Жизнь создана для экстаза. Нирвана и сансхара — одно и то же. Ты свободен и можешь выбрать печаль, страх, несчастье, горе и депрессию... Но также ты можешь прямо сейчас выбрать веселье, радость, счастье и упоение сладостью жизни.
Жизнь, твое тело, твое дыхание, то, что ты видишь, слышишь, обоняешь, чувствуешь прямо сейчас, — это полный и гармоничный океан блаженства.
Ты можешь отгородиться от этого океана и раскрасить мир в черно-белый цвет или даже в черный и можешь плыть по океану блаженства в скорлупе своих ограничений и бурчать внутри: «Бедный я, несчастный, никто меня не любит, судьба мне присылает страдания, черный рок над всеми людьми довлеет, карма у меня такая, такова жизнь и мне влачить ту юдоль...»
Жизнь, твое тело, твое дыхание, то, что ты видишь, слышишь, обоняешь, чувствуешь прямо сейчас, — это полный и гармоничный океан блаженства.
Ты можешь отгородиться от этого океана и раскрасить мир в черно-белый цвет или даже в черный и можешь плыть по океану блаженства в скорлупе своих ограничений и бурчать внутри: «Бедный я, несчастный, никто меня не любит, судьба мне присылает страдания, черный рок над всеми людьми довлеет, карма у меня такая, такова жизнь и мне влачить ту юдоль...»
Пять элементов, выдвинутые в интегративном ребефинге в конце 1970-х годов (Дж. Ленард, Ф. Лаут), — неотъемлемые составляющие элементы процесса связного дыхания:
• циклическое дыхание,
• полное расслабление,
• детальное осознание,
• интеграция в экстаз,
• делайте то, что вы делаете, желания достаточно.
• циклическое дыхание,
• полное расслабление,
• детальное осознание,
• интеграция в экстаз,
• делайте то, что вы делаете, желания достаточно.
Вайвейшн (отлат. vivation, vivo — 'жить'.Вейн — 'полныйжизни', 'обнаруживающий жизнь', 'живой', 'сильный', 'пламенный') — метод, основосоздателем которого является Джим Ленард. В 1979 г. им и Филом Лаутш было введено понятие интеграции и основано движение ин-тегривоного ребефинга. С 1987 г. зарегистрирована торговая марка «vivaion». В ребефинге Л. Орра существовало понятие «высвобождения» и высвобождение подавленного материала считалось целью и дост.точным условием эффективности процесса связного дыхания. По мтению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение (<выпустить тигра из клетки»), но и использование определенных методов работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной :ессии. Поэтому в вайвейшн существует представление о пяти элементах процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно пршти к интеграции.
Штеграция (от лат. integer — 'целый') — понятие, введенное в ре-бефшг Дж. Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связюго дыхания. Интеграция — слияние части с целым. При этом часТ)Ю является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, та-буированное желание и др.). В процессе связного дыхания происходит «сознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение зе энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интеграция — это процесс движения к целостности человеческого сознания. По шению Джима Ленарда, это должно приводить к экстатическому восгриятию мира. И сам процесс интеграции экстатичен. Интегриро-вангость — способность к целостному, экстатическому восприятию мир1 здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни (39, 130).
Штеграция (от лат. integer — 'целый') — понятие, введенное в ре-бефшг Дж. Ленардом для объяснения цели и содержания процесса связюго дыхания. Интеграция — слияние части с целым. При этом часТ)Ю является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного структура (конфликт, стресс, негативная идея, та-буированное желание и др.). В процессе связного дыхания происходит «сознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение зе энергии к воспринимающей, осознающей личности. Интеграция — это процесс движения к целостности человеческого сознания. По шению Джима Ленарда, это должно приводить к экстатическому восгриятию мира. И сам процесс интеграции экстатичен. Интегриро-вангость — способность к целостному, экстатическому восприятию мир1 здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни (39, 130).
Опыт показывает, что холотропное дыхание является наиболее интенсивной психотехнологией среди методов практической психологии, использующих в своей структуре расширенные или другие необьшные состояния сознания. Поэтому мы настоятельно рекомендуем пройти профессиональные тренинги Московского Трансперсонального Института, прежде чем практиковать холотропное дыхание со своими клиентами.
Полный сертификационный курс может быть пройден только под руководством Кристины и Станислава Грофов. Этот курс состоит из 150 часов вводных занятий, которые можно получить у любого сертифицированного специалиста. В России на данный момент такое право и 450 часов базисной сертификационной программы делегировано Грофом В. В. Майкову. Эта программа состоит из 200 часов основных модулей (4 недели), 150 часов модулей по выбору (3 недели) и 100 часов завершающей сертификационной программы (2 недели). Как правило, прохождение всей программы занимает 2 — 3 года.
Более подробную информацию о подготовке специалистов по хо-лотропному дыханию вы можете получить в Московском Трансперсональном институте, который с 1994 года приступил к приему студентов по полной программе.
Вы можете также пройти двухгодичную специализацию по интег-ративной психологии, в структуре которой также предусмотрено овладение теорией и практикой холотропного дыхания.
Полный сертификационный курс может быть пройден только под руководством Кристины и Станислава Грофов. Этот курс состоит из 150 часов вводных занятий, которые можно получить у любого сертифицированного специалиста. В России на данный момент такое право и 450 часов базисной сертификационной программы делегировано Грофом В. В. Майкову. Эта программа состоит из 200 часов основных модулей (4 недели), 150 часов модулей по выбору (3 недели) и 100 часов завершающей сертификационной программы (2 недели). Как правило, прохождение всей программы занимает 2 — 3 года.
Более подробную информацию о подготовке специалистов по хо-лотропному дыханию вы можете получить в Московском Трансперсональном институте, который с 1994 года приступил к приему студентов по полной программе.
Вы можете также пройти двухгодичную специализацию по интег-ративной психологии, в структуре которой также предусмотрено овладение теорией и практикой холотропного дыхания.
Какой бы это ни был модуль, необходимо ознакомить его участников с историей использования холотропа и расширенной картографии сознания Ст. Грофа.
Ст. Гроф стал психиатром и исследователем психоделиков в середине 1950-х годов. В 1954 году начал работать гидом для людей, принимающих психоделики.
В 1956 г. он получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельной исследовательской работе. На протяжении 19 лет (с 1954 по 1973 гг.) занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1967 г. Он приехал в США с 15 фунтами одежды и 25 фунтами записей психоделических сессий, которые и стали основой многих его книг, включая «Области человеческого бессознательного», «Человек перед лицом смерти» и «ЛСД-психотерапия».
В 1960-х годах люди принимали психоделики случайно и зачастую без какого-либо руководства, путая внутренний холотропический и внешний хилотропический опыты, что привело к осложнениям, и в результате эти вещества стали нелегальными. Но прежде чем психоделики были объявлены вне закона, исследователи немало узнали о необычных состояниях сознания.
Ст. Гроф стал психиатром и исследователем психоделиков в середине 1950-х годов. В 1954 году начал работать гидом для людей, принимающих психоделики.
В 1956 г. он получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельной исследовательской работе. На протяжении 19 лет (с 1954 по 1973 гг.) занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1967 г. Он приехал в США с 15 фунтами одежды и 25 фунтами записей психоделических сессий, которые и стали основой многих его книг, включая «Области человеческого бессознательного», «Человек перед лицом смерти» и «ЛСД-психотерапия».
В 1960-х годах люди принимали психоделики случайно и зачастую без какого-либо руководства, путая внутренний холотропический и внешний хилотропический опыты, что привело к осложнениям, и в результате эти вещества стали нелегальными. Но прежде чем психоделики были объявлены вне закона, исследователи немало узнали о необычных состояниях сознания.
Подготовка физического и психологического пространства перед сессией
В знак уважения к практике холотропного дыхания и участникам семинара начните с подготовки чистого и эстетического пространства, так, чтобы оно стало сакральным. Слово «сакральный» используется здесь для выражения чувства почтения к необычным состояниям сознания и его тайнам. Антропологи описывали ритуалы различных культур, предназначенные для стимуляции необычных состояний сознания как сакральных. В таких ритуалах, как правило, большое внимание уделялось подготовке ума, тела и окружения, для того чтобы стать открытым к содержанию, которое, как предполагалось, становится доступным через это сакральное состояние.
Предложите участникам создать для себя сакральное пространство, принеся небольшие предметы, имеющие для них значение (картинки, кристаллы, украшения, амулеты и т. д.), и сделать алтарь. Алтарь расположите так, чтобы он не мешал работе и в то же время был заметен.
В знак уважения к практике холотропного дыхания и участникам семинара начните с подготовки чистого и эстетического пространства, так, чтобы оно стало сакральным. Слово «сакральный» используется здесь для выражения чувства почтения к необычным состояниям сознания и его тайнам. Антропологи описывали ритуалы различных культур, предназначенные для стимуляции необычных состояний сознания как сакральных. В таких ритуалах, как правило, большое внимание уделялось подготовке ума, тела и окружения, для того чтобы стать открытым к содержанию, которое, как предполагалось, становится доступным через это сакральное состояние.
Предложите участникам создать для себя сакральное пространство, принеся небольшие предметы, имеющие для них значение (картинки, кристаллы, украшения, амулеты и т. д.), и сделать алтарь. Алтарь расположите так, чтобы он не мешал работе и в то же время был заметен.
Холотропное дыхание (oi феч holos — 'целый', trupein — 'ведущий'), «дыхание, ведущее к целостности», — методика, автором и теоретиком которой является Ст. Гроф. Теоретическая база холотропно-го дыхания — трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:
• более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
• побуждающая музыка;
• помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.
Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая, при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом — в роли сидящего (ситгера) (19, 36, 56).
• более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
• побуждающая музыка;
• помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.
Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая, при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом — в роли сидящего (ситгера) (19, 36, 56).
Предварительные условия
Отличительной чертой этого процесса является то, что он проводится в воде. Вода считается холодной, если ее температура ниже температуры тела дышащего. Если тренинг проводится в естественном водоеме (реке, озере, море), то погодные условия должны благоприятствовать этому. Погода должна быть хорошей, теплой, не должно быть дождя, берег водоема должен быть сухим. Склон к водоему должен быть пологим, чтобы обеспечивать возможность постепенного входа и выноса дышащего. Нужно подготовить место, куда можно было бы положить дышащего после выноса из воды. Лучше иметь два одеяла, одно в качестве подстилки, второе — для того чтобы закутать дышащего. В зависимости от физического веса и антропометрических данных дышащего инструктору должны помогать от одного до нескольких ассистентов (лучше мужчин), чтобы выносить дышащего из воды. Инструктор должен в совершенстве владеть техникой водного ребефинга, хорошо плавать, не иметь гидрофобии. Временные ограничения пребывания в воде обусловлены температурой воды, подготовленностью и физическим здоровьем дышащего. При проведении тренинга в бассейне все предварительные условия остаются в силе, кроме погоды.
Отличительной чертой этого процесса является то, что он проводится в воде. Вода считается холодной, если ее температура ниже температуры тела дышащего. Если тренинг проводится в естественном водоеме (реке, озере, море), то погодные условия должны благоприятствовать этому. Погода должна быть хорошей, теплой, не должно быть дождя, берег водоема должен быть сухим. Склон к водоему должен быть пологим, чтобы обеспечивать возможность постепенного входа и выноса дышащего. Нужно подготовить место, куда можно было бы положить дышащего после выноса из воды. Лучше иметь два одеяла, одно в качестве подстилки, второе — для того чтобы закутать дышащего. В зависимости от физического веса и антропометрических данных дышащего инструктору должны помогать от одного до нескольких ассистентов (лучше мужчин), чтобы выносить дышащего из воды. Инструктор должен в совершенстве владеть техникой водного ребефинга, хорошо плавать, не иметь гидрофобии. Временные ограничения пребывания в воде обусловлены температурой воды, подготовленностью и физическим здоровьем дышащего. При проведении тренинга в бассейне все предварительные условия остаются в силе, кроме погоды.
Он учился у Шива-Йогина Бабадж1я (Шива-Йога — йога бессмертия). Орр считает, что существует девять основных принципов йоги вечной жизни.
Очищение
Вода, Огонь, Воздух и Земля состав;ляют тайну вечной жизни и молодости тела.
Вода: у каждого человека на Западе в квартире есть теплая вода. В результате этого многие люди имеют- возможность принимать ванну два раза в день, что является практикой (бессмертных йогов. Орр обнаружил, что ему необходимо проводить каякдый день по крайней мере один час в теплой воде, чтобы очиститься от загрязнений негативной эмоциональной энергией, которую он получает во время обычного участия в мирской жизни. Теплая вода открывает чакры и очищает их. Холодная вода автоматически закрывает чакры. Обычно он заканчивает ванну холодным душем. Орр считает горячую ванну высшим даром духовной цивилизации. Даже находясь в Гималаях, он использует простой лист тонкого пластика, нагревает воду в металлическом резервуаре и помещает этот пластик между камней так, чтобы образовалась ванна.
Очищение
Вода, Огонь, Воздух и Земля состав;ляют тайну вечной жизни и молодости тела.
Вода: у каждого человека на Западе в квартире есть теплая вода. В результате этого многие люди имеют- возможность принимать ванну два раза в день, что является практикой (бессмертных йогов. Орр обнаружил, что ему необходимо проводить каякдый день по крайней мере один час в теплой воде, чтобы очиститься от загрязнений негативной эмоциональной энергией, которую он получает во время обычного участия в мирской жизни. Теплая вода открывает чакры и очищает их. Холодная вода автоматически закрывает чакры. Обычно он заканчивает ванну холодным душем. Орр считает горячую ванну высшим даром духовной цивилизации. Даже находясь в Гималаях, он использует простой лист тонкого пластика, нагревает воду в металлическом резервуаре и помещает этот пластик между камней так, чтобы образовалась ванна.
Ребефинг (от англ. rebirthing — 'возрождение', 'духовное воскресение') — система связного, непрерывного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего самого сильного — родового, который мы все испытываем в момент появления на свет. Создатель этой техники Леонард Орр под ребефингом понимает следующее:
• во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,
• во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.
Ребефинг — это Таинство Дыхания. Ребефинг — это вдохновение. Это интуитивное и нежное обучение дыханию у самого дыхания (Л. Орр). Ребефинг — это занятие любовью с Богом. Ребефинг — это жизнь (С. Рэй) (126, 127, 128, 131).
• во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,
• во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.
Ребефинг — это Таинство Дыхания. Ребефинг — это вдохновение. Это интуитивное и нежное обучение дыханию у самого дыхания (Л. Орр). Ребефинг — это занятие любовью с Богом. Ребефинг — это жизнь (С. Рэй) (126, 127, 128, 131).
В 2001 году во время тренинга на Алтае (на острове в середине реки Катунь) в день языческих традиций я впервые использовал практику «Шаг Силы», которую придумал прямо на ходу.
В качестве контекста, который внутренне готовил участников к этой психотехнике, я прочитал маленькую лекцию следующего содержания. Первым наиболее известным каноническим просветленным является китайский философ Лао-цзы. Он жил в VI в. до Рождества Христова. Имя Лао-цзы, или Лао-тхе, переводится как «старик-младенец», «старик-ребенок» или «старик-мудрец». В соответствии с мифом (существует несколько версий) Лао-цзы находился в утробе матери не девять месяцев, как все нормальные люди, а вынашивался в течение десятилетий. В «Шэньсянь-чжуань» рассказывается, что мать носила Лао-цзы в чреве 62 года (по другим версиям, 72 или 81), что он родился с белыми, как у старика, волосами, и потому народ называл его Лао-цзы, то есть старый мальчик. Как бы там ни было, Лао-цзы появился уже взрослым, я бы сказал, старым, уже в осознании. Миф, конечно, очень противоречивый и не очень достоверный по нашим европейским представлениям.
Наверное, поэтому о его семье, детстве и воспитании ничего не известно. В анналах истории он появился уже в зрелом возрасте в звании библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии.
В качестве контекста, который внутренне готовил участников к этой психотехнике, я прочитал маленькую лекцию следующего содержания. Первым наиболее известным каноническим просветленным является китайский философ Лао-цзы. Он жил в VI в. до Рождества Христова. Имя Лао-цзы, или Лао-тхе, переводится как «старик-младенец», «старик-ребенок» или «старик-мудрец». В соответствии с мифом (существует несколько версий) Лао-цзы находился в утробе матери не девять месяцев, как все нормальные люди, а вынашивался в течение десятилетий. В «Шэньсянь-чжуань» рассказывается, что мать носила Лао-цзы в чреве 62 года (по другим версиям, 72 или 81), что он родился с белыми, как у старика, волосами, и потому народ называл его Лао-цзы, то есть старый мальчик. Как бы там ни было, Лао-цзы появился уже взрослым, я бы сказал, старым, уже в осознании. Миф, конечно, очень противоречивый и не очень достоверный по нашим европейским представлениям.
Наверное, поэтому о его семье, детстве и воспитании ничего не известно. В анналах истории он появился уже в зрелом возрасте в звании библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии.
Это дыхание в своей практике я использую в двух случаях:
• когда мне нужно очень быстро набрать энергии,
• если у меня есть желание быстро войти в расширенное состояние сознания.
Это дыхание связное, быстрое и глубокое. При этом на выдохе произносятся следующие звуки X — С — Ш (по три раза). Один цикл дыхания выглядит следующим образом:
Х-Х-Х
С-С-С
Ш-Ш-Ш
И так несколько десятков циклов.
После этого можете перейти к обычному дыханию или войти в более глубокий процесс со спонтанным дыханием.
• когда мне нужно очень быстро набрать энергии,
• если у меня есть желание быстро войти в расширенное состояние сознания.
Это дыхание связное, быстрое и глубокое. При этом на выдохе произносятся следующие звуки X — С — Ш (по три раза). Один цикл дыхания выглядит следующим образом:
Х-Х-Х
С-С-С
Ш-Ш-Ш
И так несколько десятков циклов.
После этого можете перейти к обычному дыханию или войти в более глубокий процесс со спонтанным дыханием.