Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — в целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Оформление педагогики в административную науку большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его известный труд “Великая дидактика” до сих пор остается интересным и поучительным для педагогов. Большинство сформированных им принципов, методов и форм организации педагогического процесса составляют ядро современных педагогических систем.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Оформление педагогики в административную науку большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его известный труд “Великая дидактика” до сих пор остается интересным и поучительным для педагогов. Большинство сформированных им принципов, методов и форм организации педагогического процесса составляют ядро современных педагогических систем.
Успех реализации различных курсов по граждановедению для школьников зависит от того, насколько атмосфера школьной жизни, сам образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников, нормы и правила школьной жизни будут демократичными по существу и основываться на правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. Именно поэтому наиболее эффективным способом реализации гражданского образования школьников является создание в учебном заведении открытой воспитательной системы – сообщества, построенного на принципах демократии, с развитым общественным мнением и внутришкольным самоуправлением, разрабатывающим собственные законы. Первые опыты реализации институционального подхода в гражданском образовании относятся к концу ХIХ – началу ХХ вв. Наиболее известными являются Бруклинская школа, «справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга, отдельные положения чикагской лабораторной школы Дж.Дьюи, коммунарская деятельность А.С.Макаренко.
Ярким примером реализации гражданского образования школьников в отечественной практике в советский период стал опыт В.А.Сухомлинского; в 80 – 90-е годы ХХ века – опыт деятельности учебных заведений нового типа – авторских школ, лицеев, гимназий. Среди авторских российских проектов, успешно работающих по проблемам гражданского образования учащихся, особое место занимают московские школы № 825 (директор В.А.Караковский) и № 734 (директор А.Н.Тубельский).
Ярким примером реализации гражданского образования школьников в отечественной практике в советский период стал опыт В.А.Сухомлинского; в 80 – 90-е годы ХХ века – опыт деятельности учебных заведений нового типа – авторских школ, лицеев, гимназий. Среди авторских российских проектов, успешно работающих по проблемам гражданского образования учащихся, особое место занимают московские школы № 825 (директор В.А.Караковский) и № 734 (директор А.Н.Тубельский).
Социальные причины актуализации гражданского образования в Беларуси:
§ кризис прежней системы ценностей, смена идеологии, которая потребовала популяризации демократических ценностей и формирования позитивного отношения у старшеклассников к правительству, органам власти, а также повышения интереса учащихся к политическому участию в делах своей страны,
§ появление различных форм социальной нестабильности (безработица, высокий уровень инфляции), углубившееся в обществе расслоение по материальному признаку,
§ обновление механизма социальной защиты белорусских граждан,
§ ослабление роли семьи, а также утрата многими семьями, особенно с низким материальным достатком, общественных ориентаций,
§ повышенное внимание в учебно-воспитательном процессе школы к правам человека в ущерб вопросу исполнения гражданских обязанностей,
§ увеличением количества детей с неопределенным социальным статусом (беспризорные, беженцы, иммигранты и т.п.).
§ кризис прежней системы ценностей, смена идеологии, которая потребовала популяризации демократических ценностей и формирования позитивного отношения у старшеклассников к правительству, органам власти, а также повышения интереса учащихся к политическому участию в делах своей страны,
§ появление различных форм социальной нестабильности (безработица, высокий уровень инфляции), углубившееся в обществе расслоение по материальному признаку,
§ обновление механизма социальной защиты белорусских граждан,
§ ослабление роли семьи, а также утрата многими семьями, особенно с низким материальным достатком, общественных ориентаций,
§ повышенное внимание в учебно-воспитательном процессе школы к правам человека в ущерб вопросу исполнения гражданских обязанностей,
§ увеличением количества детей с неопределенным социальным статусом (беспризорные, беженцы, иммигранты и т.п.).
