Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.
Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения (П.К. Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.
Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.
Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.
Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения (П.К. Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.
Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.
Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.
Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи.
Речь имеет свои свойства:
– содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;
– понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
– выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной).
Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.
Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи.
Речь имеет свои свойства:
– содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;
– понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
– выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной).
Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
По видам мышление подразделяют на наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное).
Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Наглядно-образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.
При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов – определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, ко торые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.
По видам мышление подразделяют на наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное).
Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Наглядно-образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.
При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы, которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов – определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, ко торые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации. Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом и выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности.
Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях.
Мышление является высшим познавательным процессом. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.
Процесс мышления:
– всегда имеет опосредованный характер;
– опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;
– исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему;
– отражает связи и отношения между предметами в словесной форме;
– всегда находится в неразрывном единстве с речью;
– органически связан с практической деятельностью.
Важнейшей особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности. Следовательно, мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью.
Мышление является высшим познавательным процессом. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.
Процесс мышления:
– всегда имеет опосредованный характер;
– опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества;
– исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему;
– отражает связи и отношения между предметами в словесной форме;
– всегда находится в неразрывном единстве с речью;
– органически связан с практической деятельностью.
Важнейшей особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности. Следовательно, мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью.
Память – это форма отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении, активации, воспроизведении и забывании информации. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти, у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, оно включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом.
Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Различают следующие процессы памяти:
– запоминание представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;
– сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;
– воспроизведение, т.е. активизация закрепленного ранее содержания психики, которое актуализируется в таких формах как узнавание, воспоминание, припоминание).
Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Различают следующие процессы памяти:
– запоминание представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;
– сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;
– воспроизведение, т.е. активизация закрепленного ранее содержания психики, которое актуализируется в таких формах как узнавание, воспоминание, припоминание).
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных предметах и явлениях при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание не является процессом отражения действительности, оно представляет собой одну из сторон психической деятельности – ее динамики. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий.
Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие заторможенными.
Внимание обеспечивается за счет явления доминанты – наличия в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
В современной психологической науке принято выделять несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
1. Непроизвольное. Не требует волевого усилия. Вызывается новизной, необычностью объекта, его значимостью для человека.
Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие заторможенными.
Внимание обеспечивается за счет явления доминанты – наличия в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
В современной психологической науке принято выделять несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
1. Непроизвольное. Не требует волевого усилия. Вызывается новизной, необычностью объекта, его значимостью для человека.
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Учитывая особенности и причины возникновения, различают несколько видов воображения.
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта – это образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции);
в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
Учитывая особенности и причины возникновения, различают несколько видов воображения.
Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей.
Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта – это образ желаемого будущего. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой тенденции);
в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
Первичную информацию человек получает с помощью ощущений и восприятия. Однако человек может спустя какое-то время вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления, и представления воображения, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.
Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.
Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).
Представление – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
В основе представлений лежит восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-то объекта или явления, и представления воображения, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
Физиологической основой представлений является оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий.
Представление, как и любой другой процесс, осуществляет ряд функций.
Сигнальная функция представлений состоит в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности (например, двигательные представления).
Восприятие – это целостное отражение в сознании человека предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Понятие «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, но между ними есть существенные различия. Ощущения – это отражение лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира (световых и цветовых пятен, звуков, прикосновений и т.д.). Однако человек живет в мире вещей, предметов, форм. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность всего, что воздействует на человека, т. е. целостное отражение предмета. Восприятие включает ощущение и основывается на нем. Помимо ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. В связи с этим восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Под действием раздражителей в нейронах возникает возбуждение, которое по проводящим путям передается в проекционные (сенсорные) корковые центры. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Таким образом, в основе восприятия лежат условные рефлексы, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира. При этом последние выступают в виде комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза.
Понятие «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, но между ними есть существенные различия. Ощущения – это отражение лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира (световых и цветовых пятен, звуков, прикосновений и т.д.). Однако человек живет в мире вещей, предметов, форм. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность всего, что воздействует на человека, т. е. целостное отражение предмета. Восприятие включает ощущение и основывается на нем. Помимо ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. В связи с этим восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Под действием раздражителей в нейронах возникает возбуждение, которое по проводящим путям передается в проекционные (сенсорные) корковые центры. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Таким образом, в основе восприятия лежат условные рефлексы, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира. При этом последние выступают в виде комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза.
Ощущение представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира. Согласно диалектико-материалистической теории отражения, ощущение есть непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Ощущение – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Ощущения характеризуются: качеством – отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью – силой воздействия на органы чувств человека; длительностью – временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном – чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса приятной пищи).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят:
а) из рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;
б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Ощущение – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Ощущения характеризуются: качеством – отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью – силой воздействия на органы чувств человека; длительностью – временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном – чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса приятной пищи).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят:
а) из рецепторов, воспринимающих раздражение нервных аппаратов и находящихся на периферии центральной нервной системы;
б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Психика людей познается и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность в то же время – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.
Деятельность людей очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность людей, наконец, не всегда однозначна. Они могут преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ее ходе результаты, не одобряемые другими людьми.
Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.
Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность в то же время – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.
Деятельность людей очень многогранна. В ее ходе человек не только осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность людей, наконец, не всегда однозначна. Они могут преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ее ходе результаты, не одобряемые другими людьми.