия».
В 1960-х годах люди принимали психоделики случайно и зачастую без какого-либо руководства, путая внутренний холотропический и внешний хилотропический опыты, что привело к осложнениям, и в результате эти вещества стали нелегальными. Но прежде чем психоделики были объявлены вне закона, исследователи немало узнали о необычных состояниях сознания.
Подготовка физического и психологического пространства перед сессией
В знак уважения к практике холотропного дыхания и участникам семинара начните с подготовки чистого и эстетического пространства, так, чтобы оно стало сакральным. Слово «сакральный» используется здесь для выражения чувства почтения к необычным состояниям сознания и его тайнам. Антропологи описывали ритуалы различных культур, предназначенные для стимуляции необычных состояний сознания как сакральных. В таких ритуалах, как правило, большое внимание уделялось подготовке ума, тела и окружения, для того чтобы стать открытым к содержанию, которое, как предполагалось, становится доступным через это сакральное состояние.
Предложите участникам создать для себя сакральное пространство, принеся небольшие предметы, имеющие для них значение (картинки, кристаллы, украшения, амулеты и т. д.), и сделать алтарь. Алтарь расположите так, чтобы он не мешал работе и в то же время был заметен.
В знак уважения к практике холотропного дыхания и участникам семинара начните с подготовки чистого и эстетического пространства, так, чтобы оно стало сакральным. Слово «сакральный» используется здесь для выражения чувства почтения к необычным состояниям сознания и его тайнам. Антропологи описывали ритуалы различных культур, предназначенные для стимуляции необычных состояний сознания как сакральных. В таких ритуалах, как правило, большое внимание уделялось подготовке ума, тела и окружения, для того чтобы стать открытым к содержанию, которое, как предполагалось, становится доступным через это сакральное состояние.
Предложите участникам создать для себя сакральное пространство, принеся небольшие предметы, имеющие для них значение (картинки, кристаллы, украшения, амулеты и т. д.), и сделать алтарь. Алтарь расположите так, чтобы он не мешал работе и в то же время был заметен.
Холотропное дыхание (oi феч holos — 'целый', trupein — 'ведущий'), «дыхание, ведущее к целостности», — методика, автором и теоретиком которой является Ст. Гроф. Теоретическая база холотропно-го дыхания — трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:
• более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
• побуждающая музыка;
• помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.
Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая, при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом — в роли сидящего (ситгера) (19, 36, 56).
• более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
• побуждающая музыка;
• помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.
Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая, при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом — в роли сидящего (ситгера) (19, 36, 56).
Предварительные условия
Отличительной чертой этого процесса является то, что он проводится в воде. Вода считается холодной, если ее температура ниже температуры тела дышащего. Если тренинг проводится в естественном водоеме (реке, озере, море), то погодные условия должны благоприятствовать этому. Погода должна быть хорошей, теплой, не должно быть дождя, берег водоема должен быть сухим. Склон к водоему должен быть пологим, чтобы обеспечивать возможность постепенного входа и выноса дышащего. Нужно подготовить место, куда можно было бы положить дышащего после выноса из воды. Лучше иметь два одеяла, одно в качестве подстилки, второе — для того чтобы закутать дышащего. В зависимости от физического веса и антропометрических данных дышащего инструктору должны помогать от одного до нескольких ассистентов (лучше мужчин), чтобы выносить дышащего из воды. Инструктор должен в совершенстве владеть техникой водного ребефинга, хорошо плавать, не иметь гидрофобии. Временные ограничения пребывания в воде обусловлены температурой воды, подготовленностью и физическим здоровьем дышащего. При проведении тренинга в бассейне все предварительные условия остаются в силе, кроме погоды.
Отличительной чертой этого процесса является то, что он проводится в воде. Вода считается холодной, если ее температура ниже температуры тела дышащего. Если тренинг проводится в естественном водоеме (реке, озере, море), то погодные условия должны благоприятствовать этому. Погода должна быть хорошей, теплой, не должно быть дождя, берег водоема должен быть сухим. Склон к водоему должен быть пологим, чтобы обеспечивать возможность постепенного входа и выноса дышащего. Нужно подготовить место, куда можно было бы положить дышащего после выноса из воды. Лучше иметь два одеяла, одно в качестве подстилки, второе — для того чтобы закутать дышащего. В зависимости от физического веса и антропометрических данных дышащего инструктору должны помогать от одного до нескольких ассистентов (лучше мужчин), чтобы выносить дышащего из воды. Инструктор должен в совершенстве владеть техникой водного ребефинга, хорошо плавать, не иметь гидрофобии. Временные ограничения пребывания в воде обусловлены температурой воды, подготовленностью и физическим здоровьем дышащего. При проведении тренинга в бассейне все предварительные условия остаются в силе, кроме погоды.
Он учился у Шива-Йогина Бабадж1я (Шива-Йога — йога бессмертия). Орр считает, что существует девять основных принципов йоги вечной жизни.
Очищение
Вода, Огонь, Воздух и Земля состав;ляют тайну вечной жизни и молодости тела.
Вода: у каждого человека на Западе в квартире есть теплая вода. В результате этого многие люди имеют- возможность принимать ванну два раза в день, что является практикой (бессмертных йогов. Орр обнаружил, что ему необходимо проводить каякдый день по крайней мере один час в теплой воде, чтобы очиститься от загрязнений негативной эмоциональной энергией, которую он получает во время обычного участия в мирской жизни. Теплая вода открывает чакры и очищает их. Холодная вода автоматически закрывает чакры. Обычно он заканчивает ванну холодным душем. Орр считает горячую ванну высшим даром духовной цивилизации. Даже находясь в Гималаях, он использует простой лист тонкого пластика, нагревает воду в металлическом резервуаре и помещает этот пластик между камней так, чтобы образовалась ванна.
Очищение
Вода, Огонь, Воздух и Земля состав;ляют тайну вечной жизни и молодости тела.
Вода: у каждого человека на Западе в квартире есть теплая вода. В результате этого многие люди имеют- возможность принимать ванну два раза в день, что является практикой (бессмертных йогов. Орр обнаружил, что ему необходимо проводить каякдый день по крайней мере один час в теплой воде, чтобы очиститься от загрязнений негативной эмоциональной энергией, которую он получает во время обычного участия в мирской жизни. Теплая вода открывает чакры и очищает их. Холодная вода автоматически закрывает чакры. Обычно он заканчивает ванну холодным душем. Орр считает горячую ванну высшим даром духовной цивилизации. Даже находясь в Гималаях, он использует простой лист тонкого пластика, нагревает воду в металлическом резервуаре и помещает этот пластик между камней так, чтобы образовалась ванна.
Ребефинг (от англ. rebirthing — 'возрождение', 'духовное воскресение') — система связного, непрерывного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего самого сильного — родового, который мы все испытываем в момент появления на свет. Создатель этой техники Леонард Орр под ребефингом понимает следующее:
• во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,
• во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.
Ребефинг — это Таинство Дыхания. Ребефинг — это вдохновение. Это интуитивное и нежное обучение дыханию у самого дыхания (Л. Орр). Ребефинг — это занятие любовью с Богом. Ребефинг — это жизнь (С. Рэй) (126, 127, 128, 131).
• во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,
• во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.
Ребефинг — это Таинство Дыхания. Ребефинг — это вдохновение. Это интуитивное и нежное обучение дыханию у самого дыхания (Л. Орр). Ребефинг — это занятие любовью с Богом. Ребефинг — это жизнь (С. Рэй) (126, 127, 128, 131).
В 2001 году во время тренинга на Алтае (на острове в середине реки Катунь) в день языческих традиций я впервые использовал практику «Шаг Силы», которую придумал прямо на ходу.
В качестве контекста, который внутренне готовил участников к этой психотехнике, я прочитал маленькую лекцию следующего содержания. Первым наиболее известным каноническим просветленным является китайский философ Лао-цзы. Он жил в VI в. до Рождества Христова. Имя Лао-цзы, или Лао-тхе, переводится как «старик-младенец», «старик-ребенок» или «старик-мудрец». В соответствии с мифом (существует несколько версий) Лао-цзы находился в утробе матери не девять месяцев, как все нормальные люди, а вынашивался в течение десятилетий. В «Шэньсянь-чжуань» рассказывается, что мать носила Лао-цзы в чреве 62 года (по другим версиям, 72 или 81), что он родился с белыми, как у старика, волосами, и потому народ называл его Лао-цзы, то есть старый мальчик. Как бы там ни было, Лао-цзы появился уже взрослым, я бы сказал, старым, уже в осознании. Миф, конечно, очень противоречивый и не очень достоверный по нашим европейским представлениям.
Наверное, поэтому о его семье, детстве и воспитании ничего не известно. В анналах истории он появился уже в зрелом возрасте в звании библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии.
В качестве контекста, который внутренне готовил участников к этой психотехнике, я прочитал маленькую лекцию следующего содержания. Первым наиболее известным каноническим просветленным является китайский философ Лао-цзы. Он жил в VI в. до Рождества Христова. Имя Лао-цзы, или Лао-тхе, переводится как «старик-младенец», «старик-ребенок» или «старик-мудрец». В соответствии с мифом (существует несколько версий) Лао-цзы находился в утробе матери не девять месяцев, как все нормальные люди, а вынашивался в течение десятилетий. В «Шэньсянь-чжуань» рассказывается, что мать носила Лао-цзы в чреве 62 года (по другим версиям, 72 или 81), что он родился с белыми, как у старика, волосами, и потому народ называл его Лао-цзы, то есть старый мальчик. Как бы там ни было, Лао-цзы появился уже взрослым, я бы сказал, старым, уже в осознании. Миф, конечно, очень противоречивый и не очень достоверный по нашим европейским представлениям.
Наверное, поэтому о его семье, детстве и воспитании ничего не известно. В анналах истории он появился уже в зрелом возрасте в звании библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии.
Это дыхание в своей практике я использую в двух случаях:
• когда мне нужно очень быстро набрать энергии,
• если у меня есть желание быстро войти в расширенное состояние сознания.
Это дыхание связное, быстрое и глубокое. При этом на выдохе произносятся следующие звуки X — С — Ш (по три раза). Один цикл дыхания выглядит следующим образом:
Х-Х-Х
С-С-С
Ш-Ш-Ш
И так несколько десятков циклов.
После этого можете перейти к обычному дыханию или войти в более глубокий процесс со спонтанным дыханием.
• когда мне нужно очень быстро набрать энергии,
• если у меня есть желание быстро войти в расширенное состояние сознания.
Это дыхание связное, быстрое и глубокое. При этом на выдохе произносятся следующие звуки X — С — Ш (по три раза). Один цикл дыхания выглядит следующим образом:
Х-Х-Х
С-С-С
Ш-Ш-Ш
И так несколько десятков циклов.
После этого можете перейти к обычному дыханию или войти в более глубокий процесс со спонтанным дыханием.
Поставить ноги шире плеч, расслабить анус, делать частые и сильные толчки ногами, приподнимаясь и опускаясь на носках. При этом связно дышать и на выдохе издавать крики, подражая тем животным, которые вызывают вашу симпатию.
Упражнение продолжается в течение 10 —15 минут. Рекомендуется сопровождать его ритмичной музыой.
Упражнение продолжается в течение 10 —15 минут. Рекомендуется сопровождать его ритмичной музыой.
Расслабьтесь. Стоя, ноги на ширине плеч, делать резкие, неритмичные вдохи и выдохи, дыхание связное, с акцентом на выдохе, при этом руки согнуты в локтях, кулаки у плеч, с силой, ритмично ударять ими по бокам. Упражнение выполняется в течение 10—15 минут.
Данное упражнение великолепно помогает при «разогреве» для вхождения в более глубокий процесс связного дыхания.
Данное упражнение великолепно помогает при «разогреве» для вхождения в более глубокий процесс связного дыхания.
Мы продолжаем наше путешествие в Мире Дыхания. Следующая техника дыхания является весьма экзотичной и обусловлена той идеей, что у человека есть энергетические центры, называемые чакрами, и что каждый из них имеет свою вибрацию. Медитация «Чакровое дыхание» может помочь вам осознать и на своем опыте прочувствовать каждую из семи чакр. Используя сопровождаемые музыкой глубокое, быстрое дыхание и телодвижения, медитация активирует чакры, открывая их путем осознавания центров накопленной в процессе медитации энергии.
Инструкция
Стадия 1: Чакровое дыхание
Лучше всего выполнять медитацию ранним утром или поздним вечером перед ужином на пустой желудок.
Поставьте ноги на ширину плеч (бедер). Закройте глаза. Освободите и расслабьте тело. А теперь, открыв рот, начините глубокое и частое связное дыхание, с равным акцентом на вдохе и выдохе. Привыкните к нему... и отпустите, то есть не задерживайте на нем внимание. Для этого перенесите внимание на тазовую область, где находится первая чакра. И дышите в первую чакру, то есть вдох и выдох делайте через нее. Не форсируйте дыхание. Дышите в ритме, позволяющем чувствовать себя без напряжения. Дышите с таким ощущением возможного комфорта, чтобы позволить себе осознавать чувства и ощущения первой чакры. Дышите в первую чакру, пока не услышите команду, произнесенную по-английски «вторая чакра» (second chakra).
Инструкция
Стадия 1: Чакровое дыхание
Лучше всего выполнять медитацию ранним утром или поздним вечером перед ужином на пустой желудок.
Поставьте ноги на ширину плеч (бедер). Закройте глаза. Освободите и расслабьте тело. А теперь, открыв рот, начините глубокое и частое связное дыхание, с равным акцентом на вдохе и выдохе. Привыкните к нему... и отпустите, то есть не задерживайте на нем внимание. Для этого перенесите внимание на тазовую область, где находится первая чакра. И дышите в первую чакру, то есть вдох и выдох делайте через нее. Не форсируйте дыхание. Дышите в ритме, позволяющем чувствовать себя без напряжения. Дышите с таким ощущением возможного комфорта, чтобы позволить себе осознавать чувства и ощущения первой чакры. Дышите в первую чакру, пока не услышите команду, произнесенную по-английски «вторая чакра» (second chakra).
Промежуточные дыхательные упражнения
1) Нижнее
Исходное положение — лежа, стоя, сидя. Вдох через нос, во время вдоха плечи и грудь остаются в покое, живот выпячивается вперед, диафрагма опускается вниз, помогая наполнить нижние отделы легких воздухом. Выдох через нос или через открытый рот — свободный, во время выдоха живот втягивается.
2) Среднее
Исходное положение то же. Вдох через нос. Во время вдоха живот и плечи остаются неподвижными, а грудная клетка расширяется, ребра несколько разворачиваются, воздух заполняет в основном средние сегменты легких. Выдох через нос или открытый рот свободный — грудная клетка сжимается.
1) Нижнее
Исходное положение — лежа, стоя, сидя. Вдох через нос, во время вдоха плечи и грудь остаются в покое, живот выпячивается вперед, диафрагма опускается вниз, помогая наполнить нижние отделы легких воздухом. Выдох через нос или через открытый рот — свободный, во время выдоха живот втягивается.
2) Среднее
Исходное положение то же. Вдох через нос. Во время вдоха живот и плечи остаются неподвижными, а грудная клетка расширяется, ребра несколько разворачиваются, воздух заполняет в основном средние сегменты легких. Выдох через нос или открытый рот свободный — грудная клетка сжимается.