Образовательные технологии, обладающие акмео-потенциалом

Наука » Психология » Акмеология
Акмео-технология в педагогическом процессе понимается нами как «совокупность психолого-акмео-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку формы, методов, способов, приёмов дидактических условий, содержания обучения на основе общей методологии целеопределения, ориентированного на удовлетворение современной политики государства в области высшего профессионального образования в России» (Чернилевский Д.В., Филатов О.К.). А.А. Деркач определяет такие основные внутренние противоречия сложившейся структуры высшей школы, как предметно разделенное содержание подготовки в вузе и будущая целостная деятельность специалиста, изменение требований к качеству профессиональной деятельности и процессы ее реализации, сохранение традиционных содержательных подходов в методике управления образовательным процессом профессиональной подготовки выпускника, закрепившееся в вузах стремление получить на выходе конечную модель специалиста и акмеологический принцип развития личности на протяжении всего жизненного пути. По его мнению, не совпадают необходимый для профессиональной деятельности и предлагаемый учебными заведениями объем знаний, что связано с несоответствием темпов развития науки, техники и темпов обновления знаний в образовательных системах, а также не коррелируют качество подготовки специалистов и требования производственных ситуаций, с которыми сталкиваются профессионалы в практической деятельности. Все эти особенности находят свое отражение в акмеориентированных технологиях. В. Байденко считает, что данные технологии отражают и возможности в полной мере реализовывать компетентностный подход, рассматриваемый нами как частный случай реализации современного образования как психолого-акмеологического процесса.

Передовой педагогический опыт накопил достаточно много форм и методов организации учебной деятельности студентов, обеспечивающих перевод из учебной деятельности в профессиональноориентированную: постановка и решение в учебном процессе различных профессиональных задач, курсовое и дипломное проектирование по актуальной реальной производственной тематике, разбор конкретных производственных ситуаций, деловые игры, проблемные семинары, ориентированные на квалификационные характеристики специалиста. С помощью этих методов и форм воссоздается не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Включаясь в такую, активную, учебную работу, студент выполняет квазипрофессиональную деятельность, несущую в себе черты как учебной, так и профессиональной деятельности, что и определяет поступательное прогрессивное личностно-профессиональное становление в процессе высшего профессионального образования. Анализ современных образовательных технологий (Селезнева Е.В.) позволяет выделить среди них наиболее перспективные и обладающими акмео-потенциалом (в том числе по критерии гуманитарных технологий).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.