СВОЕОБРАЗИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА

Наука » Педагогика » Общая педагогика
«Коллектив» от лат. collido «объединяю», collectivus - «собиратель­ный, указывающий на объединение людей». Это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведе­ния, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств дея­тельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в си­лу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. В педагогической литературе понятие «коллектив» обозначает группу воспитанников, отличающуюся рядом важных признаков: общая социально значимая цель; общая совместная деятельность, отношения общественной зависимости; общий выборный орган.

Понятие «детский коллектив» по отношению к детям дошкольного возраста весьма своеобразно, коллектив дошкольников находится в ста­дии формирования и не обладает рядом перечисленных признаков, по­этому в дошкольной педагогике принято обозначать его как «детское сообщество». В дошкольном возрасте еще только начинают складываться черты коллективности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. Детское сообщество - это группа детей объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно эстетической и др.) под руководством воспитателя, который несет определенные обязанности и отвечает за ее организацию.

Для детского сообщества характерны следующие признаки:

- организатор и руководитель детского сообщества: взрослый - воспитатель

- коллективные связи в дошкольном возрасте еще неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных вида деятельности и также легко могут распадаться;

- в детском сообществе преобладают личностные, а не деловые взаимоот­ношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику;

- нет органов самоуправления, то есть действующего «актива», как, например, в коллективе школьников;

- в детском сообществе нет развитой системы межличностных и дело­вых отношений, общественного мнения.

Таким образом, можно констатировать слабую генерирующую функцию коллектива, когда им не вырабатываются собственные нормы и правила по­ведения. Эта функция находится преимущественно в руках воспитателя.

Главная цель коллектива дошкольников заключена в том, чтобы сформи­ровать в их среде ту модель отношений, с которой они войдут в жизнь и ко­торая позволит им как можно скорее с наименьшими потерями включиться в дальнейшем в процесс социального созревания, раскрыть свой интеллекту­альный и нравственный потенциал.

Развитие детского сообщества осуществляется поэтапно.

На первом этапе под руководством воспитателя у детей формируются представления о нормах взаимоотношений в детском сообществе, появ­ляется устойчивый интерес к деятельности, к сверстникам, усиливается сплоченность детей. В результате могут возникать стойкие игровые группировки по 3-5 человек. Малые группировки - это первоначальный этап сплочения детского сообщества. Воспитатель объединяет детей в интересной деятельности, однако уровень взаимоотношений детей еще не достаточно высок.

На втором этапе важно сделать эти объединения более устойчивыми и длительными. Выдвигаются более сложные цели совместной деятель­ности (например, коллективный труд в уголке природы). Воспитатель организует детское сообщество, помогает распределить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, происходит естественный про­цесс объединения маленьких группировок. Дети проявляют большую самостоятельность, состав объединений становится более устойчивым.

Третий этап характеризуется ростом самостоятельности детей. Возрас­тает количество участников детского сообщества. Дети нередко сами объе­диняются по своему усмотрению в разнообразных видах деятельности, са­мостоятельно распределяют роли в игре, обязанности в трудовой деятельно­сти, сами регулируют взаимоотношения в группе. Третий этап предполагает воспитание у детей навыков самоорганизации: от овладения элементами самоорганизации, носящими случайный характер, до осознания необходи­мости иметь организационные умения и навыки (умение планировать свою деятельность, осознавать свои обязанности; добиваться поставленной цели, считаться с товарищами). На данном этапе создается возможность для объе­динения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, коллективный, совместный труд. Очень важно, чтобы мотивы та­кой деятельности были социально значимыми. Каждый ребенок в таком со­обществе чувствует себя членом коллектива. Существенно меняется на этом этапе позиция воспитателя. С развитием у детей навыков самоорганизации воспитатель от прямого воздействия на детей переходит к косвенным мето­дам руководства детским сообществом.

Наиболее эффективно детское сообщество будет формироваться при следующих психолого-педагогических условиях:

1) организация педагогом интересной и содержательной жизни в группе;

2) основное место в организации детского коллектива принадлежит иг­ровой деятельности детей;

3) организация коллективного и совместного труда;

4) участие детей в подготовке и проведении различных праздников и развлечений.

Задачи воспитания коллективизма у дошкольников:

- формировать гуманные взаимоотношения в группе сверстников (дру­жеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопо­мощь и др.);

- приобщать детей жить и работать сообща, играть и трудиться вместе со всеми детьми в группе;

- научить считаться с интересами друг друга, подчинять свои интересы интересам коллектива;

- научить заботиться, помогать друг другу, поощрять и поддерживать дружбу между детьми.

Таким образом, при целенаправленном руководстве воспитателя про­исходит постепенное формирование детского сообщества - от межлично­стного общения и сотрудничества, возникновения небольших группиро­вок к установлению сравнительно устойчивых дружеских взаимоотноше­ний, способствующих внутренней общности детей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.