Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Творческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.
Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я»..
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.
Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).
Истоки творчества восходят к тому периоду детства (2-2,5-3 года), когда идет импровизация, когда творческое появляется во многих непроизвольных видах деятельности (игры с песком, со снегом, детское словотворчество). Важную роль в развитии детского творчества играет сюжетно-ролевая игра. Игра - это уже есть творчество, сугубо субъективное, но творчество, когда ребенок полностью свободен в проявлении своего «Я».
К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др.).
Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:
- свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится». Творческий процесс будет творческим, если в нем меньше
заданности, при заданности результат всегда отвечает вкусам и желаниям взрослых;
- организация всех видов деятельности (музыка, танцы, изодеятельность, театр и др.). Необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;
- привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где-то может проявить себя, свою активность. Пока нет социальной активности, нет творчества;
- приобщение к творческой деятельности через использование всех сенсорных каналов.
В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:
1. Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.
2. Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
3. Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
4. Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.
5. Создание ситуации успеха для ребёнка.
6. Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.
7. Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств (красок, карандашей, гуаши, восковых мелков, пластилина и т.п.) для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
8. Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.
Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальный способ, обеспечивающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой степени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначенных условий с целью развития детского творчества.
Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я»..
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.
Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).
Истоки творчества восходят к тому периоду детства (2-2,5-3 года), когда идет импровизация, когда творческое появляется во многих непроизвольных видах деятельности (игры с песком, со снегом, детское словотворчество). Важную роль в развитии детского творчества играет сюжетно-ролевая игра. Игра - это уже есть творчество, сугубо субъективное, но творчество, когда ребенок полностью свободен в проявлении своего «Я».
К основным видам творческой деятельности относятся; художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др.).
Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:
- свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится». Творческий процесс будет творческим, если в нем меньше
заданности, при заданности результат всегда отвечает вкусам и желаниям взрослых;
- организация всех видов деятельности (музыка, танцы, изодеятельность, театр и др.). Необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;
- привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где-то может проявить себя, свою активность. Пока нет социальной активности, нет творчества;
- приобщение к творческой деятельности через использование всех сенсорных каналов.
В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:
1. Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.
2. Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
3. Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
4. Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.
5. Создание ситуации успеха для ребёнка.
6. Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.
7. Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств (красок, карандашей, гуаши, восковых мелков, пластилина и т.п.) для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
8. Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.
Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальный способ, обеспечивающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой степени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначенных условий с целью развития детского творчества.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи