Успешное профессиональное обучение невозможно без наличия у субъекта учения определенного, достаточного уровня:
· исходных базовых знаний, умений;
· интеллектуального развития.
Уровень исходных (остаточных) базовых знаний и умений по сервисным дисциплинам, обслуживающим преподаваемую дисциплину, проверяется на первых же занятиях с помощью их входного контроля (диагностики) организованного тем или иным способом. Установив уровень имеющихся остаточных знаний и умений, преподаватель вырабатывает дальнейшую тактику и стратегию обучения как с целой группой, так и с каждым из субъектов учения в отдельности. Например, преподаватель формулирует минимальный набор базовых представлений, понятий, алгоритмов, умений, навыков, без которых дальнейшее успешное обучение по преподаваемой дисциплине принципиально невозможно, и предлагает субъектам учения, не прошедшим входной контроль, овладеть этим набором на должном уровне за определенный отрезок учебного времени. Невыполнение этого условия рассматривается как невыполнение учебного плана со всеми вытекающими из этого оргвыводами.
Уровень интеллектуального развития субъекта учения самым серьезным образом влияет на эффективность процесса обучения.
Субъект учения, не обладающий достаточным уровнем интеллектуального развития к обучению не готов!
Интеллект (от лат. понимание, познание) – совокупность познавательных процессов. определяющих умственные способности человека.
К семи базовым свойствам интеллекта относятся:
· способность к логическому мышлению – способность анализировать, классифицировать, обобщать информацию, делать умозаключения;
· быстрота восприятия – время для «схватывания» сути дела, выделения из информации главного;
· счетная способность – арифметические действия с числами, обнаружение закономерностей в числовых рядах;
· память – способность к усвоению, сохранению и воспроизведению информации;
· речевое восприятие – адекватное восприятие информации при ее недостаточности;
· речевая гибкость – умение выразить одну и ту же мысль разными способами;
· пространственная ориентация – способность ориентироваться в любых ситуациях по отношению к сторонам света или представлять себе различные ракурсы одного и того же предмета.
Для количественной оценки уровня интеллектуального развития человека используется так называемый «интеллектуальный коэффициент» (IQ), определяемый с помощью специальных тестов (предложен в 1912 году немецким психологом Штерном).
В интеллекте не менее 70% природно-биологических факторов – наследственность, хромосомные аномалии, возраст родителей и т.п., и 30% – социальных (питание в первые месяцы жизни, социальное положение, образование и т.п.).Развитие интеллекта завершается к 17-20 годам – 5 лет-20%, 8 лет-50%, 12 лет-75% и т.д. (Рис 2.8) [3, С.18].
В целом, основу интеллектуального развития личности дает общее образование, и к 17-18 годам человек с достаточным уровнем интеллекта должен быть готов к самообучению, саморазвитию, самовоспитанию – готов к самообразованию. Этот возраст как раз и попадает на начало периода получения основного профессионального образования различного уровня квалификации. Тем не менее в мире 10-20% взрослого населения, получившего образование (даже университетское!), являются функционально неграмотными, т.е. не имеющими достаточных интеллектуальных навыков, навыков мыслительной деятельности для освоения новых видов деятельности
Известно, что в достаточно больших сообществах распределение людей по уровню интеллектуального развития подчиняется нормальному закону. (Рис. 2.9) [4, С.39].
А это значит, что 60% из достаточно большой выборки обучающихся обладает средним интеллектом (IQ= 85 ÷ 115, нормальный IQ = 100), 17% – пониженным (IQ IQ>115), 3,0% – умственно отсталые (IQ 130), из которых 0,2% – суперинтеллекты (IQ>150) [3]. По Г. Айзенку эти показатели составляют, соответственно, 50% – средний интеллект, по 21,5% – пониженный и повышенный интеллект, по 3,5% – умственно отсталые и умственно одаренные, среди которых 0,5% – суперинтеллекты [5, С. 193].
Проблема выбора стратегии обучения обусловлена тем, что обучающиеся в реальном учебном процессе имеют различные уровни исходных базовых знаний, интеллектуального развития, творческих способностей, а распределение этих уровней в общем случае носит случайный характер.
Очевидно, что студенты учреждений профессионального образования, имеющие достаточно высокий уровень интеллекта, быстрее обнаруживают логические связи между различными фрагментами учебной дисциплины, с большей скоростью и прочностью овладевают необходимыми знаниями и умениями, тверже запоминают учебный материал, свободнее ориентируются в нестандартных ситуациях, чего не скажешь о студентах с невысоким уровнем интеллектуального развития. Как же в таких условиях спроектировать эффективную технологию обучения для такой разнородной группы обучающихся, на какую категорию обучающихся должны быть направлены основные усилия преподавателя? Какова должна быть стратегия и тактика обучения в условиях нераздельного обучения в конкретном учреждении профессионального образования?
При групповом нераздельном обучении по одной программе, что соответствует условиям профессиональных образовательных учреждений России, преподавателю приходится делать выбор: либо строить процесс обучения в расчете на способных, одаренных обучающихся, либо на отстающих. Что касается остальных обучающихся (а их большинство!), то их обучение становится производной от выбранной стратегии и строится обычно по остаточному принципу.
В частности, в условиях жесткой централизованной экономики, когда количество студентов, штат преподавателей и количество подготовленных (полностью оплаченных!) специалистов взаимосвязаны, основная забота преподавателей – отстающие студенты. В условиях переходной рыночной экономики ситуация в обучении благоприятным образом поворачивается в пользу способных студентов.
В реальном учебном процессе при ограниченном количестве обучающихся в потоке (группе), распределение по уровню интеллекта в каждой группе носит, как правило, случайный характер, что усиливает значение, важность, необходимость входной диагностики интеллекта (и знаний) для адекватного выбора в каждом потоке, группе тактики и стратегии обучения.
Существуют удобные для преподавательской практики ускоренные тесты на определение IQ. Один из них – представленный в конце пособия тест-экспресс на интеллект Щербакова Э.Л.
· исходных базовых знаний, умений;
· интеллектуального развития.
Уровень исходных (остаточных) базовых знаний и умений по сервисным дисциплинам, обслуживающим преподаваемую дисциплину, проверяется на первых же занятиях с помощью их входного контроля (диагностики) организованного тем или иным способом. Установив уровень имеющихся остаточных знаний и умений, преподаватель вырабатывает дальнейшую тактику и стратегию обучения как с целой группой, так и с каждым из субъектов учения в отдельности. Например, преподаватель формулирует минимальный набор базовых представлений, понятий, алгоритмов, умений, навыков, без которых дальнейшее успешное обучение по преподаваемой дисциплине принципиально невозможно, и предлагает субъектам учения, не прошедшим входной контроль, овладеть этим набором на должном уровне за определенный отрезок учебного времени. Невыполнение этого условия рассматривается как невыполнение учебного плана со всеми вытекающими из этого оргвыводами.
Уровень интеллектуального развития субъекта учения самым серьезным образом влияет на эффективность процесса обучения.
Субъект учения, не обладающий достаточным уровнем интеллектуального развития к обучению не готов!
Интеллект (от лат. понимание, познание) – совокупность познавательных процессов. определяющих умственные способности человека.
К семи базовым свойствам интеллекта относятся:
· способность к логическому мышлению – способность анализировать, классифицировать, обобщать информацию, делать умозаключения;
· быстрота восприятия – время для «схватывания» сути дела, выделения из информации главного;
· счетная способность – арифметические действия с числами, обнаружение закономерностей в числовых рядах;
· память – способность к усвоению, сохранению и воспроизведению информации;
· речевое восприятие – адекватное восприятие информации при ее недостаточности;
· речевая гибкость – умение выразить одну и ту же мысль разными способами;
· пространственная ориентация – способность ориентироваться в любых ситуациях по отношению к сторонам света или представлять себе различные ракурсы одного и того же предмета.
Для количественной оценки уровня интеллектуального развития человека используется так называемый «интеллектуальный коэффициент» (IQ), определяемый с помощью специальных тестов (предложен в 1912 году немецким психологом Штерном).
В интеллекте не менее 70% природно-биологических факторов – наследственность, хромосомные аномалии, возраст родителей и т.п., и 30% – социальных (питание в первые месяцы жизни, социальное положение, образование и т.п.).Развитие интеллекта завершается к 17-20 годам – 5 лет-20%, 8 лет-50%, 12 лет-75% и т.д. (Рис 2.8) [3, С.18].
В целом, основу интеллектуального развития личности дает общее образование, и к 17-18 годам человек с достаточным уровнем интеллекта должен быть готов к самообучению, саморазвитию, самовоспитанию – готов к самообразованию. Этот возраст как раз и попадает на начало периода получения основного профессионального образования различного уровня квалификации. Тем не менее в мире 10-20% взрослого населения, получившего образование (даже университетское!), являются функционально неграмотными, т.е. не имеющими достаточных интеллектуальных навыков, навыков мыслительной деятельности для освоения новых видов деятельности
Известно, что в достаточно больших сообществах распределение людей по уровню интеллектуального развития подчиняется нормальному закону. (Рис. 2.9) [4, С.39].
А это значит, что 60% из достаточно большой выборки обучающихся обладает средним интеллектом (IQ= 85 ÷ 115, нормальный IQ = 100), 17% – пониженным (IQ IQ>115), 3,0% – умственно отсталые (IQ 130), из которых 0,2% – суперинтеллекты (IQ>150) [3]. По Г. Айзенку эти показатели составляют, соответственно, 50% – средний интеллект, по 21,5% – пониженный и повышенный интеллект, по 3,5% – умственно отсталые и умственно одаренные, среди которых 0,5% – суперинтеллекты [5, С. 193].
Рисунок – 2.8
Рисунок – 2.9
Проблема выбора стратегии обучения обусловлена тем, что обучающиеся в реальном учебном процессе имеют различные уровни исходных базовых знаний, интеллектуального развития, творческих способностей, а распределение этих уровней в общем случае носит случайный характер.
Очевидно, что студенты учреждений профессионального образования, имеющие достаточно высокий уровень интеллекта, быстрее обнаруживают логические связи между различными фрагментами учебной дисциплины, с большей скоростью и прочностью овладевают необходимыми знаниями и умениями, тверже запоминают учебный материал, свободнее ориентируются в нестандартных ситуациях, чего не скажешь о студентах с невысоким уровнем интеллектуального развития. Как же в таких условиях спроектировать эффективную технологию обучения для такой разнородной группы обучающихся, на какую категорию обучающихся должны быть направлены основные усилия преподавателя? Какова должна быть стратегия и тактика обучения в условиях нераздельного обучения в конкретном учреждении профессионального образования?
При групповом нераздельном обучении по одной программе, что соответствует условиям профессиональных образовательных учреждений России, преподавателю приходится делать выбор: либо строить процесс обучения в расчете на способных, одаренных обучающихся, либо на отстающих. Что касается остальных обучающихся (а их большинство!), то их обучение становится производной от выбранной стратегии и строится обычно по остаточному принципу.
В частности, в условиях жесткой централизованной экономики, когда количество студентов, штат преподавателей и количество подготовленных (полностью оплаченных!) специалистов взаимосвязаны, основная забота преподавателей – отстающие студенты. В условиях переходной рыночной экономики ситуация в обучении благоприятным образом поворачивается в пользу способных студентов.
В реальном учебном процессе при ограниченном количестве обучающихся в потоке (группе), распределение по уровню интеллекта в каждой группе носит, как правило, случайный характер, что усиливает значение, важность, необходимость входной диагностики интеллекта (и знаний) для адекватного выбора в каждом потоке, группе тактики и стратегии обучения.
Существуют удобные для преподавательской практики ускоренные тесты на определение IQ. Один из них – представленный в конце пособия тест-экспресс на интеллект Щербакова Э.Л.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи