ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Наука » Педагогика
Многие статьи настоящего сборника раскрывают некоторые средства разрешения противоречия между социальным заказом общества на современного специалиста в сфере начального естественно-математического образования и существующими проблемами формирования профессионально-значимых компетенций студентов.

В документах по модернизации высшего образования особое место отводится переосмыслению теоретических подходов и практических решений в подготовке специалистов. В них подчеркивается, что центральной задачей модернизации образования является обеспечение выпускника не только суммой знаний, но и набором компетенций, рассматриваемых как способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своих обязанностей и профессиональных задач. В педагогическом плане – это ориентация образования на развитие у обучающихся познавательных и созидательных способностей, умения работать самостоятельно.
Следует отметить, что в связи с практически ежегодным сокращением числа часов на изучение дисциплин, доля самостоятельной работы в учебных планах ежегодно возрастает. Однако студенты младших курсов не имеют сформированных навыков самостоятельной работы с информацией.
В современном обществе главным содержанием профессиональной деятельности становится работа с информацией, а информационная культура – важным фактором развития личности, частью общей культуры человека. Следовательно, задачей высшего образования является не столько вооружение будущих специалистов профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и формирование умения учиться, учебных умений.
Несформированность учебных умений (общих и специфических) отрицательно сказывается на уровне и качестве профессионального образования. Зарубежные исследователи Хил Б. Алберс, Л. Брэдвей, Г. Леве, Я. Руднянский, Д. Хамблин и др. определили, что сформированность учебных умений ниже 20% делает обучение невозможным, происходит падение активности в учебной деятельности, производительности учебного труда, мотивации обучения. Это же отмечают в своих работах отечественные ученые: Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, А.К. Громцева, Е.М. Плунгян, Б.А. Русаков, В.П. Симонов [3].
Низкую степень мотивации будущих специалистов в области начального образования при обучении математике можно объяснить обывательским представлением о необходимом уровне образования учителя начальных классов: «Я среднюю школу закончил, знаний на уровне начальной школы у меня достаточно». При таком подходе первый вопрос, который задает студент себе и преподавателю: «За
чем мы это изучаем – в начальной школе это не проходят?» В этом случае человек изначально рассматривает только утилитарную функцию обучения вузе как способ овладеть ремеслом, а не получить высшее образование, расширяющее не только кругозор, но и развивающее мышление. Для того, чтобы изменить такое представление нужна коллективная работа всех преподавателей, участвующих в реализации образовательной программы подготовки специалиста в области начального образования.
Причины низкой мотивированности кроются еще и в том, что многие выпускники не работают по специальности, полученной в вузе. Для педагогических вузов эта проблема довольно актуальна. Низкая оплата труда учителей в школе, невысокий авторитет профессии школьного учителя приводят к тому, что большинство выпускников педагогических вузов в школу не трудоустраиваются. Вместе с тем, престиж высшего образования в обществе достаточно высок, а получить его в педагогическом вузе гораздо проще, чем в наукоемких технических вузах. Все это приводит к тому, что в наших стенах оказываются люди, которые никак не связывают свою будущую профессиональную деятельность с работой в школе. Отсюда – низкая мотивация студентов на формирование профессиональных компетенций.
Особенно остро, как ни странно, обозначенная проблема проявляется в сфере естественно-математического образования. С одной стороны, сегодня значение математической науки в мире значительно выросло. Справедливо утверждение, что во всех странах с высоким уровнем экономического развития, с высокими темпами экономического роста высок и уровень математической образованности общества. Как отмечает И.Ф. Шарыгин, еще Наполеону приписывают следующее высказывание: «Процветание и совершенствование математики тесно связано с благосостоянием государства» [4]. Математика — это также и феномен мировой культуры. Уровень математической культуры общества отражает и уровень его культуры вообще. Неслучайно международные исследования качества школьного образования включают обязательное тестирование знаний школьников по математике.
С другой стороны, наблюдения за образовательным, общекультурным, и, собственно, математическим уровнем современных школьников наводят на печальные размышления и оправдывают са
мые пессимистические прогнозы. Дрейф в сторону невежества – это не субъективное ощущение, а общенациональная тенденция, с весьма неприятными последствиями которой мы уже давно сталкиваемся при обучении первокурсников. Конечно, имеется целый ряд учебных заведений, дающих математическое образование на достаточно высоком уровне, но массовая математическая подготовка не выдерживает никакой критики.
Специалисты отмечают, что за последние годы общий уровень математической подготовки выпускников школ резко снизился. Большинство современных старшеклассников плохо владеет простейшей техникой тождественных преобразований, не умеет строить графики элементарных функций, не обладает пространственным воображением и не имеет навыков логического мышления. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты ЕГЭ. Фактически, должную довузовскую математическую подготовку в государственной системе образования сейчас дают только специализированные математические школы и отдельно взятые учителя-энтузиасты [2].
В России сегодня продолжается, начавшаяся еще в конце 70-х годов деградация математического образования, причем на всех его этажах и по всем направлениям. Как показывают последние международные исследования, уровень математической грамотности наших школьников весьма невысок и продолжает снижаться.
Непременным условием освоения курса математики является необходимость последовательной и планомерной работы студента. Но, к сожалению, далеко не все студенты понимают это. Почувствовав после окончания школы некоторую степень свободы, отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателей и родителей, многие студенты считают необязательным регулярное выполнение заданий, посещение лекций и семинаров и активную работу на занятиях.
Однако усвоение знаний в значительной мере зависит от того,
как учащиеся воспринимают контроль педагога, формы общения с ним, с какой целью работают. Поэтому важно так организовать учебный процесс, выбрать такую форму взаимодействия, чтобы все его участники чувствовали себя комфортно. Все эти факторы принципиально изменяют профессиональную позицию преподавателя вуза, смещая ее в сторону консультирования, наставничества, предоставления студенту большей самостоятельности в процессе обучения. В этом случае профессиональное мастерство преподавателя проявляется в умении создать условия для «открытой познавательной позиции», в умении применять «проактивный подход к обучению».
В современном вузе можно выделить следующие роли препода вателя, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося [1].
Педагог-консультант: отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, осуществляемое как в реальном, так и в дистанционном режиме, которое сосредоточено на решении конкретной проблемы. Консультант либо предписывает консультируемому готовое решение, либо указывает путь решения проблемы. Главная цель преподавателя — научить студента «как учиться».
Педагог-модератор: главная цель педагога – раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В такой модели необходимо использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмен мнениями, суждениями, подводящих студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.
Педагог-тьютор: педагогическое сопровождение обучающихся. Педагог организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность его направлена на работу с субъектным опытом обучающегося. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого; разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности.
Таким образом, своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя вуза заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного педагога [1].
Современная практика показывает, что в рамках отведенных часов все труднее становится реализовывать содержание образовательных программ, используя традиционные формы организации учебной деятельности, методы и средства обучения. Это объясняется

противоречием между происходящими динамичными изменениями в обществе и инерционностью системы образования. Поэтому интенсификация учебного процесса – это одна из приоритетных задач современного образования, связанная с поиском путей повышения эффективности учебного процесса.

Библиографические ссылки
1. Козырев В.А., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностный подход в построении профессиональной подготовки специалиста в области образования // Информационный бюллетень. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2006. № 1(29).
2. Норин А.В., Петрас С.В., Родина Т.В. и др. Сборник задач для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Питер». 2008.
3. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М. 2008
4. Шарыгин И.Ф. Письмо Президенту РФ Б. Н. Ельцину (1997)

Источник: М. И. Калинина, Н. Г. Каменкова, О. А. Граничина, С. В. Сурикова
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.