Прежде, чем приступить к обсуждению вопроса о проектировании технологии профессионального обучения, необходимо уточнить смысл некоторых дидактических понятий и терминов, связанных с этим вопросом.
Цель обучения – усвоение субъектом учения определенных знаний и освоение определенных видов действий и деятельностей.
Прием обучения – разновидность выполнения операции в обучении.
Например, операцию переключения скорости движения автомобиля с помощью рычага на коробке передач можно выполнить по-разному: рывком, «со звоном», или плавно, мягко. Опытный водитель владеет несколькими приемами для выполнения одной и той же операции переключения, да и в целом для выполнения любой операции, входящей в состав действий и деятельности по вождению автомобиля. Аналогично можно говорить и о преподавателях и их приемах обучения. Чем более опытен и подготовлен преподаватель, тем большим количеством приемов обучения он владеет для выполнения операций и действий при достижении тех или иных учебных целей.
Методика обучения – совокупность приемов обучения для конкретного занятия или темы учебной дисциплины.
Частная методика – методика обучения по конкретной учебной дисциплине.
Метод обучения – подход к достижению цели обучения при изменении одного или нескольких параметров обучения.
Например:
· по степени включенности учащегося в учебный процесс различают пассивные (лекции, рассказ) и активные (самостоятельная работа учащихся с книгой) методы обучения (Е.Я. Голант)
· по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность различают информационно–рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский методы (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);
· по сочетанию методов преподавания с соответствующими методами учения: информационно–обобщающие и исполняющие, объяснительные и репродуктивные, инструктивно–практические и продуктивно–практические, объяснительно–побуждающие и частично–поисковые, побуждающие и поисковые (М.И. Махмутов) и т.п. [1,6].
К настоящему времени в педагогике разработано и внедрено немало эффективных методов и методик обучения, однако проблемы высокой результативности при групповом нераздельном обучении, стабильности результатов обучения, их воспроизводимости любым преподавателем и предсказуемости для большинства обучающихся остаются нерешенными и по сей день.
Не случайно в 60-е годы ХХ столетия в США были впервые предприняты попытки внедрения уже апробированных, положительно зарекомендовавших себя приемов технологизации промышленных производств в образовательные процессы.
Технология – процесс преобразования исходного объекта – материала, энергии, информации, человека с целью получения конечного результата, продукта с заданными параметрами и свойствами.
«Ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное достижение его» [1, С.246].
Точное достижение планируемого результата, планируемой цели связано с необходимостью и возможностью ее объективной верификации, наличием инструментария для ее диагностирования. Иными словами, ключевым признаком любой технологии является четкое определение ее диагностируемой цели («диагностичной» по Беспалько В.П.).
Вместе с тем между промышленными и социальными технологиями имеются и существенные различия.
Промышленная технология – технология преобразования исходных материалов (руды, древесины, заготовок, полуфабрикатов и т.п.), энергии (уголь, газ, солнечная и гидроэнергия и т.п.) и информации (речь общественного деятеля, принятый парламентом закон и т.п.) в конечный продукт с заданными параметрами – деталь изделия и само готовое изделие, тепловая энергия в виде горячей воды с t = +800С или электрическая энергия напряжением 220В, изображение на телевизионном экране или газетная статья.
Основной признак промышленной технологии – строго определенный набор и последовательность процессов и операций в технологической цепочке. Непредусмотренная технологией замена процессов и операций или изменение их последовательности ведет к нарушению технологии, изменению параметров конечного продукта и, в конечном итоге, к браку.
Возможна запланированная перенастройка технологической цепочки, но тогда или исходный объект, или конечный продукт, или и тот, и другой вместе будут другими.
Социальная технология – это технология, в которой исходным объектом и конечным продуктом технологического процесса выступает один и тот же человек, а преобразованию подвергается одно или несколько его свойств и качеств.
Основная особенность социальной технологии обучения состоит в том, что объектом технологического процесса является человек – система многофакторная, на которую оказывают влияние огромное количество внешних воздействий, которые трудно все учесть, и сила, и направленность которых различна, а порой и противоположна.
Заранее предсказать точный результат и даже результирующий вектор направленности тех или иных воздействий и их совокупности довольно сложно.
Поэтому социальные технологии более гибкие, менее детерминированные, более сложные по организации и должны настраиваться в идеале на каждый объект, т.е. быть личностно–ориентированными на участников процесса обучения, по элементам содержания обучения и приемам, методикам и методам обучения.
Проблема технологизации процесса обучения – это основанный на концептуальной модели обучения отбор приемов, методов и методик, форм, средств обучения, обязательный учет индивидуальных особенностей каждого субъекта обучения, высокий уровень решения задач организационного управления и разработки системы контроля и оценки процесса обучения. Кроме того должна решаться задача воспроизводимости результата обучения при определенном для каждого обучающегося, объективном, личностно – обусловленном результате в обучении.
Главные характерные признаки технологии обучения:
· четкое и точное определение конечной цели обучения и наличие объективных методов контроля и оценки ее достижения – диагностируемая цель обучения;
· возможность проектирования учебной деятельности со стабильными, воспроизводимыми положительными результатами для практически любого числа обучающихся;
· четкая система входного, текущего, рубежного и итогового диагностирования процесса обучения;
· высокий уровень менеджмента обучения;
· личностно–ориентированная настройка технологии по каждому из обучающихся и по элементам содержания обучения.
С учетом изложенного можно утверждать, что технология обучения должна включать в себя следующие структурные единицы:
· диагностируемая цель обучения с заданным уровнем обучения и оценкой усвоения знаний и освоения действий и деятельностей;
· система обучения, в основе которой должны быть концепция, концептуальные принципы, инварианты и вариативы обучения;
· система стимулирования, психологической поддержки и мотивации обучения;
· система объективного контроля, диагностирования уровня обучения и оценки усвоения учебного материала;
· эффективный менеджмент обучения – организационное управление технологией обучения.
Цель обучения – усвоение субъектом учения определенных знаний и освоение определенных видов действий и деятельностей.
Прием обучения – разновидность выполнения операции в обучении.
Например, операцию переключения скорости движения автомобиля с помощью рычага на коробке передач можно выполнить по-разному: рывком, «со звоном», или плавно, мягко. Опытный водитель владеет несколькими приемами для выполнения одной и той же операции переключения, да и в целом для выполнения любой операции, входящей в состав действий и деятельности по вождению автомобиля. Аналогично можно говорить и о преподавателях и их приемах обучения. Чем более опытен и подготовлен преподаватель, тем большим количеством приемов обучения он владеет для выполнения операций и действий при достижении тех или иных учебных целей.
Методика обучения – совокупность приемов обучения для конкретного занятия или темы учебной дисциплины.
Частная методика – методика обучения по конкретной учебной дисциплине.
Метод обучения – подход к достижению цели обучения при изменении одного или нескольких параметров обучения.
Например:
· по степени включенности учащегося в учебный процесс различают пассивные (лекции, рассказ) и активные (самостоятельная работа учащихся с книгой) методы обучения (Е.Я. Голант)
· по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность различают информационно–рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский методы (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);
· по сочетанию методов преподавания с соответствующими методами учения: информационно–обобщающие и исполняющие, объяснительные и репродуктивные, инструктивно–практические и продуктивно–практические, объяснительно–побуждающие и частично–поисковые, побуждающие и поисковые (М.И. Махмутов) и т.п. [1,6].
К настоящему времени в педагогике разработано и внедрено немало эффективных методов и методик обучения, однако проблемы высокой результативности при групповом нераздельном обучении, стабильности результатов обучения, их воспроизводимости любым преподавателем и предсказуемости для большинства обучающихся остаются нерешенными и по сей день.
Не случайно в 60-е годы ХХ столетия в США были впервые предприняты попытки внедрения уже апробированных, положительно зарекомендовавших себя приемов технологизации промышленных производств в образовательные процессы.
Технология – процесс преобразования исходного объекта – материала, энергии, информации, человека с целью получения конечного результата, продукта с заданными параметрами и свойствами.
«Ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное достижение его» [1, С.246].
Точное достижение планируемого результата, планируемой цели связано с необходимостью и возможностью ее объективной верификации, наличием инструментария для ее диагностирования. Иными словами, ключевым признаком любой технологии является четкое определение ее диагностируемой цели («диагностичной» по Беспалько В.П.).
Вместе с тем между промышленными и социальными технологиями имеются и существенные различия.
Промышленная технология – технология преобразования исходных материалов (руды, древесины, заготовок, полуфабрикатов и т.п.), энергии (уголь, газ, солнечная и гидроэнергия и т.п.) и информации (речь общественного деятеля, принятый парламентом закон и т.п.) в конечный продукт с заданными параметрами – деталь изделия и само готовое изделие, тепловая энергия в виде горячей воды с t = +800С или электрическая энергия напряжением 220В, изображение на телевизионном экране или газетная статья.
Основной признак промышленной технологии – строго определенный набор и последовательность процессов и операций в технологической цепочке. Непредусмотренная технологией замена процессов и операций или изменение их последовательности ведет к нарушению технологии, изменению параметров конечного продукта и, в конечном итоге, к браку.
Возможна запланированная перенастройка технологической цепочки, но тогда или исходный объект, или конечный продукт, или и тот, и другой вместе будут другими.
Социальная технология – это технология, в которой исходным объектом и конечным продуктом технологического процесса выступает один и тот же человек, а преобразованию подвергается одно или несколько его свойств и качеств.
Основная особенность социальной технологии обучения состоит в том, что объектом технологического процесса является человек – система многофакторная, на которую оказывают влияние огромное количество внешних воздействий, которые трудно все учесть, и сила, и направленность которых различна, а порой и противоположна.
Заранее предсказать точный результат и даже результирующий вектор направленности тех или иных воздействий и их совокупности довольно сложно.
Поэтому социальные технологии более гибкие, менее детерминированные, более сложные по организации и должны настраиваться в идеале на каждый объект, т.е. быть личностно–ориентированными на участников процесса обучения, по элементам содержания обучения и приемам, методикам и методам обучения.
Проблема технологизации процесса обучения – это основанный на концептуальной модели обучения отбор приемов, методов и методик, форм, средств обучения, обязательный учет индивидуальных особенностей каждого субъекта обучения, высокий уровень решения задач организационного управления и разработки системы контроля и оценки процесса обучения. Кроме того должна решаться задача воспроизводимости результата обучения при определенном для каждого обучающегося, объективном, личностно – обусловленном результате в обучении.
Главные характерные признаки технологии обучения:
· четкое и точное определение конечной цели обучения и наличие объективных методов контроля и оценки ее достижения – диагностируемая цель обучения;
· возможность проектирования учебной деятельности со стабильными, воспроизводимыми положительными результатами для практически любого числа обучающихся;
· четкая система входного, текущего, рубежного и итогового диагностирования процесса обучения;
· высокий уровень менеджмента обучения;
· личностно–ориентированная настройка технологии по каждому из обучающихся и по элементам содержания обучения.
С учетом изложенного можно утверждать, что технология обучения должна включать в себя следующие структурные единицы:
· диагностируемая цель обучения с заданным уровнем обучения и оценкой усвоения знаний и освоения действий и деятельностей;
· система обучения, в основе которой должны быть концепция, концептуальные принципы, инварианты и вариативы обучения;
· система стимулирования, психологической поддержки и мотивации обучения;
· система объективного контроля, диагностирования уровня обучения и оценки усвоения учебного материала;
· эффективный менеджмент обучения – организационное управление технологией обучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи