Часто мы игнорируем боль, вероятно, не желая принимать лекарства или устраивать много шума из ничего или просто надеясь, что она пройдет сама собой. Но игнорируя боль, мы оставляем без внимания то сообщение, которое она пытается передать. Мы рискуем однажды проснуться больными, систематически отбрасывая одно и то же сообщение. Посыльный, в конце концов, чтобы привлечь наше внимание, сделает нечто большее, чем просто подергает за рукав.
Джозефу приходилось одно время преподавать в течение полного рабочего дня всю четверть, потому что это был единственный способ заработать деньги. Он игнорировал болезнь в течение четверти и старался по возможности продолжать работать, но при этом регулярно простывал и во время каникул оказывался прикованным к постели гриппом. Создавалось такое впечатление, что все накопленное за четверть напряжение выплескивалось наружу во время каникул, когда появлялась возможность заболеть.
В общем, мы принимаем свое здоровье как само собой разумеющееся, пока организм не отказывается нормально работать, Кроме того, мы привыкаем к определенному стилю поведения. Начав лучше осознавать свое тело, мы станем более чувствительными к обратной связи, пока она не перерастет в боль. При этом мы обостряем свою чувствительность и к физическому наслаждению.
Сначала подстройтесь к самому себе.
Джозефу приходилось одно время преподавать в течение полного рабочего дня всю четверть, потому что это был единственный способ заработать деньги. Он игнорировал болезнь в течение четверти и старался по возможности продолжать работать, но при этом регулярно простывал и во время каникул оказывался прикованным к постели гриппом. Создавалось такое впечатление, что все накопленное за четверть напряжение выплескивалось наружу во время каникул, когда появлялась возможность заболеть.
В общем, мы принимаем свое здоровье как само собой разумеющееся, пока организм не отказывается нормально работать, Кроме того, мы привыкаем к определенному стилю поведения. Начав лучше осознавать свое тело, мы станем более чувствительными к обратной связи, пока она не перерастет в боль. При этом мы обостряем свою чувствительность и к физическому наслаждению.
Сначала подстройтесь к самому себе.
ПОТОМУ ЧТО...
Вы не обязаны ограничиваться единственным ответом. Возможно, вам придет в голову несколько метафор.
Что она говорит вам о том, как вы испытываете боль?
Что еще должно быть верным относительно вашей боли, чтобы ваша метафора тоже стала верной?
Боль - это сообщение вашего тела. У вашего организма нет слов, только ощущения. Чтобы понять и начать действовать в ответ на полученное сообщение, возможно, вам понадобится перевести его на язык слов, и тогда боль достигнет своей цели. Воспользуйтесь этими и следующими вопросами, чтобы исследовать это сообщение. Не пытайтесь намеренно придать смысл ответам. Примите к сведению любой полученный ответ, каким бы странным он ни казался вначале.
Возьмите конкретную боль или симптом и закончите следующие предложения:
КОГДА Я ИСПЫТЫВАЮ ЭТУ БОЛЬ, Я ЧУВСТВУЮ... ПОТОМУ ЧТО...
Не ограничивайте себя только одним ответом. Позвольте всем своим негативным ощущениям найти свое выражение в боли.
У боли тоже может быть позитивное намерение. - она делает что-то полезное для вас, предоставляя вам возможность достичь какой-то цели.
Задайте себе следующий вопрос и запишите полученный ответ:
Вы не обязаны ограничиваться единственным ответом. Возможно, вам придет в голову несколько метафор.
Что она говорит вам о том, как вы испытываете боль?
Что еще должно быть верным относительно вашей боли, чтобы ваша метафора тоже стала верной?
Боль - это сообщение вашего тела. У вашего организма нет слов, только ощущения. Чтобы понять и начать действовать в ответ на полученное сообщение, возможно, вам понадобится перевести его на язык слов, и тогда боль достигнет своей цели. Воспользуйтесь этими и следующими вопросами, чтобы исследовать это сообщение. Не пытайтесь намеренно придать смысл ответам. Примите к сведению любой полученный ответ, каким бы странным он ни казался вначале.
Возьмите конкретную боль или симптом и закончите следующие предложения:
КОГДА Я ИСПЫТЫВАЮ ЭТУ БОЛЬ, Я ЧУВСТВУЮ... ПОТОМУ ЧТО...
Не ограничивайте себя только одним ответом. Позвольте всем своим негативным ощущениям найти свое выражение в боли.
У боли тоже может быть позитивное намерение. - она делает что-то полезное для вас, предоставляя вам возможность достичь какой-то цели.
Задайте себе следующий вопрос и запишите полученный ответ:
Ваша метафора боли оказывает влияние на ваше восприятие этого ощущения.
Исследуйте свое отношение к физической и эмоциональной боли с помощью следующих вопросов:
"Когда я испытываю боль, я не могу..."
"Меня пугает в боли то, что..."
"Стонать и ныть от боли бывает нормальным, когда..."
"Стонать и ныть от боли неестественно, когда..."
"Я признаю, что у меня боль, когда..."
"Я не признаю, что у меня боль, когда..."
"Самая сильная боль из тех, которые я когда-то испытывал, это..."
"Обычно я обращаюсь с болью следующим образом..."
"Я никогда не обращался с болью так..."
Вы можете воспользоваться следующими вопросами, чтобы исследовать боль, которую испытываете сейчас, или ваше восприятие боли вообще:
Исследуйте свое отношение к физической и эмоциональной боли с помощью следующих вопросов:
"Когда я испытываю боль, я не могу..."
"Меня пугает в боли то, что..."
"Стонать и ныть от боли бывает нормальным, когда..."
"Стонать и ныть от боли неестественно, когда..."
"Я признаю, что у меня боль, когда..."
"Я не признаю, что у меня боль, когда..."
"Самая сильная боль из тех, которые я когда-то испытывал, это..."
"Обычно я обращаюсь с болью следующим образом..."
"Я никогда не обращался с болью так..."
Вы можете воспользоваться следующими вопросами, чтобы исследовать боль, которую испытываете сейчас, или ваше восприятие боли вообще:
Боль может оказаться последним сигналом, предшествующим болезни, или первым признаком заболевания. Как же следует на него реагировать?
На практике мы чаще всего реагируем одним из следующих способов: гасим боль обезболивающими лекарствами или вовсе ее игнорируем. Попытки игнорировать боль не приводят к желаемому результату. Чем усерднее вы пытаетесь не думать о ней, тем сильнее вы сосредоточиваете на ней свое внимание и тем больше попадаете в ее власть. Лучше займитесь чем-то другим. Порой удивительно, как быстро пропадает всякая боль, когда мы увлекаемся чем-то приятным. Когда мы с головой уходим в какое-нибудь дело, мы не замечаем боли. Например, спортсмены могут закончить игру - и лишь после ее окончания заметить, какую сильную травму они получили. Но перед тем, как переключиться на другой вид деятельности, отнеситесь к боли как к сигналу, который требует вашего внимания.
Сначала остановимся на том, как не стоит обращать внимание.
На практике мы чаще всего реагируем одним из следующих способов: гасим боль обезболивающими лекарствами или вовсе ее игнорируем. Попытки игнорировать боль не приводят к желаемому результату. Чем усерднее вы пытаетесь не думать о ней, тем сильнее вы сосредоточиваете на ней свое внимание и тем больше попадаете в ее власть. Лучше займитесь чем-то другим. Порой удивительно, как быстро пропадает всякая боль, когда мы увлекаемся чем-то приятным. Когда мы с головой уходим в какое-нибудь дело, мы не замечаем боли. Например, спортсмены могут закончить игру - и лишь после ее окончания заметить, какую сильную травму они получили. Но перед тем, как переключиться на другой вид деятельности, отнеситесь к боли как к сигналу, который требует вашего внимания.
Сначала остановимся на том, как не стоит обращать внимание.
Когда мы думаем о смягчении боли, обычно в голову приходят мысли о лекарствах. Даже эндорфины - вещества, которые наш организм производит естественным образом для ослабления боли,- и те называют "естественными обезболивающими лекарствами" организма. В этой метафоре скрывается несколько чуждых нам предпосылок! Эндорфины оккупируют рецепторы, не позволяя медиаторам передать сигнал о боли. Кокаин действует точно так же.
Реклама лекарственных средств провозглашает их "убийцами боли" (painkillers). И это тоже метафора. Медицина поддерживает болеубийственный подход: принимайте лекарство при первом же приступе острой боли!
Лекарства занимают важное место в лечении боли, и в настоящее время в продаже имеется несколько десятков безопасных и эффективных лекарств. Так почему бы их не использовать? Но в действительности, чем меньше болеутоляющих средств вы принимаете; тем лучше по многим причинам.
Во-первых, вы пренебрегаете при этом собственными внутренними ресурсами. Вместо того чтобы принимать как должное, что вы неспособны контролировать боль и нуждаетесь в помощи извне, определите, какие средства управления болью у вас уже есть.
Во-вторых, чем больше вы принимаете их, тем сильнее к ним привыкаете и тем менее эффективными они становятся. И чем меньше вы их принимаете, тем сильнее будет их действие, когда они действительно вам понадобятся.
Реклама лекарственных средств провозглашает их "убийцами боли" (painkillers). И это тоже метафора. Медицина поддерживает болеубийственный подход: принимайте лекарство при первом же приступе острой боли!
Лекарства занимают важное место в лечении боли, и в настоящее время в продаже имеется несколько десятков безопасных и эффективных лекарств. Так почему бы их не использовать? Но в действительности, чем меньше болеутоляющих средств вы принимаете; тем лучше по многим причинам.
Во-первых, вы пренебрегаете при этом собственными внутренними ресурсами. Вместо того чтобы принимать как должное, что вы неспособны контролировать боль и нуждаетесь в помощи извне, определите, какие средства управления болью у вас уже есть.
Во-вторых, чем больше вы принимаете их, тем сильнее к ним привыкаете и тем менее эффективными они становятся. И чем меньше вы их принимаете, тем сильнее будет их действие, когда они действительно вам понадобятся.
Боль заслуживает внимания и уважения. Это сигнал, обратная связь, передаваемая вашим телом: что-то идет не так и требует внимания. Мы пишем здесь об обычной острой боли и симптомах болезни, которые большинство людей испытывают на протяжении своей жизни. Серьезная хроническая боль может потребовать медицинского вмешательства и лечения с помощью лекарственных средств, хотя многое можно сделать в дополнение к такому лечению. Управление хронической болью - это быстро развивающаяся область медицины. Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельно управлять своей болью, что в конце концов приводит к пониманию того факта, что стандартные дозы не подходят всем одинаково.
Хотя слово боль (pain) происходит от латинского слова роепа, у которого тот же корень, что и у слова "наказание" (punishment), боль является неотъемлемой и существенной частью жизни. Если бы боли не было, нам пришлось бы сознательно обращать внимание на все то, что мы делаем, чтобы не пораниться, а это сделало бы нашу жизнь невыносимой. Если бы мы не чувствовали боли, поднося руку к открытому пламени, мы могли бы серьезно повредить ее. Боль говорит нам о том, чтобы мы прекратили делать то, что мы делаем. Зачастую рефлекторная реакция даже не дает нам времени опомниться. Боль заставляет нас предпринимать решительные действия. Боль от воспаленного аппендикса подталкивает нас к тому, чтобы искать помощи или умереть. Мы не хотели бы, чтобы болезненные сигналы исчезли совершенно. Боль - это признак здоровья. Просто наше тело говорит нам. "Я живо!". Лишь когда боль не прекращается, а мы не можем предпринять никаких действий, чтобы ее остановить, - вот тогда она превращается в проблему.
Хотя слово боль (pain) происходит от латинского слова роепа, у которого тот же корень, что и у слова "наказание" (punishment), боль является неотъемлемой и существенной частью жизни. Если бы боли не было, нам пришлось бы сознательно обращать внимание на все то, что мы делаем, чтобы не пораниться, а это сделало бы нашу жизнь невыносимой. Если бы мы не чувствовали боли, поднося руку к открытому пламени, мы могли бы серьезно повредить ее. Боль говорит нам о том, чтобы мы прекратили делать то, что мы делаем. Зачастую рефлекторная реакция даже не дает нам времени опомниться. Боль заставляет нас предпринимать решительные действия. Боль от воспаленного аппендикса подталкивает нас к тому, чтобы искать помощи или умереть. Мы не хотели бы, чтобы болезненные сигналы исчезли совершенно. Боль - это признак здоровья. Просто наше тело говорит нам. "Я живо!". Лишь когда боль не прекращается, а мы не можем предпринять никаких действий, чтобы ее остановить, - вот тогда она превращается в проблему.
Существует много проявлений боли - как физической, так и эмоциональной. Мы сосредоточимся на физической боли, хотя все, что мы скажем, применимо и к эмоциональной.
Боль реальна, но ее трудно определить. Она субъективна - только человек, у которого она есть, может рассказать о ней, хотя у нас не такой уж богатый запас слов для ее описания. Не существует таких магических медицинских инструментов, с помощью которых врач мог бы объективно установить, какой силы боль вы испытываете; но и такой вещи, как воображаемая боль, тоже не существует.
Боль всегда реальна для ее владельца. Настоящая боль -это то, что вы воспринимаете таковой. Чаще всего игнорируют боль у детей. Дети меньше взрослых, но их боль от этого не уменьшается. Она может быть даже больше из-за страха, который они испытывают. Смягчение боли - это не наслаждение, и поэтому очень важно верить тому, что люди говорят о своей боли.
Боль реальна, но ее трудно определить. Она субъективна - только человек, у которого она есть, может рассказать о ней, хотя у нас не такой уж богатый запас слов для ее описания. Не существует таких магических медицинских инструментов, с помощью которых врач мог бы объективно установить, какой силы боль вы испытываете; но и такой вещи, как воображаемая боль, тоже не существует.
Боль всегда реальна для ее владельца. Настоящая боль -это то, что вы воспринимаете таковой. Чаще всего игнорируют боль у детей. Дети меньше взрослых, но их боль от этого не уменьшается. Она может быть даже больше из-за страха, который они испытывают. Смягчение боли - это не наслаждение, и поэтому очень важно верить тому, что люди говорят о своей боли.
Нет никаких средств от рождения и от смерти, а есть средства только для того, чтобы с удовольствием провести время в промежутке между ними.
Эта глава - о внимании к своим переживаниям. Это наиболее важная часть книги. Внимание к самому себе является основой самооценки. Оно расширяет ваше восприятие самого себя. Оно также является фундаментом вашего здоровья.
Наш организм постоянно предоставляет нам обратную связь о нашем состоянии. Мы склонны разделять события нашей жизни на три категории: удовольствие, к которому мы стремимся, боль, которую мы избегаем, и все то, что находится в промежутке между болью и удовольствием и что мы терпим либо игнорируем. Боль - это неприятная обратная связь. Испытывая боль, мы чувствуем себя одинокими, изолированными и погруженными внутрь себя. Человеческая симпатия смягчает боль, и мы не чувствуем себя столь одинокими. Проявление внимания к боли изменяет ее и может быть первым шагом на пути к тому, чтобы ее ослабить и начать ее лечить. Удовольствие - приятная обратная связь. Ваши органы чувств - это врата к физическому удовольствию. Удовольствие - одно из проявлений здоровья. Оно привлекает наше внимание к тому, что нас окружает. Испытывая боль, мы закрываемся; когда же нас посещает удовольствие, мы становимся открытыми, мы начинаем отчетливо ощущать связь с самим собой, с другими людьми и со всем миром.
Большая часть нашей жизни протекает скользя по поверхности наших переживаний, а поскольку мы уделяем мало внимания тому, что происходит с нами здесь и сейчас, мы лишаем себя удовольствия существования. И тогда мы вынуждены искать хоть какие-то развлечения, чтобы отвлечься. Мы теряем то, что есть, в пользу того, что могло бы быть или было когда-то. Настоящее - все, что у нас есть, это единственное место, в котором мы можем испытывать истинное удовольствие, но мы почти не обращаем на него внимания.
Джордж Сантаяна
Эта глава - о внимании к своим переживаниям. Это наиболее важная часть книги. Внимание к самому себе является основой самооценки. Оно расширяет ваше восприятие самого себя. Оно также является фундаментом вашего здоровья.
Наш организм постоянно предоставляет нам обратную связь о нашем состоянии. Мы склонны разделять события нашей жизни на три категории: удовольствие, к которому мы стремимся, боль, которую мы избегаем, и все то, что находится в промежутке между болью и удовольствием и что мы терпим либо игнорируем. Боль - это неприятная обратная связь. Испытывая боль, мы чувствуем себя одинокими, изолированными и погруженными внутрь себя. Человеческая симпатия смягчает боль, и мы не чувствуем себя столь одинокими. Проявление внимания к боли изменяет ее и может быть первым шагом на пути к тому, чтобы ее ослабить и начать ее лечить. Удовольствие - приятная обратная связь. Ваши органы чувств - это врата к физическому удовольствию. Удовольствие - одно из проявлений здоровья. Оно привлекает наше внимание к тому, что нас окружает. Испытывая боль, мы закрываемся; когда же нас посещает удовольствие, мы становимся открытыми, мы начинаем отчетливо ощущать связь с самим собой, с другими людьми и со всем миром.
Большая часть нашей жизни протекает скользя по поверхности наших переживаний, а поскольку мы уделяем мало внимания тому, что происходит с нами здесь и сейчас, мы лишаем себя удовольствия существования. И тогда мы вынуждены искать хоть какие-то развлечения, чтобы отвлечься. Мы теряем то, что есть, в пользу того, что могло бы быть или было когда-то. Настоящее - все, что у нас есть, это единственное место, в котором мы можем испытывать истинное удовольствие, но мы почти не обращаем на него внимания.
"Главная причина здоровья - любовь".
Парацвльс
"Хаос - самое привлекательное из всех известных оправданий для лени".
Брюс Стерлинг
"Надежда хороша на завтрак, а не на ужин".
Френсис Бекон
"В жизни только две трагедии. Первая - когда вы не достигаете своего заветного желания. Вторая - когда вы достигаете его".
Джордж Бернард Шоу
Парацвльс
"Хаос - самое привлекательное из всех известных оправданий для лени".
Брюс Стерлинг
"Надежда хороша на завтрак, а не на ужин".
Френсис Бекон
"В жизни только две трагедии. Первая - когда вы не достигаете своего заветного желания. Вторая - когда вы достигаете его".
Джордж Бернард Шоу
Теперь вы можете начать строить побуждающее будущее, помещая свою цель на линию времени. Этот процесс стал синтезом идей Джона Гриндера, Ричарда Бендлера и Тэда Джеймса. Вы можете использовать этот процесс для помещения конкретной цели в свое будущее.
Сначала возьмите любую цель из следующих областей:
- физической;
- профессиональной;
- социальной;
- эмоциональной;
- духовной.
Это ваша жизнь.
Если у вас все еще нет никакой конкретной цели, представьте себе, каким вы хотите стать. Какие качества вы хотели бы иметь?
Вообразите свою временную линию, протянувшуюся от прошлого к будущему. Вы можете сделать это мысленно, но можно также использовать линию на полу, чтобы ходить по линии времени. Подходит все, что сделает эту процедуру более реальной.
Отметьте на временной линии то место, которое будет обозначать настоящее (1).
Сначала возьмите любую цель из следующих областей:
- физической;
- профессиональной;
- социальной;
- эмоциональной;
- духовной.
Это ваша жизнь.
Если у вас все еще нет никакой конкретной цели, представьте себе, каким вы хотите стать. Какие качества вы хотели бы иметь?
Вообразите свою временную линию, протянувшуюся от прошлого к будущему. Вы можете сделать это мысленно, но можно также использовать линию на полу, чтобы ходить по линии времени. Подходит все, что сделает эту процедуру более реальной.
Отметьте на временной линии то место, которое будет обозначать настоящее (1).
Сформулирована ли ваша цель позитивно, ведет ли она вас к тому, чего вы хотите, вместо того, чтобы уводить вас прочь от того, чего вы не хотите?
Является ли она конкретной и простой?
Имеет ли она определенные временные рамки?
Ясно ли вы представляете себе, где, когда и с кем вы хотите достичь своей цели?
Какие ресурсы у вас есть для достижения своей цели?
Например, имущество, личные качества, люди и ролевые модели.
Как вы узнаете о том, что вы достигли ее?
Что вы ее увидите, услышите и почувствуете?
Каковы более отдаленные последствия достижения этой цели?
От чего вам придется отказаться?
Как это скажется на других людях?
Каких денег, умственных и физических усилий это потребует?
Стоит ли она всего этого?
Как вы могли бы включить преимущества существующей ситуации в свою цель?
Это ваша сущность?
Тогда действуйте!
Является ли она конкретной и простой?
Имеет ли она определенные временные рамки?
Ясно ли вы представляете себе, где, когда и с кем вы хотите достичь своей цели?
Какие ресурсы у вас есть для достижения своей цели?
Например, имущество, личные качества, люди и ролевые модели.
Как вы узнаете о том, что вы достигли ее?
Что вы ее увидите, услышите и почувствуете?
Каковы более отдаленные последствия достижения этой цели?
От чего вам придется отказаться?
Как это скажется на других людях?
Каких денег, умственных и физических усилий это потребует?
Стоит ли она всего этого?
Как вы могли бы включить преимущества существующей ситуации в свою цель?
Это ваша сущность?
Тогда действуйте!
Люди часто относятся к надеждам, как к продуктам или вещам - "у вас должна быть надежда". Но слово "надежда" тоже происходит от глагола, а следовательно, это то, что мы делаем. Когда мы надеемся, мы представляем себе лучшее будущее. Какое будущее мы хотим? Насколько лучше оно должно стать? Лучшее будущее - это то, что мы создаем сами сначала в своем воображении, а затем в реальности. И первым шагом в этом направлении является первый столп НЛП - знать то, что вы хотите. Это значит создавать то, что вы хотите.
Вопрос звучит так: "Чего вы хотите?". Он помогает сформулировать те результаты, которые приведут вас к желаемому состоянию. Вместо этого мы часто спрашиваем: "В чем проблема?". Это вопрос фокусирует наше внимание на том, что не получается в настоящее время, и не подталкивает вас к движению вперед. На самом деле он чаще всего поворачивает вас лицом к прошлому, и тут возникают такие вопросы как: "Почему у меня возникла такая проблема?", "Как она меня ограничивает?" и "Кто виноват?".
Во всех этих вопросах нет никакой пользы. Они не помогают создать лучшее будущее или построить надежду. Если мы хотим изменить настоящее, то археологического исследования проблем оказывается недостаточно. Не помогает и поиск виноватого. Обвинение - это невкусный коктейль из вины и ответственности, и вряд ли он кому-то понравится. Ведь обвинение опять-таки опирается на упрощенную идею причинно-следственных связей.
Вы создаете свое будущее тем, что делаете в настоящем, Размышление о том, чего вы хотите - о ваших целях - является ключом к созданию такого будущего, каким вы хотите его видеть.
Вопрос звучит так: "Чего вы хотите?". Он помогает сформулировать те результаты, которые приведут вас к желаемому состоянию. Вместо этого мы часто спрашиваем: "В чем проблема?". Это вопрос фокусирует наше внимание на том, что не получается в настоящее время, и не подталкивает вас к движению вперед. На самом деле он чаще всего поворачивает вас лицом к прошлому, и тут возникают такие вопросы как: "Почему у меня возникла такая проблема?", "Как она меня ограничивает?" и "Кто виноват?".
Во всех этих вопросах нет никакой пользы. Они не помогают создать лучшее будущее или построить надежду. Если мы хотим изменить настоящее, то археологического исследования проблем оказывается недостаточно. Не помогает и поиск виноватого. Обвинение - это невкусный коктейль из вины и ответственности, и вряд ли он кому-то понравится. Ведь обвинение опять-таки опирается на упрощенную идею причинно-следственных связей.
Вы создаете свое будущее тем, что делаете в настоящем, Размышление о том, чего вы хотите - о ваших целях - является ключом к созданию такого будущего, каким вы хотите его видеть.