Педагогический процесс - движение вперед, изменение, одна из категорий педагогики. Педагогический процесс - это направленное и организованное взаимодействие воспитателя и детей, реализующее цели дошкольного образования. Это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие воспитателя и детей. В процессе этого взаимодействия происходит воспитание, обучение и развитие каждого ребенка. В педагогическом процессе задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда решаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом (игра, учение, общение, продуктивные виды деятельности, творческие виды деятельности).
Структурными компонентами педагогического процесса являются: целевой (определение целей и задач дошкольного образования); содержательный (содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду»); деятельностный (виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, выбранные методы и средства); оценочно-результативный (анализ результатов работы воспитателя об эффективности педагогического процесса).
Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Можно выделить следующие закономерности педагогического процесса в ДОУ:
- связь воспитания и социальной системы, поскольку воспитание определяется потребностями общества, экономики, национальным своеобразием, протекает в конкретно-исторических условиях;
- связь между обучением и воспитанием, взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние и единство;
- связь воспитания и деятельности, воспитание и развитие ребенка всегда осуществляется в процессе организации педагогом разнообразных видов деятельности;
- связь воспитания и активности личности, поскольку только в активной деятельности, где ребенок является ее субъектом, происходит развитие всех психических процессов и воспитание основных черт характера будущего гражданина, осуществляется процесс саморазвития и самореализации;
- связь воспитания и общения, то есть воспитание ребенка всегда протекает во взаимодействии со взрослым, а также в процессе общения со сверстниками, где формируется богатство межличностных связей.
Педагогический процесс в ДОУ имеет свои особенности, строится исходя из видов деятельности, соответствующих особенностям дошкольного детства Специфика педагогического процесса в ДОУ определяется включенностью взрослого в реализации развивающих задач. В качестве основания для выявления структурных составляющих педагогического процесса Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают типы взаимодействия взрослого с детьми, которые определяются по отношению к детям и определяют меру включения педагога в детскую деятельность. Во-первых, это позиция «учителя», который ставит перед детьми цели и задачи обучения (позиция «над»); во-вторых, это позиция «равного» партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, где педагог помогает детям в освоении различных способов деятельности. В-третьих, это позиция «создателя» развивающей предметно-пространственной среды, где взрослый, непосредственно не включаясь в процесс деятельности, инициирует активность ребенка, организуя среду, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно исходя из их желаний, потребностей и интересов.
В соответствии с этим педагогический процесс в ДОУ имеет триединую структуру, т.е. условно разделен на три блока: - специально организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринужденной и необязательной форме;
- самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе самоценных для него видов деятельности.
1. Блок специально организованного обучения в форме занятий, где воспитатель занимает позицию «над» ребенком, включает в себя цели, программные задачи, специальные методы, приемы и средства обучения, специальные задания для детей, отвечающие логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, речевых и др.) Здесь с целью подготовки детей к школе воспитатель формирует у детей элементы учебной деятельности.
2. Блок совместной деятельности, где педагог занимает позицию «равного партнера», инициирует различные виды детской деятельности (организует игры, конструирование, изобразительную, трудовую деятельность, приобщает детей к искусству). Включает в себя разнообразные формы активности: чтение книг, беседы с детьми, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные игры, рисование, лепку, конструирование, элементарный труд, экскурсии, физические упражнения и подвижные игры и т.д.
3. Блок свободной самостоятельной деятельности, где воспитатель занимает позицию «создателя окружающей среды». Предполагает свободный выбор ребенком деятельности, отвечающей его склонностям, потребностям и интересам, обеспечивая возможность саморазвития ребенка.
Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе, не поглощаясь другими, поскольку каждый из них имеет особое значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.
Структурными компонентами педагогического процесса являются: целевой (определение целей и задач дошкольного образования); содержательный (содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду»); деятельностный (виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, выбранные методы и средства); оценочно-результативный (анализ результатов работы воспитателя об эффективности педагогического процесса).
Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Можно выделить следующие закономерности педагогического процесса в ДОУ:
- связь воспитания и социальной системы, поскольку воспитание определяется потребностями общества, экономики, национальным своеобразием, протекает в конкретно-исторических условиях;
- связь между обучением и воспитанием, взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние и единство;
- связь воспитания и деятельности, воспитание и развитие ребенка всегда осуществляется в процессе организации педагогом разнообразных видов деятельности;
- связь воспитания и активности личности, поскольку только в активной деятельности, где ребенок является ее субъектом, происходит развитие всех психических процессов и воспитание основных черт характера будущего гражданина, осуществляется процесс саморазвития и самореализации;
- связь воспитания и общения, то есть воспитание ребенка всегда протекает во взаимодействии со взрослым, а также в процессе общения со сверстниками, где формируется богатство межличностных связей.
Педагогический процесс в ДОУ имеет свои особенности, строится исходя из видов деятельности, соответствующих особенностям дошкольного детства Специфика педагогического процесса в ДОУ определяется включенностью взрослого в реализации развивающих задач. В качестве основания для выявления структурных составляющих педагогического процесса Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают типы взаимодействия взрослого с детьми, которые определяются по отношению к детям и определяют меру включения педагога в детскую деятельность. Во-первых, это позиция «учителя», который ставит перед детьми цели и задачи обучения (позиция «над»); во-вторых, это позиция «равного» партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, где педагог помогает детям в освоении различных способов деятельности. В-третьих, это позиция «создателя» развивающей предметно-пространственной среды, где взрослый, непосредственно не включаясь в процесс деятельности, инициирует активность ребенка, организуя среду, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно исходя из их желаний, потребностей и интересов.
В соответствии с этим педагогический процесс в ДОУ имеет триединую структуру, т.е. условно разделен на три блока: - специально организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринужденной и необязательной форме;
- самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе самоценных для него видов деятельности.
1. Блок специально организованного обучения в форме занятий, где воспитатель занимает позицию «над» ребенком, включает в себя цели, программные задачи, специальные методы, приемы и средства обучения, специальные задания для детей, отвечающие логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, речевых и др.) Здесь с целью подготовки детей к школе воспитатель формирует у детей элементы учебной деятельности.
2. Блок совместной деятельности, где педагог занимает позицию «равного партнера», инициирует различные виды детской деятельности (организует игры, конструирование, изобразительную, трудовую деятельность, приобщает детей к искусству). Включает в себя разнообразные формы активности: чтение книг, беседы с детьми, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные игры, рисование, лепку, конструирование, элементарный труд, экскурсии, физические упражнения и подвижные игры и т.д.
3. Блок свободной самостоятельной деятельности, где воспитатель занимает позицию «создателя окружающей среды». Предполагает свободный выбор ребенком деятельности, отвечающей его склонностям, потребностям и интересам, обеспечивая возможность саморазвития ребенка.
Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе, не поглощаясь другими, поскольку каждый из них имеет особое значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи