ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, термин, обозначающий накопленные знания, умение, мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Под инвестициями в человеческий капитал понимаются текущие и капитальные затраты, ведущие к повышению качества рабочей силы: росту образовательного и профессионального уровня работников, их квалификации, улучшению здоровья и развитию способностей, повышению трудовой мобильности. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г.
Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведёт к увеличению ВВП на 5-15%. Ещё выше отдача от вложений в образование в развивающихся странах. Беспрецедентный скачок в индустриальном развитии стран Юго-Восточной Азии стал возможным благодаря высоким темпам накопления человеческого капитала на базе развития всеобщего образования.
Действует общемировой процесс опережающего роста вложений в человеческий капитал по сравнению с материальными капитальными вложениями. В 2000 г. общий объём инвестиций (государственных и частных) в человека в США и странах Западной Европы превысил все частные и государственные капитальные вложения в средства производства в 4 раза.
Рыночный механизм не может обеспечить достаточные инвестиции в человеческий капитал, в особенности по таким направлениям, как общее начальное и среднее образование, здравоохранение, вследствие того, что отдача от них носит в большинстве случаев долгосрочный характер и на частной основе эти услуги недоступны бедным слоям населения. Поэтому в этих сферах значительная нагрузка ложится на государство. Государственные программы в области человеческих ресурсов расширяются наиболее быстрыми темпами. Так, их доля в федеральном бюджете США увеличилась с 28% в 1960-х гг. до 50% в начале 1990-х гг. Государственные расходы на образование и здравоохранение составили в Японии 8,5%, в Великобритании и ФРГ более 10% ВВП.
По ряду важных показателей развития человеческого капитала - грамотности взрослого населения, средней продолжительности и качеству обучения, развитию бесплатной медицинской помощи - РФ до недавнего времени находилась в числе стран с высоким их уровнем. Однако незавершённость реформ, особенно в социальной сфере, отсутствие последовательной долгосрочной социально-экономической стратегии и эффективной социальной политики привели к тому, что основные показатели развития человеческого капитала значительно ухудшились. Дальнейший ход российских реформ во многом зависит от преодоления этих негативных тенденций и создания условий для успешного развития человеческого капитала. В этом залог экономического роста страны и благосостояния населения.
С. А. Хавина.
Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведёт к увеличению ВВП на 5-15%. Ещё выше отдача от вложений в образование в развивающихся странах. Беспрецедентный скачок в индустриальном развитии стран Юго-Восточной Азии стал возможным благодаря высоким темпам накопления человеческого капитала на базе развития всеобщего образования.
Действует общемировой процесс опережающего роста вложений в человеческий капитал по сравнению с материальными капитальными вложениями. В 2000 г. общий объём инвестиций (государственных и частных) в человека в США и странах Западной Европы превысил все частные и государственные капитальные вложения в средства производства в 4 раза.
Рыночный механизм не может обеспечить достаточные инвестиции в человеческий капитал, в особенности по таким направлениям, как общее начальное и среднее образование, здравоохранение, вследствие того, что отдача от них носит в большинстве случаев долгосрочный характер и на частной основе эти услуги недоступны бедным слоям населения. Поэтому в этих сферах значительная нагрузка ложится на государство. Государственные программы в области человеческих ресурсов расширяются наиболее быстрыми темпами. Так, их доля в федеральном бюджете США увеличилась с 28% в 1960-х гг. до 50% в начале 1990-х гг. Государственные расходы на образование и здравоохранение составили в Японии 8,5%, в Великобритании и ФРГ более 10% ВВП.
По ряду важных показателей развития человеческого капитала - грамотности взрослого населения, средней продолжительности и качеству обучения, развитию бесплатной медицинской помощи - РФ до недавнего времени находилась в числе стран с высоким их уровнем. Однако незавершённость реформ, особенно в социальной сфере, отсутствие последовательной долгосрочной социально-экономической стратегии и эффективной социальной политики привели к тому, что основные показатели развития человеческого капитала значительно ухудшились. Дальнейший ход российских реформ во многом зависит от преодоления этих негативных тенденций и создания условий для успешного развития человеческого капитала. В этом залог экономического роста страны и благосостояния населения.
С. А. Хавина.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи