Одна из самых простых техник процессинга—это рекурсивное задавание вопросов. То есть задается один и тот же вопрос, или дается одно и то же указание, даже хотя на него уже получен ответ.
Рекурсия основана на следующих идеях:
— Реакции исчерпываются, так сказать изнашиваются, если их снова и снова активизировать. Если при задавании определенного вопроса клиент получает неприятную эмоциональную реакцию, то если вопрос задавать снова и снова, интенсивность реакции будет постепенно спадать. Клиент устанет так реагировать. Конечно, если он выдержит это испытание.
— Человек часто сначала дает общепринятые ответы на вопрос. Он может дать поверхностный ответ, принятый в обществе. Если вы будете продолжать требовать ответы на вопрос, то он будет вынужден копать глубже. И тогда мы получаем материал, который гораздо ценнее для целей процессинга, ответы из-под поверхности.
— Повторная активизация одной и той же темы накапливается вплоть до какого-то порога. Если для вас что-то неприятно и оно будет вам снова и снова подаваться, то скорее всего вы будете чувствовать себя всё хуже и хуже. После определенного момента реакция сломается и вы прорветесь в другое состояние. В обычной ситуации вы вполне можете заставить источник неприятностей замолчать, но в сеансе вы можете перетерпеть это и реакция преобразуется во что-то более предпочтительное.
— Если тема основательно раскрыта и получено все, что личность может о ней сказать или воспринять, то у личности в итоге останется более простая истина об этой теме. Это может быть ничто, тема может просто испариться. Или личность может прийти к осознанию того, что на самом деле происходит с этой темой. Или она может просто научиться видеть яснее, отбросив мусор.
Рекурсивное задавание вопросов—это довольно грубая техника. Если её решительно проводить, она может стать очень неприятной еще до того, как тема прояснится. Сначала нужна какая-то договоренность, что клиент пройдет эту технику до конца. Эта техника не из тех, с которыми любой может интуитивно согласиться. Ее нужно объяснить и клиенту нужно быть готовым придерживаться её до определенного результата.
Преимущество рекурсивного задавания вопросов в том, что его легко проводить. Есть всего один вопрос, или всего несколько последовательных вопросов, и они обычно подготовлены заранее. Фасилитатор просто задает вопрос, получает ответ, и тогда он снова задает тот же вопрос, но так как будто это совершенно новый и неожиданный вопрос. Фасилитатору нужно только заметить, когда из вопроса извлечено все, что возможно.
С помощью относительно простых указаний люди могут самостоятельно выполнять рекурсивные техники. Им можно дать список вопросов, которые скорее всего активизируют что-то стоящее, и можно научить снова и снова отвечать на каждый вопрос, пока что-то продолжает происходить.
Вы можете использовать рекурсивными техники разнообразными способами и с разной глубиной.
Лично я избегаю использовать рекурсивное спрашивание для того, чтобы пробиваться сквозь появляющиеся реакции. Это неприятно и дает непредсказуемые результаты, занимая непредсказуемое количество времени. Когда появляется что-то тяжелое, я предпочитаю перейти на самую подходящую технику.
Только в случае особенно застарелых и нежелательных эмоциональных реакций я могу подумать об использовании грубой силы рекурсивной техники для прорыва через порог.
Например, у клиента есть навязчивая потребность есть определенные виды пищи, которая до сих пор сопротивляется процессингу. В этом случае можно снова и снова давать клиенту то, что включает его навязчивое поведение. Например, если мы обнаружили, что включает реакцию симпатичная цветная картинка шоколада, то можно попросить клиента снова и снова вызывать такую картинку, всё больше увеличивая интенсивность реакции. Если аккуратно это делать, реакция будет всё усиливаться и в конце концов сломается. И тогда клиент уже не сможет вернуть эту реакцию. Картинка шоколада уже не будет вызывать автоматическую реакцию.
Я обычно использую рекурсивные вопросы в общем модуле, чтобы поднять на поверхность какой-то материал. Я делаю это не механически и я обычно видоизменяю вопрос по ходу работы. Но я занимаюсь одной определенной темой, например готовностью личности присутствовать или нет в определенных местах и ситуациях. Можно построить на основе этой темы два вопроса:
"Где ты готов быть?"
"Где ты не готов быть?"
Вам на самом деле не обязательно строить какие-то точные вопросы для проработки темы. Но они могут упростить работу фасилитатора, и эту технику может с пользой применять даже тот, кто не понимает, зачем задавать эти вопросы, и просто делает это механически.
Я использую вопросы такого типа, чтобы поощрить клиента полностью исследовать тему. Я использую их, чтобы получить от него новые, другие ответы. Я хочу, чтобы клиент проработал тему с многих сторон, воспринимая её по-новому и по-другому.
Если клиент перестает рассматривать тему и начинает давать однообразные ответы, я видоизменяю вопрос или меняю подход. Я продолжаю рекурсивное спрашивание только пока оно интересно для клиента. Если оно уже не интересно, я перехожу на что-то другое. Если тема раскрыта недостаточно, я перехожу на разновидность того же вопроса, только предоставляя другую точку зрения, чтобы поддерживать вовлеченность клиента. Если тема уже раскрыта и клиент извлек из нее что-то новое, то я перехожу к другой теме.
Если клиент выносит на обсуждение более конкретное явление, подходящее к известной мне технике, я обычно переключаюсь на эту технику. Например, если он говорит, что у него каждый раз при встрече с начальником возникает боль в животе, то я чаще всего нахожу происшествия, которые клиент может повторно пережить.
Рекурсивное задавание вопросов похоже на снятие слоев луковицы. Вы задаете вопрос и получаете самый внешний слой. Вы не удовлетворяетесь этим, а задаете вопрос снова и получаете следующий слой. Вы продолжаете это делать до тех пор, пока луковицы уже не будет или будет ясно, что внутри.
Ваши вопросы задаются не для того, чтобы получить правильный ответ. Они задаются для того, чтобы что-то происходило, в особенности для того, чтобы клиент всё больше смотрел и обнаруживал то, что забыл.
Если клиент дает каждый раз одинаковый ответ, "потому что он правильный", то вам нужно немного обсудит суть процессинга. Вы только теряете время, если клиент старается "правильно" отвечать на ваши вопросы. По правде говоря, неправильные ответы гораздо ценнее. Но нам на самом деле не нужны ни те, ни другие. Мы просто задаем вопросы, чтобы что-то происходило. Нам нужно извлечь как можно больше из каждого вопроса.
Каждый наш вопрос—это просто еще один способ сказать:
"Восприми, что здесь есть, и расскажи мне об этом!"
Было бы скучно, если бы мы всё время говорили это. Люди любят разнообразие, им нравится когда их развлекают, и им нравится, когда их хитростью вынуждают осознавать то, что они уже знают.
Преимущество использования многочисленных вопросов в том, что каждый из них скорее всего своим уникальным способом затронет тему. Вопрос соответствует чему-то в уме клиента, и поощряет его посмотреть на это так, как он иначе не посмотрел бы.
Так что один из надежных ресурсов фасилитатора—это способность выдвигать очень много разнообразных и неожиданных вопросов. Фасилитатор может придумывать их или у него может быть список хороших вопросов. Именно из этого в основном состоят наши общие модули. Обобщенные списки того, о чем можно спросить.
Второй ресурс в отношении вопросов—это способность извлекать всё возможное из каждого вопроса. Вам желательно "выдоить" из каждого вопроса как можно больше изменений. И самый простой способ делать это—снова задавать вопрос и получать разные ответы.
Упражнение
Þ Задавание рекурсивных вопросов, моделирование разнообразных сценариев того, как может реагировать клиент.
Рекурсия основана на следующих идеях:
— Реакции исчерпываются, так сказать изнашиваются, если их снова и снова активизировать. Если при задавании определенного вопроса клиент получает неприятную эмоциональную реакцию, то если вопрос задавать снова и снова, интенсивность реакции будет постепенно спадать. Клиент устанет так реагировать. Конечно, если он выдержит это испытание.
— Человек часто сначала дает общепринятые ответы на вопрос. Он может дать поверхностный ответ, принятый в обществе. Если вы будете продолжать требовать ответы на вопрос, то он будет вынужден копать глубже. И тогда мы получаем материал, который гораздо ценнее для целей процессинга, ответы из-под поверхности.
— Повторная активизация одной и той же темы накапливается вплоть до какого-то порога. Если для вас что-то неприятно и оно будет вам снова и снова подаваться, то скорее всего вы будете чувствовать себя всё хуже и хуже. После определенного момента реакция сломается и вы прорветесь в другое состояние. В обычной ситуации вы вполне можете заставить источник неприятностей замолчать, но в сеансе вы можете перетерпеть это и реакция преобразуется во что-то более предпочтительное.
— Если тема основательно раскрыта и получено все, что личность может о ней сказать или воспринять, то у личности в итоге останется более простая истина об этой теме. Это может быть ничто, тема может просто испариться. Или личность может прийти к осознанию того, что на самом деле происходит с этой темой. Или она может просто научиться видеть яснее, отбросив мусор.
Рекурсивное задавание вопросов—это довольно грубая техника. Если её решительно проводить, она может стать очень неприятной еще до того, как тема прояснится. Сначала нужна какая-то договоренность, что клиент пройдет эту технику до конца. Эта техника не из тех, с которыми любой может интуитивно согласиться. Ее нужно объяснить и клиенту нужно быть готовым придерживаться её до определенного результата.
Преимущество рекурсивного задавания вопросов в том, что его легко проводить. Есть всего один вопрос, или всего несколько последовательных вопросов, и они обычно подготовлены заранее. Фасилитатор просто задает вопрос, получает ответ, и тогда он снова задает тот же вопрос, но так как будто это совершенно новый и неожиданный вопрос. Фасилитатору нужно только заметить, когда из вопроса извлечено все, что возможно.
С помощью относительно простых указаний люди могут самостоятельно выполнять рекурсивные техники. Им можно дать список вопросов, которые скорее всего активизируют что-то стоящее, и можно научить снова и снова отвечать на каждый вопрос, пока что-то продолжает происходить.
Вы можете использовать рекурсивными техники разнообразными способами и с разной глубиной.
Лично я избегаю использовать рекурсивное спрашивание для того, чтобы пробиваться сквозь появляющиеся реакции. Это неприятно и дает непредсказуемые результаты, занимая непредсказуемое количество времени. Когда появляется что-то тяжелое, я предпочитаю перейти на самую подходящую технику.
Только в случае особенно застарелых и нежелательных эмоциональных реакций я могу подумать об использовании грубой силы рекурсивной техники для прорыва через порог.
Например, у клиента есть навязчивая потребность есть определенные виды пищи, которая до сих пор сопротивляется процессингу. В этом случае можно снова и снова давать клиенту то, что включает его навязчивое поведение. Например, если мы обнаружили, что включает реакцию симпатичная цветная картинка шоколада, то можно попросить клиента снова и снова вызывать такую картинку, всё больше увеличивая интенсивность реакции. Если аккуратно это делать, реакция будет всё усиливаться и в конце концов сломается. И тогда клиент уже не сможет вернуть эту реакцию. Картинка шоколада уже не будет вызывать автоматическую реакцию.
Я обычно использую рекурсивные вопросы в общем модуле, чтобы поднять на поверхность какой-то материал. Я делаю это не механически и я обычно видоизменяю вопрос по ходу работы. Но я занимаюсь одной определенной темой, например готовностью личности присутствовать или нет в определенных местах и ситуациях. Можно построить на основе этой темы два вопроса:
"Где ты готов быть?"
"Где ты не готов быть?"
Вам на самом деле не обязательно строить какие-то точные вопросы для проработки темы. Но они могут упростить работу фасилитатора, и эту технику может с пользой применять даже тот, кто не понимает, зачем задавать эти вопросы, и просто делает это механически.
Я использую вопросы такого типа, чтобы поощрить клиента полностью исследовать тему. Я использую их, чтобы получить от него новые, другие ответы. Я хочу, чтобы клиент проработал тему с многих сторон, воспринимая её по-новому и по-другому.
Если клиент перестает рассматривать тему и начинает давать однообразные ответы, я видоизменяю вопрос или меняю подход. Я продолжаю рекурсивное спрашивание только пока оно интересно для клиента. Если оно уже не интересно, я перехожу на что-то другое. Если тема раскрыта недостаточно, я перехожу на разновидность того же вопроса, только предоставляя другую точку зрения, чтобы поддерживать вовлеченность клиента. Если тема уже раскрыта и клиент извлек из нее что-то новое, то я перехожу к другой теме.
Если клиент выносит на обсуждение более конкретное явление, подходящее к известной мне технике, я обычно переключаюсь на эту технику. Например, если он говорит, что у него каждый раз при встрече с начальником возникает боль в животе, то я чаще всего нахожу происшествия, которые клиент может повторно пережить.
Рекурсивное задавание вопросов похоже на снятие слоев луковицы. Вы задаете вопрос и получаете самый внешний слой. Вы не удовлетворяетесь этим, а задаете вопрос снова и получаете следующий слой. Вы продолжаете это делать до тех пор, пока луковицы уже не будет или будет ясно, что внутри.
Ваши вопросы задаются не для того, чтобы получить правильный ответ. Они задаются для того, чтобы что-то происходило, в особенности для того, чтобы клиент всё больше смотрел и обнаруживал то, что забыл.
Если клиент дает каждый раз одинаковый ответ, "потому что он правильный", то вам нужно немного обсудит суть процессинга. Вы только теряете время, если клиент старается "правильно" отвечать на ваши вопросы. По правде говоря, неправильные ответы гораздо ценнее. Но нам на самом деле не нужны ни те, ни другие. Мы просто задаем вопросы, чтобы что-то происходило. Нам нужно извлечь как можно больше из каждого вопроса.
Каждый наш вопрос—это просто еще один способ сказать:
"Восприми, что здесь есть, и расскажи мне об этом!"
Было бы скучно, если бы мы всё время говорили это. Люди любят разнообразие, им нравится когда их развлекают, и им нравится, когда их хитростью вынуждают осознавать то, что они уже знают.
Преимущество использования многочисленных вопросов в том, что каждый из них скорее всего своим уникальным способом затронет тему. Вопрос соответствует чему-то в уме клиента, и поощряет его посмотреть на это так, как он иначе не посмотрел бы.
Так что один из надежных ресурсов фасилитатора—это способность выдвигать очень много разнообразных и неожиданных вопросов. Фасилитатор может придумывать их или у него может быть список хороших вопросов. Именно из этого в основном состоят наши общие модули. Обобщенные списки того, о чем можно спросить.
Второй ресурс в отношении вопросов—это способность извлекать всё возможное из каждого вопроса. Вам желательно "выдоить" из каждого вопроса как можно больше изменений. И самый простой способ делать это—снова задавать вопрос и получать разные ответы.
Упражнение
Þ Задавание рекурсивных вопросов, моделирование разнообразных сценариев того, как может реагировать клиент.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи