Воспитание ребенка как человека культур

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Воспитание в этой концепции опре­деляется как процесс педагогической помощи ребенку в ста­новлении его субъектности, культурной идентификации, со­циализации, жизненном самоопределении.

К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, куль­туры, относятся:

- жизнетворчество - включение детей в решение ре­альных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;

- социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятель­ности, развитие его духовных и практических потребнос­тей, осуществление жизненного самоопределения;

- культурная идентификация - востребованность куль­турных способностей и свойств личности, актуализация чув­ства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

- духовно-нравственное развитие личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирова­ние внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

- индивидуализация - поддержка индивидуальности, са­мобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

Цель воспитания, как утверж­дает Е.В. Бондаревская, - это целостный человек культуры.

Принципы:

- природосообратости, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;

- культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству - как культурному феномену; к ребенку - как к субъекту жиз­ни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу - как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию - как к культурному процессу; к школе - как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;

- индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ори­ентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направлен­ность воспитания на выявление, сохранение и развитие ин­дивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку про­цессов саморазвития, самовоспитания;

- ценностно-смыслового подхода, направленного на создание условий для обретения ребенком смысла своего уче­ния, жизни, на воспитание личностных смыслов всего проис­ходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

- сотрудничества, предусматривающего объединение це­пей детей и взрослых, организацию совместной жизнедея­тельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, и взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Основу содержания процесса воспитания ребенка составляет субъективный опыт личности с его ценностями и мыслями, умениями и способностями, социальными навыка­ми и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми ука­зывает на становление личности как человека культуры:

а) аксиологический (ценностно-смысловой), включающего универсальные общечеловеческие ценности, которые «при­сваиваются» сознанием и становятся личностными смысла­ми отношений человека к миру, людям, самому себе;

б) культурологический - различные «культурные зада­ния» и культурные среды, в которых разворачивается жиз­недеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в со­держание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.;

в) жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллек­тивные творческие дела), технологии жизни, способы изме­нения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;

г) морально-этический - накопление опыта пережива­ния и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;

д) гражданский - участие в общественно полезных де­лах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав че­ловека и другие ситуации, развивающие опыт гражданско­го поведения;

е) личностный - насыщенность жизнедеятельности де­тей ситуациями реальной ответственности, свободного вы­бора, принятия решений, рефлексии своих поступков, по­ведения, способов самооценки, самокоррекция и самовос­питания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;

ж) индивидуально-творческий - средства развития способ­ностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Содержание воспитания по мере развития детей насыщает­ся их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями.

Механизм воспитания. Автор концепции обозначает лишь некоторые компонен­ты технологии личностно-ориентированного воспитания:

- изучение узловых событий жизни ребенка;

- педагогическая интерпретация его индивидуальных осо­бенностей;

- эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;

- совместное с учеником проектирование этапов его даль­нейшего развития;

- адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;

- вовлечение его в педагогические и жизненные события;

- раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

Критерии воспитанности:

1) уровень цен­ностно-смыслового развития и самоорганизации личности,

2) способность к нравственной саморегуляции поведения,

3) мера педагогической помощи, которая необходима уча­щемуся в самостроительстве собственной личности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.