Содержание и формы гражданского образования имеют конкретно-исторический характер. На развитие гражданского образования определяющее влияние оказывает динамика общественно-политической жизни: смена общественно-экономических формаций, политических режимов, правящих партий, форм государственного управления и пр. Своего расцвета гражданское образование достигает в демократическом обществе, когда гражданское образование реализуется в системе (представляет собой блок из нескольких обязательных учебных дисциплин, изучаемых на протяжении всего периода обучения в школе), характеризуется максимальным разнообразием форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В своем становлении гражданское образование прошло несколько этапов.
Еще Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государства, а в эпоху античности все образование по своей сути было гражданским, т.е. содержание, формы и методы образовательной деятельности в этот период были направлены исключительно на формирование гражданина античного государства. Истоком современного гражданского образования принято считать введение во Франции в конце ХIХ века обязательного учебного предмета гражданское воспитание.
Еще Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государства, а в эпоху античности все образование по своей сути было гражданским, т.е. содержание, формы и методы образовательной деятельности в этот период были направлены исключительно на формирование гражданина античного государства. Истоком современного гражданского образования принято считать введение во Франции в конце ХIХ века обязательного учебного предмета гражданское воспитание.
Гражданин – это одна из основных социальных ролей человека, которая охватывает широкую сферу социальных отношений: личность – государство, государственные структуры, личность – общество, общественные институты, личность – другие граждане. Посредством этих отношений личность принимает нравственно-правовые нормы, действует в социуме, осознанно и ответственно реализует свои права, обязанности и свободы в процессе жизнедеятельности. Современная трактовка данного понятия существенно отличается от представлений о сущности гражданина в ХХ веке. Если в советский период акцент делался на подчиненности личных интересов государственным, а вся воспитательно-образовательная деятельность школы строилась с учетом «полезности» личности для общества, то сегодня ставится задача по формированию «человека – гражданина мира без потери национальных корней», способного к самореализации в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального мира.
Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.
В современных условиях гражданское воспитание учащихся как направление воспитательной работы школы дополняется демократическим гражданским образованием (обучением для демократии) – специально организованной урочной деятельностью, направленной на освоение школьником социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями).
Педагогическая деятельность по формированию гражданина охватывает все уровни учебно-воспитательного процесса современной школы и составляет сущность гражданского воспитания школьников, которое осуществляется средствами внеклассной и внешкольной работы и через содержание учебного материала при реализации воспитывающей функции обучения.
В современных условиях гражданское воспитание учащихся как направление воспитательной работы школы дополняется демократическим гражданским образованием (обучением для демократии) – специально организованной урочной деятельностью, направленной на освоение школьником социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения (гражданскими компетенциями).
Генеральной Ассамблеей ООН 2001-2010 годы провозглашены Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты. В соответствии с принятой на 53 сессии резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН идеи ненасилия и культуры мира становятся одними из ведущих при организации воспитательной деятельности в учебных заведениях, а педагогика мира является одним из активно развивающихся направлений педагогики.
Проблемы разработки концептуальных основ культуры и педагогики мира, а также их внедрения в образовательную практику были широко освещены в рамках Европейского проекта «Учимся и учим культуре мира». В проекте в 1997-1999 г.г. участвовали ряд школ и внешкольных воспитательных учреждений Беларуси и России, среди них педагогическая гимназия №3 г. Минска, Национальный центр творчества детей и молодежи министерства образования Республики Беларусь, школа – лицей №130 г. Минска, Браславская гимназия, комплекс внешкольной работы «Золак», Академия последипломного образования Республики Беларусь, Детский сад №85, средние школы №292, №459 Санкт Петербурга, средняя школа №321 г. Москвы, Костромской педагогический университет, Центр творчества юных Костромской области и др.
Полезным и интересным является опыт гимназии № 5 г. Минска по организации учебной и внеурочной деятельности гимназистов, направленной на воспитание у них основ культуры мира, которая осуществляется в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни». Целью внедрения этой программы в образовательный процесс гимназии выступают поддержание здоровья школьников, более эффективное общее развитие личности учеников посредством их приобщения к самым разнообразным видам социально-значимой работы, научно-исследовательской деятельности на основе их собственного выбора и личностного самоопределения.
Проблемы разработки концептуальных основ культуры и педагогики мира, а также их внедрения в образовательную практику были широко освещены в рамках Европейского проекта «Учимся и учим культуре мира». В проекте в 1997-1999 г.г. участвовали ряд школ и внешкольных воспитательных учреждений Беларуси и России, среди них педагогическая гимназия №3 г. Минска, Национальный центр творчества детей и молодежи министерства образования Республики Беларусь, школа – лицей №130 г. Минска, Браславская гимназия, комплекс внешкольной работы «Золак», Академия последипломного образования Республики Беларусь, Детский сад №85, средние школы №292, №459 Санкт Петербурга, средняя школа №321 г. Москвы, Костромской педагогический университет, Центр творчества юных Костромской области и др.
Полезным и интересным является опыт гимназии № 5 г. Минска по организации учебной и внеурочной деятельности гимназистов, направленной на воспитание у них основ культуры мира, которая осуществляется в рамках программы «Здоровье и здоровый образ жизни». Целью внедрения этой программы в образовательный процесс гимназии выступают поддержание здоровья школьников, более эффективное общее развитие личности учеников посредством их приобщения к самым разнообразным видам социально-значимой работы, научно-исследовательской деятельности на основе их собственного выбора и личностного самоопределения.
Основными направлениями педагогической деятельности по формированию у учащихся миротворческого мировоззрения и поведения выступают:
§ развитие у школьников учебными и внеурочными средствами целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли;
§ включение идей культуры мира в содержание учебных дисциплин как условие развития у учащихся глобального мышления;
§ воспитание и обучение школьников в духе ненасилия, способствующее установлению гуманистического типа отношений между людьми;
§ экологическое воспитание школьников, направленное на формирование у них охранно-созидательных отношений в системе «Природа, социум, человек»;
§ гражданское образование учащихся, способствующее развитию у них ответственности, гражданственности, патриотизма.
В совместной деятельности детей и взрослых в работе по данным направлениям актуален принцип "Мыслить глобально – действовать локально", утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечеловеческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.
§ развитие у школьников учебными и внеурочными средствами целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли;
§ включение идей культуры мира в содержание учебных дисциплин как условие развития у учащихся глобального мышления;
§ воспитание и обучение школьников в духе ненасилия, способствующее установлению гуманистического типа отношений между людьми;
§ экологическое воспитание школьников, направленное на формирование у них охранно-созидательных отношений в системе «Природа, социум, человек»;
§ гражданское образование учащихся, способствующее развитию у них ответственности, гражданственности, патриотизма.
В совместной деятельности детей и взрослых в работе по данным направлениям актуален принцип "Мыслить глобально – действовать локально", утверждающий созидательную позицию во взаимодействии с миром и окружающей средой на фоне общечеловеческих проблем, затрагивающих жизнедеятельность каждого.
В последние десятилетия обострились глобальные проблемы человечества, связанных с мирным сосуществованием народов планеты, экологией, демографическими проблемами, охраной здоровья людей, кризисом культуры и воспитания. Разрешение этих проблем предполагает поиск адекватных нравственно-этических решений утверждение новых общечеловеческих ценностей и отражение их в индивидуальном и коллективном мышлении и поведении людей.
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования. Важнейшей образовательной задачей становится разработка новых педагогических моделей обучения и воспитания, анализ, прогноз и учет тенденций развития сферы образования, факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают:
§ постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов;
§ плюралистическая направленность мировоззрения, широта видения мира, признание равноправными и равноценными разных точек зрения на мир, «образов мира»;
Главная роль в осуществлении этих процессов отводится системе образования. Важнейшей образовательной задачей становится разработка новых педагогических моделей обучения и воспитания, анализ, прогноз и учет тенденций развития сферы образования, факторов формирования личности в глобальных условиях. В современных концепциях образования появляются новые цели и задачи по разработке и отбору содержания и соответствующих технологий обучения и воспитания, направленных на развитие у обучающегося нового видения мира, миротворческого и глобального мышления, характерными чертами глобального мышления и поведения личности выступают:
§ постоянное внимание к событиям и проблемам глобального мира, понимание их причин, характера и масштабов;
§ плюралистическая направленность мировоззрения, широта видения мира, признание равноправными и равноценными разных точек зрения на мир, «образов мира»;
Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком – это система последовательного развертывания проекта педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленных воспитательных целей. В узком – это проявление индивидуального мастерства педагога в отборе и реализации им оптимальных средств, форм и методов педагогического воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.
Методами, составляющими основу традиционной воспитательной технологии являются убеждение, упражнение, мотивация (поощрение и наказание). Наиболее распространенной классификацией методов воспитания выступает система методов, отражающая единство целевой, содержательной и процессуальной составляющих воспитательного процесса (Г.И. Щукина). В соответствии с этой классификацией выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности
Однако, как показывают результаты воспитательной практики, в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить традиционные методики воспитания методами, приемами и средствами гуманистической технологии. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.
Учет актуальных потребностей детей разного возраста.
Методами, составляющими основу традиционной воспитательной технологии являются убеждение, упражнение, мотивация (поощрение и наказание). Наиболее распространенной классификацией методов воспитания выступает система методов, отражающая единство целевой, содержательной и процессуальной составляющих воспитательного процесса (Г.И. Щукина). В соответствии с этой классификацией выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности
Однако, как показывают результаты воспитательной практики, в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить традиционные методики воспитания методами, приемами и средствами гуманистической технологии. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.
Учет актуальных потребностей детей разного возраста.
Основное содержание воспитания определяется потребностями и интересами растущей личности, общечеловеческими ценностями и базовыми компонентами культуры личности.
Можно выделить несколько основных составляющих культуры личности, в процессе формирования которых реализуется содержание воспитания.
1. Нравственно-этическая культура.
Содержание воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения.
Критерии сформированности нравственно-этической культуры:
сформированность ведущих нравственных качеств;
развитость этических норм поведения;
умение понимать человека и сопереживать ему;
Можно выделить несколько основных составляющих культуры личности, в процессе формирования которых реализуется содержание воспитания.
1. Нравственно-этическая культура.
Содержание воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения.
Критерии сформированности нравственно-этической культуры:
сформированность ведущих нравственных качеств;
развитость этических норм поведения;
умение понимать человека и сопереживать ему;
В педагогической практике зарубежных стран имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как относительно жесткое руководство учащимися, формирование у них заданных обществом качеств личности. Такой подход соответствует так называемой авторитарной, технократической педагогике. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название – гуманистическая школа. Другими словами, воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.
Разработчики технократической, авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательного процесса школы и общества является формирование "функционального" человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в воспитательных концепциях США эти роли были определены следующим образом: гражданин, работник, семьянин, потребитель. По Скиннеру – создателю технократической педагогики, воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также исходят из того, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе существует угроза манипулирования личностью, опасность воспитать в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. При этом воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Разработчики технократической, авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательного процесса школы и общества является формирование "функционального" человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в воспитательных концепциях США эти роли были определены следующим образом: гражданин, работник, семьянин, потребитель. По Скиннеру – создателю технократической педагогики, воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также исходят из того, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе существует угроза манипулирования личностью, опасность воспитать в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. При этом воспитание понимается как модификация поведения, как выработка "правильных" поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.
Важнейшими задачами воспитания выступают:
1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и формирование опыта нравственного поведения.
2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.
3. Формирование трудовых и жизненных навыков означает воспитание у учащихся творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения.
1. Нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; воспитание моральных качеств (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и формирование опыта нравственного поведения.
2. Формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей.
3. Формирование трудовых и жизненных навыков означает воспитание у учащихся творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения.