Проблема изучения особенностей речевого развития и разработки дифференцированного подхода к коррекции нарушений речевого развития у дошкольников с ЗПР является актуальной, что обусловлено:
1) резким увеличением количества детей с ЗПР, усложнением симптоматики и патогенеза нарушений их психического и речевого развития;
2) недостаточной разработанностью дифференциальной диагностики нарушений речевого развития у этой категории детей;
3) отсутствием экспериментально обоснованных данных об особенностях нарушений речевого развития и их коррекции у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза;
4) тенденцией к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
5) значимостью логопедического воздействия в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом развития речи;
6) недостаточной эффективностью коррекции нарушений речи у детей с ЗПР, что определяет необходимость поиска наиболее оптимальных путей коррекционно-логопедического воздействия.
В работах многих авторов (Н.Ю. Борякова [1], С.В. Зорина [2], С.Ю. Ильина [3], Р.И. Лалаева [4], А.А. Хохлова [5], Н.А. Цыпина [6],
С.Г. Шевченко [7] и др.) имеются данные о состоянии отдельных компонентов речевой системы у дошкольников с ЗПР, однако системного исследования состояния речевой деятельности у этих детей не проводилось. Кроме того, в работах не отражена конкретная специфика нарушений речевого развития и их коррекции при различных клинических вариантах ЗПР.
Наиболее распространенной является классификация ЗПР К.С. Лебединской, в которой выделяется ЗПР конституционального генеза, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и ЗПР церебрально-органического генеза. Среди клинических вариантов ЗПР самой сложной, стойкой и разнообразной по проявлениям является ЗПР церебрально-органического генеза.
Экспериментальное исследование, проводилось на базе МБДОУ
«Детский сад №12 компенсирующего вида» г. Гатчина Ленинградской области. В исследовании принимало участие 30 старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза.
Целью проведения констатирующего эксперимента было выявление состояния как отдельных компонентов речевой системы, их соотношений в структуре речевого дефекта, так и состояния речи как системно-структурного единства. Методика констатирующего эксперимента включала исследование всех компонентов речевой системы.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что особенности речевого развития детей с ЗПР церебральноорганического генеза характеризуются определенной спецификой, которая проявляется: в системном характере речевого недоразвития, в сложности, неоднородности и стойкости речевой патологии, в сочетании различных дефектов речи центрально-органического характера, в преобладании семантического дефекта. У дошкольников отмечается сочетание таких органических речевых нарушений, как стертая псевдобульбарная дизартрия, неврозоподобное заикание. Выявлены 2 типа особенностей: замедление темпа речевого развития и искаженное речевое развитие.
На основе кластерного анализа с учетом степени несформированности различных компонентов речи выделены 3 группы детей с ЗПР.
Первая группа – это дети с минимально нарушенным речевым развитием. В эту группу вошли 7 (23,3%) детей: из них 1 ребенок имеет преимущественно фонетико-фонематическое недоразвитие с легким
отставанием в развитии лексики и грамматического строя речи, стертую псевдобульбарную дизартрию, 6 детей – системное недоразвитие речи, стертую псевдобульбарную дизартрию.
Дети 1 группы показали результаты выше среднего практически по всем заданиям. Некоторые трудности возникали только при исследовании фонематических процессов, относящихся к метаязыковой деятельности, и процесса словообразования некоторых моделей позднего онтогенеза (образование имен существительных со значением вместилища). У детей 1 группы отмечалось равномерное недоразвитие всех компонентов речевой системы.
Вторую группу составили 18 (60%) детей с системным недоразвитием речи средней степени выраженности: из них 16 (53,3%) детей с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией и 2 (6,7%) детей с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией и тоноклоническим заиканием средней степени выраженности.
У дошкольников с ЗПР 2 группы было выявлено, что импрессивная речь, просодия, процесс словоизменения имен существительных, прилагательных и глаголов характеризуется лишь темповой задержкой в
развитии. Артикуляционная моторика, звукопроизношение и навык воспроизведения звуко-слоговой структуры слов значительно нарушены. Наиболее несформированными являются фонематические процессы (фонематический анализ и синтез, фонематические
представления), лексика (структурный и сигнификативный аспекты лексических значений), словообразование, синтаксис предложений. Связная речь задерживаются и нарушаются в своем развитии одновременно.
Третью группу составили 5 (16,7%) детей с тяжелой степенью недоразвития всех сторон речи: из них 3 (10%) детей с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией, 1 (3,3%)
ребенок с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией и тоноклоническим заиканием тяжелой степени выраженности, 1 ребенок (3,3%) с системным недоразвитием речи, моторной алалией и стертой псевдобульбарной дизартрией.
У дошкольников с ЗПР 3 группы отмечается значительное недоразвитие всех сторон речи. При этом наиболее несформированными
являются связная речь, фонематическая система и синтаксическая структура предложений. Менее выраженные, но все же значительные нарушения выявлены в развитии фонетической системы, лексического компонента и процессов словообразования и словоизменения.
Вариативный характер уровня сформированности речевых компонентов у дошкольников с ЗПР затрудняет проведение успешного коррекционно-логопедического процесса. В связи с этим встает
необходимость разработки дифференцированного подхода к коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР церебральноорганического генеза, который будет отвечать потребностям обучения данной категории детей.
Дифференцированная коррекционно-развивающая работа по совершенствованию речи каждой группы детей с ЗПР церебральноорганического генеза проводилась в 3 этапа. На каждом этапе предложены методические рекомендации, представляющие собой шесть разделов, состоящих из нескольких блоков.
1 раздел: Коррекция нарушений фонетической стороны речи
Методика коррекции нарушений фонетической стороны речи предназначена для дошкольников с ЗПР 2 и 3 группы и состоит из нескольких блоков: работа над просодией, звукопроизношением, звукослоговой структурой слова.
2 раздел: Развитие фонематических процессов
Развитие навыка восприятия и дифференциации звуков речи для 2 и 3 групп. Развитие навыка осуществления фонематического анализа
и синтеза, а также фонематических представлений для всех групп.
3 раздел: Развитие лексического компонента речи
Развитие денотативного и прагматического аспекта лексических значений – для детей 3 группы. Формирование сигнификативного аспекта лексических значений – для 2 и 3 группы. Развитие
структурного аспекта лексических значений – для всех групп.
4 раздел: Формирование процесса словообразования – для детей всех групп: непродуктивных моделей – для 1 группы, продуктивных и непродуктивных моделей – для 2 и 3 группы.
5 раздел: Формирование грамматического строя речи.
1) Развитие процесса словоизменения (актуализация продуктивных форм словоизменения – для детей 3 группы, непродуктивных
форм словоизменения – для детей 1 и 2 группы).
2) Развитие синтаксической структуры предложения (коррекция нарушений простых моделей синтаксической структуры предложений – для детей 3 группы, коррекция нарушения семантически сложных моделей синтаксической структуры предложений – для детей 1 и 2 групп).
6 раздел: Совершенствование связной речи
Коррекция нарушений диалогической речи – для детей 3 группы. Формирование смысловой и языковой программы в простых формах связной речи – для детей 3 группы. Формирование смысловой и языковой программы в сложных формах связной речи – для детей 1 и
2 группы.
Дифференцированный подход в процессе коррекционнологопедического воздействия создает необходимые условия эффективного преодоления речевых нарушений у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза.
Список литературы
1. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: автореф. канд. дис.… пед. наук. – М., 1983.
2. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. канд. дис.… пед. наук. – СПб., 1998.
3. Ильина С.Ю. Работа над текстом на уроках русского языка в 5-6 классах вспомогательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Л., 1989.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2000.
5. Хохлова А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы: автореф. канд. дис. … пед. наук. – СПб., 1999.
6. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. – М.: «Компенс-центр», 1994.
7. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Аркти, 2001.
1) резким увеличением количества детей с ЗПР, усложнением симптоматики и патогенеза нарушений их психического и речевого развития;
2) недостаточной разработанностью дифференциальной диагностики нарушений речевого развития у этой категории детей;
3) отсутствием экспериментально обоснованных данных об особенностях нарушений речевого развития и их коррекции у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза;
4) тенденцией к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
5) значимостью логопедического воздействия в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом развития речи;
6) недостаточной эффективностью коррекции нарушений речи у детей с ЗПР, что определяет необходимость поиска наиболее оптимальных путей коррекционно-логопедического воздействия.
В работах многих авторов (Н.Ю. Борякова [1], С.В. Зорина [2], С.Ю. Ильина [3], Р.И. Лалаева [4], А.А. Хохлова [5], Н.А. Цыпина [6],
С.Г. Шевченко [7] и др.) имеются данные о состоянии отдельных компонентов речевой системы у дошкольников с ЗПР, однако системного исследования состояния речевой деятельности у этих детей не проводилось. Кроме того, в работах не отражена конкретная специфика нарушений речевого развития и их коррекции при различных клинических вариантах ЗПР.
Наиболее распространенной является классификация ЗПР К.С. Лебединской, в которой выделяется ЗПР конституционального генеза, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и ЗПР церебрально-органического генеза. Среди клинических вариантов ЗПР самой сложной, стойкой и разнообразной по проявлениям является ЗПР церебрально-органического генеза.
Экспериментальное исследование, проводилось на базе МБДОУ
«Детский сад №12 компенсирующего вида» г. Гатчина Ленинградской области. В исследовании принимало участие 30 старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза.
Целью проведения констатирующего эксперимента было выявление состояния как отдельных компонентов речевой системы, их соотношений в структуре речевого дефекта, так и состояния речи как системно-структурного единства. Методика констатирующего эксперимента включала исследование всех компонентов речевой системы.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что особенности речевого развития детей с ЗПР церебральноорганического генеза характеризуются определенной спецификой, которая проявляется: в системном характере речевого недоразвития, в сложности, неоднородности и стойкости речевой патологии, в сочетании различных дефектов речи центрально-органического характера, в преобладании семантического дефекта. У дошкольников отмечается сочетание таких органических речевых нарушений, как стертая псевдобульбарная дизартрия, неврозоподобное заикание. Выявлены 2 типа особенностей: замедление темпа речевого развития и искаженное речевое развитие.
На основе кластерного анализа с учетом степени несформированности различных компонентов речи выделены 3 группы детей с ЗПР.
Первая группа – это дети с минимально нарушенным речевым развитием. В эту группу вошли 7 (23,3%) детей: из них 1 ребенок имеет преимущественно фонетико-фонематическое недоразвитие с легким
отставанием в развитии лексики и грамматического строя речи, стертую псевдобульбарную дизартрию, 6 детей – системное недоразвитие речи, стертую псевдобульбарную дизартрию.
Дети 1 группы показали результаты выше среднего практически по всем заданиям. Некоторые трудности возникали только при исследовании фонематических процессов, относящихся к метаязыковой деятельности, и процесса словообразования некоторых моделей позднего онтогенеза (образование имен существительных со значением вместилища). У детей 1 группы отмечалось равномерное недоразвитие всех компонентов речевой системы.
Вторую группу составили 18 (60%) детей с системным недоразвитием речи средней степени выраженности: из них 16 (53,3%) детей с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией и 2 (6,7%) детей с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией и тоноклоническим заиканием средней степени выраженности.
У дошкольников с ЗПР 2 группы было выявлено, что импрессивная речь, просодия, процесс словоизменения имен существительных, прилагательных и глаголов характеризуется лишь темповой задержкой в
развитии. Артикуляционная моторика, звукопроизношение и навык воспроизведения звуко-слоговой структуры слов значительно нарушены. Наиболее несформированными являются фонематические процессы (фонематический анализ и синтез, фонематические
представления), лексика (структурный и сигнификативный аспекты лексических значений), словообразование, синтаксис предложений. Связная речь задерживаются и нарушаются в своем развитии одновременно.
Третью группу составили 5 (16,7%) детей с тяжелой степенью недоразвития всех сторон речи: из них 3 (10%) детей с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией, 1 (3,3%)
ребенок с системным недоразвитием речи, стертой псевдобульбарной дизартрией и тоноклоническим заиканием тяжелой степени выраженности, 1 ребенок (3,3%) с системным недоразвитием речи, моторной алалией и стертой псевдобульбарной дизартрией.
У дошкольников с ЗПР 3 группы отмечается значительное недоразвитие всех сторон речи. При этом наиболее несформированными
являются связная речь, фонематическая система и синтаксическая структура предложений. Менее выраженные, но все же значительные нарушения выявлены в развитии фонетической системы, лексического компонента и процессов словообразования и словоизменения.
Вариативный характер уровня сформированности речевых компонентов у дошкольников с ЗПР затрудняет проведение успешного коррекционно-логопедического процесса. В связи с этим встает
необходимость разработки дифференцированного подхода к коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР церебральноорганического генеза, который будет отвечать потребностям обучения данной категории детей.
Дифференцированная коррекционно-развивающая работа по совершенствованию речи каждой группы детей с ЗПР церебральноорганического генеза проводилась в 3 этапа. На каждом этапе предложены методические рекомендации, представляющие собой шесть разделов, состоящих из нескольких блоков.
1 раздел: Коррекция нарушений фонетической стороны речи
Методика коррекции нарушений фонетической стороны речи предназначена для дошкольников с ЗПР 2 и 3 группы и состоит из нескольких блоков: работа над просодией, звукопроизношением, звукослоговой структурой слова.
2 раздел: Развитие фонематических процессов
Развитие навыка восприятия и дифференциации звуков речи для 2 и 3 групп. Развитие навыка осуществления фонематического анализа
и синтеза, а также фонематических представлений для всех групп.
3 раздел: Развитие лексического компонента речи
Развитие денотативного и прагматического аспекта лексических значений – для детей 3 группы. Формирование сигнификативного аспекта лексических значений – для 2 и 3 группы. Развитие
структурного аспекта лексических значений – для всех групп.
4 раздел: Формирование процесса словообразования – для детей всех групп: непродуктивных моделей – для 1 группы, продуктивных и непродуктивных моделей – для 2 и 3 группы.
5 раздел: Формирование грамматического строя речи.
1) Развитие процесса словоизменения (актуализация продуктивных форм словоизменения – для детей 3 группы, непродуктивных
форм словоизменения – для детей 1 и 2 группы).
2) Развитие синтаксической структуры предложения (коррекция нарушений простых моделей синтаксической структуры предложений – для детей 3 группы, коррекция нарушения семантически сложных моделей синтаксической структуры предложений – для детей 1 и 2 групп).
6 раздел: Совершенствование связной речи
Коррекция нарушений диалогической речи – для детей 3 группы. Формирование смысловой и языковой программы в простых формах связной речи – для детей 3 группы. Формирование смысловой и языковой программы в сложных формах связной речи – для детей 1 и
2 группы.
Дифференцированный подход в процессе коррекционнологопедического воздействия создает необходимые условия эффективного преодоления речевых нарушений у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза.
Список литературы
1. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: автореф. канд. дис.… пед. наук. – М., 1983.
2. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. канд. дис.… пед. наук. – СПб., 1998.
3. Ильина С.Ю. Работа над текстом на уроках русского языка в 5-6 классах вспомогательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Л., 1989.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2000.
5. Хохлова А.А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы: автореф. канд. дис. … пед. наук. – СПб., 1999.
6. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. – М.: «Компенс-центр», 1994.
7. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Аркти, 2001.
Источник: Р.И. Лалаева, В.В. Морозова, Л.М. Полякова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи