Экзогенное направление: ранний бихевиоризм. Теория бихевиоризма Б. Скиннера. Стадии ритуализации по Э. Эриксону.

Наука » Психология » Возрастная психология
В биогенетических вариантах развитие отождествлялось с ростом.
В бихевиоризме развитие отождествляется с научением, приобретением нового опыта под воздействием среды (экзогенное направление). Скиннер, Торндайк, Бижу, Баер.
Скиннер: научение с подкреплением (последующим). С помощью подкрепления можно сформировать любой тип поведения. Развитие отождествляет с обучением, различие только в сроках: обучение охватывает небольшие отрезки времени, а развитие –продолжительные периоды. Развитие есть сумма обучений, растянутая на большие временные дистанции. Поведение целиком и полностью определяется влиянием внешней среды и так же, как поведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано.
Эриксон: ритуализация = повторяющиеся формы поведения:
1. Младенчество: первый год жизни. Развивается параметр социального взаимодействия (доверие или недоверие к окружению).
2. Раннее детство: 2-й и 3-й год жизни. Развивается самостоятельность (учится ходить, открывать, толкать, тянуть, держать, бросать. Но если воспитатели спешат сделать за ребенка то, на что он может сам – развивается стыдливость и нерешительность.
3. Возраст игры: 4-5лет. Начинает сам придумывать себе занятия, фантазировать. Социальный параметр развивается между предприимчивостью и чувством вины.

Первые теории, объясняющие развитие

Наука » Психология » Возрастная психология
Первые теории, объясняющие развитие: концепция рекапитуляции, теория трех ступеней детского развития, концепция конвергенции двух факторов.
Концепция рекапитуляции: Геккель: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза; Холл: ребёнок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.
Теория трех ступеней развития: Бюлер: развитие = 1) инстинкт, 2) дрессура, 3) интеллект.
Теория конвергенции двух факторов: Штерн: психическое развитие – результат слияния внутренних задатков с внешними условиями жизни. Наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды. Главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше имеет возможностей для разворачивания наследственных факторов.

Основные научные направления в психологии развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
Различают два глобальных направления:
- Эндогенное, где основной движущей силой считается субъект,
- Экзогенное, где основной движущей силой считается среда.
Психоанализ – субъект развивается, подавляясь средой;
Когнитивное направление: субъект развивается, познавая среду;
Направление социализации: субъект развивается, включаясь в среду и усваивая её;
Социально-экологическое направление: субъект развивается, врастая в среду;
Направление саморазвития: субъект развивается, осваивая и преодолевая среду.
Системное направление: рассматривает систему «субъект—среда» не изнутри, а извне.

Критерии оценки теорий развития. Отношения в системе «Субъект – среда».

Наука » Психология » Возрастная психология
Выготский разделил все теории развития на 3 группы:
1) Критерий – аналогия с другими процессами развития:
- Холл – аналогия с развитием общества (период рытья и копания; охоты; конец дикости и становление цивилизации;, период романтизма; стадия промышленности и торговли).
2) Критерий – один, отдельно взятый признак развития:
- Блонский – смена зубов (беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство).
- Штерн – периоды активности (игра, учение, труд) или развитие речи (фаза первого слова, однословных и двусловных предложений, грамматизации и т.д.).
- Фрейд – изменение зон удовлетворения либидо (оральная, анальная, фаллическая, латентная, скрытая (созревание) и генитальная фазы.
- Пиаже – развитие мышления (сенсомоторный интеллект – рефлексы; интуитивное мышление; стадия конкретных операций и стадия формальных операций).
- Колберг – уровень развития морали (доморальный уровень – избегание наказания; уровень конвенциональной морали – ориентация на авторитет; уровень автономной морали – ориентации на общепринятые моральные нормы).
3) Критерий – особенности самого развития:
- Гезелл – «плотность» развития (с взрослением уменьшается).

Научные и прикладные задачи психологии развития.

Наука » Психология » Возрастная психология
1) Описание развития («что имеем?») = количественная и качественная характеристика возрастных изменений; определение уровня развития.
2) Объяснение развития («как это возникло?») = определение причин и условий, приведших к данному уровню развития; анализ связи свойств и нарушений личности с условиями среды развития, воспитателями, особыми событиями.
3) Прогноз развития («что будет, если…?») = предсказание результата развития на основе анализа его уровня и условий; прогноз результата применении мер вмешательства.
4) Коррекция развития = управление им через изменение возможных причин:
- постановка целей развития и коррекции («что должно быть?») – что возможно, реально, а что должно быть исключено;
- планирование коррекционных мероприятий («как могут быть достигнуты цели?») – что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект;
- оценка коррекции развития («к чему это привело?») – что дали коррекционные мероприятия.

Общие показатели развития (характеристики изменений, общие признаки и факторы развития).

Наука » Психология » Возрастная психология
Развитие определяют соответствием возрастов: абсолютного (хронологического, календарного) и условного (возраста фактического развития), состоящего из:
- биологического возраста (по состоянию обмена веществ и функций организма),
- психологического возраста (по уровню психического развития),
- социальногой возраста (по уровню социального развития: овладения соц.ролями, наличия жизненных событий;
- субъективного возраста (перживаемого) возраст – возрастного самосознания.
Изменения: количественные/качественные, непрерывные/ скачкообразные, универсальные/индивидуальные, обратимые/необратимые, целенаправленные/ненаправленные, прогрессивные/регрессивные.
Признаки (показатели) развития:
1) Рост – количественные изменения;
2) Созревание – внутренняя регуляция развития; качественные физические изменения, больше зависит от наследственности;
3) Дифференциация – расширение и структурирование психики и способов поведения;
4) Научение – внешняя регуляция развития; обретение знаний, установок, мотивов и т.д.; больше зависит от среды;
5) Запечатление (импринтинг) – не контролируемое сознанием усвоение норм, требований, поведения в результате кратковременного воздействия конкретного образца;
6) Социализация – приобретение типичных для его окружения ценностных представлений, норм и ролей, врастание в окружающее общество и культуру.
Факторы развития:
- Наследственность – повторение в ряде поколений сходных качеств и свойств. = Генотип.
- Среда – окружающие общественные, материальные и духовные условия существования.
Признаки развития: 1) количественные и качественные изменения; 2) сохранность системных качеств (организма как целого); 3) необратимость (направленность в 1 сторону).

Психология развития

Наука » Психология » Возрастная психология
1.Предмет психологии развития – развитие как изменение во времени.
Протяженность временной дистанции. Деление временной дистанции.
Предмет психологии развития – закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.
Протяжённость временной дистанции – жизненный путь человека, время между рождением и смертью.
Деление временной дистанции (принципы периодизации):
1) По аналогии с другими процессами развития:
- Холл – по аналогии с развитием общества (период рытья и копания; охоты; конец дикости и становление цивилизации;, период романтизма; стадия промышленности и торговли).
2) По одному, отдельно взятому признаку развития:
- Блонский – по смене зубов (беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство).
- Штерн – по периодам активности (игра, учение, труд) или по развитию речи (фаза первого слова, однословных и двусловных предложений, грамматизации и т.д.).

Роль деятельности в психическом развитии ребенка.

Наука » Психология » Возрастная психология
Леонтьев, Гальперин, Запорожец, Зинченко, Божович и другие психологи Харьковской школы уже в конце 30-х гг. установили, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность ребенка. Их исследования позволили сформулировать тезис о значении деятельности в развитии психики человека.
Существует очень большое различие между понятиями «обучение» и деятельность». В термине «обучение» приставка «об-» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая "пересадка" знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, введение понятия "деятельность" переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект.
Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

Деятельность (по А.Н. Леонтьеву) – это такие процессы, которые осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Это процессы, характеризующиеся психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом, всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. с её мотивом.
С деятельностью также специфически связан особый класс психических переживаний – эмоции и чувства. Эти переживания зависят не от отдельных, частных процессов, но всегда являются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой входят.
Действие – это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия – его осознаваемая цель.

Проблема среды и наследственности в развитии ребёнка.

Наука » Психология » Возрастная психология
Теория конвергенции наследственности и среды: основоположник – В. Штерн. Он считал, что психическое развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В проявлении любой психической функции действуют два этих условия, но всякий раз в разных соотношениях. Весь процесс развития рассматривается как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни.
В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции. Ребёнок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию он достигает стадии обезьяны; в дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребёнок достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; затем следует поступление в школу, которое связано с овладением более высокими социальными обязанностями, что соответствует, по мнению В. Штерна, вступлению человека в культуру с её государственными и экономическими организациями. Простое содержание античного и ветхозаветного мира адекватно в первые школьные годы детскому духу, средние годы носят черты фанатизма культуры, пубертатный возраст называют возрастом просвещения и только в зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени.
Споры о том, что определяет детское развитие, какой из двух факторов имеет решающее значение не прекратились до сих пор; только теперь они перенесены в экспериментальную сферу.

Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития». Проблема сензитивных периодов.

Наука » Психология » Возрастная психология
Уровень актуального развития ребенка – та степень зрелости, которой достигли функции ребенка.
Подражание ребенка заключается в том, что он способен подражать действиям, которые выходят далеко за пределы его собственных возможностей, но они, однако, не безгранично велики. Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности, под руководством взрослых, сделать гораздо больше, и притом сделать с пониманием, самостоятельно. Расхождение между уровнями решения задач, доступных под руководством, при помощи взрослых и в самостоятельной деятельности, определяет зону ближайшего развития ребенка.
Зона ближайшего развития ребенка – те процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии созревания.
То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам на зону его ближайшего развития.
То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.
Процессы обучения и воспитания в каждом возрасте на¬ходятся в непосредственнейшей зависимости не столько от уже наличных, организовавшихся и созревших особенностей ребенка, сколько от его особенностей, находящихся в зоне его ближайшего развития.

Проблема «обучения и развития» в работах Ж.Пиаже и его последователей.

Наука » Психология » Возрастная психология
В концепции Пиаже обучение рассматривается как внешний процесс, который должен быть согласован с ходом детского развития. Но сам по себе не участвующий активно в детском развитии, ничего в нем не меняющий и скорее использующий достижения развития, чем подвигающий ход и изменяющий его направление.
Пиаже и его последователи такие, как Греко, Морф, Смедслунд, стремились доказать прямую зависимость возможностей обучения от достигнутого ребенком уровня развития. Они считали, что обучение – фрагмент когнитивного развития, который облегчается или ускоряется под влиянием опыта.
Обучение может способствовать формированию новых интеллектуальных структур только косвенно - путем упражнения более элементарных структур предшествующего этапа развития. Эксперимент Морфа – обучение детей логическому включению показал, что обучение подчинено уровню развития субъекта.
Со временем, однако, представители Женевской школы стали придавать исследованиям обучения большее значение. В книге "Научение и развитие познания", написанной ближайшими сотрудниками Пиаже - Б. Инельдер, X. Синклер, М. Бове, обучающий эксперимент расценивается как наиболее адекватный путь исследования динамики умственного развития ребенка.
Женевские психологи первой задачей при организации обучающих экспериментов поставили добиться "активного функционирования имеющихся у ребенка схем действия". Исследователи стремились "экспериментально смоделировать условия спонтанного развития" с естественно возникающими у самого ребенка противоречиями и вопросами по поводу задачи и собственными же способами их разрешения. Это было обусловлено пониманием познавательного развития в теории Пиаже как процесса активного воздействия ребенка на внешний мир, видоизменение сложившихся структур согласно особенностям новых задач.

Эцентрическая речь

Наука » Психология » Возрастная психология
Важной особенностью детской психики является эгоцентрическая речь. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь “со свой точки зрения”, и, самое главное, не пытаться стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный – собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить что – либо.

Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: активности самого ребенка и типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым и, с другой стороны, между детьми – ровесниками.

Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.