Дидактика И.Ф.Гербарта.

Наука » Педагогика » История педагогики и образования
Выдающейся фигурой педагогики 19 века был Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841). Первый педагогический труд посвятил творчеству Песталоцци. Последующие сочинения («Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Первые лекции по педагогике»)были скорее шлифовкой наработанной методологии. Вместе с тем Гербарт сделал много для разработки педагогики как научной дисциплины, со своей системой понятий. В поисках фундаментальных условий эффективности УВП немецкий педагог стремился к выявлению «тезисов и основоположений», отвергая крайности как сугубо эмпирический, так и сугубо философской педагогики. В своих трудах он предпринял шаги по внедрению в педагогику научных результатов, в первую очередь психологии(«Письма о приложении психологии к педагогике»). В области обр Гербарт предлагал разделение школ на 3 типа(школы не были связанные преемственностью):
* элементарную, *городскую, *гимназию;
(школы не были связанные преемственностью).Реальная школа предлагалась тем, кто будет заниматься ремеслом, торговлей(видами практ. деят-ти). Для избранных, готовящих себя к умственным занятиям, рекомендовалось классическое обр.
Гербарт опирался на «практическую философию»- этику и психологию: первая намечает цели, вторая- способы осущ-я. Ставит в основу волеизъявление личности, «разв собственных душевных состояний». Он подчинял пед. Процесс 5 критериям:
*внутренней свободе, * совершенству,*благожелательности, *законности,*справедливости.
Ядром идеи о гармоничном разв служило формирование нравственного чел-ка. Именно всп должно создавать гармонию волеизъявления и выработки интересов. Пути достижения гармонии- управление, обч и нравств всп. Управление поддерживает порядки, оно создает предпосылки к всп. Управление включает такие ср-ва, как»угроза, надзор, запрет,..». Угроза должна дополняться надзором(сама по себе не имеет эффекта,но даже с надзором оставляет место для лазеек). Имеют место приказания и запреты, точные и конкретные. Для детей-нарушителей предлагалось вест штрафную книгу и телесные наказания. Система наказаний Гербарта широко применялась в нем., русск., фр. уч. заведениях. Вспомогательными ср-ми управления выступают авторитет и любовь.
Различая 6 самостоятельных видов интересов( эмпирический, умозрительных, эстетический, симпатический, социальный, религиозный), выделяет 4 ступени обч:1.ясность(это углубление в состоянии покоя), 2.ассоциацию( это углубление в состоянии движения), 3.систему( это осознание в состоянии покоя), 4.метод(это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам). Выделяются 3 вида обч: описательное, аналитическое, синтетическое. Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса. Гербарт считал необходимым так вести преподавание, чтобы навстречу новым впечатлениям, сообщаемым учителем, в душе ученика поднимались вереницей уже имеющиеся у него представления. Усвоение новых представлений на основе имеющегося у учащихся предшествующего опыта он называл апперцепцией. Он придавал ей большое значение в процессе обучения и тесно связывал с ней интерес и внимание. Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина — это и условие, и результат воспитания.
Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался
Гербарт требовал от наставника считаться с личностью ребенка, находить доброе в душе ребенка и на это опираться. Общее кредо: педагогика как наука и искусство.
Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина — это и условие, и результат воспитания.
Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.
В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.
Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас же зажечь другую».
К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:
1. Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.
2. Определять воспитанника, т. е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».
3. Устанавливать четкие правила поведения.
4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т. е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.
6. «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.
В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательные наказания в отличие от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.
Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитанию предстоит ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети имели возможность проявлять свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми мерами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающих детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считал, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартианской теории.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.