Наука » Педагогика » Дидактика
Процесс обучения, как процесс передачи накопленного опыта подрастающим поколениям долгое время (вплоть до конца XVI в.) в основном носил характер индивидуального ученичества. Это позволяло дифференцированно осуществлять процесс обучения, но затрудняло процесс формирования межличностных отношений. Впервые опыт коллективного обучения был применен и обоснован Я.А. Коменским. С возникновением и развитием коллективных форм обучения возникла и необходимость принципа индивидуального подхода к учащемуся.
Именно в коллективе появляется потребность самовыражения, потребность в общении и в подражании. Поэтому необходимо воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для активной работы каждого ученика.
Индивидуальный подход - это не работа с отстающими учащимися, его необходимо применять к каждому члену детского коллектива. При этом нужно учитывать, какое место в нем занимает ученик, как к нему относятся товарищи. Нельзя, например, обращаться к одному ученику по имени, а к другому по фамилии. Отношение ко всем учащимся должно быть ровным и доброжелательным.
Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, необходимо учитывать их восприимчивость к учебе, или обучаемость. Признаки обучаемости: запас знаний и навыков; восприимчивость к усвоению нового материала и умение осмыслить его; умение самостоятельно применять усвоенные знания при решении разнообразных задач; умение обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т. п.
Именно в коллективе появляется потребность самовыражения, потребность в общении и в подражании. Поэтому необходимо воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для активной работы каждого ученика.
Индивидуальный подход - это не работа с отстающими учащимися, его необходимо применять к каждому члену детского коллектива. При этом нужно учитывать, какое место в нем занимает ученик, как к нему относятся товарищи. Нельзя, например, обращаться к одному ученику по имени, а к другому по фамилии. Отношение ко всем учащимся должно быть ровным и доброжелательным.
Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, необходимо учитывать их восприимчивость к учебе, или обучаемость. Признаки обучаемости: запас знаний и навыков; восприимчивость к усвоению нового материала и умение осмыслить его; умение самостоятельно применять усвоенные знания при решении разнообразных задач; умение обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т. п.
Выдающейся фигурой педагогики 19 века был Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841). Первый педагогический труд посвятил творчеству Песталоцци. Последующие сочинения («Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Первые лекции по педагогике»)были скорее шлифовкой наработанной методологии. Вместе с тем Гербарт сделал много для разработки педагогики как научной дисциплины, со своей системой понятий. В поисках фундаментальных условий эффективности УВП немецкий педагог стремился к выявлению «тезисов и основоположений», отвергая крайности как сугубо эмпирический, так и сугубо философской педагогики. В своих трудах он предпринял шаги по внедрению в педагогику научных результатов, в первую очередь психологии(«Письма о приложении психологии к педагогике»). В области обр Гербарт предлагал разделение школ на 3 типа(школы не были связанные преемственностью):
* элементарную, *городскую, *гимназию;
(школы не были связанные преемственностью).Реальная школа предлагалась тем, кто будет заниматься ремеслом, торговлей(видами практ. деят-ти). Для избранных, готовящих себя к умственным занятиям, рекомендовалось классическое обр.
Гербарт опирался на «практическую философию»- этику и психологию: первая намечает цели, вторая- способы осущ-я. Ставит в основу волеизъявление личности, «разв собственных душевных состояний». Он подчинял пед. Процесс 5 критериям:
*внутренней свободе, * совершенству,*благожелательности, *законности,*справедливости.
* элементарную, *городскую, *гимназию;
(школы не были связанные преемственностью).Реальная школа предлагалась тем, кто будет заниматься ремеслом, торговлей(видами практ. деят-ти). Для избранных, готовящих себя к умственным занятиям, рекомендовалось классическое обр.
Гербарт опирался на «практическую философию»- этику и психологию: первая намечает цели, вторая- способы осущ-я. Ставит в основу волеизъявление личности, «разв собственных душевных состояний». Он подчинял пед. Процесс 5 критериям:
*внутренней свободе, * совершенству,*благожелательности, *законности,*справедливости.
Наука » Педагогика » Дидактика
Одним из положений декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций, является необходимость создания условий для всесторонней самореализации личности человека. Поэтому важнейшим принципом развития системы образования в России (Закон РФ «Об образовании», 1992 г.) является гуманизация системы образования, что ориентирует нашу школу на организацию разноуровневого обучения. Это привело к возникновению совершенно новых образовательных учреждений: появились гимназии, лицеи, частные учебные заведения, специальные классы в отдельных общеобразовательных школах, разрабатываются авторские программы. Все это действительно создает разнообразные условия для всестороннего развития возможностей и способностей каждого ребенка. Такие изменения в системе образования рассматриваются как реформа этой системы, но как реформа социально-экономического характера, а не дидактического.
Процесс обучения по своей сути - дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. Сегодня действительно меняются общественные ценности, поэтому естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание.
Процесс обучения по своей сути - дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. Сегодня действительно меняются общественные ценности, поэтому естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание.
Одна из крупнейших фигур педагогики первой половины 19 в- Фридрик Адольф Вильгельм Дистерверг(1790-1866), проводивший свои исследования в области народной массовой школы. Он создал «Руководство к обр немецких учителей», свыше 20 учебников. Выступал с идеей общечеловеческого воспитания, национального по форме:»Человек- мое имя, немец- прозвище». Высшая цель воспитания определялась в духе Платона , как «служение истине, красоте, добру». Основной педагогический труд-«Руководство к обр немецких учителей», в котором сформулированы 2 основных принципа обч и всп- *природосообразности и *культуросообразности- как наиболее способствующее»развивающее -воспитательному образовательному обучению». Принцип природосообразности требовал следовать в воспитании и обучении природе чел-ка, с учетом индивидуальных способностей и наклонностей. Принцип культуросообразности предписывал организацию УВП на основе «внешней, внутренней и общественной» культуры. Первая включала нормы морали, быта, вторая- духовную жизнь человека, третья -социальные отношения и национальную культуру.
Дистерверг создал дидактику развивающего обучения, изложив ее в виде 33 законов и правил. Природосообразное всп предполагало обучение в соответствии с особенностями детского восприятия: от примеров -к правилу, от предметов и представлений -к обозначающим их словам. Важнейшим критерием считалось сознательное усвоение материала, умение его изложить. Цель всп, по Дистервергу,- развитие самодеятельности, благодаря ктр чел-к может распорядиться собственной судьбой, продолжить образование. Огромное значение уделяется развитию духовных потребностей. Обч и всп призвано к образованию характера, развитию силы ума. В своей концепции «развивательного, воспитательного и образовательного обч» он делает упор на необходимости отхода от «формальных» целей обучения. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями.
Дистерверг создал дидактику развивающего обучения, изложив ее в виде 33 законов и правил. Природосообразное всп предполагало обучение в соответствии с особенностями детского восприятия: от примеров -к правилу, от предметов и представлений -к обозначающим их словам. Важнейшим критерием считалось сознательное усвоение материала, умение его изложить. Цель всп, по Дистервергу,- развитие самодеятельности, благодаря ктр чел-к может распорядиться собственной судьбой, продолжить образование. Огромное значение уделяется развитию духовных потребностей. Обч и всп призвано к образованию характера, развитию силы ума. В своей концепции «развивательного, воспитательного и образовательного обч» он делает упор на необходимости отхода от «формальных» целей обучения. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями.
Наука » Педагогика » Дидактика
Стандартизация образования является одной из тенденций его развития. Основным нормативным документом наряду с Законом «Об образовании» является государственный образовательный стандарт.
Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.
В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента:
– федеральный;
– национально-региональный;
– местный, школьный.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
– описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.
В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента:
– федеральный;
– национально-региональный;
– местный, школьный.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
– описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
17 век-век глобальных перемен, идей, поэтому называется «великая дидактика».
Двоякость взглядов Коменского: с одной стороны-механистичность(бумага-ученик, шрифт-учебник, черная краска-голос преподавателя, печатный станок-дисциплина; сравнивает школу с машиной; с другой стороны – Коменский епископ и его теория воспитания строится на идеи: человек – существо божье, которое готовится к миру вечному. У человека 3 жизни: 1-во чреве, 2-жизнь, 3-вечная, каждая самодостаточна и закрыта). Коменский был основоположником педагогики нового времени. Основной принцип Коменского – природосообразность. Все строится по принципу аналогии природному. Выдвигает идею учить всех всему. Всех-бедных, богатых, мальчиков/девочек,тупых/даровитых- никто не может стать человеком, если его не обучать. Всему:наукам,благочестии,нравственности(познание окр м, стремление к Богу,умение управлять собой-самосовершенствование). Надо давать детям основание вещей, знания для понимания окружающего мира. Учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию. Коменский – философ, кот верит в спасительную силу разума. Он епископ-должен искать спасение свыше, а ищет в уме чела.
Коменский поставил вопрос о границах общего образования. Образование начинается в момент зарождения- материнская школа(от рождения до 6 лет). Это своеобразная форма семейного воспитания. Подготовка к школе. Надо дать первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы. Игра-главное, не мешать детям играть.
Двоякость взглядов Коменского: с одной стороны-механистичность(бумага-ученик, шрифт-учебник, черная краска-голос преподавателя, печатный станок-дисциплина; сравнивает школу с машиной; с другой стороны – Коменский епископ и его теория воспитания строится на идеи: человек – существо божье, которое готовится к миру вечному. У человека 3 жизни: 1-во чреве, 2-жизнь, 3-вечная, каждая самодостаточна и закрыта). Коменский был основоположником педагогики нового времени. Основной принцип Коменского – природосообразность. Все строится по принципу аналогии природному. Выдвигает идею учить всех всему. Всех-бедных, богатых, мальчиков/девочек,тупых/даровитых- никто не может стать человеком, если его не обучать. Всему:наукам,благочестии,нравственности(познание окр м, стремление к Богу,умение управлять собой-самосовершенствование). Надо давать детям основание вещей, знания для понимания окружающего мира. Учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию. Коменский – философ, кот верит в спасительную силу разума. Он епископ-должен искать спасение свыше, а ищет в уме чела.
Коменский поставил вопрос о границах общего образования. Образование начинается в момент зарождения- материнская школа(от рождения до 6 лет). Это своеобразная форма семейного воспитания. Подготовка к школе. Надо дать первые представления об окружающих его предметах и явлениях природы. Игра-главное, не мешать детям играть.
Наука » Педагогика » Дидактика
Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Учебники и учебные пособия
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
Основным видом учебной литературы является учебник. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.
В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
Учебники и учебные пособия
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
Основным видом учебной литературы является учебник. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.
В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
Наука » Педагогика » Дидактика
Педагогическое требование - это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования через предъявляемые требования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся
Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования через предъявляемые требования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся
Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.
Наука » Педагогика » Дидактика
Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.
Процесс обучения - это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление.
Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
1) целевой;
2) стимулирующе-мотивационный;
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.
Процесс обучения - это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление.
Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
1) целевой;
2) стимулирующе-мотивационный;
Наука » Педагогика » Дидактика
Самообразование — это образование, приобретаемое вне образовательных заведений, путем самостоятельного обучения. Характер самообразования предопределяется социально-политическими и общественными условиями.
Самообразование как процесс приобретения знаний тесно связано с самовоспитанием и считается одной из его частей.
Полученные в школе знания нуждаются в закреплении и детальном углублении. А это значит, что в домашних условиях ученик должен самостоятельно, т.е. без посторонней помощи, понять новый материал, изложенный в учебниках и других источниках, помимо этого, он обязан выполнить упражнения творческого характера и решить математические задачи.
Домашняя работа опирается на самостоятельность, сознательность, активность и инициативность самого школьника. Учентк сам определяет время её выполнения, темп и ритм своей работы.
Домашнее задания подразделяют на следующие виды:
· задания, направленные на подготовку ученика к восприятию нового материала при изучении новой темы;
· задания, направленные на закрепление ЗУНов;
· задания, направленные на применение знаний на практике;
· задания творческого характера.
Задания составляются с учетом реальных возможностей выполнения школьниками в следующих временных пределах:
1кл-1ч, 2-до1.5ч, 3-4 - до 2ч, 5-6 - 2.5ч, 7 - до 3, 8-11 - до4.
Любое ДЗ должно выводить школьника на новый уровень его познавательной деятельности, должно стимулировать его любознательность и т.д. Поисковый хар-р задания - вот гл.признак домашней работы. Такую работу нужно постоянно проверять и анализировать в классе, поощрять учащихся и предсказывать перспективы их роста.
Самообразование как процесс приобретения знаний тесно связано с самовоспитанием и считается одной из его частей.
Полученные в школе знания нуждаются в закреплении и детальном углублении. А это значит, что в домашних условиях ученик должен самостоятельно, т.е. без посторонней помощи, понять новый материал, изложенный в учебниках и других источниках, помимо этого, он обязан выполнить упражнения творческого характера и решить математические задачи.
Домашняя работа опирается на самостоятельность, сознательность, активность и инициативность самого школьника. Учентк сам определяет время её выполнения, темп и ритм своей работы.
Домашнее задания подразделяют на следующие виды:
· задания, направленные на подготовку ученика к восприятию нового материала при изучении новой темы;
· задания, направленные на закрепление ЗУНов;
· задания, направленные на применение знаний на практике;
· задания творческого характера.
Задания составляются с учетом реальных возможностей выполнения школьниками в следующих временных пределах:
1кл-1ч, 2-до1.5ч, 3-4 - до 2ч, 5-6 - 2.5ч, 7 - до 3, 8-11 - до4.
Любое ДЗ должно выводить школьника на новый уровень его познавательной деятельности, должно стимулировать его любознательность и т.д. Поисковый хар-р задания - вот гл.признак домашней работы. Такую работу нужно постоянно проверять и анализировать в классе, поощрять учащихся и предсказывать перспективы их роста.
Наука » Педагогика » Дидактика
Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Это золотое правило дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать и через это вести к знанию. К.Д. Ушинский говорил, что необходимо изыскивать возможность во время урока дать ребенку что-нибудь посмотреть, услышать, потрогать, понюхать, лизнуть для того, чтобы в познавательном процессе были задействованы чувства. При невозможности использовать на всех этапах педагогического процесса реальные предметы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.
Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т.А. Ильиной, подразделить на:
естественную наглядность (предметы объективной реальности);
экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
звуковую наглядность (магнитофон);
символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).
Однако, использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному и словесно-логическому.
Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно, согласно концепции Т.А. Ильиной, подразделить на:
естественную наглядность (предметы объективной реальности);
экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
звуковую наглядность (магнитофон);
символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).
Однако, использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному и словесно-логическому.
Наука » Педагогика » Дидактика
Роль мотивации в обучении: Учебная деятельность идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Методы формирования познавательного интереса:
прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов ( биографии интересных людей, предсказания научных фантастов, аналогии, показ опытов и т.д.)
применения приема удивления, например, парадокс Паскаля, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Методы формирования познавательного интереса:
прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов ( биографии интересных людей, предсказания научных фантастов, аналогии, показ опытов и т.д.)
применения приема удивления, например, парадокс Паскаля, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.